Модернизация системы образования влечет изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость, доступность и непрерывность образования, учет индивидуальных потребностей, самообразование и самообучение. Одним из важнейших нормативных документов, определяющих работу в данном направлении, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно 3 статье данного закона одним из принципов государственной политики в сфере образования является «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [6, с.7], в частности, познавательной активности обучаемого.
Успешность образования, стремление к самообразованию во многом определяются уровнем развития познавательной активности студента, что доказывает приоритетность проблемы развития познавательной активности студента. Освоение знаний, умений и навыков в современном образовательном процессе осуществляется в ходе проявления обучаемым его познавательной активности на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Структура познавательной активности студента в условиях информатизации обучения как свойства личности может быть представлена в единстве следующих компонентов: содержательно-процессуального, мотивационного и эмоционально-волевого.
В работе подробнее остановимся на изучении мотивационного компонента познавательной активности, так как в современной ситуации развития образования наблюдается определенный дефицит мотивационных ресурсов учебной деятельности, способов и механизмов мотивации обучающихся на квалифицированное решение учебных задач с использованием средств ИКТ.
Мотивационный компонент познавательной активности отражает структурные составляющие потребностно-мотивационной сферы личности, среди которых выделяются потребности, интересы, мотивы и цели познавательной деятельности.
В условиях информатизации обучения, обладая таким средством обучения, как компьютер и его программное обеспечение в совокупности со средствами телекоммуникаций, современное образование имеет возможность перейти от традиционного репродуктивного обучения к деятельностному, продуктивному обучению по принципу «научиться учиться». Создание адекватной мотивации облегчает перенос знаний в новую ситуацию, образование связей прежнего интеллектуального опыта с приобретаемым в условиях информатизации обучения, способствует формированию и проявлению творческого объективного отношения студента к содержанию и процессу информатизации обучения, мобилизации нравственно-волевых усилий студентов, направленных на достижение ими образовательной цели.
Рассматривая мотивационный компонент познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, в качестве критерия была выбрана мотивированность студента по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности как основа проявления им творческого объективного отношения к процессу и содержанию информатизации обучения. При этом показателями являются познавательный интерес и мотивы учения в обучении на базе информационно-коммуникационных технологий [5, с. 13].
Действительно, успешность интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс во многом определяется мотивированностью студента к применению этих технологий для продуктивного усвоения знаний и умений в условиях информатизации обучения. Как утверждает А.Н. Леонтьев, человека к действию побуждают явления окружающего мира, приобретающие для него особое значение, «особый личностный смысл» [4, с. 54], следовательно, при наличии убедительной мотивировки использования информационно-коммуникационных технологий в познании студент создает и реализует творческое отношение к содержанию и процессу информатизации обучения.
На учебно-познавательную деятельность при использовании информационно-коммуникационных технологий могут влиять и внешние, и внутренние мотивы. Мотивы, основанные на внутренних потребностях студента, могут стать настоящим и очень мощным «двигателем» его развития в ходе учебно-познавательной деятельности. Исследования М. Демаковой, С.Р. Домановой показали, что при работе с информационно-коммуникационными технологиями мотивационная сфера трансформируется от начального интереса к новой технике к устойчивым образованиям, основанным на объективном отношении к компьютеру как к партнеру, который помогает думать и постигать мир.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют усилить мотивацию учебно-познавательной деятельности, а, следовательно, и познавательную активность студента. Таким образом, необходимо выявление и использование стимулов активизации учебно-познавательной деятельности в условиях информатизации обучения.
Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебно-познавательной деятельности, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по трудности, поощряя правильные решения, позитивно сказываются на мотивации учебно-познавательной деятельности. Таким образом, одним из основных стимулов активизации учебно-познавательной деятельности остается диалог в системе Студент - Информационно-коммуникационные технологии - Педагог. Движущей силой развития познавательной активности в условиях информатизации обучения является стремление овладеть научными основами определенной предметной области и адекватными ей способами деятельности. Кроме того, положительный стимул мотивации учения создается в случае предоставления возможности постичь изучаемые информационно-коммуникационные технологии с приобретением профессиональных знаний и умений.
Однако С.Р. Доманова отмечает, что при работе с компьютером возможен «сдвиг мотива на процесс», при этом сфера интересов обучаемого концентрируется на управлении компьютером, на освоении операций с компьютерными инструментами, на программировании, то есть исчезает ценностно-смысловое наполнение деятельности. Во избежание данной ситуации, Е.А. Локтюшкина предполагает реализовывать личностно ориентированный подход в обучении.
Для определения уровня развития мотивированности студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности необходимо рассмотреть взгляды ученых-педагогов на структуру уровней развития мотивов познавательной деятельности с точки зрения традиционной педагогики и с точки зрения развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения (таблица 1).
Таблица 1
Сравнение сущностной характеристики познавательной активности «сформированность познавательного интереса»
в традиционном обучении |
в условиях информатизации обучения |
Г.И. Щукина различает четыре стадии (уровня) проявления познавательного интереса: первой стадии соответствует элементарный, неустойчивый познавательный интерес, на стадии любопытства проявляется ситуативный интерес в ситуациях повышенной заинтересованности, на стадии любознательности интерес относительно устойчивый и характеризуется проявлением ценностных ориентации, признанием успеха, чувства долга, стадия познавательного творческого интереса характеризуется устойчивым интересом, высоким уровнем потребностей личности в самостоятельном творческом самовыражении. |
Одним из наиболее важных мотивов познавательной активности является познавательный интерес. Мы согласны с позицией С.А. Богданова, который выделяет специфику познавательного интереса в условиях информатизации обучения, определяемую субъективностью обучаемого, направленностью и содержанием индивидуально-личностного опыта, освоением способов деятельности, овладением технологиями получения и преобразования информации, выражением отношения к деятельности с применением ИКТ. Автор в своем исследовании предлагает классификацию видов познавательного интереса в условиях информатизации образования, включающую три классификационные группы: общая - формируется при изучении информатики (низкий уровень); специализированная - формируется при самостоятельном изучении информационно-коммуникационных систем и технологий, программирования, сервисного сопровождения (средний уровень); социально-личностная - формируется при изучении всех учебных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий, в индивидуальной творческой деятельности (высокий уровень) [1, с. 87-89] |
Познавательный интерес, хотя и входит в группу широких познавательных мотивов учения, можно выделить отдельно, так как понятия познавательная активность и познавательный интерес тесно взаимосвязаны. Познавательный интерес называется в качестве критерия познавательной активности большинством исследователей (Е.В. Коротаева, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, С.А. Богданов и др.). Мотивация концентрирует внимание студента на изучаемом вопросе, возбуждает его мыслительную активность, помогает создать направленность на учебную работу, является основой проявления нравственно-волевых усилий (так как определяет их направленность).
В.Г. Гладких в своем исследовании пишет: «понятиям мотива и цели в психологическом анализе деятельности принадлежит важнейшее место. Немотивированной, так же, как и нецеленаправленной деятельности, просто не может быть. Считается, что мотив и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий её направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при её выполнении» [2, с. 21]. Таким образом, цель и мотив - основа деятельности, в том числе и познавательной в условиях информатизации обучения, в процессе которой реализуется познавательная активность студента как личностное свойство, проявляющееся в творческом объективном отношении к содержанию и процессу информатизации обучения, в мобилизации нравственно-волевых усилий, направленных на достижение образовательной цели.
Цель и мотив связаны между собой. Определить цель можно, исходя из мотива. Вместе с тем мотивы деятельности формируются с учётом возможного результата деятельности или на основе результатов предшествующей деятельности. Поэтому при формировании готовности студента к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности, было важно, прежде всего, определить внутренние потребности обучаемых на основе изучения мотивов, которыми руководствуются студенты, принимая или отвергая использование предлагаемых педагогом технологий, не менее важно определение отношения студентов к учебно-познавательной деятельности на базе информационно-коммуникационных технологий.
Мотивация обучения в коллективе исследовалась с помощью методики, предложенной Е.П. Ильиным [3]. Диагностика позволила обнаружить направленность на приобретение знаний у 14,8 %, на овладение профессией у 52,4 %, на получение диплома у 21,5 %, 11,3 % - иное (в том числе уклонение от службы в армии). Анализ структуры внутренних мотивов, изучение личностных качеств студентов позволили определить то, какие же внутренние потребности лежат в основе того или иного мотива. Далее определялись виды информационно-коммуникационных технологий, способствующих подкреплению потребностей, развитию познавательного интереса, и выбирались способы их применения, позволяющие достигнуть целей обучения и развития.
Следующий шаг - формирование мотивации и адекватного отношения к применению информационно-коммуникационных технологий. Студенты убеждались в том, что применение данных технологий, наряду с решением задач учебно-воспитательного процесса, позволяет в той или иной степени удовлетворить их внутренние потребности. Это способствовало проявлению познавательного интереса к выполняемым операциям с информационно-коммуникационными технологиями на осознанном уровне, что говорит об устойчивом развитии познавательной активности студента в условиях информатизации обучения.
Рецензенты:
Рындак В.Г., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и менеджмента, заведующая кафедрой общей педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г. Оренбург.
Егорова Ю.Н., доктор педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г. Оренбург.