Введение
Внедрение Федеральных образовательных стандартов предполагает овладение студентами бакалавриата общекультурными и профессиональными компетенциями. При этом одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущих бакалавров являются компетенции в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций). Анализ научно-методической литературы показал, что информационная компетентность является основной частью профессиональной компетентности, которая обеспечивает подготовку конкурентоспособных кадров, свободно владеющих ИКТ-компетенциями [1, 5]. В этой связи представляет определенный интерес формирование ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений, так как на эти направления обычно поступают абитуриенты, имеющие сравнительно низкие уровни информационно-коммуникационной подготовки в отличие от инженерных и естественнонаучных направлений [6]. Указанное обстоятельство требует использования в учебном процессе современных методик, к которым можно отнести электронные образовательные технологии, основанные на использовании электронных образовательных ресурсов.
В последние годы во многих вузах для реализации системы электронного обучения используется универсальная платформа программного обеспечения Moodle, которая позволяет осуществить электронное обучение с помощью средств ИКТ: передачу и прием информации, представленной в любом виде; ведение интерактивного диалога при обеспечении возможности сбора, обработки, передачи, архивирования и транслирования информации [3, 4].
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения дистанционного обучения на основе программного пакета Moodle в процессе формирования информационных и коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений.
Методы исследования: обобщение теоретического материала, связанного с возможностями использования дистанционного обучения в учебном процессе, сравнительный педагогический эксперимент, анкетирование, математико-статистическая обработка экспериментальных данных.
На основе анализа Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения по дисциплине «Информатика» по направлениям: «Филология», «Международные отношения», «Библиотечно-информационная деятельность» выявлены общекультурные компетенции (ОК), направленные на формирование ИКТ-компетенций, суть которых одинакова, но в зависимости от направления подготовки представлены под различными номерами. Для удобства работы мы их представили в виде трех ОК: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); владение основными методами, способами, средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях как (ОК-14).
Для оценки сформированности ИКТ-компетенций, согласно методическим рекомендациям [2], мы выделили три уровня: пороговый, повышенный и продвинутый.
Пороговый – предполагает отражение тех ожидаемых результатов, которые определяют минимальный и достаточный набор знаний и умений для решения общекультурных и профессиональных задач в соответствии с уровнем квалификации.
Повышенный – предполагает отражение сформированных заданных компетенций, позволяющих выполнять общекультурные (профессиональные) задачи и совершенствовать квалификационную подготовку на последующих уровнях.
Продвинутый – предполагает отражение приобретенных студентом компетенций, позволяющих креативно решать общекультурные и профессиональные задачи, самостоятельно использовать потенциал интегрированных знаний для освоения новых областей и совершенствования уровня своей квалификационной подготовки. В приведенной ниже таблице отражено содержание ИКТ-компетенций по уровням и критерии их оценки.
Содержание и критерии оценки ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений
Компетенции |
Название |
Описание уровней компетенции |
ОК-11 |
Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
|
Пороговый уровень освоения компетенции: 1. Знает значение информации в развитии современного информационного общества, основные источники информации. 2. Умеет и владеет навыками информационных технологий |
Повышенный уровень освоения компетенции: 1. Знает основные опасности и угрозы, возникающие в процессе информационного взаимодействия. 2.Умеет оценить качество содержания информации |
||
Продвинутый уровень освоения компетенции: 1. Знает основные требования информационной безопасности. 2. Умеет самостоятельно оценить и интерпретировать найденную информацию, произвести защиту информации |
||
ОК-12 |
Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
|
Пороговый уровень освоения компетенции: 1. Знает методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. 2. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации |
Повышенный уровень освоения компетенции: 1.Знает компьютер как средство управления информацией. 2. Владеет приемами и методами для выбора информационных технологий |
||
Продвинутый уровень освоения компетенции: 1.Знает новые технологии информационных технологий и процессов. 2. Умеет применять современные технологии и источников знаний в электронной образовательной системе |
||
ОК-13 |
Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. |
Пороговый уровень освоения компетенции: 1. Знает современные технологии поиска информации, обработки и анализа информации в глобальных сетях. 2. Умеет использовать навыки коммуникаций в глобальных компьютерных сетях |
Повышенный уровень освоения компетенции: 1. Знает современные интернет-технологии (в электронных образовательных ресурсах и др.). 2.Умеет применять интернет-технологии (создавать электронную почту, регистрироваться в системе электронного обучения; владеет приемами тестирования в системе электронного обучения) |
||
Продвинутый уровень освоения компетенции: 1. Знает, как выбрать оптимальные методы поиска, оценки и анализа информации в глобальных компьютерных сетях к «приближенной» (Татур Ю.Г., 2004) к профессиональной деятельности. 2.Умеет применить приемы и методы обработки информации к «приближенной» профессиональной деятельности |
Для проверки эффективности разработанной методики формирования ИКТ-компетенций нами был проведен педагогический эксперимент с участием 96 студентов бакалавриата первого курса. В эксперименте приняли участие две группы студентов: контрольная (КГ) – 48 человек и экспериментальная (ЭГ) – 48 человек. Студенты экспериментальной группы занимались на основе использования системы Moodle, студенты контрольной – на основе традиционных занятий по информатике. Распределение студентов на контрольные и экспериментальные группы осуществлялось на основе предварительного тестирования знаний и умений по дисциплине «Информатика». Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Результаты исследования и их обсуждение. Итогом констатирующего этапа стало выявление организационно-педагогических условий; выбор диагностического инструментария для определения уровня сформированности ИКТ-компетенций; определение исходного уровня сформированности ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений. Полученные результаты при определении исходного уровня студентов экспериментальных и контрольных групп не выявили достоверных различий.
Для осуществления формирующего этапа педагогического эксперимента предварительно была апробирована разработанная нами методика на основе модели формирования ИКТ-компетенций с помощью дистанционного курса «Информатика» в системе Moodle, разрабатывались и проводились лекции и задания для самостоятельной работы, практические и лабораторные задания, тестовые задания, электронные семинары и рабочие тетради, мультимедиа и интерактивные модули, модуль контроля, wiki-страницы для совместной работы студентов; форумы для обсуждения проблем, глоссарий для закрепления изученного материала, кроссворды для развития критического мышления.
На контрольном этапе проводилась диагностика результатов сформированности ИКТ-компетенций. Различия между результатами экспериментальных и контрольных групп выявлялись на основе непараметрического U-критерия Манна-Уитни, а сдвиги в каждой группе определялись по Z-критерию знаков с использованием статистической программы SPSS. Анализ полученных результатов сформированности ИКТ-компетенций в экспериментальной группе (рис. 1) показал, что произошли положительные изменения.
Рис. 1. Распределение показателей сформированности ИК-компетенций у студентов бакалавриата экспериментальной группы
Так, например, количество студентов, находящихся на пороговом уровне, значительно снизилось по компетенции ОК-11 с 30 до 15%, по компетенции ОК-12 – с 50 до 15%, по компетенции ОК-13 – с 22 до 5%. Количество студентов повышенного уровня по компетенции ОК-11 повысилось с 60 до 65%, по компетенции ОК-12 – с 40 до 45%, компетенции ОК-13 – с 63 до 70%.Количество студентов продвинутого уровня по компетенции ОК-11 результаты повысились с 10 до 20%, по компетенции ОК-12 – с 10 до 40%, по компетенции ОК-13 – с 15 до 25%. Следовательно, произошла позитивная динамика на всех уровнях.
Различия между полученными результатами, рассчитанные по Z-критерию знаков, оказались статистически достоверными при 5%-м уровне значимости.
Определенные изменения произошли и в контрольной группе, но они значительно ниже, чем в экспериментальной группе (рис. 2).
Рис. 2. Распределение показателей сформированности ИК-компетенций у студентов бакалавриата контрольной группы
Количество студентов бакалавриата, находящихся на пороговом уровне, незначительно снизилось: компетенция ОК-11 с 35 до 20%, компетенция ОК-12 – с 50 до 25%, компетенция ОК-13 – с 40 до 20%,. Количество студентов повышенного уровня по компетенции ОК-11 увеличилось: от 60 до 70%, компетенция ОК-12 – от 40 до 60%, компетенция ОК-13 – от 40 до 50%. На продвинутом уровне по компетенции ОК-11 выявлено повышение с 5 до 10%; по компетенции ОК-12 – с 10 до 15%; по компетенции ОК-13 – с 20 до 30%.
Полученные в ходе эксперимента результаты подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют о существенных педагогических возможностях дистанционных форм обучения в формировании информационно-коммуникационных компетенций.
Выводы. Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования показали эффективность использования дистанционного обучения в формировании ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений. Различия между данными в экспериментальной и контрольной группах оказались достоверными.
Рецензенты:
Семин Ю.Н., д.п.н., профессор, декан факультета повышения квалификации преподавателей ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, г.Ижевск.
Ворожцова И.Б., д.п.н., профессор, зав. кафедрой лингводидактики УдГУ, г.Ижевск.