Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF STUDENTS UNDERGRADUATE HUMANITARIAN DIRECTION THROUGH DISTANCE EDUCATION

Petrov P.K. 1, 1 Sabitova N.G. 2
1 Udmurt State University
2 Medical University "Izhevsk State Medical Academy"
The article shows the relevance of the formation of information and communication competencies for humanities undergraduate students. It has been substantiated the effectiveness of e-learning based on a universal software platform Moodle to form ICT-competencies. We defined levels of formation and evaluation criteria of ICT-competencies as the threshold level, elevated and advanced ones. The basic ICT-competencies, provided by federal state educational standards for humanities undergraduate students are described. A method of forming the ICT-competencies for undergraduate humanities is disclosed. On the basis of comparative pedagogical experiment the efficacy of the authors´ method of forming ICT-competencies for humanities undergraduate students is demon-strated.
humanities students.
distance education
information and communication competence
formation

Введение

Внедрение Федеральных образовательных стандартов предполагает овладение студентами бакалавриата общекультурными и профессиональными компетенциями. При этом одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущих бакалавров являются компетенции в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций). Анализ научно-методической литературы показал, что информационная компетентность является основной частью профессиональной компетентности, которая обеспечивает подготовку конкурентоспособных кадров, свободно владеющих ИКТ-компетенциями [1, 5]. В этой связи представляет определенный интерес формирование ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений, так как на эти направления обычно поступают абитуриенты, имеющие сравнительно низкие уровни информационно-коммуникационной подготовки в отличие от инженерных и естественнонаучных направлений [6]. Указанное обстоятельство требует использования в учебном процессе современных методик, к которым можно отнести электронные образовательные технологии, основанные на использовании электронных образовательных ресурсов.

В последние годы во многих вузах для реализации системы электронного обучения используется универсальная платформа программного обеспечения Moodle, которая позволяет осуществить электронное обучение с помощью средств ИКТ: передачу и прием информации, представленной в любом виде; ведение интерактивного диалога при обеспечении возможности сбора, обработки, передачи, архивирования и транслирования информации [3, 4].

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения дистанционного обучения на основе программного пакета Moodle в процессе формирования информационных и коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений.

Методы исследования: обобщение теоретического материала, связанного с возможностями использования дистанционного обучения в учебном процессе, сравнительный педагогический эксперимент, анкетирование, математико-статистическая обработка экспериментальных данных.

На основе анализа Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения по дисциплине «Информатика» по направлениям: «Филология», «Международные отношения», «Библиотечно-информационная деятельность» выявлены общекультурные компетенции (ОК), направленные на формирование ИКТ-компетенций, суть которых одинакова, но в зависимости от направления подготовки представлены под различными номерами. Для удобства работы мы их представили в виде трех ОК: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); владение основными методами, способами, средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях как (ОК-14).

Для оценки сформированности ИКТ-компетенций, согласно методическим рекомендациям [2], мы выделили три уровня: пороговый, повышенный и продвинутый.

Пороговый – предполагает отражение тех ожидаемых результатов, которые определяют минимальный и достаточный набор знаний и умений для решения общекультурных и профессиональных задач в соответствии с уровнем квалификации.

Повышенный – предполагает отражение сформированных заданных компетенций, позволяющих выполнять общекультурные (профессиональные) задачи и совершенствовать квалификационную подготовку на последующих уровнях.

Продвинутый – предполагает отражение приобретенных студентом компетенций, позволяющих креативно решать общекультурные и профессиональные задачи, самостоятельно использовать потенциал интегрированных знаний для освоения новых областей и совершенствования уровня своей квалификационной подготовки. В приведенной ниже таблице отражено содержание ИКТ-компетенций по уровням и критерии их оценки.

Содержание и критерии оценки ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений

Компетенции

Название
компетенции

Описание уровней компетенции

ОК-11

Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

 

Пороговый уровень освоения компетенции:

1. Знает значение информации в развитии современного информационного общества, основные источники информации.

2. Умеет и владеет навыками информационных технологий

Повышенный уровень освоения компетенции:

1. Знает основные опасности и угрозы, возникающие в процессе информационного взаимодействия.

2.Умеет оценить качество содержания информации

Продвинутый уровень освоения компетенции:

1. Знает основные требования информационной безопасности.

2. Умеет самостоятельно оценить и интерпретировать найденную информацию, произвести защиту информации

ОК-12

Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

 

Пороговый уровень освоения компетенции:

1. Знает методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.

2. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

Повышенный уровень освоения компетенции:

1.Знает компьютер как средство управления информацией.

2. Владеет приемами и методами для выбора информационных технологий

Продвинутый уровень освоения компетенции:

1.Знает новые технологии информационных технологий и процессов.

2. Умеет применять современные технологии и источников знаний в электронной образовательной системе

ОК-13

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Пороговый уровень освоения компетенции:

1. Знает современные технологии поиска информации, обработки и анализа информации в глобальных сетях.

2. Умеет использовать навыки коммуникаций в глобальных компьютерных сетях

Повышенный уровень освоения компетенции:

1. Знает современные интернет-технологии (в электронных образовательных ресурсах и др.).

2.Умеет применять интернет-технологии (создавать электронную почту, регистрироваться в системе электронного обучения; владеет приемами тестирования в системе электронного обучения)

Продвинутый уровень освоения компетенции:

1. Знает, как выбрать оптимальные методы поиска, оценки и анализа информации в глобальных компьютерных сетях к «приближенной» (Татур Ю.Г., 2004) к профессиональной деятельности.

2.Умеет применить приемы и методы обработки информации к «приближенной» профессиональной деятельности

Для проверки эффективности разработанной методики формирования ИКТ-компетенций нами был проведен педагогический эксперимент с участием 96 студентов бакалавриата первого курса. В эксперименте приняли участие две группы студентов: контрольная (КГ) – 48 человек и экспериментальная (ЭГ) – 48 человек. Студенты экспериментальной группы занимались на основе использования системы Moodle, студенты контрольной – на основе традиционных занятий по информатике. Распределение студентов на контрольные и экспериментальные группы осуществлялось на основе предварительного тестирования знаний и умений по дисциплине «Информатика». Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Результаты исследования и их обсуждение. Итогом констатирующего этапа стало выявление организационно-педагогических условий; выбор диагностического инструментария для определения уровня сформированности ИКТ-компетенций; определение исходного уровня сформированности ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений. Полученные результаты при определении исходного уровня студентов экспериментальных и контрольных групп не выявили достоверных различий.

Для осуществления формирующего этапа педагогического эксперимента предварительно была апробирована разработанная нами методика на основе модели формирования ИКТ-компетенций с помощью дистанционного курса «Информатика» в системе Moodle, разрабатывались и проводились лекции и задания для самостоятельной работы, практические и лабораторные задания, тестовые задания, электронные семинары и рабочие тетради, мультимедиа и интерактивные модули, модуль контроля, wiki-страницы для совместной работы студентов; форумы для обсуждения проблем, глоссарий для закрепления изученного материала, кроссворды для развития критического мышления.

На контрольном этапе проводилась диагностика результатов сформированности ИКТ-компетенций. Различия между результатами экспериментальных и контрольных групп выявлялись на основе непараметрического U-критерия Манна-Уитни, а сдвиги в каждой группе определялись по Z-критерию знаков с использованием статистической программы SPSS. Анализ полученных результатов сформированности ИКТ-компетенций в экспериментальной группе (рис. 1) показал, что произошли положительные изменения.

Рис. 1. Распределение показателей сформированности ИК-компетенций у студентов бакалавриата экспериментальной группы

Так, например, количество студентов, находящихся на пороговом уровне, значительно снизилось по компетенции ОК-11 с 30 до 15%, по компетенции ОК-12 – с 50 до 15%, по компетенции ОК-13 – с 22 до 5%. Количество студентов повышенного уровня по компетенции ОК-11 повысилось с 60 до 65%, по компетенции ОК-12 – с 40 до 45%, компетенции ОК-13 – с 63 до 70%.Количество студентов продвинутого уровня по компетенции ОК-11 результаты повысились с 10 до 20%, по компетенции ОК-12 – с 10 до 40%, по компетенции ОК-13 – с 15 до 25%. Следовательно, произошла позитивная динамика на всех уровнях.

Различия между полученными результатами, рассчитанные по Z-критерию знаков, оказались статистически достоверными при 5%-м уровне значимости.

Определенные изменения произошли и в контрольной группе, но они значительно ниже, чем в экспериментальной группе (рис. 2).

Рис. 2. Распределение показателей сформированности ИК-компетенций у студентов бакалавриата контрольной группы

Количество студентов бакалавриата, находящихся на пороговом уровне, незначительно снизилось: компетенция ОК-11 с 35 до 20%, компетенция ОК-12 – с 50 до 25%, компетенция ОК-13 – с 40 до 20%,. Количество студентов повышенного уровня по компетенции ОК-11 увеличилось: от 60 до 70%, компетенция ОК-12 – от 40 до 60%, компетенция ОК-13 – от 40 до 50%. На продвинутом уровне по компетенции ОК-11 выявлено повышение с 5 до 10%; по компетенции ОК-12 – с 10 до 15%; по компетенции ОК-13 – с 20 до 30%.

Полученные в ходе эксперимента результаты подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют о существенных педагогических возможностях дистанционных форм обучения в формировании информационно-коммуникационных компетенций.

Выводы. Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования показали эффективность использования дистанционного обучения в формировании ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений. Различия между данными в экспериментальной и контрольной группах оказались достоверными.

Рецензенты:

Семин Ю.Н., д.п.н., профессор, декан факультета повышения квалификации преподавателей ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, г.Ижевск.

Ворожцова И.Б., д.п.н., профессор, зав. кафедрой лингводидактики УдГУ, г.Ижевск.