Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF SCIENTIFIC AND INNOVATIVE ACTIVITY IN THE EDUCATION SYSTEM

Andreeva A.V. 1
1 Smolensk University for the Humanities
The comparative analysis of scientific and innovative activity essence is carried out. When carrying out the theoretical analysis a large number of concepts, such as "research", "scientific research" which are used for the description of various innovative processes, experimental activity in student teaching was revealed. In the course of consideration of essence of the concept "research" it is revealed that research can be not only independent cognitive activity, but also attribute of professional practical activities behavior. In pedagogical activity it is also possible to allocate a research component of a professional orientation. Innovative activity of the expert teacher is an independent type of research activity which is resulted in a new level of a production activity. In certain contexts it is possible to call such kind of activity research or research activity, but in any way scientific research.
innovation
research
education system
innovative activity
scientific activity

К проведению сравнительного анализа сущности научной и инновационной деятельности в методологическом и теоретическом аспектах побудил часто встречающийся в публикациях по инновационной деятельности факт отождествления ее с научно-исследовательской деятельностью.

При проведении теоретического анализа проблемы нами был обнаружен большой разброс интерпретаций таких понятий, как «исследование», «научно-исследовательская деятельность», их отождествление в различных контекстах, описывающих инновационные процессы, экспериментирование в педагогической практике.

В общем значении исследование определено в «Социологическом энциклопедическом словаре» как «вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации, на изучение определенных проблем на основе стандартизированных методов (наблюдение, эксперимент) и т.д.» [7].

И.Г. Герасимов в своих трудах отмечает, что научное исследование представляет собой особую форму процесса познания, «такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объ­ектах» [3].

Научное исследование можно определить как исследование, направленное на выработку новых знаний и открытия закономерностей. Следует обратить внимание на то, что в определении понятия «исследование» не делается уточнение о характере новых знаний, на получение которых оно направлено. Можно допустить, что имеются в виду и объективно, и субъективно новые знания. В первом случае субъект исследования является субъектом научного исследования, то есть «производителем» новых знаний, а во втором - их «потребителем». В этом заключается аспект связи практики, в том числе педагогической, с наукой, то есть с результатами научных исследований в области педагогики.

Кроме того, если в определении исследования родовым признаком является познавательная деятельность, то в определении научного исследования исследование указывается в качестве родового признака, что свидетельствует о более общем его значении по отношению к такому виду исследования, как научное. Следовательно, можно считать, что в некоторых случаях, описывающих научное исследование, допустима замена словосочетания «научно-исследовательская деятельность», «научное исследование», «педагогическое исследование» на термин «исследование», но никак не наоборот.

Согласно изложенным фактам исследование может являться не только самостоятельной познавательной деятельностью, но и атрибутом поведения профессионально-практической деятельности, указывающим на наличие в них действий, направленных на поиск и переработку информации, то есть ее преобразование.

Исследовательское поведение, исследование - неотъемлемая часть поведения любого живого существа. В основе его лежит важнейшая потребность в новой информации [1; 10]. В когнитивной психологии доказано, что исследовательское поведение (исследование) «направлено на познание реальной действительности путем непосредственного взаимодействия с ним» [4]. Исследовательская деятельность человека проявляется в целом ряде форм поведения и деятельности.

Одни формы исследования не связаны с профессиональной деятельностью, другие связаны. При этом в любой, в том числе педагогической, деятельности имеет место исследовательская составляющая профессиональной направленности: готовится ли педагог к очередному занятию или совершенствует свою практическую деятельность. В основе осознанного исследовательского поведения педагога-практика как профессионала лежит не простая любознательность и потребность в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривает как базовую потребность исследовательского поведения человека, а иные потребности: в самодетерминации, в компетентности, в самосовершенствовании, в самореализации, в успехе, в признании и т.п.

Проанализируем понятия «инновация» и «инновационная деятельность». В «Педагогической энциклопедии» инновация толкуется, как: «1) целенаправленное измене­ние, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новше­ства), улучшающие характе­ристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс освоения новшества (методов, мето­дик, технологий, программ и т.д.)» [8]. А.И. При­гожин дает такое общенаучное определение: «нововведение (инновация) - это целенаправленное изменение, которое вносит в определен­ную со­циальную единицу - организацию... новые, относительно стабильные элементы» [9]. Известны и другие определе­ния инноваций, ко­торые можно отнести к педагогической практике. В.И. Загвязинский и Р.А. Атаханов раскрывают связь понятий, обнаруживающих «новое» в педагогической практике. Новшество, по их мнению, это система или элемент педаго­гической системы, позволяющие эффективнее решать поставленные за­дачи (а иногда и точнее ставить сами задачи), отвечающие прогрессив­ным тенденциям развития общества. Педагогическое нововведение - введение новшеств в практику работы (новаторская практика). Авторы подтверждают, что инновационные процессы в образовании - это процессы возникновения, развития, проникновения в широкую практику пе­дагогических нововведений.

Развитие отечественной системы образования путем нововведений (инноваций) является современной парадигмой этой системы [2]. Как и всякое развитие, развитие педагогической деятельности происходит путем разрешения возникающих в ней противоречий, которые воспринимаются субъектом (группой субъектов) практической деятельности как затруднения. Л.Н. Малова утверждает: «Для того чтобы выйти из затруднений в практической деятельности, индивид должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию, внешнюю по отношению к выполняемой деятельности. Выход во внешнюю позицию характеризуется как рефлексивный выход, а сама новая позиция индивида - как рефлексивная» [6]. В этом случае индивид выполняет рефлексивно-исследовательскую деятельность, а позиция ее субъекта - исследовательская.

Таким образом, инновацион­ную деятельность в сфере образования можно называть не научно-исследовательской, а инновационно-исследователь­ской, а позицию субъекта (коллективного субъекта) - позицией педагога-исследователя (новатора).

Из сказанного следует, что инновационная (инновационно-исследовательская) деятельность педагога-практика является самостоятельным видом исследовательской деятельности, результат которой - новый уровень производственной деятельности, ее более развитое состояние благодаря прогрессивным нововведениям. В определенных контекстах и этот вид деятельности можно называть исследованием (исследовательской деятельностью), поскольку исследование, как говорилось выше, является родовым понятием обеих деятельностей, но никак не научно-исследовательской.

Для уточнения отличий и связи между научно-исследовательской и инновационно-исследовательской деятельностью обратимся к характеристике целостной педагогической деятельности, представленной В.В. Краевским. Автор рассматривает педаго­гическую деятельность как систему, состоящую из следующих видов деятельности:

1) работа педагогов-практиков - учителей и воспитателей; в непосредственном общении с учащимися они передают им культурное достояние общества, формируют их способности, содействуют становлению личности;

2) административная деятельность, организующая и направляющая педагогический процесс; ею занято множество руководящих работников, организаторов народного образования;

3) научно-исследовательская деятельность в области педагогики, которой заняты ученые-педагоги - работники педагогических научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений; она в то же время является частью той сферы общественного производства, конеч­ная цель которой - получение научного знания, т.е. частью науки;

4) деятельность по передаче результатов педагогической науки учительству и работникам народного образования; сюда относятся работники методических кабинетов, институтов усовершенствования учите­лей, которые оказывают методическую помощь, организуют обмен опы­том, повышают их квалификацию [5].

Итак, из всех видов педагогической деятельности только ученых можно назвать субъектами научно-исследовательской деятельности, познавательной деятельности по добыванию объективно новых знаний о педагогической действительности для «потребления» педаго­гами-практиками, организаторами народного образования, работниками методических служб. «Специфика научного познания, - пишет В.В. Краевский, - состоит, прежде всего, в том, что познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные группы лю­дей - научные работники. Формой ее осуществления и развития стано­вится научное исследование» [5].

Субъектов инновационной деятельности В.И. Зaгвязинский, В.А. Сластенин называют «педагогами-новаторами», «новато­рами». К ним они относят тех педагогов, «которые ставят своей целью введение нового для решения практических задач».

Из сравнительного анализа сущности научно-исследовательской и инновационно-исследовательской деятельностей следует, что объектами обеих является педагогическая практика, но для научно-исследовательской деятельно­сти она выступает в роли объекта познания, а в инновационно-исследовательской - в роли объекта преобразования.

Инновационная деятельность относится к особому виду педагогической деятельности, по осуществлению преобразований педагогической практики. Перефра­зируя приведенное выше определение инновационного процесса, вве­денного М.М. Поташником, инновационно-исследовательской деятельностью можно назвать педагогическую деятельность по инициации инновационного процесса.

Проведя методологический анализ понятия и сущности научной и инновационной деятельности, можно заключить, что научная и инновационная деятельность в педагогической практике являются разными видами исследовательской деятельности.

Различие рассмотренных видов исследовательской деятельности обнаруживается в их основных характеристиках, представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Основные характеристики исследовательской и научной деятельности

Характеристика

Научная деятельность

Инновационная деятельность

1) вид исследовательской деятельности

научно-исследовательская

инновационно-исследовательская

 

2) механизм регулирования деятельности

методология научного познания практической педагогической деятельности

методология преобразования практической педагогической деятельности

3) субъект деятельности

ученый-педагог

педагог-практик

4) объект деятельности

знания о практической педагогической деятельности

практическая педагогическая деятельность

5) принципы деятельности

принципы научного познания педагогической деятельности

принципы преобразования педагогической деятельности

6) цель деятельности

познавательная - познание педагогической действительности

созидательная - прогрессивное обновление педагогической действительности

7) носители содержания деятельности

типы и виды научных исследований в области педагогики как науки

типы и виды нововведений в педагогической практике

8) результат

новые знания о педагогической действительности

новый уровень функционирования педагогической практики

Рецензенты:

Мажар Н.Е., д.п.н., профессор, ректор НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», г. Смоленск.

Губа В.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и физического воспитания НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», г. Смоленск.