Введение
В условиях современного рынка образовательных услуг все большую актуальность приобретает проблема управления качеством подготовки специалистов [1-3, 14]. Важным направлением в этой области является определение удовлетворенности студентов по различным аспектам деятельности вуза, позволяющее выявлять слабые стороны и целенаправленно осуществлять меры по и х усовершенствованию [10-12].
Под удовлетворенностью студентов авторы понимают субъективную, эмоционально-окрашенную оценку качества тех или иных объектов, условий учебной деятельности, в том числе межличностных отношений. В данной статье приведены результаты оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (раздел 8).
Цель исследования
Определить степень удовлетворенности студентов медицинского ВУЗа качеством преподавания.
Материалы и методы исследования
В качестве инструмента сбора информации был проведен опрос по унифицированной анкете с оценочными шкалами за 2012/13 учебный год. Репрезентативность выборки рассчитана по И-СМК-03.8.01. Оценка степени удовлетворенности потребителей осуществлялась руководителем кафедры по сводной оценке удовлетворенности студентов качеством услуги (Ui %), рассчитываемой как удельный вес суммы баллов, определенных потребителями, от максимально возможной суммы баллов. При сводной оценке степень удовлетворенности потребителей более 80% оценивалась как высокая, в интервале от 50% до 80% – как средняя, менее 50% – как низкая [11].
Обработка анкет осуществлялась в формате STATISTICA 6.1 (лицензионное соглашение BXXR904Е306823FAN10) с определением распределения частот тех или иных ответов и сопоставлением ответов на разные вопросы. Для выявления наличия статистической связи между оценкой качества преподавания на кафедре в целом и возможными факторами ее определяющими был применен корреляционный анализ Кендалла. Для оценки значимости различий использован критерий Манна-Уитни (U) – для независимых групп. Критическое значение уровня статистической значимости при проверке нулевых гипотез принималось равным 0,05. В случае превышения достигнутого уровня значимости (р) статистического критерия этой величины, принималась нулевая гипотеза [13].
Результаты и их обсуждение
У студентов всех факультетов дисциплина гигиена входит в профессиональный цикл, в соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения. Однако, если для специальности 060105 «Медико-профилактическое дело» дисциплины: общая гигиена и гигиена детей и подростков являются одними из основных для подготовки специалистов данного профиля, то для студентов других специальностей гигиена является общемедицинской дисциплиной. В связи, с чем можно было бы ожидать различных оценок по одним и тем же критериям у студентов медико-профилактического и других факультетов (лечебного, педиатрического, стоматологического). И при оценке вклада дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки данное предположение логично подтвердилось (критерий Манна-Уитни (U) =10720,2 при р=0,015) (рис. 1). Как в одной, так и в другой группах более 75% респондентов выставляют высокие баллы (хорошо и отлично) по данному критерию. Однако в группе респондентов, представленных студентами лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов, четвертая часть студентов оценивают вклад дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки , достаточно низко (от 0 до 3 баллов), в то время как студенты медико-профилактического факультете не оценивают данный критерий ниже трех. По остальным критериям статистически значимых различий в оценках студентов различных факультетов не выявлено.
Рис. 1. Характеристика распределения бального оценивания вклада дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки.
При оценке результатов анкетирования по критериям: «Насколько интересно присутствовать на занятиях у преподавателей кафедры», «Помощь со стороны кафедры в организации самостоятельной работы студента», «Доступность и логичность объясняемого на занятиях материала», «Дисциплина на занятиях», «Иллюстративный материал по дисциплине (таблицы, слайды, аудио, видео, муляжи)», «Объективность в оценке учебных достижений (экзаменационные и зачетные оценки, оценки за контрольные работы, тесты)», «Вклад дисциплины в формирование уровня профессиональной подготовки», «Удовлетворенность качеством преподавания на кафедре в целом» выявлены высокие показатели удовлетворенности потребителя качеством услуги – от 80,2% до 95,7%.
Средний показатель удовлетворенности студентов выявлен по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе» (Ui=76,2 %). Несмотря на наличие объективных причин достаточно низкой оценки (высокие учебные нагрузки студентов 3-4 курса; для большинства анкетируемых предмет «гигиена» не является профильным; в опросе участвовало всего 39,2% студентов медико-профилактического факультета, являющихся основными участниками научно-исследовательской работы кафедры), нами проведен анализ по данному критерию в разрезе изучаемых дисциплин.
Наиболее низкие показатели удовлетворенности студентов по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе» в разрезе изучаемых дисциплин выявлены по результатам анкетирования студентов педиатрического факультета – Ui=70,41 % (дисциплина – общая гигиена с гигиеной детей и подростков), студентов 6 курса медико-профилактического факультета – Ui=73,2 % (дисциплина – гигиена детей и подростков) и группы студентов стоматологического и лечебного факультетов – Ui=75,86 % (дисциплина – гигиена с основами экологии человека), что подтверждается и частотным распределением показателя в разрезе изучаемых дисциплин (рис. 2).
Рис. 2. Частотное распределение показателя удовлетворенности студентов по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе» в разрезе изучаемых дисциплин.
Студенты отмечают, что преподаватели кафедры:
– не предлагают участвовать в научно-исследовательской работе – 29 студентов из 323 (9%) (рис. 3);
– предлагают темы научно-исследовательской работы, но не разъясняют, как ее выполнять – 16 студентов из 323 (5%) (рис. 3);
– предлагают участвовать в научно-исследовательской работе, но не предлагаются никакие материалы для ее осуществления – 13 студентов из 323 (4%) (рис. 3.).
Рис. 3. Удельный вес бальной оценки показателя удовлетворенности студентов по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе».
Полученные результаты отразились на деятельности всех сотрудников кафедры, в содержание вводных лекций и практических занятий введен раздел, посвященный работе кружка. Проведены мастер-классы по статистической обработке полученных результатов в ходе научно-исследовательской работы студентов по руководству «Дружелюбная статистика» [4]. В качестве примера использования статистического анализа в гигиенических исследованиях применены базы данных по ранее проведенным исследованиям сотрудников кафедры [5-9].
При оценке статистических связей показателя «качество преподавания на кафедре в "целом" в ходе корреляционного анализа Кендалла выявлены наиболее значимые факторы, определяющие качество преподавания. В числе, которых вопросы: 1) насколько интересно присутствовать на занятиях у преподавателей кафедры (t=0,7; р=0,000); 2) доступность и логичность объясняемого на занятиях материала (t=0,7; р=0,000); 3) объективность в оценке учебных достижений (экзаменационные и зачетные оценки, оценки за контрольные работы, тесты) (t=0,7; р=0,000).
Установлены прямые статистические значимые связи между показателем «качество преподавания на кафедре в целом» и «оценкой вклада дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки» (t=0,9; р=0,000).
В связи с полученными результатами вносятся коррективы в учебный процесс в части определения содержания опроса, выбора форм и методик проведения занятий, использования Интернет-ресурсов, позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов, улучшать качество усвоения изучаемого материала, развивать профессиональное мышление [5].
Выводы
Проведенное исследование, направленное на выявление удовлетворенности студентов условиями обучения, позволило получить объективную информацию для совершенствования и корректировки учебной работы со студентами. Участие студентов в оценке содержания, организации и качества учебного процесса в целом показывает важность их взглядов и возможность их влияния на совершенствование образовательного процесса в ВУЗе, что развивает активную гражданскую позицию обучающихся.
Рецензенты:Турчанинов Денис ВладимировичД.В., доктор медицинских наукд.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.
Сохошко Игорь АлександровичИ.А., доктор медицинских наукд.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.