Актуальность установления миссии и целеполагания в современных условиях функционирования компаний в настоящее время трудно переоценить. В условиях неопределенности внешней среды миссия задает общий вектор развития компании и позволяет идентифицировать среди других субъектов хозяйствования, а также служит серьезным элементом внутрикорпоративной культуры. Цели, в свою очередь, конкретизируют общее направление и позволяют перевести стратегические установки в плоскость реализации управленческих решений [3].
Говоря о сущности миссии, следует отметить, что существует широкое и узкое понимание данного термина. В широком понимании миссия - это философия и предназначение организации в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п. При этом содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять. Акцентируются создание возможностей производства широкой номенклатуры продукции (услуг), одновременный охват многих сегментов рынка и групп потребителей, гибкость маневрирования в управлении организацией. При узком подходе миссия - это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных [7].
Существуют различные виды миссий, различающиеся содержательным наполнением. Так, миссия-предназначение содержит информацию о направлениях деятельности организации, категориях клиентов и рынках работы, заботе о выживании и росте организации, об используемых технологиях и прочих основных свойствах фирмы. Миссия-политика является концентрацией самых основных финансовых и стратегических целей развития фирмы. Миссия-ориентация уточняет характер поведения фирмы, выявляя ценности, которых придерживается руководство. Миссия подразделения разрабатывается для ключевых функциональных и обеспечивающих подразделений, и круг затрагиваемых вопросов в ней сужен.
При этом на выбор вида и содержание миссии может оказывать влияние большое количество факторов и условий, среди которых отраслевые занимают не последнее место. С целью выявления наиболее важных компонентов при формулировании миссии отраслевыми компаниями, а также особенностей раскрытия этих компонентов представлялось интересным провести анализ состава миссий нефтегазовых компаний России [4]. Результаты такого исследования могут быть учтены при формулировании (корректировке) миссий нефтегазовых компаний в будущем.
Для реализации компонентного и типологического анализа и повышения степени визуализации полученных результатов на основе систематизации соответствующих общетеоретических положений была разработана аналитическая форма, содержащая перечень возможных компонентов миссии организации (табл. 1).
Таблица 1
Наличие отдельных компонентов в миссиях ВИНК
Компонент миссии |
Компания |
|||||||
РосНефть |
ЛУКОЙЛ |
ТНК-ВР |
Сургут-нефтегаз |
Газпром-нефть |
Славнефть |
РусНефть |
Татнефть |
|
Миссия-предназначение |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Указание на место в рейтинге. |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
2. Продукция, работы, услуги. |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Категории целевых потребителей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Рынки. |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
5. Забота о выживании, росте и прибыльности. |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
6. Технология. |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
7. Конкурентные преимущества. |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Миссия-политика |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Финансовые цели. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Стратегические цели. |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
Миссия-ориентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Теоретические ценности. |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
2. Экономические ценности. |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
3. Социальные ценности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на особенности формирования миссии ВИНК решающее воздействие оказывают особенности:
1) производственно-технологических процессов в нефтегазовой промышленности;
2) продукции нефтегазовой промышленности;
3) ведения бизнеса в нефтегазовой промышленности.
Производственно-технологические особенности функционирования нефтегазовых компаний предполагают высокую капиталоемкость процессов производства и необходимость постоянно производить большие инвестиции для поддержания объемов добычи, высокую экологическую нагрузку на окружающую среду, неравномерность размещения производственных мощностей по территории страны и концентрацию основной части производства в нескольких субъектах Федерации. Среди особенностей продукции наибольшее влияние на формулирование миссий оказывают: широкое производственное и личное потребление продукции; стратегическое значение продукции (как следствие первого пункта) [6].
Из вышеприведенных особенностей вытекают особенности ведения бизнеса в нефтегазовой отрасли: наиболее приемлемой организационно-правовой формой организации бизнеса является открытое акционерное общество; на рынке действует ограниченное количество крупных нефтяных компаний; деятельность нефтегазовых компаний находится под строгим регулированием и контролем со стороны государства [8].
Под воздействием упомянутых факторов формируется список наиболее важных компонентов при формулировании миссии ВИНК:
1. Указание на место в рейтинге. Указание на рыночное положение компании несет большую смысловую нагрузку для пользователей миссии и обязательно упоминается при выгодной позиции. Например: «ОАО «Славнефть» входит в десятку крупнейших нефтяных компаний России и т.д. Стратегические цели компании устанавливаются в разрезе повышения рейтинга: «…(компания) стремится укрепить свое положение среди ведущих мировых энергетических корпораций и занять лидерские позиции» (ОАО «НК «РОСНЕФТЬ»), «…трансформировать ЛУКОЙЛ в лидирующую мировую энергетическую компанию» (ОАО «ЛУКОЙЛ»).
2. Продукция, работы, услуги, категории целевых потребителей, рынки. Ввиду широкого производственного и личного потребления продукции компаний, их ограниченного числа и широкого профиля миссия нефтегазовых компаний формулируется, как правило, в широком понимании, без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и рынкам. Например: «…удовлетворение потребностей общества в энергоресурсах» (ОАО «НК Роснефть»), «мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить на благо человека» (ОАО «ЛУКОЙЛ») и т.д.
3. Забота о выживании, росте и прибыльности. В миссии часто указывается направленность компании на долгосрочный рост, который гарантирует собственникам устойчивые доходы. Например: «Компания обеспечивает устойчивый рост бизнеса и повышение доходов акционеров» (ОАО «НК Роснефть»), «Компания нацелена на рентабельность и эффективный рост» (ОАО «ТНК-ВР») и т.д.
4. Технология и конкурентные преимущества. Поскольку крупные нефтегазовые компании работают как в рамках национального рынка, так и за рубежом, то есть являются частью глобальной системы энергообеспечения, они осознают, что ключевыми факторами конкуренции на глобальном рынке в настоящее время выступают новейшие технологии. Упоминание в миссии об инновационном характере производственной деятельности формирует имидж передового успешного участника глобального рынка. Например, «…компания ориентируется на применение самых передовых наукоемких технологий…» (ОАО «Сургутнефтегаз») и т.д.
5. Экономические и социальные ценности. Ввиду масштабов деятельности, сильного негативного воздействия на окружающую среду и пристального внимания со стороны государства обязательным элементом миссии нефтегазовых компаний выступает указание на влияние деятельности компании на экономико-социальное развитие и экологическую безопасность в регионах присутствия. Например: «компания стремится всемерно способствовать развитию экономики регионов и благосостояния их жителей, направляя весомые налоговые платежи в местные бюджеты, создавая новые рабочие места, строя новые производственные объекты на территориях регионов» (ОАО «РуссНефть»), «деятельность компании основана на убеждении, что эффективное и устойчивое развитие бизнеса неразрывно связано с национальной экономической конкурентоспособностью, социальным благополучием, сохранением природных богатств» (ОАО «Газпромнефть») и т.д.
В целом можно сказать, что миссии ВИНК формулируются исходя из широкого понимания миссии и чаще всего являют собой комбинацию миссии-предназначения и миссии-ориентации. Как следствие, миссии ВИНК остаются неизменными долгое время, и процесс стратегического планирования в большей мере сосредоточен в области структурирования целей.
Поскольку любая ВИНК представляет собой сложно структурированный объект, включающий в себя ряд подсистем, то специфические цели подсистем оказываются контрарными. Цель обеспечивающей подсистемы - стабильность и устойчивость функционирования компании - в определенной степени противоречит цели подсистемы реализации продукции - эффективность (доходность) функционирования компании. Эта амбивалентность обусловлена тем, что для поддержания стабильности функционирования компании достаточно большие средства должны отвлекаться в долгосрочные проекты по разведке и разработке запасов углеводородного сырья, которые имеют большой срок окупаемости и меньший уровень рентабельности по сравнению с производством и реализацией нефтепродуктов и продуктов нефтехимического производства [2]. В связи с этим генеральной целью развития нефтегазовой компании всегда является обеспечение сбалансированности критериев устойчивости и эффективности ее функционирования в зависимости от условий внешней среды и текущего потенциала (рис. 1). В результате экономического кризиса, произошедшего снижения спроса на сырье, неопределенности на финансовых и потребительских рынках для ОАО «ЛУКОЙЛ» становится целесообразно переориентироваться с наращивания объемов добычи на рост свободного денежного потока. У Компании имеется ресурсный потенциал для принятия такого решения: по запасам нефти ОАО «ЛУКОЙЛ» находится на первом месте среди крупнейших частных нефтегазовых компаний мира, по запасам газа - на шестом [5].
Генеральную цель функционирования нефтегазовой компании удобно подвергать декомпозиции по направлениям:
1. Экстенсивное и интенсивное развитие сырьевой базы – отражает, как в генеральной цели учитывается критерий устойчивости.
2. Максимизация доходов от реализации продукции – отражает, как в генеральной цели учитывается критерий доходности.
3. Рационализация затрат во всех звеньях технологической цепи - отражает операционный аспект деятельности предприятия (рис. 1).
Рис. 1. Дерево целей ВИНК [1]
С учетом обозначенной генеральной цели постепенное снижение коэффициента восполнения запасов газа, например, для нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» уже не рассматривается как проблема. При высокой обеспеченности запасами газа на долгосрочную перспективу рационально в сложившейся обстановке ориентироваться на монетизацию запасов газа. Добыча газа должна расти ускоренными темпами как в России, так и за рубежом, доля газа должна быть доведена до трети от суммарной добычи углеводородов. Ресурсной базой для реализации этой цели являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты – Кандым-Хаузак-Шады в Узбекистане и Шах-Дениз в Азербайджане. При этом должна сохраняться полная компенсация добычи приростом запасов. Таким образом, должен быть обеспечен стабильный прирост добычи газа в среднесрочной перспективе [50]. Главной проблемой в подсистеме «разведка и добыча нефти и газа» становятся отрицательные темпы прироста запасов нефти. Это связано, в первую очередь, с высокой степенью изученности территории Западной Сибири, главного региона расположения запасов и добычи Компании. Для того чтобы обеспечить стабильный прирост добычи нефти в среднесрочной перспективе, Компании необходимо обеспечить полную компенсацию добычи нефти приростом запасов посредством расширения географической диверсификации как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.
В целях рационализации затрат в рамках подсистемы «разведка и добыча нефти и газа» необходимо придерживаться принципа отбора наиболее эффективных проектов, а также заняться оптимизацией портфеля активов (включая вывод малоэффективных активов в специализированную компанию). Кроме того, усилия должны быть направлены на применение в разведке и добыче современных технологий, утилизацию попутного газа, оптимизацию скважинного парка и систем разработки месторождений.
Рационализация затрат в системе переработки включает оптимизацию портфеля активов. Необходимо отобрать наиболее перспективные из имеющихся у Компании НПЗ и провести модернизацию с целью увеличения сложности процессов и выхода светлых нефтепродуктов. Выборочное инвестирование в рамках существующего портфеля позволило бы Компании развиваться и экстенсивно. Компания добывает нефти больше, чем может переработать на собственных перерабатывающих мощностях. Развитие секторов переработки и сбыта позволило бы Компании снизить зависимость от высокой ценовой волатильности на рынке нефти и улучшить свои конкурентные позиции в основных регионах деятельности путем выпуска и реализации высококачественной продукции с высокой добавленной стоимостью. Для расширения ассортимента предлагаемой продукции одновременно с переработкой необходимо развивать нефтехимию. Таким образом, Компания могла бы защитить инвестиции в разведку и разработку месторождений, что служило бы гарантией стабильного роста доходов акционеров.
В сфере сбыта продукции Компании максимизация общего свободного денежного потока предполагает выборочное развитие сбытовых сетей в приоритетных регионах. Значительно снизить издержки помогла бы дальнейшая оптимизация логистических операций, совершенствование схемы оптовой торговли газом без посредников [1].
С целью максимизации доходов Компании на уровне оптовой торговли нефтью следует отрабатывать схемы экспорта, минуя систему «Транснефти» и реализуя нефть с премией к цене Urals. На уровне розничной торговли нефтепродуктами – повышать качество нефтепродуктов, расширять ассортимент сопутствующей продукции, продвигать бренд.
Рецензенты:
Головнина Л.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента в отраслях топливно-энергетического комплекса ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Волынская Н.А., д.э.н., профессор, генеральный директор ООО «Топливно-энергетический независимый институт», г. Москва.