Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Петров П.К. 1, 1 Сабитова Н.Г. 2
1 ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
2 ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
В статье показана актуальность формирования информационных и коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений. Обосновывается эффективность использования дистанционного обучения на основе универсальной платформы программного обеспечения Moodle для формирования ИКТ-комптенций. Определены уровни и критерии оценки сформированности ИКТ-компетенций как уровень пороговый, повышенный и продвинутый. Описаны основные ИКТ-компетенции, предусмотренные Федеральными государственными образовательными стандартами для студентов бакалавриата гуманитарных направлений. Раскрывается методика формирования ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений. На основе проведения сравнитель-ного педагогического эксперимента показана эффективность разработанной авторами методики фор-мирования ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений.
студенты гуманитарных направлений
дистанционное обучение
информационно-коммуникационные компетенции
формирование
1. Лапчик М. П. ИКТ-компетентность бакалавров образования // Информатика и образо-вание. – 2012. – № 2. – С. 29–33.
2. Методические рекомендации по разработке и оформлению основных образовательных программ ВПО нового поколения / сост.: Г. С. Трофимова, Н. Б. Баранова. – Ижевск: УдГУ, 2010. – 56 с.
3. Официальный сайт Moodle. – URL: http://moodle.mmc.rightside.ru/mod/url/view.php?id=237 (Дата обращения 2.02.2014).
4. Петров П.К. Информационная компетентность как основа для формирования професси-ональных компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту // Физиче-ская культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – №2. – С. 51–55.
5. Сабитова Н.Г. Формирование информационно-коммуникационных компетенций сту-дентов бакалавриата средствами электронных образовательных технологий: автореф. дис. …. канд. пед. наук : 13.00.08. – Ижевск, 2012. – 24 с.
6. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный доступ]. – URL: http://base.garant.ru/70291362/ (Дата обращения 31.01.2014).

Введение

Внедрение Федеральных образовательных стандартов предполагает овладение студентами бакалавриата общекультурными и профессиональными компетенциями. При этом одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущих бакалавров являются компетенции в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций). Анализ научно-методической литературы показал, что информационная компетентность является основной частью профессиональной компетентности, которая обеспечивает подготовку конкурентоспособных кадров, свободно владеющих ИКТ-компетенциями [1, 5]. В этой связи представляет определенный интерес формирование ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений, так как на эти направления обычно поступают абитуриенты, имеющие сравнительно низкие уровни информационно-коммуникационной подготовки в отличие от инженерных и естественнонаучных направлений [6]. Указанное обстоятельство требует использования в учебном процессе современных методик, к которым можно отнести электронные образовательные технологии, основанные на использовании электронных образовательных ресурсов.

В последние годы во многих вузах для реализации системы электронного обучения используется универсальная платформа программного обеспечения Moodle, которая позволяет осуществить электронное обучение с помощью средств ИКТ: передачу и прием информации, представленной в любом виде; ведение интерактивного диалога при обеспечении возможности сбора, обработки, передачи, архивирования и транслирования информации [3, 4].

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения дистанционного обучения на основе программного пакета Moodle в процессе формирования информационных и коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений.

Методы исследования: обобщение теоретического материала, связанного с возможностями использования дистанционного обучения в учебном процессе, сравнительный педагогический эксперимент, анкетирование, математико-статистическая обработка экспериментальных данных.

На основе анализа Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения по дисциплине «Информатика» по направлениям: «Филология», «Международные отношения», «Библиотечно-информационная деятельность» выявлены общекультурные компетенции (ОК), направленные на формирование ИКТ-компетенций, суть которых одинакова, но в зависимости от направления подготовки представлены под различными номерами. Для удобства работы мы их представили в виде трех ОК: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); владение основными методами, способами, средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях как (ОК-14).

Для оценки сформированности ИКТ-компетенций, согласно методическим рекомендациям [2], мы выделили три уровня: пороговый, повышенный и продвинутый.

Пороговый – предполагает отражение тех ожидаемых результатов, которые определяют минимальный и достаточный набор знаний и умений для решения общекультурных и профессиональных задач в соответствии с уровнем квалификации.

Повышенный – предполагает отражение сформированных заданных компетенций, позволяющих выполнять общекультурные (профессиональные) задачи и совершенствовать квалификационную подготовку на последующих уровнях.

Продвинутый – предполагает отражение приобретенных студентом компетенций, позволяющих креативно решать общекультурные и профессиональные задачи, самостоятельно использовать потенциал интегрированных знаний для освоения новых областей и совершенствования уровня своей квалификационной подготовки. В приведенной ниже таблице отражено содержание ИКТ-компетенций по уровням и критерии их оценки.

Содержание и критерии оценки ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений

Компетенции

Название
компетенции

Описание уровней компетенции

ОК-11

Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

 

Пороговый уровень освоения компетенции:

1. Знает значение информации в развитии современного информационного общества, основные источники информации.

2. Умеет и владеет навыками информационных технологий

Повышенный уровень освоения компетенции:

1. Знает основные опасности и угрозы, возникающие в процессе информационного взаимодействия.

2.Умеет оценить качество содержания информации

Продвинутый уровень освоения компетенции:

1. Знает основные требования информационной безопасности.

2. Умеет самостоятельно оценить и интерпретировать найденную информацию, произвести защиту информации

ОК-12

Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

 

Пороговый уровень освоения компетенции:

1. Знает методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.

2. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

Повышенный уровень освоения компетенции:

1.Знает компьютер как средство управления информацией.

2. Владеет приемами и методами для выбора информационных технологий

Продвинутый уровень освоения компетенции:

1.Знает новые технологии информационных технологий и процессов.

2. Умеет применять современные технологии и источников знаний в электронной образовательной системе

ОК-13

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Пороговый уровень освоения компетенции:

1. Знает современные технологии поиска информации, обработки и анализа информации в глобальных сетях.

2. Умеет использовать навыки коммуникаций в глобальных компьютерных сетях

Повышенный уровень освоения компетенции:

1. Знает современные интернет-технологии (в электронных образовательных ресурсах и др.).

2.Умеет применять интернет-технологии (создавать электронную почту, регистрироваться в системе электронного обучения; владеет приемами тестирования в системе электронного обучения)

Продвинутый уровень освоения компетенции:

1. Знает, как выбрать оптимальные методы поиска, оценки и анализа информации в глобальных компьютерных сетях к «приближенной» (Татур Ю.Г., 2004) к профессиональной деятельности.

2.Умеет применить приемы и методы обработки информации к «приближенной» профессиональной деятельности

Для проверки эффективности разработанной методики формирования ИКТ-компетенций нами был проведен педагогический эксперимент с участием 96 студентов бакалавриата первого курса. В эксперименте приняли участие две группы студентов: контрольная (КГ) – 48 человек и экспериментальная (ЭГ) – 48 человек. Студенты экспериментальной группы занимались на основе использования системы Moodle, студенты контрольной – на основе традиционных занятий по информатике. Распределение студентов на контрольные и экспериментальные группы осуществлялось на основе предварительного тестирования знаний и умений по дисциплине «Информатика». Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Результаты исследования и их обсуждение. Итогом констатирующего этапа стало выявление организационно-педагогических условий; выбор диагностического инструментария для определения уровня сформированности ИКТ-компетенций; определение исходного уровня сформированности ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений. Полученные результаты при определении исходного уровня студентов экспериментальных и контрольных групп не выявили достоверных различий.

Для осуществления формирующего этапа педагогического эксперимента предварительно была апробирована разработанная нами методика на основе модели формирования ИКТ-компетенций с помощью дистанционного курса «Информатика» в системе Moodle, разрабатывались и проводились лекции и задания для самостоятельной работы, практические и лабораторные задания, тестовые задания, электронные семинары и рабочие тетради, мультимедиа и интерактивные модули, модуль контроля, wiki-страницы для совместной работы студентов; форумы для обсуждения проблем, глоссарий для закрепления изученного материала, кроссворды для развития критического мышления.

На контрольном этапе проводилась диагностика результатов сформированности ИКТ-компетенций. Различия между результатами экспериментальных и контрольных групп выявлялись на основе непараметрического U-критерия Манна-Уитни, а сдвиги в каждой группе определялись по Z-критерию знаков с использованием статистической программы SPSS. Анализ полученных результатов сформированности ИКТ-компетенций в экспериментальной группе (рис. 1) показал, что произошли положительные изменения.

Рис. 1. Распределение показателей сформированности ИК-компетенций у студентов бакалавриата экспериментальной группы

Так, например, количество студентов, находящихся на пороговом уровне, значительно снизилось по компетенции ОК-11 с 30 до 15%, по компетенции ОК-12 – с 50 до 15%, по компетенции ОК-13 – с 22 до 5%. Количество студентов повышенного уровня по компетенции ОК-11 повысилось с 60 до 65%, по компетенции ОК-12 – с 40 до 45%, компетенции ОК-13 – с 63 до 70%.Количество студентов продвинутого уровня по компетенции ОК-11 результаты повысились с 10 до 20%, по компетенции ОК-12 – с 10 до 40%, по компетенции ОК-13 – с 15 до 25%. Следовательно, произошла позитивная динамика на всех уровнях.

Различия между полученными результатами, рассчитанные по Z-критерию знаков, оказались статистически достоверными при 5%-м уровне значимости.

Определенные изменения произошли и в контрольной группе, но они значительно ниже, чем в экспериментальной группе (рис. 2).

Рис. 2. Распределение показателей сформированности ИК-компетенций у студентов бакалавриата контрольной группы

Количество студентов бакалавриата, находящихся на пороговом уровне, незначительно снизилось: компетенция ОК-11 с 35 до 20%, компетенция ОК-12 – с 50 до 25%, компетенция ОК-13 – с 40 до 20%,. Количество студентов повышенного уровня по компетенции ОК-11 увеличилось: от 60 до 70%, компетенция ОК-12 – от 40 до 60%, компетенция ОК-13 – от 40 до 50%. На продвинутом уровне по компетенции ОК-11 выявлено повышение с 5 до 10%; по компетенции ОК-12 – с 10 до 15%; по компетенции ОК-13 – с 20 до 30%.

Полученные в ходе эксперимента результаты подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют о существенных педагогических возможностях дистанционных форм обучения в формировании информационно-коммуникационных компетенций.

Выводы. Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования показали эффективность использования дистанционного обучения в формировании ИКТ-компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений. Различия между данными в экспериментальной и контрольной группах оказались достоверными.

Рецензенты:

Семин Ю.Н., д.п.н., профессор, декан факультета повышения квалификации преподавателей ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, г.Ижевск.

Ворожцова И.Б., д.п.н., профессор, зав. кафедрой лингводидактики УдГУ, г.Ижевск.


Библиографическая ссылка

Петров П.К., Петров П.К., Сабитова Н.Г. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12115 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674