Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CHANGE IN THE OVERALL INTENTIONS OF THE METHODOLOGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SERVICES OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION THROUGH CORRESPONDENCE TO CHANGE THE DYNAMICS OF THE STRUCTURE OF MARKET NEEDS

Savchenko Yu.Yu. 1
1 Altai State University Rubtsovsk mashine Institute (branch)
The article examines the changes in the roles of universities in the conditions of integration processes in the economy. In the framework of the problem-oriented analysis, it is determined that the portfolio of services of the University in terms of integration are various kinds of competence. Substantiated point of view according to which the market of services of higher education should not only create and to broadcast various kinds of competence, but also help the various actors to assess, develop and use them. Groups of services provided by the universities, the business community and are aimed at increasing the efficiency of all stages of the innovation process. Determined that the creation of a portfolio of services of the University should take place through the implementation of synergetic control in integrated structure. Disclosed alternative behaviors of the University in a need to improve the innovative product and proved to be the most feasible approach would be the fourth option interaction - creation of joint enterprise on whose behalf in the future, and the sale of licenses.
targeted audience
business entity integration
expertise
service
education
marketing
higher education

Сегодня доля отечественных высоких технологий на мировом рынке составляет всего 0,3%. На внутреннем рынке тоже существует целый ряд проблем. Доля инновационной продукции в промышленном производстве около 5%, а доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических новаций, не превышает у нас 10%. Так, за рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР (научные исследования и разработки) превышает 65%, а в среднем по странам ОЭСР приближается к 70%. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР [2].

Соотношение по экспорту наукоемкой продукции между Россией и США составляет 200–300 к 1. Это и определяет реальное место российского научно-технического потенциала. При росте с 1997 года общего количества передовых производственных технологий, используемых в российской промышленности, в 2,6 раза интенсивность внедрения отечественных технологий снизилась на 36%.

Начиная с 2014 года предполагается проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности, формирование работоспособной национальной инновационной системы. К 2020 году доля инновационной продукции в промышленном производстве должна возрасти до 25–30% [2].

Лидирующие позиции в рейтинге инновационной активности, в том числе в сфере услуг высшего образования, занимают Томская область и Подмосковье. Необходим рост конкурентной активности со стороны всех регионов. Регионы должны активно презентовать собственные программы инновационного развития, создавать специализированные региональные структуры в сфере инноваций с обязательным участием сферы услуг высшего профессионального образования. Вузы, являясь операторами региональных инновационных мероприятий и участниками инновационного процесса, будут постепенно становиться центрами инновационного развития.

Услуги высшего профессионального образования в условиях инновационной экономики направлены на создание компетенций. Именно знания становятся важнейшим экономическим ресурсом в современной экономике. Рынок услуг высшего образования должен не только создавать и транслировать этот ресурс, но и помогать различным субъектам оценивать, развивать и использовать его.

В рамках проблемно-ориентированного анализа определено, что портфель услуг вуза в условиях интеграции составляют различного рода компетенции. Под «компетенцией» в диссертационном исследовании предлагается понимать совокупность знаний, позволяющих как индивидам, так и субъектам бизнеса реализовывать успешную деятельность в той или иной области, основанную на самоорганизации, мотивации и контроле.

Создание портфеля услуг вуза должно происходить через реализацию синергетического управления в интегрированной структуре. При этом каждый из субъектов, используя многочисленные и разнообразные коммуникации, может стать активным участником процесса, в том числе играть роль аттрактора, хотя в большинстве случаев основными активными участниками управления остаются вузы.

На основании отмеченного обоснована необходимость расширения портфеля услуг вуза. Инновационная экономика требует от вузов не только предоставления услуг бизнес-образования, но и расширения перечня предоставляемых бизнесу услуг в соответствии со спросом и ценностными ориентациями бизнес-сообщества. При этом задача вузов - максимально быстро обеспечить хозяйствующим субъектам построение эффективного бизнеса (цепочки создания ценности). Это возможно только в том случае, если портфель услуг вуза будет расширен за счет услуг по сопровождению инновационных проектов. Именно в этом случае участники смогут получить синергетический эффект, т.е. объединят ресурсы в процессе реализации инновационного проекта.

В исследовании на основе анализа выделены группы услуг (услуги по сопровождению инновационных проектов), оказываемых вузами бизнес-сообществу и направленных на повышение результативности всех стадий инновационного процесса (рис. 1).

Выделены специфические характеристики услуг по сопровождению инновационных проектов и проведен анализ услуг с точки зрения компонентов услуги, выделенных К. Лавлоком [4]. Обосновано, что основным продуктом при потреблении услуг по сопровождению инновационных проектов является удовлетворение потребностей бизнес-сообщества в формировании и развитии различного рода компетенций. Основная цель таких компетенций: 1) повышение эффективности функционирования бизнес-субъекта или проекта; 2) снижение возможных рисков реализации проекта; 3) определение экономической целесообразности нововведений.

Доказано, что в условиях интеграционных процессов отношения, складывающиеся в системе услуг высшего образования, не должны ограничиваться рамками только одной отрасли. Они реализуются в бизнес-сообществе, вступающем в партнерские отношения с вузами.

*1 – научно-инновационная; 2 - экспертно-консалтинговая; 3 - информационно-аналитическая; 4 - производственно-внедренческая; 5 - организационно-управленческая

Рисунок 1. Расширение портфеля услуг вуза в соответствии с цепочкой создания ценности на этапах инновационного процесса и в кооперации участников интегрированной структуры

В рамках данного проблемного поля вузу необходимо сформировать систему инновационного развития предоставляемых им услуг, и прежде всего за счет создания или реорганизации маркетингового подразделения вуза.

В исследовании система маркетинга сферы услуг высшего образования представлена как комплексное, целостное представление о маркетинге высших образовательных учреждений, включающее и структуру маркетингового подразделения вуза, но только как часть, элемент системы. Под системой маркетинга услуг высшего профессионального образования, с точки зрения концепции инновационного развития, следует понимать совокупность разнообразных элементов — материальных и информационных, а также специалистов, обеспечивающих своим взаимодействием выработку маркетинговых стратегий и тактических маркетинговых решений, позволяющих вузу реализовывать адекватную требованиям рынка продуктовую и ценовую политику. При этом система маркетинга сферы услуг высшего образования должна формироваться на основе двух типов стратегий - функционально-инструментальной (внешней) и внутренней, ориентированной на развитие внутренних компетенций.

На основании отмеченного просматривается необходимость реструктуризации сферы услуг высшего профессионального образования на базе перехода от тактического к стратегическому, ориентированному на долгосрочную перспективу сотрудничества с бизнес-сообществом, подходу. Функционально-инструментальная модель инновационного развития сферы услуг высшего образования отражает базовые принципы организации деятельности, ориентация на которые обеспечит ускоренную адаптацию системы высшего образования к изменению своей роли в развитии экономики.

Услуги по сопровождению инновационных проектов относятся к социально-экономической сфере развития общества. Что, в свою очередь, обуславливает особенности спроса и предложения как основополагающих факторов определения цены на данные услуги. Процесс формирования цен обусловлен высокой общественной значимостью таких услуг, что приводит к необходимости сочетания различных принципов ценообразования. Для сферы услуг высшего образования присуща асимметричность информации. Субъект бизнеса, не имеющий достоверной информации о качестве предложения вуза, рассматривает цену услуги как показатель качества и надежности. Кроме того, значительное влияние на процесс формирования цен на образовательные услуги, выбор ценовой политики вуза оказывает характер регионального рынка, на котором он функционирует.

Инновационный маркетинг, с нашей точки зрения, более узкое понятие и трактуется как комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на коммерчески успешную реализацию разрабатываемых фирмой изделий, технологий, услуг. К особенностям инновационного маркетинга относятся следующие. Во-первых, это необходимость учета межотраслевого характера результата научно-технической разработки. Данный принцип реализуется посредством изучения потребностей в применении конкретных нововведений в нескольких отраслях.

Во-вторых, при продажах наукоемкой, научно-технической продукции нужно ориентироваться на опытного, часто коллективного потребителя (закупочная комиссия от лица фирмы). Продажа этого вида продукции осуществляется в результате длительных и трудных переговоров.

В-третьих, продажа научно-технической продукции и наукоемких товаров предполагает обязательность рекламы, если покупателю подробно не разъяснить смысл инновации, то он просто не будет покупать данный товар, поскольку с ним не знаком. Техническая сложность наукоемкой продукции, как правило, предполагает обязательное осуществление послепродажного сервиса фирмой-производителем. Это четвертая особенность. Здесь можно сказать коротко: нет сервиса - нет коммерческого успеха у товара-новинки. Последняя, пятая особенность заключается в зависимости сбыта наукоемкой, научно-технической продукции от объема и качества инновационного потенциала потребителя. Многие пионерные инновации не находят своего сбыта.

Необходимо отметить, что в ряде случаев прямая продажа продуктов вуза субъектам бизнес-сообщества затруднена, поскольку в большинстве случаев они представлены виде проектов, технологий, программных продуктов и т.п. В качестве основного метода реализации продуктов такого типа выступает продажа лицензий на их использование, что определяется их спецификой.

В случае реализации вузом своих инновационных продуктов продажа лицензий представляется наиболее оптимальным методом сбыта, поскольку, во-первых, вузы не обладают собственной производственной базой для самостоятельной коммерциализации данных продуктов, во-вторых, у них отсутствует достаточный сбытовой потенциал, а в-третьих, уникальность каждого продукта делает невозможным использование стандартизированного подхода при их продвижении.

В большинстве случаев многие вузы располагают «неотработанными» продуктами и доработать их самостоятельно просто не могут. Поскольку это требует определенной производственной базы и привлечения дополнительных средств. С нашей точки зрения, наиболее оптимальный вариант поведения вуза в такой ситуации – поиск партнера среди членов бизнес-сообщества, заинтересованных в коммерциализации продукта. Вуз в зависимости от условий своего функционирования, от типа инновационного продукта и степени его разработки решает вопрос о том, какой способ продажи является экономически наиболее эффективным (табл. 1).

Таблица 1 - Альтернативные варианты поведения вуза в условиях необходимости доработки инновационного продукта

Формы взаимодействия

1-й вариант

2-й вариант

3-й вариант

4-й вариант

Продажа недоработанного продукта (вуз не берет обязательств по доработке, в том числе и совместной). При этом сотрудники вуза, как физические лица, могут принимать участие в дальнейшей работе с продуктом, вступив в трудовые отношения с лицензиатом

Самостоятельная доработка продукта (требует дополнительных средств и создания собственной производственной базы)

 

Соглашение, при котором доработка технологии осуществляется силами лицензиара, но за счет финансовых средств покупателя (лицензиат поэтапно оплачивает доработку технологии)

Создание совместного предприятия, от имени которого впоследствии будет осуществляться продажа лицензий (доработка инновационного продукта осуществляется на площадях и мощностях лицензиата)

Наиболее целесообразным представляется четвертый вариант взаимодействия - создание совместного предприятия, от лица которого впоследствии и осуществляется продажа лицензии. Создание совместного предприятия не требует прямых капиталовложений со стороны вуза и позволяет получить прибыль от продажи лицензии.

Безусловно, что принятие решения в конечном итоге диктуется реальными экономическими условиями, в которых действует вуз и которые определяют его маркетинговую стратегию.

В рамках проблемного поля инновационного маркетинга продукт вуза является товаром, для сохранения конкурентоспособности которого вузу необходимо владеть методикой комплексного анализа рыночной ситуации. Учитывая специфику инновационных продуктов и наличие альтернативных предложений на рынке предприятий, субъекты бизнеса могут испытывать затруднения при принятии решения о покупке. В этой связи возрастает роль продвижения инновационных продуктов вуза как источника информации и способа формирования бренда учебного заведения.

Рецензенты:

Беляев В.И., д.э.н., профессор кафедры экономики предпринимательства и маркетинга ФБГОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул.

Грищенко Н.Б., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ФБГОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул.