Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННО ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Файзрахманова А.Л. 1 Файзрахманов И.М. 1
1 Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет»
В статье актуализируется проблема формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов. В целях эффективного формирования профориентационно значимой компетентности предлагается реализация комплекса педагогических условий, среди которых выделяется использование непосредственного коммуникативного взаимодействия учителя и ученика. Рассмотрены основные показатели коммуникативного взаимодействия: умение ставить в отношениях доминанту на ученика как собеседника, на индивидуально значимые цели образования; способность строить партнерские, диалогические отношения с учениками, проявляющиеся в готовности внимательно слушать и адекватно понимать собеседника, эмоциональной открытости и искренности в выражении чувств; активность в прояснении собственной ценностно-смысловой позиции; учет индивидуально-творческих особенностей жизненного, познавательного опыта учеников; использование диалоговых форм взаимодействия с учениками; овладение искусством диалога, культурой постановки вопроса; максимальное использование самостоятельности учеников, их инициативы; актуализация творческого потенциала учеников в области проектирования собственного будущего; оказание содействия в построении временной жизненной перспективы и др.
профориентационно значимая компетентность; профессиональное самоопределение; коммуникативное взаимодействие.
1. Ахметов Л.Г. Информационная среда профессиональной деятельности учителя технологии: проблемы проектирования. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. - 224 с.
2. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. - М.: Академический проект, 2004. - 240 с.
3. Файзрахманов И.М., Файзрахманова А.Л. Социализация учащихся средних классов национальных школ на культурологических традициях в процессе профессионального самоопределения // Теория и практика общественного развития. - Краснодар: Хорс, 2013. - № 10. - С. 206-208.
4. Файзрахманов И.М., Файзрахманова А.Л. Формирование готовности будущего учителя к конкурентным отношениям посредством организации коммуникативной деятельности // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 45.
5. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Проблема формирования готовности подростков к проектированию образовательно-профессионального маршрута в контексте компетентностного подхода // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 129-135.
6. Akhmetov L.G. Faizrakhmanov I.M., Faizrakhmanova A.L. Emotional component of communicational activity in the process of making a future teacher ready to competitive relations // Middle-East Journal of Scientific Research. P. 173-176.

Введение

Рассматривая теорию и практику школьного образования, можно выделить ряд проблем, связанных с профильным обучением. На наш взгляд, в современных российских школах отсутствует либо слабо развита комплексная система профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики способностей, склонностей учащихся. Это приводит к низкому уровню профессионального самоопределения учащихся. Выявленная проблема позволила в качестве научной проблемы исследования рассмотреть теоретическое обоснование и педагогические условия формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Педагогические условия эффективности формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся

Профориентационно значимая компетентность учащихся рассматривается нами как интегральная характеристика личности, проявляющаяся в способности и готовности к профессиональному самоопределению, к проектированию ближайшего образовательно-профессионального будущего в социокультурной среде, базирующаяся на совокупности объективных знаний учащихся о своих интересах и склонностях, способностях, индивидуальных особенностях, личностных свойствах и качествах, о многообразии мира профессий, о предметной стороне профессиональной деятельности, что обеспечивает учащимся гармоничную самореализацию и позитивное мировосприятие.

Эффективность формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий: поэтапное формирование профориентационно значимой компетентности, включающее когнитивно-эмоциональную, деятельностную, мотивационно-ценностную составляющие; специальная подготовка учителей к формированию у учащихся средних классов профориентационно значимой компетентности; ориентирование формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов на развитие у них способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных и профессиональных планов; построение обучения и воспитания на основе системно-деятельностного подхода; создание единого образовательного и социокультурного воспитательного пространства.

В силу углубляющейся индивидуализации образования, формирование профориентационно значимой компетентности невозможно без непосредственного взаимодействия учителя и ученика. Соответственно, мы сталкиваемся с необходимостью соблюдения еще одного условия: обеспечение коммуникативного взаимодействия с учениками в процессе формирования профориентационно значимой компетентности [4].

Понятие и структура коммуникативного взаимодействия

В самом общем понимании коммуникативное взаимодействие представляет собой непосредственные или опосредованные коммуникации между двумя и более людьми, связанные с передачей информации или обменом другими результатами индивидуальной деятельности. Очевидно, что коммуникативное взаимодействие не только пронизывает всё человеческое существование, но и является своего рода каркасом, стержнем собственно человеческой жизнедеятельности. Не случайно в соответствии с Международной стандартной классификацией образования под образованием понимается именно организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение [4].

В основе коммуникации лежит обмен информацией, которая представляет собой результат взаимодействия двух и более объектов и воплощается в изменениях, получаемых взаимодействующими объектами в процессе этого взаимодействия. Таким образом, понятие «информация» выходит далеко за пределы сугубо специфических форм информационного обмена, разработанных человечеством в процессе общественного развития. Информация оказывается буквально «разлитой» в мире. Воспринимая любой объект, мы считываем с него информацию о типе объекта, его свойствах и предыстории.

Наиболее распространенными в науке на сегодняшний день являются представления о биопсихосоциальной и духовной природе человека. Логично предположить, что с каждой из структурных составляющих личности связаны соответствующие потребности и интересы, «обслуживающие» ее активность и вызывающие необходимость коммуникативного взаимодействия.

Основываясь на сформулированном предположении, мы должны выделить три составляющих коммуникативного взаимодействия: эмоциональную, деятельностную, ценностную.

С учетом информационной природы взаимодействия человека с окружающим миром можно отметить, что эмоциональная составляющая коммуникативной деятельности связана с усвоением, переработкой и передачей чувственно окрашенной информации, закрепленной в символах и играющей роль своеобразной призмы, через которую оценивается окружающий мир, отдельные его составляющие и другие люди в том числе. Организация коммуникативной деятельности в ее рассматриваемой составляющей призвана, с одной стороны, оптимизировать эмоционально-информационный обмен и, с другой стороны, сформировать у учащихся как коммуникантов опыт контролируемого и регулируемого эмоционального обмена.

Посредством организации эмоциональной составляющей коммуникативной деятельности можно оказывать прямое или косвенное воздействие на процесс формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся:

1. Позитивное восприятие настоящего и профессионального будущего, имеющее, прежде всего, эмоциональную окраску. Успешность эмоциональной самопрезентации также способна откорректировать моменты эмоционального неприятия собственного прошлого. Успешность в настоящем нивелирует психологическое значение прошлых неудач.

2. Адаптированность к обучению и к трудовой деятельности.

3. Самоконтроль в области эмоциональных отношений в ходе выполнения трудовых действий в коллективе.

4. Эмоциональную открытость и искренность в отношениях с одноклассниками и учителями.

Следующую структурную составляющую системы коммуникатив­ных отношений представляет область взаимодействия в рамках совместной деятельности (деятельностное взаимодействие). Деятельностное взаимодействие учащихся можно определить как совокупность отношений между учащимися, направленных на взаимную помощь в достижении результатов совместной деятельности, к которой, в первую очередь, относится учеба как социально регламентированная сфера активности.

Организация деятельностной коммуникации способствует:

1.  Формированию опыта успешной деятельности.

2. Усвоению проективных навыков учащимися, т.к. организация взаимообмена результатами деятельности требует формализации индивидуальной активности, способности проектировать эту активность с учетом как условий социальной среды, так и собственных особенностей.

3. Формированию самостоятельности, гибкости, надежности, искренности и ответственности как условий эффективной самопрезентации в групповой и межгрупповой деятельности.

Третьей важной составляющей коммуникативной деятельности мы обозначили ценностную составляющую. Ее значение определяется не только ведущей ролью ценностей в опосредовании отношений человека с миром, но и специфическими особенностями подросткового возраста и общего образования.

Ценностная коммуникация связывается с самыми различными формами непосредственного и опосредованного взаимодействия, реализация которых приводит к получению учащимся информации ценностного (смыслового) характера, ее осмыслению и передаче другим людям в индивидуальной трактовке. Объектами ценностного коммуникационного взаимодействия выступают самые различные ценности, как терминальные, так и инструментальные. Это смысл индивидуального существования, профессиональная деятельность, любовь, здоровье и т.п.

Правильно организованная ценностная коммуникация оказывает воздействие на процесс формирования профориентационно значимой компетентности:

1. Формирование системы самодетерминации поведения, имеющей ценностную основу.

2. Конкретизация профессиональной перспективы, основывающейся на ценностном выборе профессии, информированности о мире профессий и т.п.

3. Готовность к самообразованию, обеспечивающему получение конкурентоспособного образования как значимой ценности.

4. Перевод эмоциональной и деятельностной коммуникации в состояние ценностной коммуникации.

5. Формирование опыта дискуссионного взаимодействия, терпимого отношения к чужому мнению.

Особенности непосредственного коммуникативного взаимодействия в процессе формирования профориентационно значимой компетентности

По мнению Е.О. Галицких, основными показателями коммуникативного взаимодействия учителя и ученика являются следующие [2, с. 48]:

1. Умение ставить в отношениях доминанту на ученика как собеседника; на индивидуально значимые цели образования.

Точнее, речь должна идти о преломлении целей образования через призму личности школьника. Учитель по своему положению вынужден исполнять роль посредника между государством (государственными образовательными интересами) и учениками (индивидуальными интересами). Если в условиях тоталитарного режима и главенства устаревших социальных и производственных технологий основной задачей учителя является навязывание ученику некоторого универсального образа жизни, то при демократическом строе и высокоразвитых технологиях, наоборот, становится востребованной индивидуальность, неповторимость человека. Понять эту неповторимость и создать условия для развития индивидуальности в целях формирования профориентационно значимой компетентности - важнейшая задача современной педагогики.

2. Способность строить партнерские, диалогические отношения с учениками, проявляющиеся в готовности внимательно слушать и адекватно понимать собеседника, эмоциональной открытости и искренности в выражении чувств.

Обозначенный показатель утверждает значение «обратной связи» в отношениях учитель ↔ ученик и логически вытекает из предыдущего показателя. Кроме того, эмоциональная открытость и искренность учителя во взаимодействии со школьниками выступает важнейшим условием доверительности отношений и, соответственно, адекватности информации, получаемой от ученика [1, с. 138].

3. Активность в прояснении собственной ценностно-смысловой позиции.

Ориентирование педагогического взаимодействия на ученика, его потребности и интересы, выступает условием педагогически целесообразного проектирования образовательной траектории школьника. Это невозможно без установления доверительных отношений между учителем и учеником, без уважительного отношения Ученика к Учителю. Если ценностно-смысловая позиция учителя не вызывает необходимого отклика в душе ученика, то диалогические отношения становятся или невозможными, или затруднительными. В любом случае это крайне осложняет формирование профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов.

4. Учет индивидуально-творческих особенностей жизненного, познавательного опыта учеников.

В силу каузальности развития личности, всё, чем обладает человек, является следствием его предшествующего опыта. Действительность есть реализованная возможность и, с другой стороны, условие будущего. Учитывая жизненный и познавательный опыт ученика, мы можем заглянуть не только в его прошлое, но и в наиболее вероятное будущее. В соответствии с этим будущим и должна формироваться профориентационно значимая компетентность у учащихся.

5. Использование диалоговых форм взаимодействия с учениками.

Школьный возраст является периодом интенсивного развития личности учащегося. Кроме того, конец XX - начало XXI века характеризуется ни с чем не сопоставимыми по размаху общественными изменениями. Поэтому невозможно сформировать профориентационно значимую компетентность у учащихся «раз и навсегда». Формирование данной компетентности будет эффективно только в ситуации постоянного диалога и, в соответствии с его результатами, постоянной корректировки траектории движения школьника в информационной среде.

6. Овладение искусством диалога, культурой постановки вопроса.

Наличие у учителя опыта (культуры) диалога обусловливает реализацию практически всего обозначенного выше. Действительно, как бы ни ориентировался учитель на личность ученика, как бы ни стремился учесть его неповторимость и индивидуальность, эти стремления окажутся лишь мечтаниями, если он не сможет воплотить их в конкретном диалогическом взаимодействии.

7. Максимальное использование самостоятельности учеников, их инициативы.

Данный показатель диалогового стиля обучения обусловлен тенденцией к повышению доли самообразования в целостном образовательном процессе. В контексте проблем формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся ориентирование учителя на формирование способности учеников к самостоятельной информационной деятельности, проявление инициативы в поиске и усвоении информации, являются важным условием эффективности обучения.

8. Актуализация творческого потенциала учеников в области проектирования собственного будущего; оказание содействия в построении временной жизненной перспективы.

Важность обозначенного показателя определяется тем, что знание, получаемое в процессе учения, закрепляется и развивается школьником лишь в том случае, если оно связано с осознаваемыми им жизненными перспективами. Поэтому проектирование информационной среды немыслимо без параллельного проектирования жизненных планов учеников.

9. Осуществление постоянной объективации, рефлексии, обратной связи в отношениях с учениками.

В соответствии с законами познания, информация, получаемая в процессе взаимодействия учителя и ученика, только тогда может быть основанием для принятия адекватного решения, когда получает символьное оформление в процессе рефлексии, а также проверяется на практике, то есть в отношениях с учениками.

10. Использование индивидуальных особенностей темперамента, речи, интуиции, импровизации.

Значение обозначенного критерия очевидно в силу индивидуализированного характера учебной деятельности в информационной среде профессиональной деятельности учителя.

11. Достижение учебных результатов дискуссионными средствами.

Использование дискуссионных форм обучения способствует формированию толерантного отношения к чужой точке зрения и, одновременно, формирует способность критически оценивать свою собственную точку зрения, что имеет огромное значение в реализации информационной среды и в отношениях с ее элементами.

Формирование профориентационно значимой компетентности у школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения является сложной, многоплановой задачей, решение которой требует новых подходов, поиска, выявления и внедрения адекватных средств и методов.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Елабужский институт ФГАОУ  ВО «Казанский федеральный университет», г. Елабуга.

Азат Г.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова, ФГБОУ ВО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны.

 

 


Библиографическая ссылка

Файзрахманова А.Л., Файзрахманов И.М. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННО ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12461 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674