Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCE AT PUPILS IN THE COURSE OF COMMUNICATIVE INTERACTION

Fayzrakhmanova A.L. 1 Fayzrakhmanov I.M. 1
1 Branch of Kazan Federal Univercity in Elabuga
In article is actualized the problem of formation of professionally significant competence at pupils of middle classes. For effective formation of professionally significant competence is offered realization of a complex of pedagogical actions among which is pointed use of direct communicative interaction of the teacher and the pupil. In article are considered main indicators of communicative interaction: ability to put in the relations a dominant on the pupil as the interlocutor, on individually significant purposes of education; ability to build the partner and dialogical relations with the pupils, being shown in readiness to listen carefully and adequately to understand the interlocutor, emotional openness and sincerity in expression of feelings; activity in clearing of own valuable and semantic position; consideration of individual and creative features of life and informative experience of pupils; use of dialogue forms of interaction with pupils; acquirement of dialogue skills, culture of posing of question; maximum use of independence of pupils, their initiatives; actualization of creative potential of pupils in the field of design of their own future; rendering assistance in creation of temporary vital prospect, etc.
communicative interaction.
professional self-determination
professionally significant competence

Введение

Рассматривая теорию и практику школьного образования, можно выделить ряд проблем, связанных с профильным обучением. На наш взгляд, в современных российских школах отсутствует либо слабо развита комплексная система профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики способностей, склонностей учащихся. Это приводит к низкому уровню профессионального самоопределения учащихся. Выявленная проблема позволила в качестве научной проблемы исследования рассмотреть теоретическое обоснование и педагогические условия формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Педагогические условия эффективности формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся

Профориентационно значимая компетентность учащихся рассматривается нами как интегральная характеристика личности, проявляющаяся в способности и готовности к профессиональному самоопределению, к проектированию ближайшего образовательно-профессионального будущего в социокультурной среде, базирующаяся на совокупности объективных знаний учащихся о своих интересах и склонностях, способностях, индивидуальных особенностях, личностных свойствах и качествах, о многообразии мира профессий, о предметной стороне профессиональной деятельности, что обеспечивает учащимся гармоничную самореализацию и позитивное мировосприятие.

Эффективность формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий: поэтапное формирование профориентационно значимой компетентности, включающее когнитивно-эмоциональную, деятельностную, мотивационно-ценностную составляющие; специальная подготовка учителей к формированию у учащихся средних классов профориентационно значимой компетентности; ориентирование формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов на развитие у них способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных и профессиональных планов; построение обучения и воспитания на основе системно-деятельностного подхода; создание единого образовательного и социокультурного воспитательного пространства.

В силу углубляющейся индивидуализации образования, формирование профориентационно значимой компетентности невозможно без непосредственного взаимодействия учителя и ученика. Соответственно, мы сталкиваемся с необходимостью соблюдения еще одного условия: обеспечение коммуникативного взаимодействия с учениками в процессе формирования профориентационно значимой компетентности [4].

Понятие и структура коммуникативного взаимодействия

В самом общем понимании коммуникативное взаимодействие представляет собой непосредственные или опосредованные коммуникации между двумя и более людьми, связанные с передачей информации или обменом другими результатами индивидуальной деятельности. Очевидно, что коммуникативное взаимодействие не только пронизывает всё человеческое существование, но и является своего рода каркасом, стержнем собственно человеческой жизнедеятельности. Не случайно в соответствии с Международной стандартной классификацией образования под образованием понимается именно организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение [4].

В основе коммуникации лежит обмен информацией, которая представляет собой результат взаимодействия двух и более объектов и воплощается в изменениях, получаемых взаимодействующими объектами в процессе этого взаимодействия. Таким образом, понятие «информация» выходит далеко за пределы сугубо специфических форм информационного обмена, разработанных человечеством в процессе общественного развития. Информация оказывается буквально «разлитой» в мире. Воспринимая любой объект, мы считываем с него информацию о типе объекта, его свойствах и предыстории.

Наиболее распространенными в науке на сегодняшний день являются представления о биопсихосоциальной и духовной природе человека. Логично предположить, что с каждой из структурных составляющих личности связаны соответствующие потребности и интересы, «обслуживающие» ее активность и вызывающие необходимость коммуникативного взаимодействия.

Основываясь на сформулированном предположении, мы должны выделить три составляющих коммуникативного взаимодействия: эмоциональную, деятельностную, ценностную.

С учетом информационной природы взаимодействия человека с окружающим миром можно отметить, что эмоциональная составляющая коммуникативной деятельности связана с усвоением, переработкой и передачей чувственно окрашенной информации, закрепленной в символах и играющей роль своеобразной призмы, через которую оценивается окружающий мир, отдельные его составляющие и другие люди в том числе. Организация коммуникативной деятельности в ее рассматриваемой составляющей призвана, с одной стороны, оптимизировать эмоционально-информационный обмен и, с другой стороны, сформировать у учащихся как коммуникантов опыт контролируемого и регулируемого эмоционального обмена.

Посредством организации эмоциональной составляющей коммуникативной деятельности можно оказывать прямое или косвенное воздействие на процесс формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся:

1. Позитивное восприятие настоящего и профессионального будущего, имеющее, прежде всего, эмоциональную окраску. Успешность эмоциональной самопрезентации также способна откорректировать моменты эмоционального неприятия собственного прошлого. Успешность в настоящем нивелирует психологическое значение прошлых неудач.

2. Адаптированность к обучению и к трудовой деятельности.

3. Самоконтроль в области эмоциональных отношений в ходе выполнения трудовых действий в коллективе.

4. Эмоциональную открытость и искренность в отношениях с одноклассниками и учителями.

Следующую структурную составляющую системы коммуникатив­ных отношений представляет область взаимодействия в рамках совместной деятельности (деятельностное взаимодействие). Деятельностное взаимодействие учащихся можно определить как совокупность отношений между учащимися, направленных на взаимную помощь в достижении результатов совместной деятельности, к которой, в первую очередь, относится учеба как социально регламентированная сфера активности.

Организация деятельностной коммуникации способствует:

1.  Формированию опыта успешной деятельности.

2. Усвоению проективных навыков учащимися, т.к. организация взаимообмена результатами деятельности требует формализации индивидуальной активности, способности проектировать эту активность с учетом как условий социальной среды, так и собственных особенностей.

3. Формированию самостоятельности, гибкости, надежности, искренности и ответственности как условий эффективной самопрезентации в групповой и межгрупповой деятельности.

Третьей важной составляющей коммуникативной деятельности мы обозначили ценностную составляющую. Ее значение определяется не только ведущей ролью ценностей в опосредовании отношений человека с миром, но и специфическими особенностями подросткового возраста и общего образования.

Ценностная коммуникация связывается с самыми различными формами непосредственного и опосредованного взаимодействия, реализация которых приводит к получению учащимся информации ценностного (смыслового) характера, ее осмыслению и передаче другим людям в индивидуальной трактовке. Объектами ценностного коммуникационного взаимодействия выступают самые различные ценности, как терминальные, так и инструментальные. Это смысл индивидуального существования, профессиональная деятельность, любовь, здоровье и т.п.

Правильно организованная ценностная коммуникация оказывает воздействие на процесс формирования профориентационно значимой компетентности:

1. Формирование системы самодетерминации поведения, имеющей ценностную основу.

2. Конкретизация профессиональной перспективы, основывающейся на ценностном выборе профессии, информированности о мире профессий и т.п.

3. Готовность к самообразованию, обеспечивающему получение конкурентоспособного образования как значимой ценности.

4. Перевод эмоциональной и деятельностной коммуникации в состояние ценностной коммуникации.

5. Формирование опыта дискуссионного взаимодействия, терпимого отношения к чужому мнению.

Особенности непосредственного коммуникативного взаимодействия в процессе формирования профориентационно значимой компетентности

По мнению Е.О. Галицких, основными показателями коммуникативного взаимодействия учителя и ученика являются следующие [2, с. 48]:

1. Умение ставить в отношениях доминанту на ученика как собеседника; на индивидуально значимые цели образования.

Точнее, речь должна идти о преломлении целей образования через призму личности школьника. Учитель по своему положению вынужден исполнять роль посредника между государством (государственными образовательными интересами) и учениками (индивидуальными интересами). Если в условиях тоталитарного режима и главенства устаревших социальных и производственных технологий основной задачей учителя является навязывание ученику некоторого универсального образа жизни, то при демократическом строе и высокоразвитых технологиях, наоборот, становится востребованной индивидуальность, неповторимость человека. Понять эту неповторимость и создать условия для развития индивидуальности в целях формирования профориентационно значимой компетентности - важнейшая задача современной педагогики.

2. Способность строить партнерские, диалогические отношения с учениками, проявляющиеся в готовности внимательно слушать и адекватно понимать собеседника, эмоциональной открытости и искренности в выражении чувств.

Обозначенный показатель утверждает значение «обратной связи» в отношениях учитель ↔ ученик и логически вытекает из предыдущего показателя. Кроме того, эмоциональная открытость и искренность учителя во взаимодействии со школьниками выступает важнейшим условием доверительности отношений и, соответственно, адекватности информации, получаемой от ученика [1, с. 138].

3. Активность в прояснении собственной ценностно-смысловой позиции.

Ориентирование педагогического взаимодействия на ученика, его потребности и интересы, выступает условием педагогически целесообразного проектирования образовательной траектории школьника. Это невозможно без установления доверительных отношений между учителем и учеником, без уважительного отношения Ученика к Учителю. Если ценностно-смысловая позиция учителя не вызывает необходимого отклика в душе ученика, то диалогические отношения становятся или невозможными, или затруднительными. В любом случае это крайне осложняет формирование профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов.

4. Учет индивидуально-творческих особенностей жизненного, познавательного опыта учеников.

В силу каузальности развития личности, всё, чем обладает человек, является следствием его предшествующего опыта. Действительность есть реализованная возможность и, с другой стороны, условие будущего. Учитывая жизненный и познавательный опыт ученика, мы можем заглянуть не только в его прошлое, но и в наиболее вероятное будущее. В соответствии с этим будущим и должна формироваться профориентационно значимая компетентность у учащихся.

5. Использование диалоговых форм взаимодействия с учениками.

Школьный возраст является периодом интенсивного развития личности учащегося. Кроме того, конец XX - начало XXI века характеризуется ни с чем не сопоставимыми по размаху общественными изменениями. Поэтому невозможно сформировать профориентационно значимую компетентность у учащихся «раз и навсегда». Формирование данной компетентности будет эффективно только в ситуации постоянного диалога и, в соответствии с его результатами, постоянной корректировки траектории движения школьника в информационной среде.

6. Овладение искусством диалога, культурой постановки вопроса.

Наличие у учителя опыта (культуры) диалога обусловливает реализацию практически всего обозначенного выше. Действительно, как бы ни ориентировался учитель на личность ученика, как бы ни стремился учесть его неповторимость и индивидуальность, эти стремления окажутся лишь мечтаниями, если он не сможет воплотить их в конкретном диалогическом взаимодействии.

7. Максимальное использование самостоятельности учеников, их инициативы.

Данный показатель диалогового стиля обучения обусловлен тенденцией к повышению доли самообразования в целостном образовательном процессе. В контексте проблем формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся ориентирование учителя на формирование способности учеников к самостоятельной информационной деятельности, проявление инициативы в поиске и усвоении информации, являются важным условием эффективности обучения.

8. Актуализация творческого потенциала учеников в области проектирования собственного будущего; оказание содействия в построении временной жизненной перспективы.

Важность обозначенного показателя определяется тем, что знание, получаемое в процессе учения, закрепляется и развивается школьником лишь в том случае, если оно связано с осознаваемыми им жизненными перспективами. Поэтому проектирование информационной среды немыслимо без параллельного проектирования жизненных планов учеников.

9. Осуществление постоянной объективации, рефлексии, обратной связи в отношениях с учениками.

В соответствии с законами познания, информация, получаемая в процессе взаимодействия учителя и ученика, только тогда может быть основанием для принятия адекватного решения, когда получает символьное оформление в процессе рефлексии, а также проверяется на практике, то есть в отношениях с учениками.

10. Использование индивидуальных особенностей темперамента, речи, интуиции, импровизации.

Значение обозначенного критерия очевидно в силу индивидуализированного характера учебной деятельности в информационной среде профессиональной деятельности учителя.

11. Достижение учебных результатов дискуссионными средствами.

Использование дискуссионных форм обучения способствует формированию толерантного отношения к чужой точке зрения и, одновременно, формирует способность критически оценивать свою собственную точку зрения, что имеет огромное значение в реализации информационной среды и в отношениях с ее элементами.

Формирование профориентационно значимой компетентности у школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения является сложной, многоплановой задачей, решение которой требует новых подходов, поиска, выявления и внедрения адекватных средств и методов.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Елабужский институт ФГАОУ  ВО «Казанский федеральный университет», г. Елабуга.

Азат Г.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова, ФГБОУ ВО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны.