Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПЕДАГОГОВ-ТЬЮТОРОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ

Селиванова Е.А. 1 Андреева Н.Ю. 1
1 ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В статье описывается специфика подготовки старшеклассников к участию в олимпиаде как одному из приоритетных направлений работы с одаренными обучающимися. Отмечается влияние участия в таких мероприятиях на эмоциональное состояние ребенка, говорится о возникновении тревожности и в целом стрессового состояния. Описаны последствия эмоционального напряжения, в частности его влияние на интеллектуальную активность и работоспособность. В этой связи указывается на необходимость психолого-педагогического сопровождения как старшеклассников, так и педагогов-тьюторов при подготовке к олимпиаде. Представлена программа очно-заочной подготовки олимпиадного резерва, реализованная в Челябинской области в сентябре-декабре 2013 г. Указываются ее цель, направления, участники и содержание. Особое внимание уделяется описанию психологического тренинга, обосновывается его необходимость при подготовке школьников к олимпиаде, представлены программы психологических тренингов для старшеклассников и педагогов-тьюторов, проведен качественный анализ эффективности психологического тренинга.
тренинг.
психолого-педагогическое сопровождение
одаренность
старшеклассник
олимпиада
педагог-тьютор
1. Андреева Н.Ю., Ильясов Д.Ф. Особенности развития одаренности учащихся // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/103-6277 (дата обращения: 21.05.2012).
2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
3. Мамонтов М.Ю. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе. - СПб.: Питер Ком, 2008. - 72 с.
4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2001. - 112 с.
5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. - 5-е изд., стереотип. - М.: Генезис, 2004. - 256 с.
6. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. - 2-е изд. - М.: Академия, 1997. - 96 с.
7. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. - СПб.: Питер, 2006. - 157 с.

Олимпиады являются одной из наиболее актуальных форм работы с одаренными обучающимися. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие творческих способностей у детей, определение у них интереса к научно-исследовательской деятельности, создание условий для поддержки одаренных детей. Также задачами олимпиадного движения среди школьников являются расширение и углубление научных знаний и привлечение научных специалистов (ученых и практиков соответствующих областей) к работе с одаренными школьниками.

Для успешного участия в олимпиаде важны не только глубокие предметные знания, но и психологическая готовность к участию в ней. Так как олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный, - необходимо понимать, что отношение к участию в каждом этапе отличается. Если старшеклассник достаточно легко и спокойно проходит первый - школьный этап - то каждый следующий дается ему с большим трудом и волнением. Для одаренных старшеклассников свойственно в целом обостренное восприятие действительности, которое в напряженной ситуации лишь усиливается [1]. Таким образом, можно отметить, что, проходя каждый новый этап участия в олимпиаде, у старшеклассников повышается не только самооценка, но и уровень тревожности.

Учеными установлено, что эмоциональное напряжение, в частности стрессовое состояние, влияет на физическое и психическое состояние личности. Причем у каждого это проявляется индивидуально: кого-то стресс активизирует, но, как правило, он выводит из равновесия [6]. Воздействие стресса на организм может проявляться по-разному. Так, интеллектуальное проявление стресса обычно характеризуется ухудшением концентрации внимания и памяти. Стресс может снижать мотивацию учебной или другой деятельности. Стресс нередко проявляется в виде беспокойства, рассеянности, импульсивных и непродуманных решений. Он влияет на жизнедеятельность всего организма, может вызвать головные боли, учащение сердцебиения и общую утомляемость. В этой связи очень важно научить старшеклассников навыкам управления своим эмоциональным состоянием, способам эмоциональной регуляции при подготовке или во время олимпиады. Вместе с тем стрессовое состояние может испытывать и тьютор - педагог, сопровождающий ученика на олимпиаде. Не каждый учитель знает техники эмоциональной регуляции, которые помогут ему и старшекласснику отрегулировать свое эмоциональное состояние для эффективного решения заданий на олимпиаде. Поэтому обучение навыкам управления эмоциями должно ориентироваться как на учеников, так и на их учителей.

В сентябре 2013 г. в Челябинской области впервые стартовала программа региональной очно-заочной подготовки олимпиадного резерва. Цель данной программы - подготовка победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Сроки реализации: сентябрь-декабрь 2013 г.

По итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году были определены направления для организации подготовки учащихся (английский язык, география, искусство, история, литература, немецкий язык, русский язык) и количество участников (10-20 учащихся в направлении). Состав участников был сформирован по следующим параметрам: победители, призеры и участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году; призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году, результаты которых близки в рейтинге результатам участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 учебном году; участники региональных профильных смен, показавшие наиболее высокие результаты; учащиеся, рекомендованные органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, на основе диагностик выявления способностей учащихся.

Формы организации образовательного процесса: заочная - изучение теоретического материала, выполнение тренировочных и контрольных заданий, очная - 8 дней (4 месяца по 2 дня) - практические занятия, разбор олимпиадных заданий, в том числе психологические тренинги. Необходимость включения в очно-заочную подготовку олимпиадного резерва психологических тренингов была озвучена учениками и педагогами. Это связано с тем, что, по словам учащихся и педагогов, многие участники олимпиад не могут справиться с волнением, что влияет на качество выполнения заданий. Также учителя отмечают отсутствие навыков работы в команде, что необходимо для успешного выполнения групповых заданий в олимпиадах; неуверенность, недостаточное развитие коммуникативных навыков также являются препятствующими факторами для победы в олимпиаде при наличии высокого уровня способностей у старшеклассников. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение участников олимпиад является необходимым для их успешного участия в подобного рода мероприятиях. На основании озвученных педагогами и старшеклассниками психологических затруднений была составлена программа психологической подготовки участников - старшеклассников и педагогов-тьютеров - к участию в олимпиаде.

Программа подготовки старшеклассников к участию в олимпиаде

Цель - развитие коммуникативных умений, сплоченности, создание условий для образования команды, формирование стрессоустойчивости.

Категория участников: учащиеся старших классов.

Длительность обучения: 14 часов.

Режим занятий: 4-5 часов в день.

Периодичность: в соответствии с планом подготовки к олимпиаде.

Средства обеспечения освоения курса: презентации, проблемные вопросы, схемы, психодиагностические методики, упражнения, стимульный материал, ролевые игры, психологические техники.

План занятий

Занятие 1

«Развитие коммуникативных умений» (4 часа)

План

  1. Знакомство. Законы группы. Рефлексия «здесь и теперь».
  2. Активизирующие упражнения.
  3. Взаимные презентации.
  4. Коммуникативные упражнения («Общение в паре», «Собака Гарри» и др.).
  5. Обратная связь. Рефлексивная технология «Рефлексивный круг».

Занятие 2

«Командообразование» (4 часа)

План

  1. Рефлексия «здесь и теперь».
  2. Упражнение «Комплименты» («Семейная фотография»).
  3. Упражнение «Скажи-ка, дядя».
  4. Что нас объединяет? (Упражнения «5 общих признаков», «Мы с тобой похожи тем, что ...»).
  5. Упражнение «Блюдо».
  6. Упражнение «Выбрасывание пальцев».
  7. Упражнение «Детектив».
  8. Упражнение «Мостик».
  9. Обратная связь. Рефлексивная технология «Рефлексивный круг».

Занятие 3

«Развитие стрессоустойчивости» (6 часов)

План

  1. Рефлексия «Здесь и теперь».
  2. Мини-лекция «Психология стресса».
  3. Диагностический блок (Анкета-интервью для учащихся, «Стресс-тест»).
  4. Игровая процедура «Нобелевская премия» (вариант: упражнение «Моделирование экзамена»).
  5. Упражнение «Солнечная поляна».
  6. Упражнение «Необитаемый остров».
  7. Способы снятия нервно-психического напряжения.
  8. Методы преодоления стресса (упражнения «Структурный анализ стресса», «Дыхательная релаксация», «Мышечная релаксация», «Воздушный шарик», «Убежище», «Поза горы», «Мой щит»).
  9. Упражнения на развитие уверенности в себе («Я Король», «Найди свою звезду»).
  10. Рациональные установки («Настрой»).
  11. Обратная связь. Рефлексивная технология «Рефлексивный круг».

Для каждой группы участников (старшеклассников и педагогов-тьюторов по английскому языку, географии, искусству, истории, литературе, немецкому и русскому языку) на очном этапе подготовки олимпиадного резерва были определены базовые площадки на базе предметных лабораторий, а также образовательных организаций, демонстрирующих высокие результаты в рамках Всероссийской олимпиады школьников. С каждой группой участников работал психолог, который сопровождал группу в течение всех очных сессий, соответственно вел одну группу старшеклассников и педагогов-тьюторов только по одному направлению. Причем психологический тренинг проводился отдельно с обучающимися и отдельно с педагогами-тьюторами.

Программа подготовки педагогов по сопровождению учащихся в процессе олимпиады

Цель - создание условий для активного овладения личностно-ориентированной позицией в общении с детьми через развитие умений и навыков рефлексии и помощи, овладение педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Категория слушателей: педагоги-тьюторы.

Длительность обучения: 8 часов.

Режим занятий: 4 часа в день.

Периодичность: для педагогов - в соответствии с планом подготовки к олимпиаде.

Средства обеспечения освоения курса: презентации, проблемные вопросы, схемы, психодиагностические методики.

Занятие 1

Лекционно-практическое занятие на тему

«Психологические особенности сопровождения учащихся в процессе олимпиады» (4 часа)

План

  1. Знакомство. Законы группы. Рефлексия «Здесь и теперь».
  2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе олимпиады. Принципы в работе с детьми - участниками олимпиады.
  3. Коммуникативные позиции при взаимодействии в системе «учитель - ученик».
  4. Психологические правила взаимодействия педагога с учащимися - участниками олимпиады.
  5. Упражнения «Личность педагога», «Состояние», «Я ребенок», «Ученический клуб», «Руки», «Что помогает мне в работе с детьми?», «Комплимент».
  6. Психология стресса. Профилактика стресса.
  7. Обратная связь. Рефлексивная технология «Рефлексивный круг».

Занятие 2

«Тренинг стрессоустойчивости» (4 часа)

План

  1. Рефлексия «Здесь и теперь».
  2. Признаки проявления стресса у детей в значимой для них ситуации. Обсуждение в группе.
  3. Методы преодоления стресса.
  4. Роль психологической установки в жизни человека. Игры-формулы (Формула 1. «Уверенность в себе». Формула 2. «Любовь к ученикам»).
  5. Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей. (Упражнения «Убежище», «Внутренний луч», «Настроение», «Уровень счастья», «10 прав человека, которые поддерживают уверенность в себе»).
  6. Обратная связь. Рефлексивная технология «Рефлексивный круг» [2-5, 7].

Как правило, каждое занятие приходилось на новую сессию, поэтому начало занятия посвящалось рефлексии актуального состояния участников, наличия динамики в личностной сфере старшеклассников, которую отмечали ученики, проговаривал психолог, если видел личностные изменения, делая акцент на позитивных изменениях. Отдельное внимание уделялось рефлексии педагогов-тьюторов, которые проговаривали наличие личностных изменений у учеников. Следует отметить, что уже после первого занятия у некоторых старшеклассников отмечалась положительная динамика, особенно явные изменения были у тревожных учеников, старшеклассников с заниженной самооценкой, обучающихся, не умеющих работать в команде, с низким уровнем развития коммуникативных навыков.

На последнем занятии все участники получили памятки, в которых в лаконичной форме были представлены общие рекомендации по управлению стрессом, в частности условия поддержки работоспособности, эффективные приемы запоминания, как психологически настроиться на выполнение ответственной деятельности, как снизить переживания.

По завершении всех очных сессий стоит отметить положительную динамику в личностной сфере старшеклассников: они стали более общительными, эмоционально уравновешенными, позитивно настроенными на участие в олимпиаде. Причем педагоги-тьюторы проговаривали, что данные изменения положительно сказываются на их учебной деятельности, взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Данный тренинг позволил старшеклассникам не только позитивно настроиться на участие в олимпиаде, но и способствовал в целом формированию адекватного отношения к трудностям, что очень важно в данном возрасте, когда юноши и девушки должны быть готовы к принятию важных жизненных решений.

По словам педагогов, они также получили ценную информацию, которой им не хватало на предыдущих олимпиадах. Очень важно понимать, что от учителя, который готовит ученика к олимпиаде и сопровождает его на каждом этапе Всероссийской олимпиады школьников, зависит очень многое: он не только снабжает старшеклассника предметными знаниями, но и осуществляет психологическую настройку ученика. Поэтому, по нашему мнению, психолого-педагогическое сопровождение подготовки старшеклассников к олимпиаде будет эффективным при осуществлении комплексной и системной работы как с обучающимися, так и с педагогами-тьюторами.

Рецензенты:

Агавелян О.К., д.псх.н., профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск.

Ильясов Д.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Селиванова Е.А., Андреева Н.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПЕДАГОГОВ-ТЬЮТОРОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12034 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674