Модернизация системы образования влечет изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость, доступность и непрерывность образования, учет индивидуальных потребностей, самообразование и самообучение. Одним из важнейших нормативных документов, определяющих работу в данном направлении, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно 3 статье данного закона одним из принципов государственной политики в сфере образования является «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [6, с.7], в частности, познавательной активности обучаемого.
Успешность образования, стремление к самообразованию во многом определяются уровнем развития познавательной активности студента, что доказывает приоритетность проблемы развития познавательной активности студента. Освоение знаний, умений и навыков в современном образовательном процессе осуществляется в ходе проявления обучаемым его познавательной активности на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Структура познавательной активности студента в условиях информатизации обучения как свойства личности может быть представлена в единстве следующих компонентов: содержательно-процессуального, мотивационного и эмоционально-волевого.
В работе подробнее остановимся на изучении мотивационного компонента познавательной активности, так как в современной ситуации развития образования наблюдается определенный дефицит мотивационных ресурсов учебной деятельности, способов и механизмов мотивации обучающихся на квалифицированное решение учебных задач с использованием средств ИКТ.
Мотивационный компонент познавательной активности отражает структурные составляющие потребностно-мотивационной сферы личности, среди которых выделяются потребности, интересы, мотивы и цели познавательной деятельности.
В условиях информатизации обучения, обладая таким средством обучения, как компьютер и его программное обеспечение в совокупности со средствами телекоммуникаций, современное образование имеет возможность перейти от традиционного репродуктивного обучения к деятельностному, продуктивному обучению по принципу «научиться учиться». Создание адекватной мотивации облегчает перенос знаний в новую ситуацию, образование связей прежнего интеллектуального опыта с приобретаемым в условиях информатизации обучения, способствует формированию и проявлению творческого объективного отношения студента к содержанию и процессу информатизации обучения, мобилизации нравственно-волевых усилий студентов, направленных на достижение ими образовательной цели.
Рассматривая мотивационный компонент познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, в качестве критерия была выбрана мотивированность студента по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности как основа проявления им творческого объективного отношения к процессу и содержанию информатизации обучения. При этом показателями являются познавательный интерес и мотивы учения в обучении на базе информационно-коммуникационных технологий [5, с. 13].
Действительно, успешность интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс во многом определяется мотивированностью студента к применению этих технологий для продуктивного усвоения знаний и умений в условиях информатизации обучения. Как утверждает А.Н. Леонтьев, человека к действию побуждают явления окружающего мира, приобретающие для него особое значение, «особый личностный смысл» [4, с. 54], следовательно, при наличии убедительной мотивировки использования информационно-коммуникационных технологий в познании студент создает и реализует творческое отношение к содержанию и процессу информатизации обучения.
На учебно-познавательную деятельность при использовании информационно-коммуникационных технологий могут влиять и внешние, и внутренние мотивы. Мотивы, основанные на внутренних потребностях студента, могут стать настоящим и очень мощным «двигателем» его развития в ходе учебно-познавательной деятельности. Исследования М. Демаковой, С.Р. Домановой показали, что при работе с информационно-коммуникационными технологиями мотивационная сфера трансформируется от начального интереса к новой технике к устойчивым образованиям, основанным на объективном отношении к компьютеру как к партнеру, который помогает думать и постигать мир.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют усилить мотивацию учебно-познавательной деятельности, а, следовательно, и познавательную активность студента. Таким образом, необходимо выявление и использование стимулов активизации учебно-познавательной деятельности в условиях информатизации обучения.
Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебно-познавательной деятельности, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по трудности, поощряя правильные решения, позитивно сказываются на мотивации учебно-познавательной деятельности. Таким образом, одним из основных стимулов активизации учебно-познавательной деятельности остается диалог в системе Студент - Информационно-коммуникационные технологии - Педагог. Движущей силой развития познавательной активности в условиях информатизации обучения является стремление овладеть научными основами определенной предметной области и адекватными ей способами деятельности. Кроме того, положительный стимул мотивации учения создается в случае предоставления возможности постичь изучаемые информационно-коммуникационные технологии с приобретением профессиональных знаний и умений.
Однако С.Р. Доманова отмечает, что при работе с компьютером возможен «сдвиг мотива на процесс», при этом сфера интересов обучаемого концентрируется на управлении компьютером, на освоении операций с компьютерными инструментами, на программировании, то есть исчезает ценностно-смысловое наполнение деятельности. Во избежание данной ситуации, Е.А. Локтюшкина предполагает реализовывать личностно ориентированный подход в обучении.
Для определения уровня развития мотивированности студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности необходимо рассмотреть взгляды ученых-педагогов на структуру уровней развития мотивов познавательной деятельности с точки зрения традиционной педагогики и с точки зрения развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения (таблица 1).
Таблица 1
Сравнение сущностной характеристики познавательной активности «сформированность познавательного интереса»
в традиционном обучении |
в условиях информатизации обучения |
Г.И. Щукина различает четыре стадии (уровня) проявления познавательного интереса: первой стадии соответствует элементарный, неустойчивый познавательный интерес, на стадии любопытства проявляется ситуативный интерес в ситуациях повышенной заинтересованности, на стадии любознательности интерес относительно устойчивый и характеризуется проявлением ценностных ориентации, признанием успеха, чувства долга, стадия познавательного творческого интереса характеризуется устойчивым интересом, высоким уровнем потребностей личности в самостоятельном творческом самовыражении. |
Одним из наиболее важных мотивов познавательной активности является познавательный интерес. Мы согласны с позицией С.А. Богданова, который выделяет специфику познавательного интереса в условиях информатизации обучения, определяемую субъективностью обучаемого, направленностью и содержанием индивидуально-личностного опыта, освоением способов деятельности, овладением технологиями получения и преобразования информации, выражением отношения к деятельности с применением ИКТ. Автор в своем исследовании предлагает классификацию видов познавательного интереса в условиях информатизации образования, включающую три классификационные группы: общая - формируется при изучении информатики (низкий уровень); специализированная - формируется при самостоятельном изучении информационно-коммуникационных систем и технологий, программирования, сервисного сопровождения (средний уровень); социально-личностная - формируется при изучении всех учебных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий, в индивидуальной творческой деятельности (высокий уровень) [1, с. 87-89] |
Познавательный интерес, хотя и входит в группу широких познавательных мотивов учения, можно выделить отдельно, так как понятия познавательная активность и познавательный интерес тесно взаимосвязаны. Познавательный интерес называется в качестве критерия познавательной активности большинством исследователей (Е.В. Коротаева, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, С.А. Богданов и др.). Мотивация концентрирует внимание студента на изучаемом вопросе, возбуждает его мыслительную активность, помогает создать направленность на учебную работу, является основой проявления нравственно-волевых усилий (так как определяет их направленность).
В.Г. Гладких в своем исследовании пишет: «понятиям мотива и цели в психологическом анализе деятельности принадлежит важнейшее место. Немотивированной, так же, как и нецеленаправленной деятельности, просто не может быть. Считается, что мотив и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий её направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при её выполнении» [2, с. 21]. Таким образом, цель и мотив - основа деятельности, в том числе и познавательной в условиях информатизации обучения, в процессе которой реализуется познавательная активность студента как личностное свойство, проявляющееся в творческом объективном отношении к содержанию и процессу информатизации обучения, в мобилизации нравственно-волевых усилий, направленных на достижение образовательной цели.
Цель и мотив связаны между собой. Определить цель можно, исходя из мотива. Вместе с тем мотивы деятельности формируются с учётом возможного результата деятельности или на основе результатов предшествующей деятельности. Поэтому при формировании готовности студента к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности, было важно, прежде всего, определить внутренние потребности обучаемых на основе изучения мотивов, которыми руководствуются студенты, принимая или отвергая использование предлагаемых педагогом технологий, не менее важно определение отношения студентов к учебно-познавательной деятельности на базе информационно-коммуникационных технологий.
Мотивация обучения в коллективе исследовалась с помощью методики, предложенной Е.П. Ильиным [3]. Диагностика позволила обнаружить направленность на приобретение знаний у 14,8 %, на овладение профессией у 52,4 %, на получение диплома у 21,5 %, 11,3 % - иное (в том числе уклонение от службы в армии). Анализ структуры внутренних мотивов, изучение личностных качеств студентов позволили определить то, какие же внутренние потребности лежат в основе того или иного мотива. Далее определялись виды информационно-коммуникационных технологий, способствующих подкреплению потребностей, развитию познавательного интереса, и выбирались способы их применения, позволяющие достигнуть целей обучения и развития.
Следующий шаг - формирование мотивации и адекватного отношения к применению информационно-коммуникационных технологий. Студенты убеждались в том, что применение данных технологий, наряду с решением задач учебно-воспитательного процесса, позволяет в той или иной степени удовлетворить их внутренние потребности. Это способствовало проявлению познавательного интереса к выполняемым операциям с информационно-коммуникационными технологиями на осознанном уровне, что говорит об устойчивом развитии познавательной активности студента в условиях информатизации обучения.
Рецензенты:
Рындак В.Г., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и менеджмента, заведующая кафедрой общей педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г. Оренбург.
Егорова Ю.Н., доктор педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Михайлова Н.М., Мещерякова И.Н. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12598 (дата обращения: 04.06.2023).