Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Здоровенко С.А. 1 Здоровенко М.Ю. 2
1 КОГОБУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества»
2 ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет»
В статье анализируется состояние технического творчества учащихся в системе дополнительного образо-вания детей Кировской области и выявляются объективные причины, вынуждающие педагогов допол-нительного образования по собственной инициативе развивать элементы социального взаимодействия с различными социальными партнерами. Исследуется практика построения социального взаимодействия как условие выживания и развития кружков инженерно-технической направленности на примере авиа-модельных кружков. Особенностью исследования является изучение построения социального взаимо-действия как этапа формирования социального партнерства «снизу». В работе предложена описательная модель процесса формирования социального взаимодействия на примере авиамодельного кружка в си-стеме дополнительного образования детей: определен круг возможных социальных партнеров авиамо-дельного кружка, объект, предмет и характер их социального взаимодействия, а также цели и взаимовы-годность такого взаимодействия.
дополнительное образование детей.
авиамоделирование
техническое творчество
социальное взаимодействие
социальное партнерство
1. Бояринцева А. В. Дополнительное образование сегодня. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dopedu.ru/stati/ (дата обращения: 03.11.13).
2. Грибоедова Т. П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 68. - С.50-60.
3. Мардхаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.
4. Осипов А.М. О социальном партнерстве в образовании / А.М. Осипов, П. Карстанье, В. В. Тумалеев, В. Г. Зарубин // Социологические исследования. - 2008. - № 11. - С.108-115.
5. Социальное управление: Словарь / Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. - М., 1994. - 208 с.
6. Тарасенко Л. В. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. - 2011. - № 4. - С.33-39.

Восемьдесят пять лет назад, в 1928 г., была открыта первая в Кировской области станция юных техников. Перед страной стояла задача индустриализации, ей нужны были талантливые, грамотные, подготовленные инженерно-технические кадры. Несмотря на тяжелое экономическое положение, страна смотрела вперед и находила средства на воспитание будущих Королевых, Туполевых, Антоновых, Яковлевых, Калашниковых.

В советские годы внешкольное воспитание было встроено в социально-политическую жизнь страны, сеть технических кружков, станций, клубов была широко развита и имела хорошую, современную для того времени материальную базу.

В девяностые годы ХХ века государство фактически отказалось от дополнительного образования детей, переложив заботу о нем на муниципалитеты и родителей. В результате дополнительное образование разделилось на три кластера:

  • «модные» кружки первого кластера активно финансируются родителями и, соответственно, имеют квалифицированный педагогический состав, хорошую спонсорскую помощь;
  • массовые малобюджетные кружки второго кластера финансируются муниципалитетами и имеют преимущественно слабый педагогический состав;
  • направления, требующие индивидуального подхода к обучению ребенка и высокого уровня профессиональной квалификации преподавателей (техническое творчество, воспитание талантливых музыкантов и пр.), образуют третий кластер.

Начиная с 90-х годов ХХ века последний кластер остался вне интереса как родителей, так и государства. В результате происходит значительное сокращение кружков инженерно-технической направленности, потеря их материальной базы, ухудшение качества образования (замена кружков технического моделирования на кружки, дающие основы моделирования из бумаги), потеря квалифицированного, технически грамотного педагогического состава, потеря педагогов-мужчин.

В последние годы интерес со стороны детей и их родителей к инженерно-техническому творчеству начал возрастать, однако со стороны властных структур внимания к этому направлению в дополнительном образовании не становится больше. Количество технических кружков продолжает сокращаться. Так, к 2014 г. в Кирове (городе с населением около полумиллиона человек) осталось 5 авиамодельных кружков, 3 автомодельных, 4 судомодельных, 2 кружка, где занимаются картингисты. Оборудование в этих кружках осталось с советских времен и практически не обновляется, средний возраст педагогов свыше 50 лет, с уходом руководителя кружок, как правило, закрывают. Так, в 2010 г. закрыт клуб юных техников «Спектр», в 2011 г. закрыт последний технический кружок в г. Кирово-Чепецке.

Исследования студентов ВятГУ в 2012-2013 учебном году (было опрошено 277 учащихся 5-10-х классов школ различных районов города) показали, что:

  • 23 % всех опрошенных желают заниматься в технических кружках (или около 45 % опрошенных мальчиков и юношей);
  • 66 % школьников 5-10-х классов, желающих заниматься техническим творчеством, не знают, где находятся кружки технического профиля, многие дети и подростки не имеют технических кружков «в шаговой доступности»;
  • среди тех, кто занимается к системе дополнительного образования, только 5 % занимаются в технических кружках, в то время как среди желающих заниматься в системе ДОД 40 % заявили о желании заниматься именно техническим творчеством.

Налицо высокий неудовлетворенный спрос подростков на кружки технического профиля (речь идет о кружках инженерно-технической направленности, исключая IT-кружки).

В настоящее время существует социальный заказ общества и бизнеса на воспитание грамотных инженерно-технических кадров, однако ни общество (в лице муниципалитетов), ни бизнес области не готовы заниматься техническим направлением в дополнительном образовании детей. В образовательном менеджменте коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию оказываются сильнее чувства социальной ответственности. В большинстве учреждений дополнительного образования, согласно исследованиям А. В. Бояринцевой [1], налицо противоречия: между

  • формальным, псевдодеятельным подходом к организации деятельности и необходимостью создания деятельного и содержательного подхода;
  • невысоким профессиональным уровнем существенной доли педагогов и методистов и необходимостью опираться в развитии дополнительного образования на грамотные и готовые к изменениям и сотрудничеству педагогические и управленческие кадры;
  • формальной методической работой и актуальной потребностью педагогов получать грамотную методическую помощь и поддержку в своей работе;
  • устаревшими материально-технической базой и средствами образования и введением новых образовательных программ, постановкой современных образовательных задач, требующих реконструкции и технической модернизации.

Следует добавить к вышеперечисленному противоречия:

  • между декларированием стимулирующей системы оплаты труда педагогов и «уравниловкой» на практике за счет так называемого «персонального повышающего коэффициента»;
  • между декларированием высокого качества образовательных услуг и практической невозможностью организовывать для детей и подростков мастер-классы моделистов технических направлений на базе учреждений ДОД.

Поскольку Кировская область относится к депрессивным регионам, то у чиновников от образования попросту не хватает сил и средств на дополнительное образование детей, а бизнес вообще не проявляет интереса к этой сфере образования. В результате инженерно-техническое творчество детей как весьма ресурсоемкая сфера дополнительного образования считается в нашей области неэффективным, неперспективным направлением и, фактически, приговорено к вымиранию. Попытки поднять вопрос о сохранении и развитии этого направления в системе ДОД наталкивается, в лучшем случае, на глухую стену молчания, в худшем - на раздражение ряда чиновников разного уровня. Тем не менее как среди них, так и среди членов Законодательного собрания есть люди, понимающие важность развития технического творчества детей и старающиеся помочь в решении этой проблемы.

Следует отметить, что в сложившихся условиях в Кирове выжили и развиваются только те технические кружки и лаборатории, руководители которых смогли установить взаимосвязи с различными социальными партнерами.

Указанные выше причины объективно вынуждают руководителей кружков технического профиля развивать элементы социального партнерства по собственной инициативе как способ выживания и развития технического направления детского и юношеского творчества.

Социальная педагогика характеризует взаимодействие как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь» [3, с. 79], а социальное взаимодействие - как «процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов» [5, с. 24].

Современные исследования в области социального взаимодействия в образовании позволяют выделить следующие виды взаимоотношений и соответствующие им уровни социального взаимодействия: формально-статистический, благотворительный, спонсорский, инвестиционный, кооперативный, партнерский. Наши исследования посвящены именно партнерским взаимодействиям, которые рассматриваются как один из этапов формирования социального партнерства. Партнерские отношения предполагают: наличие согласованных позиций сторон; готовность реализовывать эти позиции в процессе совместной взаимовыгодной деятельности; потребность в координации усилий; совместную оценку процесса и результатов деятельности; совместную ответственность за результат воспитания и обучения; стремление каждой стороны внести свой вклад в общую деятельность. Реальное партнерство возникает тогда, когда обе стороны осознают взаимовыгодность этих отношений и невозможность решения своих проблем без объединения с другими социальными партнерами.

В настоящее время появляется все больше глубоких исследований, посвященных социальному партнерству в образовании. В этих работах в качестве основных элементов социального партнерства (СП) выделяются: объект СП, субъекты СП, органы СП, уровни СП, механизмы реализации СП [4]. Авторы многих работ, посвященных изучению социального партнерства в Российском образовании, отмечают, что в большинстве случаев инициатива по формированию социального партнерства идет «сверху». Соответственно, в большинстве работ изучаются механизмы реализации партнерства, доступные руководителям учебных заведений или чиновникам от образования. Мы исследуем проблему формирования социального партнерства «снизу», социальных партнеров по кружку технического творчества, а также основные доступные формы партнерства на примере авиамодельного кружка Областного центра детского (юношеского) технического творчества (ЦДЮТТ).

Объектом социального партнерства является дополнительное образование детей и подростков в области технического творчества. Предметом взаимодействия социальных партнеров выступают все возможные проблемы дополнительного образования технического направления, в разрешении которых обоюдно заинтересованы партнеры.

Одним из этапов формирования социального партнерства является социальное взаимодействие [2], становление которого обычно проходит три этапа:

  • на первом этапе устанавливаются контакты посредством общения и диалога, определяются цели, начинается совместная добровольная деятельность, основанная на доверии;
  • на втором этапе происходит осмысление норм, идеалов и ценностей субъектов партнерства, определяется взаимная полезность, взаимодействие субъектов опирается на нравственную составляющую, на убежденность субъектов в правильности тех целей, с которыми они вступают в социальный контакт [6, с. 35];
  • на третьем этапе происходит организация совместной деятельности по достижению определенных результатов.

Особенностью формирования элементов социального партнерства в рассматриваемом нами случае явилось непонимание необходимости такого партнерства у бывшего руководства ДЮЦТТ, а также недостаточное внимание Департамента образования области к данной проблеме.

В настоящее время в образовании разработаны и реализуются преимущественно следующие организационно-координационные формы социального партнерства: попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица; попечительский совет как самостоятельное юридическое лицо; совет партнеров образовательного учреждения - общественная, некоммерческая организация; ресурсный центр социального партнерства на базе образовательного учреждения; территориальный межведомственный координационный совет; рефлексивный семинар, повышающий уровень субъектности партнеров; ресурсный центр социального партнерства, интегрирующий социализирующие возможности социума.

Практическая реализация социального партнерства выдвигает очень важную, но достаточно сложную и пока малоизученную проблему поиска механизмов и принципов социального партнерства. Поскольку партнерство как вид социального взаимодействия предполагает включенность в один и тот же процесс разных сторон и их участие на всех ступенях деятельности - от планирования до оценки результата - на данном уровне взаимодействия насущно необходим орган, координирующий эту совместную деятельность [2]. В Кировской области выходом из сложившейся в авиамодельном творчестве детей ситуации стало создание общественной организации «Федерация авиамодельного спорта Кировской области», куда вошли все авиамоделисты области и руководители авиамодельных кружков. Федерация и стала тем органом, который координирует совместную деятельность всех авиамоделистов (спортсменов и педагогов) региона. Хотя Федерация является общественной организацией без собственной финансовой базы, однако она позволяет формировать партнерские отношения с различными государственными и общественными организациями. Федерация взяла на себя и несвойственную ей функцию методического объединения для методико-педагогической помощи руководителям авиамодельных кружков, она осуществляет методическую, консультационную и организационную помощь при проведении соревнований, организует консультации и обмен опытом с руководителями авиамодельных кружков других регионов России. Более того, большинство соревнований проводится совместно с Федерацией, что позволяет повысить уровень этих соревнований за счет более качественной организации, более квалифицированного судейства, большего количества участников, возможности обменяться профессиональной информацией для руководителей кружков и членов Федерации. Федерация дает возможность частично финансировать такие мероприятия за счет средств спортивного комитета области. В свою очередь, Федерация в будущем получает спортсменов, которые будут выступать за нашу область, развивать авиамодельный спорт.

Важными партнерами для авиамодельного кружка являются руководители авиамодельных кружков других учреждений города и области и руководители технических кружков других направлений. Именно с ними обсуждаются все возникающие задачи и проблемы и разрабатываются пути решения этих задач. Основная форма партнерства - взаимные консультации, семинары, конференции, организация спортивных мероприятий различного уровня. При этом распределяются фронт работ и ответственность между партнерами при организации и проведении спланированных совместных мероприятий.

Третьим партнером является Спортивный комитет области. Благодаря этой организации в области выживают и развиваются спортивно-технические кружки. Основное финансирование спортивных мероприятий моделистов осуществляет спорткомитет. Он же осуществляет консультационную помощь наставникам юных авиамоделистов. В свою очередь, спорткомитет получает возможность более широко охватить своей работой население области.

Четвертый партнер - администрация города, в частности, Комитет по делам молодежи. Представители администрации помогают в организации различных мероприятий по авиамоделизму. Юные авиамоделисты активно участвуют в организации и проведении мероприятий, посвященных Дню космонавтики, Дню города, Дню авиации и т.п.

Активными партнерами являются некоторые члены Законодательного собрания Кировской области. Они помогают доводить до чиновников различного уровня информацию о бедственном положении детско-юношеского технического творчества в области, пытаются решить проблемы этого направления, предоставляют призы победителям соревнований.

Партнерские отношения налажены и с музеем К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики. Инициативные руководители авиамодельных кружков со своими воспитанниками не только участвуют в различных мероприятиях, организуемых этим музеем, но и помогают в разработке, организации и проведении некоторых мероприятий. В результате воспитанники кружков получают навыки партнерских отношений, навыки в организации конкурсов, глубже познают историю воздухоплавания и освоения космоса, осознают необходимость развивать эти направления в будущем.

Партнерами являются также авиамодельные кружки и учреждения дополнительного образования технического направления других регионов России. Консультации, обмен опытом, методиками, новинками в авиамоделизме, отдельными деталями для сборки самолетов, совместная организация тренировок и соревнований позволяют не только повысить уровень мастерства педагогов и их воспитанников, но и наладить «деловые» контакты между моделистами, формировать у них коммуникативные навыки.

Важнейшими партнерами являются бывшие воспитанники кружков, которые не потеряли интереса к авиамоделизму, спортсмены-авиамоделисты. Они помогают в организации и проведении различных мероприятий, мастер-классов для юных моделистов, оказывают материальную, финансовую и организационную поддержку мероприятий, организуют встречи с «нужными людьми», в компетенции которых находится решение текущих или стратегических проблем технического творчества в области.

СМИ Кировской области помогают пропагандировать и формировать интерес у населения к техническим кружкам и техническим видам спорта, озвучивать проблемы и достижения авиа-, авто-, судомоделистов, картингистов области.

ДОСААФ Кировской области в настоящее время основные свои усилия направляет на подготовку водителей для вооруженных сил России и не проявляет интереса к техническому творчеству учащихся. Тем не менее авиамоделисты организовали социальное взаимодействие с ДОСААФ Кировской области. Наши спортсмены и юные авиамоделисты тренируются и проводят свои соревнования на аэродроме ДОСААФ (бесплатно), ДОСААФ, в свою очередь, имеет возможность включить в свои отчеты различные мероприятия авиамоделистов.

И, конечно же, самыми заинтересованными социальными партнерами являются родители воспитанников. В последнее время они проявляют все больший интерес к образовательному процессу и различным мероприятиям, организуемым авиамодельным кружком или его партнерами, все активнее участвуют в этих мероприятиях. Большая часть материально-технической базы кружков создаётся именно благодаря усилиям родителей обучающихся в кружках и клубах. Родители помогают и при финансировании выездных мероприятий, знакомятся с программами, высказывают свои пожелания, помогают организовывать детей, вывозят на тренировки, на соревнования, помогают оформлять кабинет, помогают проводить досуговые мероприятия. В свою очередь сами родители получают помощь в решении возникающих у них проблем в воспитании ребенка, имеют возможность проводить досуг со своими детьми, получают удовольствие от такого вида общения с детьми, сплачивается семья.

Рецензенты:

Коршунова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Здоровенко С.А., Здоровенко М.Ю. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12273 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674