Введение. Основной задачей системы Российского образования является подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью и способных к профессиональному росту. Одной из основных проблем отечественного образования эксперты называют значительные трудности выпускника, овладевшего набором теоретических знаний, в их реализации. Об этом же свидетельствуют итоги анкетирования студентов, которые первоочередной потребностью считают умение и способность решать практические проблемы. Наличие диплома об образовании не гарантирует занятости, выпускник вынужден переучиваться, доучиваться на рабочем месте. Работодатель в данный момент заинтересован в специалисте, который высокообразован и умеет самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы. Таким образом, социальной потребностью в современном обществе является компетентный специалист, который способен решать профессиональные задачи определенного класса, требующие наличия соответствующих знаний, умений и навыков.
Для формирования конкурентоспособного выпускника по направлению подготовки 150700.62 «Машиностроение», в рамках образовательной программы студент должен быть готов к производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности. В процессе такой подготовки образовательному учреждению необходимо ориентироваться на развитие творческого потенциала личности студентов, на формирование профессионально значимых качеств личности, как самостоятельность, самоорганизованность, ответственность, целеустремленность и т.д., а также способностей к когнитивной, коммуникативной и креативной деятельности. Данные качества формируются в рамках целостного учебного процесса, важным компонентом которого является активная, целеустремленная и самоуправляемая познавательная деятельность.
Для достижения высокого уровня образования необходимо обеспечить соответствующее качество обучения и объективность контроля, гарантирующего надежность оценивания результатов образовательной деятельности. Для этого нужна система оценки качества образования, независимая от органов управления образованием. Она должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности и ответственности образовательной деятельности учреждений и субъектов образования [1].
Таким образом, целью исследования была разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка контрольно-оценочной системы, с целью формирования профессиональных компетенций студентов направления 150700.62 «Машиностроение».
В исследовании вводится ограничение: формирование профессиональных компетенций осуществляется на примере бакалавров направления 150700.62 «Машиностроение» при изучении дисциплин профессионального цикла «Материаловедение» и «Технологии конструкционных материалов» в высшем учебном заведении.
Предметом исследования являлась технология проектирования содержания контрольно-оценочной системы на базе дисциплин профессионального цикла «Материаловедение» и «Технологии конструкционных материалов» для подготовки бакалавров технических вузов с целью формирования профессиональных компетенций.
В процессе исследования использовались такие методы исследования, как теоретический анализ, изучение педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование.
Результаты и их обсуждения. Одной из важных проблем процесса обучения является контроль и диагностика достижений и успехов студентов. Повышение эффективности процесса обучения напрямую связанно с повышением качества оценки. Большое значение в связи с этим приобретают такие факторы, как методы и формы контрольно-оценочной процедуры, качество педагогических измерителей или других оценочных средств.
Базовыми подходами к выстраиванию современной системы контроля качества образования считаются [1,2]:
- разработка и внедрение новых, нетрадиционных форм проверки (например, тестирование, портфель учебных достижений, оценка компетенций);
- ориентация на единую систему, в которой взаимосвязаны цели, результаты обучения и педагогические измерители;
- отслеживание динамики усвоения содержания образования и умения использовать полученные знания для продуктивной деятельности;
- создание постоянно действующей обратной связи, обеспечивающей перестройку и совершенствование образовательного процесса.
Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм [4].
Контроль является одной из важных составляющих образовательного процесса, в котором он выполняет три наиболее значимых функции [2]:
1) управление процессом усвоения содержания образования и коррекция обучения;
2) воспитание познавательной мотивации и обеспечение педагогической стимуляции студентов к активизации учебной деятельности;
3) обеспечение гарантии качества обучения и развития.
Для повышения мотивации студентов к приобретению знаний и овладению навыками решения профессиональных задач, необходимо использовать задачи и задания различной степени сложности, которые отражают профессиональную деятельность. Студент должен видеть логику перехода от одного уровня к другому, овладевать способами действий, присущими разным уровням деятельности.
Формирование профессиональных компетенций осуществляется поэтапно посредством применения многоуровневых задач и заданий профессиональной направленности.
При проектировании образовательного процесса дисциплины профессионального цикла «Материаловедение» и «Технологии конструкционных материалов» были поделены нами на модули, в каждом модуле выделялись разделы и темы, тема разбивалась на несколько понятий. Соответственно, распределялись и задания для оценки знаний, умений и навыков. Задания были сформированы в определенной последовательности [5]. Создание контрольно-оценочных средств по материалу определённой предметной области требовало, как правило, дополнительной разработки структуры учебной дисциплины, выделения чётких понятийно-терминологических понятий и тезисов. Таким образом, должна быть разработана иерархически сформированная понятийная структура учебной дисциплины, список понятий и утверждений.
Задания, используемые для проверки знаний, включали в себя задания разного уровня сложности.
- 60 % заданий 1-го уровня сложности (простые),
- 30 % заданий 2-го уровня сложности (средние),
- 10 % заданий 3-го уровня сложности (сложные).
При этом для обеспечения полноты контроля знаний и умений студентов по проверяемой учебной дисциплине (модулю) заданиями должны быть охвачены все темы и основные понятия дисциплины (модуля).
Для продвижения на более высокий уровень сформированности компетенций, необходима как качественная, так и количественная оценка учебного процесса. В педагогической теории и практике не существует жестких критериев оценки сформированности профессиональных компетенций, в основном они носят качественный, а не количественный характер [6].
В процесс проектирования заданий профессиональной направленности была заложена технология формирования компетенций. При этом следует понимать, что за формирование компетенций не могут отвечать отдельно взятые дисциплины учебного плана. В рамках дисциплины мы можем формировать только дисциплинарные части компетенций, которые являются компонентами самих компетенций.
Для определения уровня сформированности части профессиональных компетенций, а соответственно исследуемых знаний, умений, навыков, использовалась методика В.П. Беспалько [3]. Согласно данной методике, коэффициент сформированности части компетенций (следовательно, студент усвоил знания и владеет ими, способен применять данные знания на практике) можно определить: К = а / Р, где Р – общее число заданий, а – число правильно выполненных студентом заданий. При К < 0,7 – часть профессиональной компетенции не сформирована и дисциплина не усвоена; при 0,7 < К < 0,8 – часть профессиональной компетенции сформирована частично и дисциплина усвоена частично; при К > 0,8 – часть профессиональной компетенции сформирована и дисциплина усвоена.
Для установления влияния сложности заданий, решаемых на практических занятиях, на эффективность усвоения рабочей программы и на формирование профессиональных компетенций, нами использовались методы планирования эксперимента.
В качестве переменных факторов эксперимента использовали:
Х1 – количество аттестаций в семестре;
Х2 – уровень сложности заданий, решаемых на практических занятиях [7].
Для проведения эксперимента были определены уровни и интервалы варьирования факторов и построена матрица планирования полнофакторного эксперимента типа 22. Коэффициент сформированности части профессиональных компетенций определялся с помощью комплекса заданий, включающего в себя три уровня сложности. При расчете коэффициента сформированности части компетенций учитывали степень влияния заданий легкого, среднего и сложного уровня на формирование компетенций.
По результатам эксперимента построено уравнение регрессии с учетом взаимодействия факторов
,
где Х1, Х2 – значения факторов в кодированном виде.
Затем проводилась проверка статистической значимости коэффициентов уравнения регрессии путем их сравнения с доверительным интервалом. Вычислялась дисперсия воспроизводимости по результатам опытов на нулевом уровне. Проверка адекватности модели проводилась с помощью F-критерия (критерий Фишера). Расчетный F-критерий Fp = 6,6 меньше теоретического Fт = 9,013, следовательно, модель адекватна.
С использованием полученной модели построены графики попарного влияния факторов эксперимента на значение коэффициента сформированности части профессиональных компетенций.
Рис. 1. Влияние уровня сложности заданий и количества аттестаций в семестре на коэффициент сформированности части профессиональных компетенций
Заключение. В результате полученных данных можно отметить, что уровень сложности заданий, разобранных вместе с преподавателем в процессе аудиторных занятий, оказывает значительное влияние на формирование профессиональных компетенций, формируемых в рамках дисциплины. Также проведение различных видов контроля в процессе изучения дисциплины является немаловажным фактором. Основной задачей контрольно-оценочной системы является получение достоверных и объективных результатов о качестве усвоения студентами программного материала в целях установления его соответствия требованиям вузовского и государственного образовательных стандартов высшего профессионального образования. Постоянный анализ и диагностика знаний позволяет воздействовать на студентов, мотивируя их получать новые знания, а, следовательно, увеличить их активность, самостоятельность и целеустремленность в процессе обучения.
Рецензенты:
Стегний В.Н., д.с.н., профессор кафедры СиП, ПНИПУ, г. Пермь.
Ханов А.М., д.т.н., профессор, зав. кафедрой МТиКМ, ПНИПУ, г. Пермь.