Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Блинова Е.Г. 1 Гегечкори И.В. 1 Жернакова Г.Н. 1 Толькова Е.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Минздрава России»
В статье представлены результаты опроса студентов, целью которого являлось оценивание содержания, организации и качества учебного процесса как составляющей системы менеджмента качества высшего образовани, в ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» на кафедре общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков. В качестве инструмента сбора информации был проведен опрос по унифицированной анкете с оценочными шкалами за 2012/13 учебный год. Репрезентативность выборки рассчитана по И-СМК-03.8.01. Проведенное исследование, направленное на выявление удовлетворенности студентов условиями обучения, позволило получить объективную информацию для совершенствования и корректировки учебной работы со студентами.
качество образования
опрос
оценивание учебного процесса
качество преподавания
медицинский вуз
студенты
1. Блинова Е. Г. Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений / Е. Г. Блинова, В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. – 2012. –- № 1. – С. 35-39.
2. Блинова Е. Г. Влияние условий среды жизнедеятельности на заболеваемость студентов / Е. Г. Блинова // Экология человека. – 2009. -– № 10. – С. 12-15.
3. Блинова Е. Г. Качество и образ жизни студентов / Е. Г. Блинова // Уральский медицинский журнал. – 2008. -– № 6. – С. 73-75.
4. Гудинова Ж. В. Дружелюбная статистика: статистический анализ медицинских баз данных: пошаговые инструкции. Выпуск I / Ж. В. Гудинова, Г. Н. Жернакова, Е. И. Толькова. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2014.– 112 с.
5. Гудинова Ж. В., Блинова Е. Г., Гегечкори И. В., Жернакова Г. Н., Толькова Е. И. Формирование навыков поиска информации, анализа медицинских данных в процессе обучения студентов медицинских вузов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. -– № 3; URL: www.science-education.ru/109-9603 (дата обращения: 06.03.2014).
6. Гудинова Ж. В. Двойная статистика детской инвалидности: проблемы и решения / Ж. В. Гудинова // Профилактическая и клиническая медицина. – 2004. –- № 1. – С. 18.
7. Гудинова Ж. В. Медико-географические аспекты формирования потерь здоровья детского населения в Омской области / Ж. В. Гудинова, А. В. Клочихина, А. П. Денисов // Вестник Уральской медицинской академической науки. – 2008. -– № 3. – С. 6-10.
8. Гудинова Ж. В. Оценка нервно-психического развития подростков с девиантными формами поведения / Ж. В. Гудинова, Е. И. Толькова // Российский педиатрический журнал. – 2010. -– № 1. – С. 49-52.
9. Гудинова Ж. В. Профессиональная заболеваемость в России: региональные вариации и факторы формирования [Электронный ресурс] / Ж. В. Гудинова, Г. Н. Жернакова // Социальные аспекты здоровья населения : информационно-аналитический вестник. – 2011. -– № 1 (17). – URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/197/27/.
10. Введенский В. Н. Социальный контроль деятельности преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. – 2012. - № 4. – С. 120–126.
11. И-СМК-03.8.01-2013 Оценка степени удовлетворенности потребителей ОмГМА.
12. Король Л. Г. Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования / Л. Г. Король, И. В. Малимонов, Д. В. Рахинский // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. – С. 103-105.
13. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброва. – 3-е изд. – М. : Медиасфера, 2006. – 312 с.
14. Kuchma V. R., Blinova E. G, Shubochkina E. I. Student health and factors determining it // Breaking down the barriers (EUSUHM 2013) poster abstracts. 2013. – СР. 3.

Введение

В условиях современного рынка образовательных услуг все большую актуальность приобретает проблема управления качеством подготовки специалистов [1-3, 14]. Важным направлением в этой области является определение удовлетворенности студентов по различным аспектам деятельности вуза, позволяющее выявлять слабые стороны и целенаправленно осуществлять меры по и х усовершенствованию [10-12].

  Под удовлетворенностью студентов авторы понимают субъективную, эмоционально-окрашенную оценку качества тех или иных объектов, условий учебной деятельности, в том числе межличностных отношений. В данной статье приведены результаты оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (раздел 8).

Цель исследования

Определить степень удовлетворенности студентов медицинского ВУЗа качеством преподавания.

Материалы и методы исследования

В качестве инструмента сбора информации был проведен опрос по унифицированной анкете с оценочными шкалами за 2012/13 учебный год. Репрезентативность выборки рассчитана по И-СМК-03.8.01.  Оценка степени удовлетворенности потребителей осуществлялась руководителем кафедры по сводной оценке удовлетворенности студентов качеством услуги (Ui %), рассчитываемой как удельный вес суммы баллов, определенных потребителями, от максимально возможной суммы баллов. При сводной оценке степень удовлетворенности потребителей более 80% оценивалась как высокая, в интервале от 50% до 80% – как средняя, менее 50% – как низкая [11].

Обработка анкет осуществлялась в формате STATISTICA 6.1 (лицензионное соглашение BXXR904Е306823FAN10) с определением распределения частот тех или иных ответов и сопоставлением ответов на разные вопросы. Для выявления наличия статистической связи между оценкой качества преподавания на кафедре в целом и возможными факторами ее определяющими был применен корреляционный анализ Кендалла. Для оценки значимости различий использован критерий Манна-Уитни (U) – для независимых групп. Критическое значение уровня статистической значимости при проверке нулевых гипотез принималось равным 0,05. В случае превышения достигнутого уровня значимости (р) статистического критерия этой величины, принималась нулевая гипотеза [13].

Результаты и их обсуждение

У студентов всех факультетов дисциплина гигиена входит в профессиональный цикл, в соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения. Однако, если для специальности 060105 «Медико-профилактическое дело» дисциплины: общая гигиена и гигиена детей и подростков являются одними из основных для подготовки специалистов данного профиля, то для студентов других специальностей гигиена является общемедицинской дисциплиной. В связи,  с чем можно было бы ожидать различных оценок по одним и тем же критериям у студентов медико-профилактического и других факультетов (лечебного, педиатрического, стоматологического). И при оценке вклада дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки данное предположение логично подтвердилось (критерий Манна-Уитни (U) =10720,2 при р=0,015) (рис. 1). Как в одной, так и в другой группах более 75% респондентов  выставляют высокие баллы (хорошо и отлично) по данному критерию. Однако в группе респондентов, представленных студентами лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов, четвертая часть студентов оценивают вклад дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки , достаточно низко (от 0 до 3 баллов), в то время как студенты медико-профилактического факультете не оценивают данный критерий ниже трех. По остальным критериям статистически значимых различий в оценках студентов различных факультетов не выявлено.

Рис. 1. Характеристика распределения бального оценивания вклада дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки.

При оценке результатов анкетирования по критериям: «Насколько интересно присутствовать на занятиях у преподавателей кафедры», «Помощь со стороны кафедры в организации самостоятельной работы студента», «Доступность и логичность объясняемого на занятиях материала», «Дисциплина на занятиях», «Иллюстративный материал по дисциплине (таблицы, слайды, аудио, видео, муляжи)», «Объективность в оценке учебных достижений (экзаменационные и зачетные оценки, оценки за контрольные работы, тесты)», «Вклад дисциплины в формирование уровня профессиональной подготовки», «Удовлетворенность качеством преподавания на кафедре в целом» выявлены высокие показатели удовлетворенности потребителя качеством услуги – от 80,2% до 95,7%.

Средний показатель удовлетворенности студентов выявлен по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе» (Ui=76,2 %). Несмотря на наличие объективных причин достаточно низкой оценки (высокие учебные нагрузки студентов 3-4 курса; для большинства анкетируемых предмет «гигиена» не является профильным; в опросе участвовало всего 39,2% студентов медико-профилактического факультета, являющихся основными участниками научно-исследовательской работы кафедры), нами проведен анализ по данному критерию в разрезе изучаемых дисциплин.

Наиболее низкие показатели удовлетворенности студентов по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе» в разрезе изучаемых дисциплин выявлены по результатам анкетирования студентов педиатрического факультета – Ui=70,41 % (дисциплина – общая гигиена с гигиеной детей и подростков), студентов 6 курса медико-профилактического факультета – Ui=73,2 % (дисциплина – гигиена детей и подростков) и группы студентов стоматологического и лечебного факультетов – Ui=75,86 % (дисциплина – гигиена с основами экологии человека), что подтверждается и частотным распределением показателя в разрезе изучаемых дисциплин (рис. 2).

Рис. 2. Частотное распределение показателя удовлетворенности студентов по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе» в разрезе изучаемых дисциплин.

Студенты отмечают, что преподаватели кафедры:

– не предлагают участвовать в научно-исследовательской работе – 29 студентов из 323 (9%) (рис. 3);

– предлагают темы научно-исследовательской работы, но не разъясняют, как ее выполнять – 16 студентов из 323 (5%) (рис. 3);

– предлагают участвовать в научно-исследовательской работе, но не предлагаются никакие материалы для ее осуществления – 13 студентов из 323 (4%) (рис. 3.).

Рис. 3. Удельный вес бальной оценки показателя удовлетворенности студентов по критерию «доступность участия в научно-исследовательской работе».

Полученные результаты отразились на деятельности всех сотрудников кафедры, в содержание вводных лекций и практических занятий введен раздел, посвященный работе кружка. Проведены мастер-классы по статистической обработке полученных результатов в ходе научно-исследовательской работы студентов по руководству «Дружелюбная статистика» [4]. В качестве примера использования статистического анализа в гигиенических исследованиях применены базы данных по ранее проведенным исследованиям сотрудников кафедры [5-9].

При оценке статистических связей показателя «качество преподавания на кафедре в "целом" в ходе корреляционного анализа Кендалла выявлены наиболее значимые факторы, определяющие качество преподавания. В числе, которых вопросы: 1) насколько интересно присутствовать на занятиях у преподавателей кафедры (t=0,7; р=0,000); 2) доступность и логичность объясняемого на занятиях материала  (t=0,7; р=0,000); 3) объективность в оценке учебных достижений (экзаменационные и зачетные оценки, оценки за контрольные работы, тесты) (t=0,7; р=0,000).

Установлены прямые статистические значимые связи между показателем «качество преподавания на кафедре в целом» и «оценкой вклада дисциплины в формирование общего уровня профессиональной подготовки» (t=0,9; р=0,000).

В связи с полученными результатами вносятся коррективы в учебный процесс в части определения содержания опроса, выбора форм и методик проведения занятий,  использования Интернет-ресурсов, позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов, улучшать качество усвоения изучаемого материала, развивать профессиональное мышление [5].

Выводы

Проведенное исследование, направленное на выявление удовлетворенности студентов условиями обучения, позволило получить объективную информацию для совершенствования и корректировки учебной работы со студентами. Участие студентов в оценке содержания, организации и качества учебного процесса в целом показывает важность их взглядов и возможность их влияния на совершенствование  образовательного процесса  в ВУЗе,  что  развивает активную гражданскую позицию обучающихся.

Рецензенты:

Турчанинов Денис ВладимировичД.В., доктор медицинских наукд.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.

Сохошко Игорь АлександровичИ.А., доктор медицинских наукд.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.

 


Библиографическая ссылка

Блинова Е.Г., Гегечкори И.В., Жернакова Г.Н., Толькова Е.И. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12537 (дата обращения: 18.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074