В постоянно изменяющемся мире возникает необходимость развития человека, готового к действиям в ситуации неопределенности. В настоящее время нужны новые средства, обеспечивающие развитие человека в образовании как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, имеющей собственный выбор, свободу в принятии решений, а также творческую самореализацию. Таким средством, на наш взгляд, может выступить ситуация неопределенности [3]. В данной работе перед нами возникает задача рассмотрения ситуации неопределенности как психологического средства обучения.
Анализ понятий ситуации неопределенности показал, что имеющиеся исследования ситуации неопределенности не раскрывают в полной мере сути этого феномена с точки зрения педагогической психологии как средства обучения. И неочевидна до конца специфика ситуации неопределенности в отличие от проблемной ситуации. В связи с чем имеет смысл рассмотрение ситуации неопределенности как средства обучения и сравнение её с проблемной ситуацией.
Методологическим основанием для рассмотрения средств, обеспечивающих становление исследовательской позиции, может выступить культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Развитие человека, согласно этой концепции, сопряжено с использованием необходимых средств, обеспечивающих становление этого процесса, которые человечество выработало в ходе своего культурного развития [1].
В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского говорится том, что психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество вырабатывает определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами до более сложных способов человеческой деятельности до высших образцов науки, произведений искусства. Вспомогательными средствами, которые человечество выработало в своей жизни на протяжении исторического развития, выступают знаково-символические средства [1].
Развитие высших психических функций, как указывает Л.С. Выготский, происходит опосредовано. Человек попадает в «ситуацию буриданова осла», где ему приходится делать выбор между двумя альтернативами в проблемной ситуации. То, с помощью чего он будет решать эту ситуацию, представляет собой средство. В нашем случае таким средством может выступать ситуация неопределенности.
Профессиональное педагогическое образование в этом контексте должно быть организовано как процесс становления исследовательской позиции педагога посредством управления её развитием с помощью ситуации неопределенности. Тогда перед нами возникают вопросы, связанные с определением характеристик ситуации неопределенности, выделением источников неопределенности в педагогической деятельности определением типов ситуаций неопределенности, возникающих в деятельности педагога.
Понятие ситуации было рассмотрено в работах Г. Гегеля, где указывалось на то, что ситуацию образуют определенные обстоятельства и состояния, то есть то, как эти обстоятельства человек самопроявляет. «...В общем ситуация представляет собой состояние, которое приобрело частный характер и стало определенным» [2, с. 207-208]. Таким образом, согласно Г. Гегелю, функция ситуации состоит в придании действительности субъективно значимой определенности и частного характера. Это значит, что никаких объективных ситуаций не бывает. Всякий раз мы имеем дело с чьей-то ситуацией или, что точнее - с субъективным описанием действительности. Что же представляет собой ситуация неопределенности?
Понятия «проблемная ситуация» и «ситуация неопределенности» являются синонимичными, но не тождественными понятиями. Остановимся на их сопоставлении между собой. В понимании проблемной ситуации мы будем обращаться к работам А.М. Матюшкина [5], В.Т. Кудрявцева [4] и др. Проблемная ситуация так же, как и ситуация неопределенности, появляется в структуре целенаправленной деятельности как ситуация препятствия на пути к достижению цели и возникает тогда, когда невозможно решить некоторую задачу известными способами и средствами. При этом в проблемной ситуации в качестве препятствия выступает недостаток информации для решения образовательной задачи. В то время как в ситуации неопределенности препятствиями выступают не только недостаток, но и противоречивость, нечеткость и в том числе избыточность информации.
Объективными характеристиками проблемной ситуации и ситуации неопределенности являются цель, средства достижения, программа действий (внутренних и внешних). Однако в проблемной ситуации эти характеристики составляют известные условия и их можно рассматривать как «заданные» к моменту возникновения препятствия, выступающего в виде объективно сложившегося противоречия между необходимостью достижения цели и отсутствующей в данный момент возможностью ее достижения. В то время как в ситуации неопределенности эти характеристики являются динамичными, изменчивыми, зависящими от разных факторов, переменных, в том числе и противоречий, возникающих между субъективными параметрами самой личности.
В результате обнаружения препятствия, экстремальности условий и неочевидности пути к достижению цели происходит преобразование качества субъективных переживаний в проблемных ситуациях и ситуациях неопределенности. При проблемной ситуации возникает неуверенность как следствие субъективной неопределенности в успехе. Ситуации неопределенности, наоборот, связаны не только с неуверенностью, а затрагивают разные эмоциональные состояния от интереса и любопытства до страха и тревоги, причем они могут меняться на протяжении всего решения задачи.
Проблемные ситуации могут быть детерминированы как объективными, так и субъективными факторами, в то время как ситуация неопределенности недетерминирована не только субъективными факторами, но и объективными.
Таким образом, для ситуации неопределенности характерно, что в основе её лежит проблемная ситуация, которая возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности. Ситуация неопределенности вызывает неоднозначную субъективную оценку восприятия информации о ней и обладает динамикой, определяемой степенью возможного ее изменения, преобразования или модификации в интервале времени, соизмеримом со временем решения задачи в этих условиях. Третьей характеристикой ситуации неопределенности является сложность, которая выражается как функция числа переменных, факторов, объектов, связей, необходимо учитываемых при решении ситуации неопределенности.
Ситуации неопределенности имеют важное значение в профессиональной деятельности педагога, мы можем говорить о том, что характер и результаты профессиональной деятельности педагога всегда будут зависеть от степени неопределенности, возникающей в ней. Такая ситуация может вызывать в сознании педагога две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, поиск смысла происходящего и разрешения возникающих в неопределенности задач, с другой стороны, необходимость в дополнительных личностных, когнитивных и поведенческих ресурсах при невозможности найти необходимое решение. Чем более высокой является неопределенность, тем, с одной стороны, большее количество личностных и профессиональных ресурсов требуется для того, чтобы её выдерживать, не нарушая профессионального здоровья. А с другой стороны, в большей степени педагогу предоставляется возможность осмысленно принимать собственные решения, строить педагогическую деятельность на основе гуманитарно-антропологических ценностей с позиции креативного подхода, преодолевать стандартные образовательные и поведенческие модели, делать профессиональный выбор и брать на себя ответственность. Ему приходится оценивать возможные благоприятные и негативные последствия своих действий для участников образовательного процесса и самого себя, вероятность отклонения от избранной цели, вероятность получения желаемых и неожиданных результатов. Ситуации высокой неопределенности в профессиональной педагогической деятельности обусловливают необходимость разработки и апробации таких нестандартных подходов развития учителя, которые бы, с одной стороны, позволяли бы сберегать профессиональнее здоровье педагога при решении новых педагогических задач, а с другой - поддерживали бы профессиональное развитие и стимулировали инновационную деятельность.
Неопределенность может выступать фактором, вызывающим напряжение, стресс, фрустрацию, приводящим к нарушению профессионального здоровья или даже кризисным ситуациям. Конструктивный выход из ситуации неопределенности, основанный на осознанной активности и позволяет сохранять профессиональное здоровье педагога в условиях неопределенности.
Современная система образования должна специально готовить педагога к действию в ситуации неопределенности как амбивалентному условию, требующему большого количества профессиональных ресурсов и напряжения, а с другой стороны, дающему возможности для проявления творчества. Для этого необходимо использовать ситуацию неопределенности как средство профессионального развития педагога.
Итак, в любой сфере деятельности человек сталкивается с теми или иными проявлениями неопределенности. Она выступает не только спутником, но и своеобразной детерминантой человеческого бытия, способствует непрерывному совершенствованию нами своего практического опыта. Проблема неопределенности рассматривалась в психологии различных научных направлений в исследовании эмоциональных переживаний, поведения, когнитивных структур. Для педагогической психологии имеют особое значение исследования, проведенные в психологии мышления, психологии выбора, психологии мотивации и психологии совладающего поведения.
Становление проблемы определения характеристик ситуации неопределенности, началось в психологии мышления, где ситуация неопределенности рассматривалась как проблемная ситуация, которая вводит субъекта в противоречие и детерминирует его поисковую активность. Вместе с тем проблемные ситуации детерминируются задачами и правилами их решения и не учитывают в полной мере многомерности развития психологической реальности и многообразия условий, в которых она развивается.
Для ситуации неопределенности, в отличие от проблемной ситуации, характерно, что она возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности. Ситуация неопределенности взывает неоднозначную субъективную оценку восприятия информации о ней и обладает динамикой, определяемой степенью возможного ее изменения, преобразования или модификации в интервале времени, соизмеримом со временем решения задачи в этих условиях. Также неопределенные ситуации являются сложными ситуациями, которые выражаются как функция числа переменных, факторов, объектов, связей, необходимо учитываемых при принятии решения.
Неопределенность предполагает недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях какой-либо системы.
Ситуации неопределенности являются источником активности личности и задают мотивацию к исследовательской деятельности. Однако длительное пребывание в ситуации неопределенности отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, невротизирует личность, является причиной различных соматических заболеваний. Следовательно, требуется специальная подготовка человека к действиям в ситуации неопределенности.
В педагогической психологи мы можем рассмотреть ситуацию неопределенности как средство развития исследовательской позиции. Исследовательская позиция педагога может быть выращена через способность педагога действовать в ситуации неопределенности, в том числе через способность попадать в ситуации неопределенности и актуализироваться в них. Ситуации неопределенности позволяют самостоятельно исследовать педагогическую действительность, выявлять множественные причинные связи. Активное действие в ситуации неопределенности и опыт преодоления её повышают устойчивость организма к стрессу и уверенность в своих возможностях при профессиональном самопродвижении.
Для развития способности действовать в ситуации неопределенности необходимо знать источники возникновения ситуации неопределенности в профессиональной педагогической деятельности и типы ситуаций неопределенности, возникающих в этой деятельности.
Рецензенты:
Овчаров А.В, д.п.н., профессор, директор института физико-математического образования ФГБОУ ВПО «АлтГПА», г. Барнаул.
Майер А.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВПО «АлтГПА», г. Барнаул.