Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Синкина Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
В статье рассмотрен процесс формирования профессиональных компетенций через педагогическое проектирование учебного процесса. Представлены роль и значение педагогического контроля в образовании. Описаны подходы к выстраиванию современной системы контроля качества образования. Основное внимание уделяется формированию профессиональных компетенций на примере бакалавров направления 150700.62 «Машиностроение» при изучении дисциплин профессионального цикла базовой части «Материаловедение» и «Технологии конструкционных материалов» в высшем учебном заведении. Представлена методика для определения уровня сформированности части профессиональных компетенций студентов технических вузов, по которой проведен эксперимент и представлены результаты исследования. В статье доказывается, что создание системы контроля оценки знаний, умений и навыков позволяет объективно и достоверно определять уровень сформированности профессиональных компетенций, тем самым формируя их.
уровни сложности.
система контроля
качество образования
профессиональные компетенции
образовательный процесс
1. Ефремова Н.Ф. Тестирование. Теория, разработка и использование в практике учителя: методическое пособие. М.: Изд-во «Национальное образование», 2012. – 224 с.
2. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2012. – 416 с.
3. Малькова Е. В. Формирование производственно-технологической компетентности студентов технического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2009. – С.106.
4. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, Г. В. Сучков В. Е. Столяренко Н.А. Кулаковская. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 58 с.
5. Синкина Е.А. Современные подходы к контролю в системе обучения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение.  Пермь, 2013.  Т.15, № 3.  С.86-90.
6. Синкина Е.А. Проектирование содержания дисциплин профессионального цикла для подготовки студентов технического вуза / Е.А. Синкина // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 11. – С.14–17.
7. Язовских В. М. Математическое моделирование и инженерные методы расчета в сварке: в 2 ч. Ч. 1. Планирование эксперимента и статистическая обработка результатов эксперимента. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. – 126 с.

Введение. Основной задачей системы Российского образования является подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью и способных к профессиональному росту. Одной из основных проблем отечественного образования эксперты называют значительные труд­ности выпускника, овладевшего набором теоретических знаний, в их реализации. Об этом же свидетельствуют итоги анкетирования студентов, которые первоочередной потреб­ностью считают умение и способность решать практические проблемы. Наличие диплома об образовании не гарантирует занятости, выпускник вынужден переучиваться, доучиваться на рабочем месте. Работодатель в данный момент заинтересован в специалисте, который высокообразован и умеет самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы. Таким образом, социальной потребностью в современном обществе является компетентный специалист, который способен решать профессиональные задачи определенного класса, требующие наличия соответствующих знаний, умений и навыков.

Для формирования конкурентоспособного выпускника по направлению подготовки 150700.62 «Машиностроение», в рамках образовательной программы студент должен быть готов к производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности. В процессе такой подготовки образовательному учреждению необходимо ориентироваться на развитие творческого потенциала личности студентов, на формирование профессионально значимых качеств личности, как самостоятельность, самоорганизованность, ответственность, целеустремленность и т.д., а также способностей к когнитивной, коммуникативной и креативной деятельности. Данные качества формируются в рамках целостного учебного процесса, важным компонентом которого является активная, целеустремленная и самоуправляемая познавательная деятельность.

Для достижения высокого уровня образования необходимо обеспечить соответствующее качество обучения и объективность контроля, гарантирующего надежность оценивания результатов образовательной деятельности. Для этого нужна система оценки качества образования, независимая от органов управления образованием. Она должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности и ответственности образовательной деятельности учреждений и субъектов образования [1].

Таким образом, целью исследования была разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка контрольно-оценочной системы, с целью формирования профессиональных компетенций студентов направления 150700.62 «Машиностроение».

В исследовании вводится ограничение: формирование профессиональных компетенций осуществляется на примере бакалавров направления 150700.62 «Машиностроение» при изучении дисциплин профессионального цикла «Материаловедение» и «Технологии конструкционных материалов» в высшем учебном заведении.

Предметом исследования являлась технология проектирования содержания контрольно-оценочной системы на базе дисциплин профессионального цикла «Материаловедение» и «Технологии конструкционных материалов» для подготовки бакалавров технических вузов с целью формирования профессиональных компетенций.

В процессе исследования использовались такие методы исследования, как теоретический анализ, изучение педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование.

Результаты и их обсуждения. Одной из важных проблем процесса обучения является контроль и диагностика достижений и успехов студентов. Повышение эффективности процесса обучения напрямую связанно с повышением качества оценки. Большое значение в связи с этим приобретают такие факторы, как методы и формы контрольно-оценочной процедуры, качество педагогических измерителей или других оценочных средств.

Базовыми подходами к выстраиванию современной системы контроля качества образования считаются [1,2]:

  • разработка и внедрение новых, нетрадиционных форм проверки (например, тестирование, портфель учебных достижений, оценка компетенций);
  • ориентация на единую систему, в которой взаимосвязаны цели, результаты обучения и педагогические измерители;
  • отслеживание динамики усвоения содержания образования и умения использовать полученные знания для продуктивной деятельности;
  • создание постоянно действующей обратной связи, обеспечивающей перестройку и совершенствование образовательного процесса.

Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм [4].

Контроль является одной из важных составляющих образовательного процесса, в котором он выполняет три наиболее значимых функции [2]:

1) управление процессом усвоения содержания образования и коррекция обучения;

2) воспитание познавательной мотивации и обеспечение педагогической стимуляции студентов к активизации учебной деятельности;

3) обеспечение гарантии качества обучения и развития.

Для повышения мотивации студентов к приобретению знаний и овладению навыками решения профессиональных задач, необходимо использовать задачи и задания различной степени сложности, которые отражают профессиональную деятельность. Студент должен видеть логику перехода от одного уровня к другому, овладевать способами действий, присущими разным уровням деятельности.

Формирование профессиональных компетенций осуществляется поэтапно посредством применения многоуровневых задач и заданий профессиональной направленности.

При проектировании образовательного процесса дисциплины профессионального цикла «Материаловедение» и «Технологии конструкционных материалов» были поделены нами на модули, в каждом модуле выделялись разделы и темы, тема разбивалась на несколько понятий. Соответственно, распределялись и задания для оценки знаний, умений и навыков. Задания были сформированы в определенной последовательности [5]. Создание контрольно-оценочных средств по материалу определённой предметной области требовало, как правило, дополнительной разработки структуры учебной дисциплины, выделения чётких понятийно-терминологических понятий и тезисов. Таким образом, должна быть разработана иерархически сформированная понятийная структура учебной дисциплины, список понятий и утверждений.

Задания, используемые для проверки знаний, включали в себя задания разного уровня сложности.

  • 60 % заданий 1-го уровня сложности (простые),
  • 30 % заданий 2-го уровня сложности (средние),
  • 10 % заданий 3-го уровня сложности (сложные).

При этом для обеспечения полноты контроля знаний и умений студентов по проверяемой учебной дисциплине (модулю) заданиями должны быть охвачены все темы и основные понятия дисциплины (модуля).

Для продвижения на более высокий уровень сформированности компетенций, необходима как качественная, так и количественная оценка учебного процесса. В педагогической теории и практике не существует жестких критериев оценки сформированности профессиональных компетенций, в основном они носят качественный, а не количественный характер [6].

В процесс проектирования заданий профессиональной направленности была заложена технология формирования компетенций. При этом следует понимать, что за формирование компетенций не могут отвечать отдельно взятые дисциплины учебного плана. В рамках дисциплины мы можем формировать только дисциплинарные части компетенций, которые являются компонентами самих компетенций.

Для определения уровня сформированности части профессиональных компетенций, а соответственно исследуемых знаний, умений, навыков, использовалась методика В.П. Беспалько [3]. Согласно данной методике, коэффициент сформированности части компетенций (следовательно, студент усвоил знания и владеет ими, способен применять данные знания на практике) можно определить: К = а / Р, где Р – общее число заданий, а – число правильно выполненных студентом заданий. При К < 0,7 – часть профессиональной компетенции не сформирована и дисциплина не усвоена; при 0,7 < К < 0,8 – часть профессиональной компетенции сформирована частично и дисциплина усвоена частично; при К > 0,8 – часть профессиональной компетенции сформирована и дисциплина усвоена.

Для установления влияния сложности заданий, решаемых на практических занятиях, на эффективность усвоения рабочей программы и на формирование профессиональных компетенций, нами использовались методы планирования эксперимента.

В качестве переменных факторов эксперимента использовали:

Х1 – количество аттестаций в семестре;

Х2 – уровень сложности заданий, решаемых на практических занятиях [7].

Для проведения эксперимента были определены уровни и интервалы варьирования факторов и построена матрица планирования полнофакторного эксперимента типа 22. Коэффициент сформированности части профессиональных компетенций определялся с помощью комплекса заданий, включающего в себя три уровня сложности. При расчете коэффициента сформированности части компетенций учитывали степень влияния заданий легкого, среднего и сложного уровня на формирование компетенций.

По результатам эксперимента построено уравнение регрессии с учетом взаимодействия факторов

,
где Х1, Х2 – значения факторов в кодированном виде.

Затем проводилась проверка статистической значимости коэффициентов уравнения регрессии путем их сравнения с доверительным интервалом. Вычислялась дисперсия воспроизводимости по результатам опытов на нулевом уровне. Проверка адекватности модели проводилась с помощью F-критерия (критерий Фишера). Расчетный F-критерий Fp = 6,6 меньше теоретического Fт = 9,013, следовательно, модель адекватна.

С использованием полученной модели построены графики попарного влияния факторов эксперимента на значение коэффициента сформированности части профессиональных компетенций.

Рис. 1. Влияние уровня сложности заданий и количества аттестаций в семестре на коэффициент сформированности части профессиональных компетенций

Заключение. В результате полученных данных можно отметить, что уровень сложности заданий, разобранных вместе с преподавателем в процессе аудиторных занятий, оказывает значительное влияние на формирование профессиональных компетенций, формируемых в рамках дисциплины. Также проведение различных видов контроля в процессе изучения дисциплины является немаловажным фактором. Основной задачей контрольно-оценочной системы является получение достоверных и объективных результатов о качестве усвоения студентами программного материала в целях установления его соответствия требованиям вузовского и государственного образовательных стандартов высшего профессионального образования. Постоянный анализ и диагностика знаний позволяет воздействовать на студентов, мотивируя их получать новые знания, а, следовательно, увеличить их активность, самостоятельность и целеустремленность в процессе обучения.

Рецензенты:

Стегний В.Н., д.с.н., профессор кафедры СиП, ПНИПУ, г. Пермь.

Ханов А.М., д.т.н., профессор, зав. кафедрой МТиКМ, ПНИПУ, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Синкина Е.А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12617 (дата обращения: 19.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074