Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Сыпачева Г.Ш. 1
1 ФГБОУ ВПО ДПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В данной статье раскрываются общие и частные проблемы компетентностного подхода, связанные с формированием профессиональной компетентности и соответствующих компетенций у будущих учителей. Предлагаются эффективные решения по формированию и развитию компетентности, необходимой для профессиональной деятельности в современных условиях. Исследуется и анализируется многообразие подходов к вопросу определения правовых компетенций и путей их формирования. Рассматриваются правовые компетенции как сложные, целостные интегративные образования, включающие в себя совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности и частных компетенций.Делаются выводы о том, что данные компетенции обеспечивают способность и готовность субъекта осуществлять профессиональную образовательную и научно-исследовательскую деятельность в сфере преподавания, а именно, ставить перед собой значимые цели и осуществлять планирование своей профессиональной деятельности, творчески подходить к решению задач, используя современные технологии и средства, осуществлять рефлексию полученных результатов.
интеракция.
правовая компетенция
интегративные образования
компетентностный подход
1. Безукладников К. Э. Формирование линговодидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика [Текст]: дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.02 / К. Э. Безукладников. - Н. Новгород, 2009. - 403 с.
2. Безукладников К. Э. Формирование линговодидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика [Текст]: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / К. Э. Безукладников; Нижегор. гос. лингв. ун-т. - Н. Новгород, 2009.
3. Безукладников К. Э. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом ВУЗе//Педагогическое образование и наука. - 2009.- № 6. - С. 69-73.
4. Безукладников К. Э., Жустеева Г.А. Технологическое обеспечение компетентностного подхода в учебном процессе языкового ВУЗа // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 90-98.
5. Безукладников К. Э., Новоселов М. Н. Формирование линговострановедческой компетенции полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя в профессионально ориентированном иноязычном пространстве // Педагогическое образование и наука.- 2012.- № 12. - С. 39-43.
6. Высоцкий, Л. А. Формирование правовой компетентностистудентов колледжа на основе интегративно - модульных технологий обучению Текст /Л. А.Высоцкий // Человек и образование. - 2011. - № 4 (29) - С. 105-109.
7. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностныйподход [Текст]: учеб.пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М., 2005. -245 с.
8. Колесников А.К., Санникова А.И., Безукладников К.Э. Профессиональная компетенция и компетентность // Педагогическое образование и наука.- 2009.- № 6. - С. 57-61.
9. Колесников А.К., Санникова А.И., Безукладников К.Э. Современные образовательные технологии для будущего учителя // Almamater (Вестник высшей школы).- 2012. - № 1.- С.34-38.
10. Коротун А. В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / А.В. Коротун. - Екатеринбург, 2010. - 279 с.
11. Мягкова С. В. Структура и функции правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения [Текст] /С. В. Мягкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 3. - С.19 - 21.
12. Панова, О.А. Формирование правовой компетентности педагогов современнойшколы [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /О. А. Панова; Акад. повышения квалификации и переподготовки работ­ников образования. - М., 2002. - 22 с.
13. Сапрыкина, Н. Н.Развитие правовой компетентности руководителяобразовательного учреждения в системе повышения квалификации [Текст]: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Н. Сапрыкина. - Орен­бург, 1999. - 175 с.
14. Шульга А.А. Подготовка социального педагога к правозащитной деятельности в системе высшего профессионального образования[Текст]: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / А.А. Шульга. - Новосибирск, 2006. - 155 с.

В настоящее время подготовка высококвалифицированных педагогических кадров сопровождается коренными изменениями в образовательной парадигме. Появляются новые педагогические технологии, современные концепции, теории и идеи, предлагается вариативное содержание образования. Одной из теорий, которая позволила бы стимулировать процессы динамического развития образования, является теория педагогической интеракции. В условиях модернизации общественного сознания, социального и гуманитарного кризиса  данная теория приобретает особую ценность и актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО), ориентированный на объективную оценку эффективности образовательного процесса, задает новые цели и критерии оценки результатов образования. ФГОС СПО, разработанный в логике компетентностного подхода, способствует вытеснению традиционных когнитивных ориентаций образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. Учебный процесс в учреждениях среднего профессионального образования  рассматривается не через содержание дисциплин, а через приобретаемые выпускниками компетенции; происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность и воспитанность», «подготовленность», «готовность к профессиональной деятельности» на понятия «компетенция» и «компетентность» обучающегося.

Наряду с общими проблемами компетентностного подхода, актуальными становятся и более частные вопросы, связанные с формированием профессиональной компетентности и соответствующих компетенций у будущих учителей. Исследователи единогласны во мнении, что из-за недостаточно сформированной профессиональной компетентности выпускники профессиональных педагогических учреждений сталкиваются с большими трудностями, вызванными темпом и характером изменений в окружающем их мире. Эффективным решением данной проблемы может стать широкомасштабная программа формирования и развития компетентности, необходимой для профессиональной деятельности в современных условиях. Данные тенденции влекут за собой  системные преобразования в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования, затрагивающие цели, содержание, технологии, оценивание и результаты образования.

ФГОС СПО основным результатом деятельности учреждений среднего  профессионального педагогического образования видит выпускника - высококомпетентного работника, готового к социальной и профессиональной мобильности, к саморазвитию и самосовершенствованию своих компетенций, к  ускоренному усвоению инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.  Данные характеристики личности становятся интегративными показателями оценки качества среднего профессионального образования.

Согласно данным положениям, целью подготовки будущих учителей является формирование и становление его профессиональной компетентности как интегративной характеристики, определяющей его способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных условиях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Анализ научной литературы по проблемам компетентностного подхода, свидетельствует о том, что исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по вопросу определения терминов «компетенция» и «компетентность».

Понятия «компетенции» и «компетентность», предложенные Э.Ф. Зеером, более применимы к профессиональному образованию. По утверждению автора,  компетентность человека определяет его знания, умения и опыт, способность мобилизовать знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации, а  компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности [7, 8, 9].

Наиболее исчерпывающие определения понятий  «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция», на наш взгляд, представлены в исследовании К.Э. Безукладникова. Под профессиональной компетентностью автор понимает комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере и который зависит  от необходимого для этого набора профессиональных компетенций. «Профессиональная компетенция, - согласно определению К.Э. Безукладникова, - это психологическое новообразование, включающее в себя, наряду с когнитивным и поведенческим аспектами, долговременную готовность к профессиональной деятельности как интегративное свойство личности».  По мере развития профессиональной компетентности человека в той или иной сфере деятельности она укрупняется и интегрируется с другими компетенциями, проявляясь в новом качестве, представляет собой спираль диалектического развития. Именно она обеспечивает субъекту возможность ставить перед собой значимые цели, рисковать, гибко, творчески подходить к решению проблемы и получать результат [1,2, 3, 4,5].

Указанные выше определения понятий «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» соотносятся с логикой, отраженной в ФГОС, согласно положениям которого профессиональная компетентность будущего учителя того или иного профиля формируется на основе набора профессиональных компетенций.

Предметом нашего исследования является методика формирования правовых компетенций, входящих в конструкт профессиональной компетентности будущего учителя. В данной статье  раскроем сущность понятия «правовые компетенции».

Многообразие подходов к вопросу определения правовых компетенций и путей их формирования содержится в трудах А. В. Коротун, О.А. Пановой,  Н.H. Сапрыкинойи др.

Значимым представляется тот факт, что большинство авторов рассматривают правовые компетенции как сложные, целостные интегративные образования, включающие в себя совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности и частных компетенций.

Так, Н.H. Сапрыкина в качестве рабочего определения правовой ком­петентности руководителей общеобразовательных учреждений прини­мает единство признаков: готовность к правовой деятельности, правовое мышление, способность к правовой деятельности [13]. В целом, со­глашаясь с возможностью использования такого варианта определения, О.А. Панова в то же время не разделяет точку зрения вышеназванного автора, от­носящего к познавательному компоненту готовности к правовой дея­тельности наличие определенного объема правовых знаний [12], а собственно в готовность включающего адекватность правовых дейст­вий в различных ситуациях. По мнению О.А.Пановой,  проблематично и отнесение к элементу «способность к правовым действиям» психофизиологических характе­ристик личности, выражающихся в степени потребности освоения пра­вовыми знаниями и умениями [12]. Автор считает, что способ­ность к правовой деятельности связана с подсистемой жизненного опыта личности, ее знаниями, умениями и навыками. Она характеризует пра­вовой потенциал педагога. Готовность же к правовой деятельности обу­словлена особенностями мотивационной сферы личности, ее внутрен­ним убеждением в необходимости реализации своего правового потен­циала [12].

С.В. Мягкова на основе анализа трудов Е.В.Аграновской, Н.В. Кейзерова и др. делает вывод о том, что структуру правовой компетентности составляют: правовое сознание, правовое мышление, готовность и способность к правовой деятельности [11].

Так, А.В. Коротунрассматривает правовую компетенцию как интегральное свойство личности, основанное на признании правовых ценностей, отражающее её готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности [10].

Рассматривая понятие «правовой компетентности»,Высоцкий Л.А.  обосновывает, что компетенция  является  объективной  характеристикой, представляет  совокупность  полномочий, прав  и  обязанностей,  которыми  должен  или может  обладать  человек,  максимальный набор возможностей, знаний, умений и навыков в определенной специальности. Это потенциал  для  выполнения  профессиональных  обязанностей [6].

На наш взгляд, наиболее полную трактовку предлагает К.Э. Безукладников, определяя профессиональные (в данном случае правовые) компетенции как личностные психологические новообразования, сформированные дисциплинами предметного и психолого-педагогического блока в процессе педагогического образования, включающие, наряду с когнитивными и поведенческими аспектами, долговременную готовность к профессиональной деятельности будущего учителя как интегративное свойство личности [1,2,3,4,5]. Сформулированное К.Э. Безукладниковым определение мы  уточним  с учетом требований ФГОС СПО.

К.Э. Безукладников подчеркивает, что компетенции целесообразно формулировать в терминах «готовность и способность», где «готовность» соотносится с долговременной готовностью как интегративным личностным образованием, включающим в себя мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и оценочный компоненты, а «способность» - с когнитивным и поведенческим аспектами (владение знанием содержания компетенции, опытом проявления компетенции в разнообразных ситуациях) [1,2,3].

На основе требований ФГОС СПО и логики определения, данного К.Э. Безукладниковым, мы даем уточненное определение правовых компетенций. Под правовыми компетенциями мы понимаем психологические новообразования, сформированные дисциплинами базовой и вариативной частей профессионального цикла в процессе среднего профессионального  педагогического образования, включающие в себя, наряду с когнитивным и поведенческим аспектами, долговременную готовность к профессиональной деятельности будущего учителя как интегративное свойство личности. Долговременная готовность как интегративное личностное образование включает в себя мотивационно-волевой, установочно-поведенческий и оценочно-рефлексивный компоненты, а  информационный и практико-операционный аспекты соотносятся со знаниями, умениями и навыками (владение знанием содержания компетенции, опытом проявления компетенции в разнообразных ситуациях).

Другими словами, правовые компетенции, входящие в конструкт профессиональной компетентности будущего учителя, представляют собой сплав составляющих элементов его подготовки в образовательном учреждении среднего профессионального образования. Данные компетенции обеспечивают способность и готовность субъекта осуществлять профессиональную образовательную и научно-исследовательскую деятельность в сфере преподавания, а именно ставить перед собой значимые цели и осуществлять планирование своей профессиональной деятельности, творчески подходить к решению задач, используя современные технологии и средства, осуществлять рефлексию полученных результатов.

По мере развития профессиональной компетентности, правовые компетенции укрупняются и интегрируются с другими компетенциями (общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные и коммуникативные компетенции), проявляясь в новом качестве, представляя спираль диалектического развития.

 

Подготовлено и издано в рамках проекта 036-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.

Рецензенты:

ГитманЕ.К., д.п.н., профессор,  кафедра педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.

 


Библиографическая ссылка

Сыпачева Г.Ш. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12444 (дата обращения: 15.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074