К проведению сравнительного анализа сущности научной и инновационной деятельности в методологическом и теоретическом аспектах побудил часто встречающийся в публикациях по инновационной деятельности факт отождествления ее с научно-исследовательской деятельностью.
При проведении теоретического анализа проблемы нами был обнаружен большой разброс интерпретаций таких понятий, как «исследование», «научно-исследовательская деятельность», их отождествление в различных контекстах, описывающих инновационные процессы, экспериментирование в педагогической практике.
В общем значении исследование определено в «Социологическом энциклопедическом словаре» как «вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации, на изучение определенных проблем на основе стандартизированных методов (наблюдение, эксперимент) и т.д.» [7].
И.Г. Герасимов в своих трудах отмечает, что научное исследование представляет собой особую форму процесса познания, «такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах» [3].
Научное исследование можно определить как исследование, направленное на выработку новых знаний и открытия закономерностей. Следует обратить внимание на то, что в определении понятия «исследование» не делается уточнение о характере новых знаний, на получение которых оно направлено. Можно допустить, что имеются в виду и объективно, и субъективно новые знания. В первом случае субъект исследования является субъектом научного исследования, то есть «производителем» новых знаний, а во втором - их «потребителем». В этом заключается аспект связи практики, в том числе педагогической, с наукой, то есть с результатами научных исследований в области педагогики.
Кроме того, если в определении исследования родовым признаком является познавательная деятельность, то в определении научного исследования исследование указывается в качестве родового признака, что свидетельствует о более общем его значении по отношению к такому виду исследования, как научное. Следовательно, можно считать, что в некоторых случаях, описывающих научное исследование, допустима замена словосочетания «научно-исследовательская деятельность», «научное исследование», «педагогическое исследование» на термин «исследование», но никак не наоборот.
Согласно изложенным фактам исследование может являться не только самостоятельной познавательной деятельностью, но и атрибутом поведения профессионально-практической деятельности, указывающим на наличие в них действий, направленных на поиск и переработку информации, то есть ее преобразование.
Исследовательское поведение, исследование - неотъемлемая часть поведения любого живого существа. В основе его лежит важнейшая потребность в новой информации [1; 10]. В когнитивной психологии доказано, что исследовательское поведение (исследование) «направлено на познание реальной действительности путем непосредственного взаимодействия с ним» [4]. Исследовательская деятельность человека проявляется в целом ряде форм поведения и деятельности.
Одни формы исследования не связаны с профессиональной деятельностью, другие связаны. При этом в любой, в том числе педагогической, деятельности имеет место исследовательская составляющая профессиональной направленности: готовится ли педагог к очередному занятию или совершенствует свою практическую деятельность. В основе осознанного исследовательского поведения педагога-практика как профессионала лежит не простая любознательность и потребность в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривает как базовую потребность исследовательского поведения человека, а иные потребности: в самодетерминации, в компетентности, в самосовершенствовании, в самореализации, в успехе, в признании и т.п.
Проанализируем понятия «инновация» и «инновационная деятельность». В «Педагогической энциклопедии» инновация толкуется, как: «1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс освоения новшества (методов, методик, технологий, программ и т.д.)» [8]. А.И. Пригожин дает такое общенаучное определение: «нововведение (инновация) - это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию... новые, относительно стабильные элементы» [9]. Известны и другие определения инноваций, которые можно отнести к педагогической практике. В.И. Загвязинский и Р.А. Атаханов раскрывают связь понятий, обнаруживающих «новое» в педагогической практике. Новшество, по их мнению, это система или элемент педагогической системы, позволяющие эффективнее решать поставленные задачи (а иногда и точнее ставить сами задачи), отвечающие прогрессивным тенденциям развития общества. Педагогическое нововведение - введение новшеств в практику работы (новаторская практика). Авторы подтверждают, что инновационные процессы в образовании - это процессы возникновения, развития, проникновения в широкую практику педагогических нововведений.
Развитие отечественной системы образования путем нововведений (инноваций) является современной парадигмой этой системы [2]. Как и всякое развитие, развитие педагогической деятельности происходит путем разрешения возникающих в ней противоречий, которые воспринимаются субъектом (группой субъектов) практической деятельности как затруднения. Л.Н. Малова утверждает: «Для того чтобы выйти из затруднений в практической деятельности, индивид должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию, внешнюю по отношению к выполняемой деятельности. Выход во внешнюю позицию характеризуется как рефлексивный выход, а сама новая позиция индивида - как рефлексивная» [6]. В этом случае индивид выполняет рефлексивно-исследовательскую деятельность, а позиция ее субъекта - исследовательская.
Таким образом, инновационную деятельность в сфере образования можно называть не научно-исследовательской, а инновационно-исследовательской, а позицию субъекта (коллективного субъекта) - позицией педагога-исследователя (новатора).
Из сказанного следует, что инновационная (инновационно-исследовательская) деятельность педагога-практика является самостоятельным видом исследовательской деятельности, результат которой - новый уровень производственной деятельности, ее более развитое состояние благодаря прогрессивным нововведениям. В определенных контекстах и этот вид деятельности можно называть исследованием (исследовательской деятельностью), поскольку исследование, как говорилось выше, является родовым понятием обеих деятельностей, но никак не научно-исследовательской.
Для уточнения отличий и связи между научно-исследовательской и инновационно-исследовательской деятельностью обратимся к характеристике целостной педагогической деятельности, представленной В.В. Краевским. Автор рассматривает педагогическую деятельность как систему, состоящую из следующих видов деятельности:
1) работа педагогов-практиков - учителей и воспитателей; в непосредственном общении с учащимися они передают им культурное достояние общества, формируют их способности, содействуют становлению личности;
2) административная деятельность, организующая и направляющая педагогический процесс; ею занято множество руководящих работников, организаторов народного образования;
3) научно-исследовательская деятельность в области педагогики, которой заняты ученые-педагоги - работники педагогических научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений; она в то же время является частью той сферы общественного производства, конечная цель которой - получение научного знания, т.е. частью науки;
4) деятельность по передаче результатов педагогической науки учительству и работникам народного образования; сюда относятся работники методических кабинетов, институтов усовершенствования учителей, которые оказывают методическую помощь, организуют обмен опытом, повышают их квалификацию [5].
Итак, из всех видов педагогической деятельности только ученых можно назвать субъектами научно-исследовательской деятельности, познавательной деятельности по добыванию объективно новых знаний о педагогической действительности для «потребления» педагогами-практиками, организаторами народного образования, работниками методических служб. «Специфика научного познания, - пишет В.В. Краевский, - состоит, прежде всего, в том, что познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные группы людей - научные работники. Формой ее осуществления и развития становится научное исследование» [5].
Субъектов инновационной деятельности В.И. Зaгвязинский, В.А. Сластенин называют «педагогами-новаторами», «новаторами». К ним они относят тех педагогов, «которые ставят своей целью введение нового для решения практических задач».
Из сравнительного анализа сущности научно-исследовательской и инновационно-исследовательской деятельностей следует, что объектами обеих является педагогическая практика, но для научно-исследовательской деятельности она выступает в роли объекта познания, а в инновационно-исследовательской - в роли объекта преобразования.
Инновационная деятельность относится к особому виду педагогической деятельности, по осуществлению преобразований педагогической практики. Перефразируя приведенное выше определение инновационного процесса, введенного М.М. Поташником, инновационно-исследовательской деятельностью можно назвать педагогическую деятельность по инициации инновационного процесса.
Проведя методологический анализ понятия и сущности научной и инновационной деятельности, можно заключить, что научная и инновационная деятельность в педагогической практике являются разными видами исследовательской деятельности.
Различие рассмотренных видов исследовательской деятельности обнаруживается в их основных характеристиках, представленных в таблице 1.
Таблица 1.
Основные характеристики исследовательской и научной деятельности
Характеристика |
Научная деятельность |
Инновационная деятельность |
1) вид исследовательской деятельности |
научно-исследовательская |
инновационно-исследовательская
|
2) механизм регулирования деятельности |
методология научного познания практической педагогической деятельности |
методология преобразования практической педагогической деятельности |
3) субъект деятельности |
ученый-педагог |
педагог-практик |
4) объект деятельности |
знания о практической педагогической деятельности |
практическая педагогическая деятельность |
5) принципы деятельности |
принципы научного познания педагогической деятельности |
принципы преобразования педагогической деятельности |
6) цель деятельности |
познавательная - познание педагогической действительности |
созидательная - прогрессивное обновление педагогической действительности |
7) носители содержания деятельности |
типы и виды научных исследований в области педагогики как науки |
типы и виды нововведений в педагогической практике |
8) результат |
новые знания о педагогической действительности |
новый уровень функционирования педагогической практики |
Рецензенты:
Мажар Н.Е., д.п.н., профессор, ректор НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», г. Смоленск.
Губа В.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и физического воспитания НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», г. Смоленск.