Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Кригер Е.Э. 1
1 ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»
В статье проведено информационно-аналитическое исследование специфики ситуации неопределенности и рассмотрена ситуация неопределенности как психологическое средство развития исследовательской позиции педагога. Основное внимание обращено на сравнение ситуации неопределенности с проблемными ситуациями, в ходе чего выделены характерные черты ситуации неопределенности как средства обучения. В статье показано, что, в отличие от проблемных ситуаций, для ситуации неопределенности характерно, что она возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности. Ситуация неопределенности взывает неоднозначную субъективную оценку восприятия информации о ней и обладает динамикой, определяемой степенью возможного ее изменения, преобразования или модификации в интервале времени, соизмеримом с временем решения задачи в этих условиях. Также неопределенные ситуации являются сложными ситуациями, которые выражаются как функция числа переменных, факторов, объектов, связей, необходимо учитываемых при принятии решения.
средства обучения.
педагогическая психология
ситуация неопределенности
неопределенность
1. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
2. Гегель, Г. Феноменология духа // Г. Гегель. – М., 2000. – 495 с.
3. Кригер Е.Э. Компетентностный подход в научно-методическом сопровождении профессионального здоровья педагога / Е.Э. Кригер // «Вестник Томского государственного педагогического университета». – Томск.– 2012. – № 5. – С. 72-75.
4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, – 1991. – 80 с.
5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 392 с.

В постоянно изменяющемся мире возникает необходимость развития человека, готового к действиям в ситуации неопределенности. В настоящее время нужны новые средства, обеспечивающие развитие человека в образовании как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, имеющей собственный выбор, свободу в принятии решений, а также творческую самореализацию. Таким средством, на наш взгляд, может выступить ситуация неопределенности [3]. В данной работе перед нами возникает задача рассмотрения ситуации неопределенности как психологического средства обучения.

Анализ понятий ситуации неопределенности показал, что имеющиеся исследования ситуации неопределенности не раскрывают в полной мере сути этого феномена с точки зрения педагогической психологии как средства обучения. И неочевидна до конца специфика ситуации неопределенности в отличие от проблемной ситуации. В связи с чем имеет смысл рассмотрение ситуации неопределенности как средства обучения и сравнение её с проблемной ситуацией.

Методологическим основанием для рассмотрения средств, обеспечивающих становление исследовательской позиции, может выступить культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Развитие человека, согласно этой концепции, сопряжено с использованием необходимых средств, обеспечивающих становление этого процесса, которые человечество выработало в ходе своего культурного развития [1].

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского говорится том, что психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество вырабатывает определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами до более сложных способов человеческой деятельности до высших образцов науки, произведений искусства. Вспомогательными средствами, которые человечество выработало в своей жизни на протяжении исторического развития, выступают знаково-символические средства [1].

Развитие высших психических функций, как указывает Л.С. Выготский, происходит опосредовано. Человек попадает в «ситуацию буриданова осла», где ему приходится делать выбор между двумя альтернативами в проблемной ситуации. То, с помощью чего он будет решать эту ситуацию, представляет собой средство. В нашем случае таким средством может выступать ситуация неопределенности.

Профессиональное педагогическое образование в этом контексте должно быть организовано как процесс становления исследовательской позиции педагога посредством управления её развитием с помощью ситуации неопределенности. Тогда перед нами возникают вопросы, связанные с определением характеристик ситуации неопределенности, выделением источников неопределенности в педагогической деятельности определением типов ситуаций неопределенности, возникающих в деятельности педагога.

Понятие ситуации было рассмотрено в работах Г. Гегеля, где указывалось на то, что ситуацию образуют определенные обстоятельства и состояния, то есть то, как эти обстоятельства человек самопроявляет. «...В общем ситуация представляет собой состояние, которое приобрело частный характер и стало определенным» [2, с. 207-208]. Таким образом, согласно Г. Гегелю, функция ситуации состоит в придании действительности субъективно значимой определенности и частного характера. Это значит, что никаких объективных ситуаций не бывает. Всякий раз мы имеем дело с чьей-то ситуацией или, что точнее - с субъективным описанием действительности. Что же представляет собой ситуация неопределенности?

Понятия «проблемная ситуация» и «ситуация неопределенности» являются синонимичными, но не тождественными понятиями. Остановимся на их сопоставлении между собой. В понимании проблемной ситуации мы будем обращаться к работам А.М. Матюшкина [5], В.Т. Кудрявцева [4] и др. Проблемная ситуация так же, как и ситуация неопределенности, появляется в структуре целенаправленной деятельности как ситуация препятствия на пути к достижению цели и возникает тогда, когда невозможно решить некоторую задачу известными способами и средствами. При этом в проблемной ситуации в качестве препятствия выступает недостаток информации для решения образовательной задачи. В то время как в ситуации неопределенности препятствиями выступают не только недостаток, но и противоречивость, нечеткость и в том числе избыточность информации.

Объективными характеристиками проблемной ситуации и ситуации неопределенности являются цель, средства достижения, программа действий (внутренних и внешних). Однако в проблемной ситуации эти характеристики составляют известные условия и их можно рассматривать как «заданные» к моменту возникновения препятствия, выступающего в виде объективно сложившегося противоречия между необходимостью достижения цели и отсутствующей в данный момент возможностью ее достижения. В то время как в ситуации неопределенности эти характеристики являются динамичными, изменчивыми, зависящими от разных факторов, переменных, в том числе и противоречий, возникающих между субъективными параметрами самой личности.

В результате обнаружения препятствия, экстремальности условий и неочевидности пути к достижению цели происходит преобразование качества субъективных переживаний в проблемных ситуациях и ситуациях неопределенности. При проблемной ситуации возникает неуверенность как следствие субъективной неопределенности в успехе. Ситуации неопределенности, наоборот, связаны не только с неуверенностью, а затрагивают разные эмоциональные состояния от интереса и любопытства до страха и тревоги, причем они могут меняться на протяжении всего решения задачи.

Проблемные ситуации могут быть детерминированы как объективными, так и субъективными факторами, в то время как ситуация неопределенности недетерминирована не только субъективными факторами, но и объективными.

Таким образом, для ситуации неопределенности характерно, что в основе её лежит проблемная ситуация, которая возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности. Ситуация неопределенности вызывает неоднозначную субъек­тивную оценку восприятия информации о ней и обладает динамикой, определяемой степенью возможного ее изменения, преобразования или модифи­кации в интервале времени, соизмеримом со временем решения за­дачи в этих условиях. Третьей характеристикой ситуации неопределенности является сложность, которая выражается как функция числа переменных, факторов, объектов, связей, необходимо учитываемых при решении ситуации неопределенности.

Ситуации неопределенности имеют важное значение в профессиональной деятельности педагога, мы можем говорить о том, что характер и результаты профессиональной деятельности педагога всегда будут зависеть от степени неопределенности, возникающей в ней. Такая ситуация может вызывать в сознании педагога две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, поиск смысла происходящего и разрешения возникающих в неопределенности задач, с другой стороны, необходимость в дополнительных личностных, когнитивных и поведенческих ресурсах при невозможности найти необходимое решение. Чем более высокой является неопределенность, тем, с одной стороны, большее количество личностных и профессиональных ресурсов требуется для того, чтобы её выдерживать, не нарушая профессионального здоровья. А с другой стороны, в большей степени педагогу предоставляется возможность осмысленно принимать собственные решения, строить педагогическую деятельность на основе гуманитарно-антропологических ценностей с позиции креативного подхода, преодолевать стандартные образовательные и поведенческие модели, делать профессиональный выбор и брать на себя ответственность. Ему приходится оценивать возможные благоприятные и негативные последствия своих действий для участников образовательного процесса и самого себя, вероятность отклонения от избранной цели, вероятность получения желаемых и неожиданных результатов. Ситуации высокой неопределенности в профессиональной педагогической деятельности обусловливают необходимость разработки и апробации таких нестандартных подходов развития учителя, которые бы, с одной стороны, позволяли бы сберегать профессиональнее здоровье педагога при решении новых педагогических задач, а с другой - поддерживали бы профессиональное развитие и стимулировали инновационную деятельность.

Неопределенность может выступать фактором, вызывающим напряжение, стресс, фрустрацию, приводящим к нарушению профессионального здоровья или даже кризисным ситуациям. Конструктивный выход из ситуации неопределенности, основанный на осознанной активности и позволяет сохранять профессиональное здоровье педагога в условиях неопределенности.

Современная система образования должна специально готовить педагога к действию в ситуации неопределенности как амбивалентному условию, требующему большого количества профессиональных ресурсов и напряжения, а с другой стороны, дающему возможности для проявления творчества. Для этого необходимо использовать ситуацию неопределенности как средство профессионального развития педагога.

Итак, в любой сфере деятельности человек сталкивается с теми или иными проявлениями неопределенности. Она выступает не только спутником, но и своеобразной детерминантой человеческого бытия, способствует непрерывному совершенствованию нами своего практического опыта. Проблема неопределенности рассматривалась в психологии различных научных направлений в исследовании эмоциональных переживаний, поведения, когнитивных структур. Для педагогической психологии имеют особое значение исследования, проведенные в психологии мышления, психологии выбора, психологии мотивации и психологии совладающего поведения.

Становление проблемы определения характеристик ситуации неопределенности, началось в психологии мышления, где ситуация неопределенности рассматривалась как проблемная ситуация, которая вводит субъекта в противоречие и детерминирует его поисковую активность. Вместе с тем проблемные ситуации детерминируются задачами и правилами их решения и не учитывают в полной мере многомерности развития психологической реальности и многообразия условий, в которых она развивается.

Для ситуации неопределенности, в отличие от проблемной ситуации, характерно, что она возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности. Ситуация неопределенности взывает неоднозначную субъек­тивную оценку восприятия информации о ней и обладает динамикой, определяемой степенью возможного ее изменения, преобразования или модифи­кации в интервале времени, соизмеримом со временем решения за­дачи в этих условиях. Также неопределенные ситуации являются сложными ситуациями, которые выражаются как функция числа переменных, факторов, объектов, связей, необходимо учитываемых при приня­тии решения.

Неопределенность предполагает недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях какой-либо системы.

Ситуации неопределенности являются источником активности личности и задают мотивацию к исследовательской деятельности. Однако длительное пребывание в ситуации неопределенности отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, невротизирует личность, является причиной различных соматических заболеваний. Следовательно, требуется специальная подготовка человека к действиям в ситуации неопределенности.

В педагогической психологи мы можем рассмотреть ситуацию неопределенности как средство развития исследовательской позиции. Исследовательская позиция педагога может быть выращена через способность педагога действовать в ситуации неопределенности, в том числе через способность попадать в ситуации неопределенности и актуализироваться в них. Ситуации неопределенности позволяют самостоятельно исследовать педагогическую действительность, выявлять множественные причинные связи. Активное действие в ситуации неопределенности и опыт преодоления её повышают устойчивость организма к стрессу и уверенность в своих возможностях при профессиональном самопродвижении.

Для развития способности действовать в ситуации неопределенности необходимо знать источники возникновения ситуации неопределенности в профессиональной педагогической деятельности и типы ситуаций неопределенности, возникающих в этой деятельности.

Рецензенты:

Овчаров А.В, д.п.н., профессор, директор института физико-математического образования ФГБОУ ВПО «АлтГПА», г. Барнаул.

Майер А.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВПО «АлтГПА», г. Барнаул.


Библиографическая ссылка

Кригер Е.Э. СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12030 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674