Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF SOCIAL INTERACTION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

Zdorovenko S.A. 1 Zdorovenko M.Yu. 2
1 КRSEBI AEC KOGOBU «Center of children`s (youth) technical creativity»
2 FSBEI HPE «Vyatka State Universit»
The article examines the state of technical creativity of students in the system of additional education for children of the Kirov region and identify objective reasons, forcing teachers of additional education on their own initiative to develop the elements of social interaction with various social partners. We investigate the practice of construc-tion of social interaction as a condition of survival and development circles engineering - technical focus on the example of model aircraft circles. Feature of the study is the construction of social interaction as a stage in the formation of social partnership "from below." The paper presents the description of the formation of relatively model of social interaction on the example of model aircraft in the circle system of additional education for chil-dren: defined range of possible social partners airmodelling mug, object, subject and nature of their social interac-tion , as well as goals and mutual benefits of such cooperation.
additionally children´s education.
aeromodelling
technical creativity
social interaction
social partnership

Восемьдесят пять лет назад, в 1928 г., была открыта первая в Кировской области станция юных техников. Перед страной стояла задача индустриализации, ей нужны были талантливые, грамотные, подготовленные инженерно-технические кадры. Несмотря на тяжелое экономическое положение, страна смотрела вперед и находила средства на воспитание будущих Королевых, Туполевых, Антоновых, Яковлевых, Калашниковых.

В советские годы внешкольное воспитание было встроено в социально-политическую жизнь страны, сеть технических кружков, станций, клубов была широко развита и имела хорошую, современную для того времени материальную базу.

В девяностые годы ХХ века государство фактически отказалось от дополнительного образования детей, переложив заботу о нем на муниципалитеты и родителей. В результате дополнительное образование разделилось на три кластера:

  • «модные» кружки первого кластера активно финансируются родителями и, соответственно, имеют квалифицированный педагогический состав, хорошую спонсорскую помощь;
  • массовые малобюджетные кружки второго кластера финансируются муниципалитетами и имеют преимущественно слабый педагогический состав;
  • направления, требующие индивидуального подхода к обучению ребенка и высокого уровня профессиональной квалификации преподавателей (техническое творчество, воспитание талантливых музыкантов и пр.), образуют третий кластер.

Начиная с 90-х годов ХХ века последний кластер остался вне интереса как родителей, так и государства. В результате происходит значительное сокращение кружков инженерно-технической направленности, потеря их материальной базы, ухудшение качества образования (замена кружков технического моделирования на кружки, дающие основы моделирования из бумаги), потеря квалифицированного, технически грамотного педагогического состава, потеря педагогов-мужчин.

В последние годы интерес со стороны детей и их родителей к инженерно-техническому творчеству начал возрастать, однако со стороны властных структур внимания к этому направлению в дополнительном образовании не становится больше. Количество технических кружков продолжает сокращаться. Так, к 2014 г. в Кирове (городе с населением около полумиллиона человек) осталось 5 авиамодельных кружков, 3 автомодельных, 4 судомодельных, 2 кружка, где занимаются картингисты. Оборудование в этих кружках осталось с советских времен и практически не обновляется, средний возраст педагогов свыше 50 лет, с уходом руководителя кружок, как правило, закрывают. Так, в 2010 г. закрыт клуб юных техников «Спектр», в 2011 г. закрыт последний технический кружок в г. Кирово-Чепецке.

Исследования студентов ВятГУ в 2012-2013 учебном году (было опрошено 277 учащихся 5-10-х классов школ различных районов города) показали, что:

  • 23 % всех опрошенных желают заниматься в технических кружках (или около 45 % опрошенных мальчиков и юношей);
  • 66 % школьников 5-10-х классов, желающих заниматься техническим творчеством, не знают, где находятся кружки технического профиля, многие дети и подростки не имеют технических кружков «в шаговой доступности»;
  • среди тех, кто занимается к системе дополнительного образования, только 5 % занимаются в технических кружках, в то время как среди желающих заниматься в системе ДОД 40 % заявили о желании заниматься именно техническим творчеством.

Налицо высокий неудовлетворенный спрос подростков на кружки технического профиля (речь идет о кружках инженерно-технической направленности, исключая IT-кружки).

В настоящее время существует социальный заказ общества и бизнеса на воспитание грамотных инженерно-технических кадров, однако ни общество (в лице муниципалитетов), ни бизнес области не готовы заниматься техническим направлением в дополнительном образовании детей. В образовательном менеджменте коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию оказываются сильнее чувства социальной ответственности. В большинстве учреждений дополнительного образования, согласно исследованиям А. В. Бояринцевой [1], налицо противоречия: между

  • формальным, псевдодеятельным подходом к организации деятельности и необходимостью создания деятельного и содержательного подхода;
  • невысоким профессиональным уровнем существенной доли педагогов и методистов и необходимостью опираться в развитии дополнительного образования на грамотные и готовые к изменениям и сотрудничеству педагогические и управленческие кадры;
  • формальной методической работой и актуальной потребностью педагогов получать грамотную методическую помощь и поддержку в своей работе;
  • устаревшими материально-технической базой и средствами образования и введением новых образовательных программ, постановкой современных образовательных задач, требующих реконструкции и технической модернизации.

Следует добавить к вышеперечисленному противоречия:

  • между декларированием стимулирующей системы оплаты труда педагогов и «уравниловкой» на практике за счет так называемого «персонального повышающего коэффициента»;
  • между декларированием высокого качества образовательных услуг и практической невозможностью организовывать для детей и подростков мастер-классы моделистов технических направлений на базе учреждений ДОД.

Поскольку Кировская область относится к депрессивным регионам, то у чиновников от образования попросту не хватает сил и средств на дополнительное образование детей, а бизнес вообще не проявляет интереса к этой сфере образования. В результате инженерно-техническое творчество детей как весьма ресурсоемкая сфера дополнительного образования считается в нашей области неэффективным, неперспективным направлением и, фактически, приговорено к вымиранию. Попытки поднять вопрос о сохранении и развитии этого направления в системе ДОД наталкивается, в лучшем случае, на глухую стену молчания, в худшем - на раздражение ряда чиновников разного уровня. Тем не менее как среди них, так и среди членов Законодательного собрания есть люди, понимающие важность развития технического творчества детей и старающиеся помочь в решении этой проблемы.

Следует отметить, что в сложившихся условиях в Кирове выжили и развиваются только те технические кружки и лаборатории, руководители которых смогли установить взаимосвязи с различными социальными партнерами.

Указанные выше причины объективно вынуждают руководителей кружков технического профиля развивать элементы социального партнерства по собственной инициативе как способ выживания и развития технического направления детского и юношеского творчества.

Социальная педагогика характеризует взаимодействие как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь» [3, с. 79], а социальное взаимодействие - как «процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов» [5, с. 24].

Современные исследования в области социального взаимодействия в образовании позволяют выделить следующие виды взаимоотношений и соответствующие им уровни социального взаимодействия: формально-статистический, благотворительный, спонсорский, инвестиционный, кооперативный, партнерский. Наши исследования посвящены именно партнерским взаимодействиям, которые рассматриваются как один из этапов формирования социального партнерства. Партнерские отношения предполагают: наличие согласованных позиций сторон; готовность реализовывать эти позиции в процессе совместной взаимовыгодной деятельности; потребность в координации усилий; совместную оценку процесса и результатов деятельности; совместную ответственность за результат воспитания и обучения; стремление каждой стороны внести свой вклад в общую деятельность. Реальное партнерство возникает тогда, когда обе стороны осознают взаимовыгодность этих отношений и невозможность решения своих проблем без объединения с другими социальными партнерами.

В настоящее время появляется все больше глубоких исследований, посвященных социальному партнерству в образовании. В этих работах в качестве основных элементов социального партнерства (СП) выделяются: объект СП, субъекты СП, органы СП, уровни СП, механизмы реализации СП [4]. Авторы многих работ, посвященных изучению социального партнерства в Российском образовании, отмечают, что в большинстве случаев инициатива по формированию социального партнерства идет «сверху». Соответственно, в большинстве работ изучаются механизмы реализации партнерства, доступные руководителям учебных заведений или чиновникам от образования. Мы исследуем проблему формирования социального партнерства «снизу», социальных партнеров по кружку технического творчества, а также основные доступные формы партнерства на примере авиамодельного кружка Областного центра детского (юношеского) технического творчества (ЦДЮТТ).

Объектом социального партнерства является дополнительное образование детей и подростков в области технического творчества. Предметом взаимодействия социальных партнеров выступают все возможные проблемы дополнительного образования технического направления, в разрешении которых обоюдно заинтересованы партнеры.

Одним из этапов формирования социального партнерства является социальное взаимодействие [2], становление которого обычно проходит три этапа:

  • на первом этапе устанавливаются контакты посредством общения и диалога, определяются цели, начинается совместная добровольная деятельность, основанная на доверии;
  • на втором этапе происходит осмысление норм, идеалов и ценностей субъектов партнерства, определяется взаимная полезность, взаимодействие субъектов опирается на нравственную составляющую, на убежденность субъектов в правильности тех целей, с которыми они вступают в социальный контакт [6, с. 35];
  • на третьем этапе происходит организация совместной деятельности по достижению определенных результатов.

Особенностью формирования элементов социального партнерства в рассматриваемом нами случае явилось непонимание необходимости такого партнерства у бывшего руководства ДЮЦТТ, а также недостаточное внимание Департамента образования области к данной проблеме.

В настоящее время в образовании разработаны и реализуются преимущественно следующие организационно-координационные формы социального партнерства: попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица; попечительский совет как самостоятельное юридическое лицо; совет партнеров образовательного учреждения - общественная, некоммерческая организация; ресурсный центр социального партнерства на базе образовательного учреждения; территориальный межведомственный координационный совет; рефлексивный семинар, повышающий уровень субъектности партнеров; ресурсный центр социального партнерства, интегрирующий социализирующие возможности социума.

Практическая реализация социального партнерства выдвигает очень важную, но достаточно сложную и пока малоизученную проблему поиска механизмов и принципов социального партнерства. Поскольку партнерство как вид социального взаимодействия предполагает включенность в один и тот же процесс разных сторон и их участие на всех ступенях деятельности - от планирования до оценки результата - на данном уровне взаимодействия насущно необходим орган, координирующий эту совместную деятельность [2]. В Кировской области выходом из сложившейся в авиамодельном творчестве детей ситуации стало создание общественной организации «Федерация авиамодельного спорта Кировской области», куда вошли все авиамоделисты области и руководители авиамодельных кружков. Федерация и стала тем органом, который координирует совместную деятельность всех авиамоделистов (спортсменов и педагогов) региона. Хотя Федерация является общественной организацией без собственной финансовой базы, однако она позволяет формировать партнерские отношения с различными государственными и общественными организациями. Федерация взяла на себя и несвойственную ей функцию методического объединения для методико-педагогической помощи руководителям авиамодельных кружков, она осуществляет методическую, консультационную и организационную помощь при проведении соревнований, организует консультации и обмен опытом с руководителями авиамодельных кружков других регионов России. Более того, большинство соревнований проводится совместно с Федерацией, что позволяет повысить уровень этих соревнований за счет более качественной организации, более квалифицированного судейства, большего количества участников, возможности обменяться профессиональной информацией для руководителей кружков и членов Федерации. Федерация дает возможность частично финансировать такие мероприятия за счет средств спортивного комитета области. В свою очередь, Федерация в будущем получает спортсменов, которые будут выступать за нашу область, развивать авиамодельный спорт.

Важными партнерами для авиамодельного кружка являются руководители авиамодельных кружков других учреждений города и области и руководители технических кружков других направлений. Именно с ними обсуждаются все возникающие задачи и проблемы и разрабатываются пути решения этих задач. Основная форма партнерства - взаимные консультации, семинары, конференции, организация спортивных мероприятий различного уровня. При этом распределяются фронт работ и ответственность между партнерами при организации и проведении спланированных совместных мероприятий.

Третьим партнером является Спортивный комитет области. Благодаря этой организации в области выживают и развиваются спортивно-технические кружки. Основное финансирование спортивных мероприятий моделистов осуществляет спорткомитет. Он же осуществляет консультационную помощь наставникам юных авиамоделистов. В свою очередь, спорткомитет получает возможность более широко охватить своей работой население области.

Четвертый партнер - администрация города, в частности, Комитет по делам молодежи. Представители администрации помогают в организации различных мероприятий по авиамоделизму. Юные авиамоделисты активно участвуют в организации и проведении мероприятий, посвященных Дню космонавтики, Дню города, Дню авиации и т.п.

Активными партнерами являются некоторые члены Законодательного собрания Кировской области. Они помогают доводить до чиновников различного уровня информацию о бедственном положении детско-юношеского технического творчества в области, пытаются решить проблемы этого направления, предоставляют призы победителям соревнований.

Партнерские отношения налажены и с музеем К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики. Инициативные руководители авиамодельных кружков со своими воспитанниками не только участвуют в различных мероприятиях, организуемых этим музеем, но и помогают в разработке, организации и проведении некоторых мероприятий. В результате воспитанники кружков получают навыки партнерских отношений, навыки в организации конкурсов, глубже познают историю воздухоплавания и освоения космоса, осознают необходимость развивать эти направления в будущем.

Партнерами являются также авиамодельные кружки и учреждения дополнительного образования технического направления других регионов России. Консультации, обмен опытом, методиками, новинками в авиамоделизме, отдельными деталями для сборки самолетов, совместная организация тренировок и соревнований позволяют не только повысить уровень мастерства педагогов и их воспитанников, но и наладить «деловые» контакты между моделистами, формировать у них коммуникативные навыки.

Важнейшими партнерами являются бывшие воспитанники кружков, которые не потеряли интереса к авиамоделизму, спортсмены-авиамоделисты. Они помогают в организации и проведении различных мероприятий, мастер-классов для юных моделистов, оказывают материальную, финансовую и организационную поддержку мероприятий, организуют встречи с «нужными людьми», в компетенции которых находится решение текущих или стратегических проблем технического творчества в области.

СМИ Кировской области помогают пропагандировать и формировать интерес у населения к техническим кружкам и техническим видам спорта, озвучивать проблемы и достижения авиа-, авто-, судомоделистов, картингистов области.

ДОСААФ Кировской области в настоящее время основные свои усилия направляет на подготовку водителей для вооруженных сил России и не проявляет интереса к техническому творчеству учащихся. Тем не менее авиамоделисты организовали социальное взаимодействие с ДОСААФ Кировской области. Наши спортсмены и юные авиамоделисты тренируются и проводят свои соревнования на аэродроме ДОСААФ (бесплатно), ДОСААФ, в свою очередь, имеет возможность включить в свои отчеты различные мероприятия авиамоделистов.

И, конечно же, самыми заинтересованными социальными партнерами являются родители воспитанников. В последнее время они проявляют все больший интерес к образовательному процессу и различным мероприятиям, организуемым авиамодельным кружком или его партнерами, все активнее участвуют в этих мероприятиях. Большая часть материально-технической базы кружков создаётся именно благодаря усилиям родителей обучающихся в кружках и клубах. Родители помогают и при финансировании выездных мероприятий, знакомятся с программами, высказывают свои пожелания, помогают организовывать детей, вывозят на тренировки, на соревнования, помогают оформлять кабинет, помогают проводить досуговые мероприятия. В свою очередь сами родители получают помощь в решении возникающих у них проблем в воспитании ребенка, имеют возможность проводить досуг со своими детьми, получают удовольствие от такого вида общения с детьми, сплачивается семья.

Рецензенты:

Коршунова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.