Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Михайлова Н.М. 1 Мещерякова И.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский Государственный педагогический университет»
Статья написана по материалам диссертационного исследования на тему «Развитие познавательной активности студента в условиях информатизации обучения». В данной статье приводятся аргументы необходимости развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, рассматривается структура познавательной активности. Особое внимание в работе уделяется изучению сущностных характеристик мотивационного компонента познавательной активности студента в условиях информатизации обучения. Кроме того, изучаются взгляды ученых–педагогов на структуру уровней развития мотивов познавательной деятельности с точки зрения традиционной педагогики и с точки зрения развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения. В статье рассматриваются критерии и показатели оценки уровня развития мотивационного компонента познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, а также рассматриваются стимулы активизации его учебно-познавательной деятельности. В качестве одного из самых эффективных стимулов активизации называется диалог в системе «Студент – Информационно-коммуникационные технологии – Педагог».
информатизация обучения
мотивация
мотив
познавательная активность
активность
1. Богданов, С.А. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в дидактической компьютерной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Богданов. - Волгоград, 2002. - 21с.
2. Гладких, В.Г. Технологическое обеспечение анализа в системе управления учреждением образования / В.Г. Гладких // Вестн. образования ОГУ. - Оренбург, 1999. - № 3. - C. 59-62.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 253 с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2004. - 431 с.
5. Мещерякова, И.Н. Развитие познавательной активности студента в условиях информатизации обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Мещерякова. - Оренбург, 2010. - 25с.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2013. - 160 с.

Модернизация системы образования влечет изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость, доступность и непрерывность образования, учет индивидуальных потребностей, самообразование и самообучение. Одним из важнейших нормативных документов, определяющих работу в данном направлении, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно 3 статье данного закона одним из принципов государственной политики в сфере образования является «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [6, с.7], в частности, познавательной активности обучаемого.

Успеш­ность обра­зования, стремле­ние к самооб­разованию во многом опре­деляются уровнем раз­вития познава­тельной активности студента, что доказывает приори­тетность проблемы разви­тия по­знава­тельной активности студента. Освоение зна­ний, умений и навы­ков в совре­мен­ном обра­зовательном процессе осуществляется в ходе прояв­ления обучае­мым его познаватель­ной активности на основе использова­ния со­времен­ных информа­ци­онно-ком­муникационных технологий (ИКТ).

Структура по­знавательной активности студента в условиях информатизации обучения как свойства личности мо­жет быть пред­ставлена в един­стве следую­щих компонентов: содержательно-процессуального, мотивацион­ного и эмоцио­нально-воле­вого.

В работе подробнее остановимся на изучении мотивационного компонента познавательной активности, так как в современной ситуации развития образования наблюдается определенный дефицит мотивационных ресурсов учебной деятельности, способов и механизмов мотивации обучающихся на квалифицированное решение учебных задач с использованием средств ИКТ.

Мотивационный компонент познавательной активности отра­жает структурные составляющие потребностно-мотивационной сферы личности, среди которых выделяются потребности, интересы, мотивы и цели познава­тельной деятель­ности.

В условиях информатизации обучения, об­ладая таким средством обу­че­ния, как компьютер и его программное обеспечение в со­вокупности со средст­вами те­лекоммуникаций, со­временное образование имеет возможность перейти от традиционного репродуктивного обучения к деятельностному, про­дуктив­ному обучению по принципу «научиться учиться». Созда­ние адекват­ной мо­ти­вации облегчает перенос знаний в новую ситуацию, образо­вание связей преж­него интеллектуального опыта с при­обретаемым в усло­виях информатизации обучения, способствует формированию и проявлению творческого объективного от­ношения студента к содержанию и процессу информатизации обучения, моби­лизации нравственно-волевых усилий студентов, направленных на достижение ими образовательной цели.

Рассматривая мотивационный компонент познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, в качестве критерия была выбрана мотивированность студента по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познава­тельной деятельности как основа проявления им творческого объективного отношения к процессу и содержанию информатизации обучения. При этом показателями являются познавательный интерес и мотивы учения в обучении на базе информационно-коммуникационных технологий [5, с. 13].

Действительно, успешность интеграции информационно-коммуникационных техноло­гий в образовательный процесс во многом определяется мотивирован­но­стью сту­дента к применению этих технологий для продуктивного усвоения знаний и умений в условиях информатизации обучения. Как утверждает А.Н. Леонтьев, человека к действию побуждают явления окружающего мира, приобретающие для него особое значение, «особый личностный смысл» [4, с. 54], следова­тельно, при наличии убедительной мотивировки использования информаци­онно-коммуникационных технологий в познании студент создает и реализует творческое отношение к содержанию и процессу информатизации обу­чения.

На учебно-познавательную деятельность при использовании информаци­онно-ком­муникационных технологий могут влиять и внешние, и внутренние мо­тивы. Мотивы, основанные на внутренних потребностях студента, могут стать настоящим и очень мощным «двигателем» его развития в ходе учебно-по­знавательной деятельности. Исследования М. Демаковой, С.Р. Домановой пока­зали, что при ра­боте с информационно-коммуникационными технологиями мо­тивационная сфера трансформируется от началь­ного ин­тереса к новой технике к устойчивым образова­ниям, основанным на объективном отноше­нии к ком­пью­теру как к партнеру, который по­могает думать и постигать мир.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют усилить мо­тивацию учебно-по­знавательной деятельности, а, следовательно, и познава­тельную активность студента. Таким образом, необходимо выявление и использование стимулов активизации учебно-познавательной деятельности в условиях информатизации обучения.

Не только новизна работы с компьютером, кото­рая сама по себе нередко способствует повышению ин­тереса к учебно-позна­вательной деятельности, но и возможность регулиро­вать предъ­явле­ние учеб­ных задач по трудности, поощ­ряя правильные реше­ния, позитивно сказыва­ются на мотивации учебно-позна­вательной деятель­ности. Таким образом, одним из основных стимулов активи­зации учебно-по­знавательной деятельности остается диалог в системе Сту­дент - Информаци­онно-коммуникационные технологии - Педагог. Движу­щей силой разви­тия познавательной активности в условиях информати­зации обу­чения явля­ется стремление овладеть научными основами опреде­ленной пред­метной об­ласти и адекватными ей способами деятельности. Кроме того, положи­тельный стимул мотивации учения создается в случае предос­тавления воз­можности по­стичь изучаемые информационно-коммуни­кационные техноло­гии с приобрете­нием профессиональных знаний и уме­ний.

Однако С.Р. Доманова отмечает, что при работе с компьютером воз­мо­жен «сдвиг мотива на процесс», при этом сфера интересов обучаемого кон­центри­руется на управлении компьютером, на освоении операций с компью­терными инструментами, на программировании, то есть исчезает ценностно-смысловое наполнение деятельности. Во избежание данной си­туации, Е.А. Локтюшкина предполагает реализовывать личностно ориентиро­ванный под­ход в обучении.

Для определения уровня развития мотивированности студентов к исполь­зованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познава­тельной деятельности не­обходимо рассмотреть взгляды ученых-педаго­гов на структуру уровней раз­вития мотивов познавательной деятельности с точки зре­ния тради­ционной пе­дагогики и с точки зрения развития познавательной актив­ности сту­дента в ус­ловиях информатизации обучения (таблица 1).

Таблица 1

Сравнение сущностной характеристики познавательной активно­сти «сформированность познавательного интереса»

в традиционном обучении

в условиях информатизации обучения

Г.И. Щукина различает че­тыре стадии (уровня) прояв­ления познаватель­ного инте­реса:

первой стадии соответст­вует элементар­ный, неустой­чивый позна­вательный инте­рес,

на стадии любопытства проявляется ситуативный ин­терес в ситуациях повы­шен­ной за­ин­тересован­но­сти,

на стадии любознатель­но­сти интерес относи­тельно ус­тойчивый и ха­рактеризуется проявлением ценност­ных ори­ентации, при­зна­нием ус­пеха, чувства долга,

стадия познавательного творческого интереса харак­теризуется устойчи­вым инте­ресом, вы­со­ким уровнем по­требно­стей лич­ности в само­стоя­тельном творческом са­мовы­раже­нии.

Одним из наиболее важных мотивов по­знава­тельной активности яв­ляется познава­тельный интерес. Мы согласны с позицией С.А. Бо­гданова, который выделяет специфику познава­тельного интереса в условиях инфор­матиза­ции обу­че­ния, определяемую субъек­тивностью обу­чае­мого, направленно­стью и содержанием инди­видуально-личност­ного опыта, освоением спосо­бов дея­тельности, овладе­нием техноло­гиями по­лучения и преобразо­вания ин­форма­ции, выражением отношения к деятельности с применением ИКТ. Автор в своем иссле­довании предлагает классификацию видов познаватель­ного инте­реса в условиях инфор­матизации обра­зования, включающую три клас­сифи­кационные группы:

общая - формируется при изуче­нии ин­форма­тики (низкий уровень);

специализированная - формиру­ется при само­стоятельном изучении информационно-ком­муникационных систем и технологий, про­граммирования, сервисного сопро­вожде­ния (средний уро­вень);

социально-личностная - формиру­ется при изучении всех учеб­ных дисци­плин с примене­нием информационно-коммуникаци­онных технологий, в индивидуаль­ной творческой дея­тельности (высокий уровень) [1, с. 87-89]

Познавательный интерес, хотя и входит в группу ши­роких познава­тель­ных мотивов учения, можно выделить отдельно, так как понятия позна­ватель­ная активность и познаватель­ный интерес тесно взаимосвязаны. По­знаватель­ный интерес называется в каче­стве критерия познавательной актив­ности боль­шинством исследовате­лей (Е.В. Коротаева, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, С.А. Богданов и др.). Мотивация концентрирует внимание студента на изучаемом вопросе, возбуждает его мыслительную активность, помогает создать направленность на учебную работу, является основой проявления нравственно-волевых усилий (так как определяет их направленность).

В.Г. Гладких в своем исследовании пишет: «понятиям мотива и цели в психологическом анализе деятельности принадлежит важнейшее место. Не­мо­тивированной, так же, как и нецеле­направленной деятельности, просто не может быть. Считается, что мотив и цель образуют своего рода «вектор» дея­тельно­сти, определяющий её на­правление, а также величину усилий, разви­ваемых субъектом при её вы­полнении» [2, с. 21]. Таким образом, цель и мо­тив - основа деятельности, в том числе и познавательной в условиях информатизации обучения, в процессе которой реализуется познавательная активность студента как личностное свойство, проявляющееся в творческом объективном отношении к содержанию и процессу информатизации обучения, в мобилизации нравственно-волевых усилий, направленных на достижение образовательной цели.

Цель и мотив связаны между собой. Определить цель можно, исходя из мотива. Вместе с тем мотивы деятельности формируются с учётом возможного результата дея­тельности или на основе результатов предшествующей деятельности. Поэтому при формировании готовности студента к использованию информаци­онно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности, было важно, прежде всего, оп­ределить внутренние потребности обучаемых на основе изучения мотивов, которыми руководствуются студенты, принимая или отвергая использование предлагаемых педагогом технологий, не менее важно определение отношения студентов к учебно-познавательной деятельности на базе информационно-коммуникационных технологий.

Мотивация обучения в коллективе исследовалась с помощью методики, предложенной Е.П. Ильиным [3]. Диагностика позволила обнаружить направленность на приобретение знаний у 14,8 %, на овладение профессией у 52,4 %, на получение диплома у 21,5 %, 11,3 % - иное (в том числе уклонение от службы в армии). Анализ структуры внутренних мотивов, изучение личностных качеств студентов позволили определить то, какие же внутренние потребности лежат в основе того или иного мотива. Далее определялись виды информационно-коммуникационных технологий, способствующих подкреплению потребностей, развитию познавательного интереса, и выбирались способы их применения, позволяющие достигнуть целей обучения и развития.

Следующий шаг - формирование мотивации и адекватного отношения к применению информационно-коммуникационных технологий. Студенты убеждались в том, что применение данных технологий, наряду с решением задач учебно-воспитательного процесса, позволяет в той или иной степени удовлетворить их внутренние потребности. Это способствовало проявлению познавательного интереса к выполняемым операциям с информационно-коммуникационными технологиями на осознанном уровне, что говорит об устойчивом развитии познавательной активности студента в условиях информатизации обучения.

Рецензенты:

Рындак В.Г., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и менеджмента, заведующая кафедрой общей педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г. Оренбург.

Егорова Ю.Н., доктор педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Михайлова Н.М., Мещерякова И.Н. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12598 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674