Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED HIGH SCHOOL STUDENTS AND TUTORS IN THE PREPARATION TO THE OLYMPIAD

Selivanova E.A. 1 Andreeva N.Yu. 1
1 Chelyabinsk Institute of retraining and Improvement professional skills of educators
The article describes the peculiarities in preparation of high school students to taking part in the olympiad as one of the foreground directions of work with gifted students. It can be noted that participation in such events has influence on a child´s emotional state, anxiety and state of stress appear in general. Consequences of emotional stress are described, particularly its influence on intellectual activity and capacity for work. According to this there is a need in psychological and pedagogical support of high school students and their tutors as well during the preparation to the olympiad. The program of part-time preparation to the olympiad that has been put into practice in Chelyabinsk region in September-December in 2013 is presented. The aim, direction, the participants and the content are stated. Special attention is paid to the description of psychological training, the need of the preparation of schoolchildren to the olympiad is explained, the programs of psychological trainings for high school students and tutors are presented, and a qualitative analysis of effectiveness of psychological training is conducted.
training.
psychological-pedagogical support
giftedness
a high school student
Olympiad
teacher-tutor

Олимпиады являются одной из наиболее актуальных форм работы с одаренными обучающимися. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие творческих способностей у детей, определение у них интереса к научно-исследовательской деятельности, создание условий для поддержки одаренных детей. Также задачами олимпиадного движения среди школьников являются расширение и углубление научных знаний и привлечение научных специалистов (ученых и практиков соответствующих областей) к работе с одаренными школьниками.

Для успешного участия в олимпиаде важны не только глубокие предметные знания, но и психологическая готовность к участию в ней. Так как олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный, - необходимо понимать, что отношение к участию в каждом этапе отличается. Если старшеклассник достаточно легко и спокойно проходит первый - школьный этап - то каждый следующий дается ему с большим трудом и волнением. Для одаренных старшеклассников свойственно в целом обостренное восприятие действительности, которое в напряженной ситуации лишь усиливается [1]. Таким образом, можно отметить, что, проходя каждый новый этап участия в олимпиаде, у старшеклассников повышается не только самооценка, но и уровень тревожности.

Учеными установлено, что эмоциональное напряжение, в частности стрессовое состояние, влияет на физическое и психическое состояние личности. Причем у каждого это проявляется индивидуально: кого-то стресс активизирует, но, как правило, он выводит из равновесия [6]. Воздействие стресса на организм может проявляться по-разному. Так, интеллектуальное проявление стресса обычно характеризуется ухудшением концентрации внимания и памяти. Стресс может снижать мотивацию учебной или другой деятельности. Стресс нередко проявляется в виде беспокойства, рассеянности, импульсивных и непродуманных решений. Он влияет на жизнедеятельность всего организма, может вызвать головные боли, учащение сердцебиения и общую утомляемость. В этой связи очень важно научить старшеклассников навыкам управления своим эмоциональным состоянием, способам эмоциональной регуляции при подготовке или во время олимпиады. Вместе с тем стрессовое состояние может испытывать и тьютор - педагог, сопровождающий ученика на олимпиаде. Не каждый учитель знает техники эмоциональной регуляции, которые помогут ему и старшекласснику отрегулировать свое эмоциональное состояние для эффективного решения заданий на олимпиаде. Поэтому обучение навыкам управления эмоциями должно ориентироваться как на учеников, так и на их учителей.

В сентябре 2013 г. в Челябинской области впервые стартовала программа региональной очно-заочной подготовки олимпиадного резерва. Цель данной программы - подготовка победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Сроки реализации: сентябрь-декабрь 2013 г.

По итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году были определены направления для организации подготовки учащихся (английский язык, география, искусство, история, литература, немецкий язык, русский язык) и количество участников (10-20 учащихся в направлении). Состав участников был сформирован по следующим параметрам: победители, призеры и участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году; призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году, результаты которых близки в рейтинге результатам участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 учебном году; участники региональных профильных смен, показавшие наиболее высокие результаты; учащиеся, рекомендованные органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, на основе диагностик выявления способностей учащихся.

Формы организации образовательного процесса: заочная - изучение теоретического материала, выполнение тренировочных и контрольных заданий, очная - 8 дней (4 месяца по 2 дня) - практические занятия, разбор олимпиадных заданий, в том числе психологические тренинги. Необходимость включения в очно-заочную подготовку олимпиадного резерва психологических тренингов была озвучена учениками и педагогами. Это связано с тем, что, по словам учащихся и педагогов, многие участники олимпиад не могут справиться с волнением, что влияет на качество выполнения заданий. Также учителя отмечают отсутствие навыков работы в команде, что необходимо для успешного выполнения групповых заданий в олимпиадах; неуверенность, недостаточное развитие коммуникативных навыков также являются препятствующими факторами для победы в олимпиаде при наличии высокого уровня способностей у старшеклассников. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение участников олимпиад является необходимым для их успешного участия в подобного рода мероприятиях. На основании озвученных педагогами и старшеклассниками психологических затруднений была составлена программа психологической подготовки участников - старшеклассников и педагогов-тьютеров - к участию в олимпиаде.

Программа подготовки старшеклассников к участию в олимпиаде

Цель - развитие коммуникативных умений, сплоченности, создание условий для образования команды, формирование стрессоустойчивости.

Категория участников: учащиеся старших классов.

Длительность обучения: 14 часов.

Режим занятий: 4-5 часов в день.

Периодичность: в соответствии с планом подготовки к олимпиаде.

Средства обеспечения освоения курса: презентации, проблемные вопросы, схемы, психодиагностические методики, упражнения, стимульный материал, ролевые игры, психологические техники.

План занятий

Занятие 1

«Развитие коммуникативных умений» (4 часа)

План

  1. Знакомство. Законы группы. Рефлексия «здесь и теперь».
  2. Активизирующие упражнения.
  3. Взаимные презентации.
  4. Коммуникативные упражнения («Общение в паре», «Собака Гарри» и др.).
  5. Обратная связь. Рефлексивная технология «Рефлексивный круг».

Занятие 2

«Командообразование» (4 часа)

План

  1. Рефлексия «здесь и теперь».
  2. Упражнение «Комплименты» («Семейная фотография»).
  3. Упражнение «Скажи-ка, дядя».
  4. Что нас объединяет? (Упражнения «5 общих признаков», «Мы с тобой похожи тем, что ...»).
  5. Упражнение «Блюдо».
  6. Упражнение «Выбрасывание пальцев».
  7. Упражнение «Детектив».
  8. Упражнение «Мостик».
  9. Обратная связь. Рефлексивная технология «Рефлексивный круг».

Занятие 3

«Развитие стрессоустойчивости» (6 часов)

План

  1. Рефлексия «Здесь и теперь».
  2. Мини-лекция «Психология стресса».
  3. Диагностический блок (Анкета-интервью для учащихся, «Стресс-тест»).
  4. Игровая процедура «Нобелевская премия» (вариант: упражнение «Моделирование экзамена»).
  5. Упражнение «Солнечная поляна».
  6. Упражнение «Необитаемый остров».
  7. Способы снятия нервно-психического напряжения.
  8. Методы преодоления стресса (упражнения «Структурный анализ стресса», «Дыхательная релаксация», «Мышечная релаксация», «Воздушный шарик», «Убежище», «Поза горы», «Мой щит»).
  9. Упражнения на развитие уверенности в себе («Я Король», «Найди свою звезду»).
  10. Рациональные установки («Настрой»).
  11. Обратная связь. Рефлексивная технология «Рефлексивный круг».

Для каждой группы участников (старшеклассников и педагогов-тьюторов по английскому языку, географии, искусству, истории, литературе, немецкому и русскому языку) на очном этапе подготовки олимпиадного резерва были определены базовые площадки на базе предметных лабораторий, а также образовательных организаций, демонстрирующих высокие результаты в рамках Всероссийской олимпиады школьников. С каждой группой участников работал психолог, который сопровождал группу в течение всех очных сессий, соответственно вел одну группу старшеклассников и педагогов-тьюторов только по одному направлению. Причем психологический тренинг проводился отдельно с обучающимися и отдельно с педагогами-тьюторами.

Программа подготовки педагогов по сопровождению учащихся в процессе олимпиады

Цель - создание условий для активного овладения личностно-ориентированной позицией в общении с детьми через развитие умений и навыков рефлексии и помощи, овладение педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Категория слушателей: педагоги-тьюторы.

Длительность обучения: 8 часов.

Режим занятий: 4 часа в день.

Периодичность: для педагогов - в соответствии с планом подготовки к олимпиаде.

Средства обеспечения освоения курса: презентации, проблемные вопросы, схемы, психодиагностические методики.

Занятие 1

Лекционно-практическое занятие на тему

«Психологические особенности сопровождения учащихся в процессе олимпиады» (4 часа)

План

  1. Знакомство. Законы группы. Рефлексия «Здесь и теперь».
  2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе олимпиады. Принципы в работе с детьми - участниками олимпиады.
  3. Коммуникативные позиции при взаимодействии в системе «учитель - ученик».
  4. Психологические правила взаимодействия педагога с учащимися - участниками олимпиады.
  5. Упражнения «Личность педагога», «Состояние», «Я ребенок», «Ученический клуб», «Руки», «Что помогает мне в работе с детьми?», «Комплимент».
  6. Психология стресса. Профилактика стресса.
  7. Обратная связь. Рефлексивная технология «Рефлексивный круг».

Занятие 2

«Тренинг стрессоустойчивости» (4 часа)

План

  1. Рефлексия «Здесь и теперь».
  2. Признаки проявления стресса у детей в значимой для них ситуации. Обсуждение в группе.
  3. Методы преодоления стресса.
  4. Роль психологической установки в жизни человека. Игры-формулы (Формула 1. «Уверенность в себе». Формула 2. «Любовь к ученикам»).
  5. Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей. (Упражнения «Убежище», «Внутренний луч», «Настроение», «Уровень счастья», «10 прав человека, которые поддерживают уверенность в себе»).
  6. Обратная связь. Рефлексивная технология «Рефлексивный круг» [2-5, 7].

Как правило, каждое занятие приходилось на новую сессию, поэтому начало занятия посвящалось рефлексии актуального состояния участников, наличия динамики в личностной сфере старшеклассников, которую отмечали ученики, проговаривал психолог, если видел личностные изменения, делая акцент на позитивных изменениях. Отдельное внимание уделялось рефлексии педагогов-тьюторов, которые проговаривали наличие личностных изменений у учеников. Следует отметить, что уже после первого занятия у некоторых старшеклассников отмечалась положительная динамика, особенно явные изменения были у тревожных учеников, старшеклассников с заниженной самооценкой, обучающихся, не умеющих работать в команде, с низким уровнем развития коммуникативных навыков.

На последнем занятии все участники получили памятки, в которых в лаконичной форме были представлены общие рекомендации по управлению стрессом, в частности условия поддержки работоспособности, эффективные приемы запоминания, как психологически настроиться на выполнение ответственной деятельности, как снизить переживания.

По завершении всех очных сессий стоит отметить положительную динамику в личностной сфере старшеклассников: они стали более общительными, эмоционально уравновешенными, позитивно настроенными на участие в олимпиаде. Причем педагоги-тьюторы проговаривали, что данные изменения положительно сказываются на их учебной деятельности, взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Данный тренинг позволил старшеклассникам не только позитивно настроиться на участие в олимпиаде, но и способствовал в целом формированию адекватного отношения к трудностям, что очень важно в данном возрасте, когда юноши и девушки должны быть готовы к принятию важных жизненных решений.

По словам педагогов, они также получили ценную информацию, которой им не хватало на предыдущих олимпиадах. Очень важно понимать, что от учителя, который готовит ученика к олимпиаде и сопровождает его на каждом этапе Всероссийской олимпиады школьников, зависит очень многое: он не только снабжает старшеклассника предметными знаниями, но и осуществляет психологическую настройку ученика. Поэтому, по нашему мнению, психолого-педагогическое сопровождение подготовки старшеклассников к олимпиаде будет эффективным при осуществлении комплексной и системной работы как с обучающимися, так и с педагогами-тьюторами.

Рецензенты:

Агавелян О.К., д.псх.н., профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск.

Ильясов Д.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск.