Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Андреева А.В. 1
1 НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет»
Проведен сравнительный анализ сущности научной и инновационной деятельности. При проведении теоретического анализа было обнаружено большое количество понятий, таких как «исследование», «научное исследование», которые используются для описания различных инновационных процессов, экспериментальной деятельности в педагогической практике. В процессе рассмотрения сущности понятия «исследование» выявлено, что исследование может являться не только самостоятельной познавательной деятельностью, но и атрибутом поведения профессионально-практической деятельности. В педагогической деятельности также можно выделить исследовательскую составляющую профессиональной направленности. Инновационная деятельность педагога-практика является самостоятельным видом исследовательской деятельности, результатом которой является новый уровень производственной деятельности. Такой вид деятельности в определенных контекстах можно называть исследованием или исследовательской деятельностью, но никак не научно-исследовательской.
инновация
исследование
система образования
инновационная деятельность
научная деятельность
1. Андреева А.В., Максимова Н.А. Проблемы формирования информационно-образовательной среды учебного заведения // Информатика и образование. – 2012. - № 8. – С. 90-91.
2. Бочаров А.А. Механизм влияния стратегического партнерства на инновационное развитие организации // Журнал правовых и экономических исследований. – 2009. - № 3. – С. 53-56.
3. Герасимов И.Г. Научное исследование. – М. : Политиздат, 1972. – 180 с.
4. Дружинин В.Н. Когнитивная психология / В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков; под ред. В.Н. Дружинина. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 480 с.
5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя. – Самара : Издательство СамГПИ, 1994. – 165 с.
6. Малова Л.Н. Психолого-педагогические условия эффективного управления инновационным средним профессиональным учебным заведением : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Чебоксары, 1998. – 204 с. – Библиогр. : с. 162-189.
7. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, французском и чешском языках. – М. : Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1993. – 448 с.
8. Педагогическая энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1968. – 489 с.
9. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). – М. : Педагогика, 1989. - 238 с.
10. Andreeva A.V., Mazhar E.N., Maximova N.A. Some Aspects of Implementation of Information Technologies in the Teaching Process // Middle-East Journal of Scientific Research. - 2014. - Vol. 19, № 1. - P. 19-23.

К проведению сравнительного анализа сущности научной и инновационной деятельности в методологическом и теоретическом аспектах побудил часто встречающийся в публикациях по инновационной деятельности факт отождествления ее с научно-исследовательской деятельностью.

При проведении теоретического анализа проблемы нами был обнаружен большой разброс интерпретаций таких понятий, как «исследование», «научно-исследовательская деятельность», их отождествление в различных контекстах, описывающих инновационные процессы, экспериментирование в педагогической практике.

В общем значении исследование определено в «Социологическом энциклопедическом словаре» как «вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации, на изучение определенных проблем на основе стандартизированных методов (наблюдение, эксперимент) и т.д.» [7].

И.Г. Герасимов в своих трудах отмечает, что научное исследование представляет собой особую форму процесса познания, «такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объ­ектах» [3].

Научное исследование можно определить как исследование, направленное на выработку новых знаний и открытия закономерностей. Следует обратить внимание на то, что в определении понятия «исследование» не делается уточнение о характере новых знаний, на получение которых оно направлено. Можно допустить, что имеются в виду и объективно, и субъективно новые знания. В первом случае субъект исследования является субъектом научного исследования, то есть «производителем» новых знаний, а во втором - их «потребителем». В этом заключается аспект связи практики, в том числе педагогической, с наукой, то есть с результатами научных исследований в области педагогики.

Кроме того, если в определении исследования родовым признаком является познавательная деятельность, то в определении научного исследования исследование указывается в качестве родового признака, что свидетельствует о более общем его значении по отношению к такому виду исследования, как научное. Следовательно, можно считать, что в некоторых случаях, описывающих научное исследование, допустима замена словосочетания «научно-исследовательская деятельность», «научное исследование», «педагогическое исследование» на термин «исследование», но никак не наоборот.

Согласно изложенным фактам исследование может являться не только самостоятельной познавательной деятельностью, но и атрибутом поведения профессионально-практической деятельности, указывающим на наличие в них действий, направленных на поиск и переработку информации, то есть ее преобразование.

Исследовательское поведение, исследование - неотъемлемая часть поведения любого живого существа. В основе его лежит важнейшая потребность в новой информации [1; 10]. В когнитивной психологии доказано, что исследовательское поведение (исследование) «направлено на познание реальной действительности путем непосредственного взаимодействия с ним» [4]. Исследовательская деятельность человека проявляется в целом ряде форм поведения и деятельности.

Одни формы исследования не связаны с профессиональной деятельностью, другие связаны. При этом в любой, в том числе педагогической, деятельности имеет место исследовательская составляющая профессиональной направленности: готовится ли педагог к очередному занятию или совершенствует свою практическую деятельность. В основе осознанного исследовательского поведения педагога-практика как профессионала лежит не простая любознательность и потребность в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривает как базовую потребность исследовательского поведения человека, а иные потребности: в самодетерминации, в компетентности, в самосовершенствовании, в самореализации, в успехе, в признании и т.п.

Проанализируем понятия «инновация» и «инновационная деятельность». В «Педагогической энциклопедии» инновация толкуется, как: «1) целенаправленное измене­ние, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новше­ства), улучшающие характе­ристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс освоения новшества (методов, мето­дик, технологий, программ и т.д.)» [8]. А.И. При­гожин дает такое общенаучное определение: «нововведение (инновация) - это целенаправленное изменение, которое вносит в определен­ную со­циальную единицу - организацию... новые, относительно стабильные элементы» [9]. Известны и другие определе­ния инноваций, ко­торые можно отнести к педагогической практике. В.И. Загвязинский и Р.А. Атаханов раскрывают связь понятий, обнаруживающих «новое» в педагогической практике. Новшество, по их мнению, это система или элемент педаго­гической системы, позволяющие эффективнее решать поставленные за­дачи (а иногда и точнее ставить сами задачи), отвечающие прогрессив­ным тенденциям развития общества. Педагогическое нововведение - введение новшеств в практику работы (новаторская практика). Авторы подтверждают, что инновационные процессы в образовании - это процессы возникновения, развития, проникновения в широкую практику пе­дагогических нововведений.

Развитие отечественной системы образования путем нововведений (инноваций) является современной парадигмой этой системы [2]. Как и всякое развитие, развитие педагогической деятельности происходит путем разрешения возникающих в ней противоречий, которые воспринимаются субъектом (группой субъектов) практической деятельности как затруднения. Л.Н. Малова утверждает: «Для того чтобы выйти из затруднений в практической деятельности, индивид должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию, внешнюю по отношению к выполняемой деятельности. Выход во внешнюю позицию характеризуется как рефлексивный выход, а сама новая позиция индивида - как рефлексивная» [6]. В этом случае индивид выполняет рефлексивно-исследовательскую деятельность, а позиция ее субъекта - исследовательская.

Таким образом, инновацион­ную деятельность в сфере образования можно называть не научно-исследовательской, а инновационно-исследователь­ской, а позицию субъекта (коллективного субъекта) - позицией педагога-исследователя (новатора).

Из сказанного следует, что инновационная (инновационно-исследовательская) деятельность педагога-практика является самостоятельным видом исследовательской деятельности, результат которой - новый уровень производственной деятельности, ее более развитое состояние благодаря прогрессивным нововведениям. В определенных контекстах и этот вид деятельности можно называть исследованием (исследовательской деятельностью), поскольку исследование, как говорилось выше, является родовым понятием обеих деятельностей, но никак не научно-исследовательской.

Для уточнения отличий и связи между научно-исследовательской и инновационно-исследовательской деятельностью обратимся к характеристике целостной педагогической деятельности, представленной В.В. Краевским. Автор рассматривает педаго­гическую деятельность как систему, состоящую из следующих видов деятельности:

1) работа педагогов-практиков - учителей и воспитателей; в непосредственном общении с учащимися они передают им культурное достояние общества, формируют их способности, содействуют становлению личности;

2) административная деятельность, организующая и направляющая педагогический процесс; ею занято множество руководящих работников, организаторов народного образования;

3) научно-исследовательская деятельность в области педагогики, которой заняты ученые-педагоги - работники педагогических научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений; она в то же время является частью той сферы общественного производства, конеч­ная цель которой - получение научного знания, т.е. частью науки;

4) деятельность по передаче результатов педагогической науки учительству и работникам народного образования; сюда относятся работники методических кабинетов, институтов усовершенствования учите­лей, которые оказывают методическую помощь, организуют обмен опы­том, повышают их квалификацию [5].

Итак, из всех видов педагогической деятельности только ученых можно назвать субъектами научно-исследовательской деятельности, познавательной деятельности по добыванию объективно новых знаний о педагогической действительности для «потребления» педаго­гами-практиками, организаторами народного образования, работниками методических служб. «Специфика научного познания, - пишет В.В. Краевский, - состоит, прежде всего, в том, что познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные группы лю­дей - научные работники. Формой ее осуществления и развития стано­вится научное исследование» [5].

Субъектов инновационной деятельности В.И. Зaгвязинский, В.А. Сластенин называют «педагогами-новаторами», «новато­рами». К ним они относят тех педагогов, «которые ставят своей целью введение нового для решения практических задач».

Из сравнительного анализа сущности научно-исследовательской и инновационно-исследовательской деятельностей следует, что объектами обеих является педагогическая практика, но для научно-исследовательской деятельно­сти она выступает в роли объекта познания, а в инновационно-исследовательской - в роли объекта преобразования.

Инновационная деятельность относится к особому виду педагогической деятельности, по осуществлению преобразований педагогической практики. Перефра­зируя приведенное выше определение инновационного процесса, вве­денного М.М. Поташником, инновационно-исследовательской деятельностью можно назвать педагогическую деятельность по инициации инновационного процесса.

Проведя методологический анализ понятия и сущности научной и инновационной деятельности, можно заключить, что научная и инновационная деятельность в педагогической практике являются разными видами исследовательской деятельности.

Различие рассмотренных видов исследовательской деятельности обнаруживается в их основных характеристиках, представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Основные характеристики исследовательской и научной деятельности

Характеристика

Научная деятельность

Инновационная деятельность

1) вид исследовательской деятельности

научно-исследовательская

инновационно-исследовательская

 

2) механизм регулирования деятельности

методология научного познания практической педагогической деятельности

методология преобразования практической педагогической деятельности

3) субъект деятельности

ученый-педагог

педагог-практик

4) объект деятельности

знания о практической педагогической деятельности

практическая педагогическая деятельность

5) принципы деятельности

принципы научного познания педагогической деятельности

принципы преобразования педагогической деятельности

6) цель деятельности

познавательная - познание педагогической действительности

созидательная - прогрессивное обновление педагогической действительности

7) носители содержания деятельности

типы и виды научных исследований в области педагогики как науки

типы и виды нововведений в педагогической практике

8) результат

новые знания о педагогической действительности

новый уровень функционирования педагогической практики

Рецензенты:

Мажар Н.Е., д.п.н., профессор, ректор НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», г. Смоленск.

Губа В.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и физического воспитания НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», г. Смоленск.


Библиографическая ссылка

Андреева А.В. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12628 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674