Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFILE PROINFLAMMATORY CYTOKINES AT PATIENTS FROM THE ISOLATED CRANIOCEREBERAL TRAUMA OF AVERAGE AND HEAVY SEVERITY LEVEL

Baykova E.E. 1 Kade A.Kh. 1 Nekhay F.A. 1 Lebedev V.P. 1 Zanin S.A. 1
1 Kuban state medical university of the Ministry of Health Care of the Russian Federation
In the end of XX - the beginning of the XXI-st century the traumatism and, in particular, a craniocereberal trauma becomes more and more actual problem not only medicine, but also any public system as a whole. The craniocereberal trauma can be considered from a position of stressful damage of body with inclusion adaptation-compensation reactions. In work we make an estimation proinflammatory cytokines - interlejkin-1β and interlejkin-6 at 25 patients with craniocereberal trauma average and heavy severity level. It is shown that at patients with craniocereberal trauma average and heavy severity level at standard therapy of the basic proinflammatory cytokine interlejkin-1β authentically does not decrease. Absence of it dictates necessity of search of new additional approaches to treatment of this nosology to warn damaging action proinflammatory cytokines. TES-THERAPY concerns such methods.
proinflammatory cytokines
TES-THERAPY
craniocereberal trauma

Введение. В конце XX-начале XXI века травматизм и, в частности, черепно-мозговая травма (ЧМТ) становится все более актуальной проблемой не только медицины, но и любой общественной системы в целом. Это обусловлено следующим: массовостью её распространения (в среднем в мире 2-4 на 1000 населения в год) с наибольшей поражаемостью детей и лиц молодого возраста; высокой летальностью и инвалидизацией пострадавших, тяжестью последствий со стойкой или временной утратой трудоспособности; преимущественной антропогенностью и техногенностью. Наряду с перечисленным, она приводит к огромным экономическим потерям вследствие затрат на оказание экстренной, стационарной помощи и последующей реабилитации пострадавших, а также значительных расходов на адаптацию выживших с последствиями ЧМТ. Как причина смерти травма занимает третье место в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. При этом почти в 50% случаев причиной смерти вследствие травматизма является ЧМТ [6]. В России смертность в результате травмы занимает второе место (15,8%) после сердечно-сосудистых заболеваний [7], а среди трудоспособного населения травматизм является ведущей причиной смерти. По летальным исходам и инвалидизации населения ЧМТ занимает первое место среди всех видов травмы: по данным ряда авторов летальность у пострадавших с ЧМТ составляет 30,7 - 35,0% [8]. Все перечисленное свидетельствует об актуальности проблемы.

Возможно выделение двух основных направлений лечения ЧМТ: хирургическое и консервативное (улучшение перфузии ткани мозга, нейропротективная терапия). Однако на сегодняшний день все имеющиеся нейропротекторные препараты, испытанные в мультифокальных клинических исследованиях, недостаточно эффективны. Многие препараты, показавшие высокую эффективность в эксперименте, зачастую обладают выраженными побочными эффектами, которые делают их неприменимыми в клинической практике. Поэтому разработка новых подходов к терапии ЧМТ является важнейшей задачей медицины. ЧМТ также можно рассматривать и с позиции стрессового повреждения органа с включением адаптационно-компенсаторных реакций.

ТЭС-терапия направлена на избирательную активацию защитных (антиноцицептивных) механизмов мозга, расположенных в подкорковых структурах. ТЭС-терапия - это метод. увеличивающий степень адаптации организма к повреждению, воздействие которого носит комплексный, системный, гомеостатический характер. В настоящее время известны экспериментальные исследования антигипоксического, противоотечного и иммуномодулирующего эффектов, а также влияние на синтез гипофизарных гормонов [1, 2, 4]. Предполагаемой мишенью для лечебного воздействия ТЭС-терапии на течение изолированной ЧМТ является влияние на цитокиновые сети и стресс-реализующие системы.

Целью исследования явилась оценка уровня провоспалительных цитокинов интерлейкина-1β и интерлейкина-6 в сыворотке крови у больных черепно-мозговой травмой средней и тяжелой степенью тяжести.

Материалы и методы исследования. В работе произведена оценка уровня провоспалительных цитокинов (интерлейкин (ИЛ)-1β, -6) у 25 пациентов с ЧМТ средней и тяжелой степени тяжести, находящихся на стационарном лечении в нейрореанимационном отделении ГБУЗ «ККБ № 1 им. С.В. Очаповского» города Краснодара. Критерии включения пациентов в исследование: возраст пациентов от 31 года до 52 лет, отсутствие аритмий сердца, отсутствие в анамнезе судорожных состояний, эпилепсии, тиреотоксикоза, добровольное согласие на участие в исследовании. Все 25 пациентов - это больные с ЧМТ, получающие стандартное лечение заболевания, согласно протоколу, ведения больных с ЧМТ.

Биохимические исследования проведены в 1-е сутки и в динамике на 8-е сутки пребывания пациентов в стационаре. Количественное определение ИЛ-1β проводили иммуноферментным методом с помощью набора реагентов для иммуноферментного определения содержания ИЛ-1β в сыворотке крови человека (ИНТЕРЛЕЙКИН-1-бета-ИФА-БЕСТ) (ЗАО «Вектор-Бест», Новосибирск, Россия). Количественное определение ИЛ-6 проводили иммуноферментным методом с помощью набора реагентов для иммуноферментного определения содержания ИЛ-6 в сыворотке крови человека (ИНТЕРЛЕЙКИН-6-ИФА-БЕСТ) (ЗАО «Вектор-Бест», Новосибирск, Россия). Исследования проведены на базе центральной научно-исследовательской лаборатории Отдела клинической экспериментальной иммунологии и молекулярной биологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России.

Статистическую обработку полученных данных осуществляли методами непараметрической статистики с помощью программы «Statistika 6». Данные работы представлены в виде M (средних значений) и m (стандартного отклонения средних величин). Сравнение выборок проведено по непараметрическому критерию Вилкоксона, с установлением уровня значимости *p≤0,05 и **p≤0,01.

Результаты исследования и обсуждение. Нами осуществлена обработка данных у 25 пациентов со стандартным лечением ЧМТ средней и тяжелой степени тяжести по протоколу.

Таблица 1.

Динамика провоспалительных цитокинов при стандартной терапии ЧМТ средней и тяжелой степени тяжести

Группа/

Показатель

ЧМТ по протоколу

(1 сутки)

n=25

ЧМТ по протоколу

(8 сутки)

n=25

ИЛ-1β, пг/мл

3,49±1,61

3,30±1,0

ИЛ-6, пг/мл

283,08±111,09

225,37±151,81*

Примечание: *p≤0,05 - по отношению к первым суткам.

У пациентов с ЧМТ уровень ИЛ-1β составил 3,49±1,61 пг/мл (табл. 1) (при норме от 0 до 5 пг/мл). На 8 сутки терапии он составил 3,3±1,00 пг/мл. То есть весь период лечения достоверного (p≥0,05), снижения его уровня не отмечено.

Содержание ИЛ-6 в сыворотке крови достоверно (p≤0,05) уменьшалось в процессе стандартного лечения (табл. 1). При поступлении пациентов его уровень составил 283,08±111,09 пг/мл, что превышало контрольное значение в 40,0 раз (норма от 0 до 7 пг/мл). К моменту выписки пациентов (8 сутки) его уровень составил 225,37±157,81 пг/мл, то есть достоверно (p≤0,05) снизился по отношению к 1 суткам, но он не достиг контрольного значения, и был выше в 32,1 раза (табл. 1).

Выводы. Таким образом, у пациентов с ЧМТ средней и тяжелой степенью тяжести при стандартной терапии не отмечено достоверного снижения уровня провоспалительных цитокинов ИЛ-1β и ИЛ-6 до контрольного уровня. Отсутствие этих изменений указывает на неблагоприятный прогноз, возможность возникновения осложнений [6, 8]. Следовательно, имеется необходимость поиска новых дополнительных подходов к лечению этой нозологии, чтобы предупредить повреждающее действие провоспалительных цитокинов. К таким методам относится ТЭС-терапия. Как свидетельствуют многочисленные работы, при применении ТЭС-терапии, изменения в активности про- и противовоспалительных цитокинов более выражены [1, 2, 3, 4, 5, 9].

Рецензенты:

Брин В.Б., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России, г. Владикавказ.

Колесникова Н.В., д.б.н., заведующая ЦНИЛ Отдела клинической экспериментальной иммунологии и молекулярной биологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, профессор ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, г. Краснодар.