Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEFINITION OF THE CONCEPT OF LEGAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Sypacheva G.Sh. 1
1 Federal state educational institution of additional professional education «Perm State Humanitarian-Pedagogical University»
This article will cover the General and particular problems of the competence approach, associated with the formation of professional competence and relevant skills in future teachers. Offers effective solutions on creation and development of competencies for professional activity in modern conditions. Examines and analyses the diversity of approaches to the question of determination of the legal competencies and ways of their formation. It is considered legal competence as complex, holistic integrative education, including the totality of knowledge, skills and personal qualities and private competencies.Conclusions are made that the competence provide the ability and willingness of entity to provide professional educational and research activities in the field of teaching, namely to pose significant goals and to plan their professional activities, creative approach to the challenges of the modern technologies and means to implement the reflection of the received results.
interaction.
legal competence
integrative education
competence approach

В настоящее время подготовка высококвалифицированных педагогических кадров сопровождается коренными изменениями в образовательной парадигме. Появляются новые педагогические технологии, современные концепции, теории и идеи, предлагается вариативное содержание образования. Одной из теорий, которая позволила бы стимулировать процессы динамического развития образования, является теория педагогической интеракции. В условиях модернизации общественного сознания, социального и гуманитарного кризиса  данная теория приобретает особую ценность и актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО), ориентированный на объективную оценку эффективности образовательного процесса, задает новые цели и критерии оценки результатов образования. ФГОС СПО, разработанный в логике компетентностного подхода, способствует вытеснению традиционных когнитивных ориентаций образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. Учебный процесс в учреждениях среднего профессионального образования  рассматривается не через содержание дисциплин, а через приобретаемые выпускниками компетенции; происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность и воспитанность», «подготовленность», «готовность к профессиональной деятельности» на понятия «компетенция» и «компетентность» обучающегося.

Наряду с общими проблемами компетентностного подхода, актуальными становятся и более частные вопросы, связанные с формированием профессиональной компетентности и соответствующих компетенций у будущих учителей. Исследователи единогласны во мнении, что из-за недостаточно сформированной профессиональной компетентности выпускники профессиональных педагогических учреждений сталкиваются с большими трудностями, вызванными темпом и характером изменений в окружающем их мире. Эффективным решением данной проблемы может стать широкомасштабная программа формирования и развития компетентности, необходимой для профессиональной деятельности в современных условиях. Данные тенденции влекут за собой  системные преобразования в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования, затрагивающие цели, содержание, технологии, оценивание и результаты образования.

ФГОС СПО основным результатом деятельности учреждений среднего  профессионального педагогического образования видит выпускника - высококомпетентного работника, готового к социальной и профессиональной мобильности, к саморазвитию и самосовершенствованию своих компетенций, к  ускоренному усвоению инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.  Данные характеристики личности становятся интегративными показателями оценки качества среднего профессионального образования.

Согласно данным положениям, целью подготовки будущих учителей является формирование и становление его профессиональной компетентности как интегративной характеристики, определяющей его способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных условиях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Анализ научной литературы по проблемам компетентностного подхода, свидетельствует о том, что исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по вопросу определения терминов «компетенция» и «компетентность».

Понятия «компетенции» и «компетентность», предложенные Э.Ф. Зеером, более применимы к профессиональному образованию. По утверждению автора,  компетентность человека определяет его знания, умения и опыт, способность мобилизовать знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации, а  компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности [7, 8, 9].

Наиболее исчерпывающие определения понятий  «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция», на наш взгляд, представлены в исследовании К.Э. Безукладникова. Под профессиональной компетентностью автор понимает комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере и который зависит  от необходимого для этого набора профессиональных компетенций. «Профессиональная компетенция, - согласно определению К.Э. Безукладникова, - это психологическое новообразование, включающее в себя, наряду с когнитивным и поведенческим аспектами, долговременную готовность к профессиональной деятельности как интегративное свойство личности».  По мере развития профессиональной компетентности человека в той или иной сфере деятельности она укрупняется и интегрируется с другими компетенциями, проявляясь в новом качестве, представляет собой спираль диалектического развития. Именно она обеспечивает субъекту возможность ставить перед собой значимые цели, рисковать, гибко, творчески подходить к решению проблемы и получать результат [1,2, 3, 4,5].

Указанные выше определения понятий «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» соотносятся с логикой, отраженной в ФГОС, согласно положениям которого профессиональная компетентность будущего учителя того или иного профиля формируется на основе набора профессиональных компетенций.

Предметом нашего исследования является методика формирования правовых компетенций, входящих в конструкт профессиональной компетентности будущего учителя. В данной статье  раскроем сущность понятия «правовые компетенции».

Многообразие подходов к вопросу определения правовых компетенций и путей их формирования содержится в трудах А. В. Коротун, О.А. Пановой,  Н.H. Сапрыкинойи др.

Значимым представляется тот факт, что большинство авторов рассматривают правовые компетенции как сложные, целостные интегративные образования, включающие в себя совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности и частных компетенций.

Так, Н.H. Сапрыкина в качестве рабочего определения правовой ком­петентности руководителей общеобразовательных учреждений прини­мает единство признаков: готовность к правовой деятельности, правовое мышление, способность к правовой деятельности [13]. В целом, со­глашаясь с возможностью использования такого варианта определения, О.А. Панова в то же время не разделяет точку зрения вышеназванного автора, от­носящего к познавательному компоненту готовности к правовой дея­тельности наличие определенного объема правовых знаний [12], а собственно в готовность включающего адекватность правовых дейст­вий в различных ситуациях. По мнению О.А.Пановой,  проблематично и отнесение к элементу «способность к правовым действиям» психофизиологических характе­ристик личности, выражающихся в степени потребности освоения пра­вовыми знаниями и умениями [12]. Автор считает, что способ­ность к правовой деятельности связана с подсистемой жизненного опыта личности, ее знаниями, умениями и навыками. Она характеризует пра­вовой потенциал педагога. Готовность же к правовой деятельности обу­словлена особенностями мотивационной сферы личности, ее внутрен­ним убеждением в необходимости реализации своего правового потен­циала [12].

С.В. Мягкова на основе анализа трудов Е.В.Аграновской, Н.В. Кейзерова и др. делает вывод о том, что структуру правовой компетентности составляют: правовое сознание, правовое мышление, готовность и способность к правовой деятельности [11].

Так, А.В. Коротунрассматривает правовую компетенцию как интегральное свойство личности, основанное на признании правовых ценностей, отражающее её готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности [10].

Рассматривая понятие «правовой компетентности»,Высоцкий Л.А.  обосновывает, что компетенция  является  объективной  характеристикой, представляет  совокупность  полномочий, прав  и  обязанностей,  которыми  должен  или может  обладать  человек,  максимальный набор возможностей, знаний, умений и навыков в определенной специальности. Это потенциал  для  выполнения  профессиональных  обязанностей [6].

На наш взгляд, наиболее полную трактовку предлагает К.Э. Безукладников, определяя профессиональные (в данном случае правовые) компетенции как личностные психологические новообразования, сформированные дисциплинами предметного и психолого-педагогического блока в процессе педагогического образования, включающие, наряду с когнитивными и поведенческими аспектами, долговременную готовность к профессиональной деятельности будущего учителя как интегративное свойство личности [1,2,3,4,5]. Сформулированное К.Э. Безукладниковым определение мы  уточним  с учетом требований ФГОС СПО.

К.Э. Безукладников подчеркивает, что компетенции целесообразно формулировать в терминах «готовность и способность», где «готовность» соотносится с долговременной готовностью как интегративным личностным образованием, включающим в себя мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и оценочный компоненты, а «способность» - с когнитивным и поведенческим аспектами (владение знанием содержания компетенции, опытом проявления компетенции в разнообразных ситуациях) [1,2,3].

На основе требований ФГОС СПО и логики определения, данного К.Э. Безукладниковым, мы даем уточненное определение правовых компетенций. Под правовыми компетенциями мы понимаем психологические новообразования, сформированные дисциплинами базовой и вариативной частей профессионального цикла в процессе среднего профессионального  педагогического образования, включающие в себя, наряду с когнитивным и поведенческим аспектами, долговременную готовность к профессиональной деятельности будущего учителя как интегративное свойство личности. Долговременная готовность как интегративное личностное образование включает в себя мотивационно-волевой, установочно-поведенческий и оценочно-рефлексивный компоненты, а  информационный и практико-операционный аспекты соотносятся со знаниями, умениями и навыками (владение знанием содержания компетенции, опытом проявления компетенции в разнообразных ситуациях).

Другими словами, правовые компетенции, входящие в конструкт профессиональной компетентности будущего учителя, представляют собой сплав составляющих элементов его подготовки в образовательном учреждении среднего профессионального образования. Данные компетенции обеспечивают способность и готовность субъекта осуществлять профессиональную образовательную и научно-исследовательскую деятельность в сфере преподавания, а именно ставить перед собой значимые цели и осуществлять планирование своей профессиональной деятельности, творчески подходить к решению задач, используя современные технологии и средства, осуществлять рефлексию полученных результатов.

По мере развития профессиональной компетентности, правовые компетенции укрупняются и интегрируются с другими компетенциями (общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные и коммуникативные компетенции), проявляясь в новом качестве, представляя спираль диалектического развития.

 

Подготовлено и издано в рамках проекта 036-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.

Рецензенты:

ГитманЕ.К., д.п.н., профессор,  кафедра педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.