Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVOLUTION OF VIEWS ON THE ROLE AND PLACE OF THE PERSON IN WORK ACTIVITIES

Mukhina M.G. 1
1 ANO VPO «Belgorod Cooperative University, Economics and Law»
The authors presents the scientific controversy regarding the category of «work», «man». The author´s interpretation of the concept of «labor» suitable energy-intensive type of human activity on the creation of goods, satisfying the needs of the individual and society as a whole. Found a place of the person in work activities focused on the psycho-physiological properties (temperament, age, capacity, power) and qualification (General professional knowledge and skills, practice-oriented knowledge). Presents the author´s vision of the model of the labour process. Presents the factors that cause the increase of the role of man in the post-industrial society, in the future economic model: increasing the educational and cultural level of the worker, the growth of its personal requests to work, formation of a new type of worker who seek to find in the labour process, the meaning of life, to become an active partner of production. Object of labour potential are the qualities and abilities of the man, who eventually turn into work, finally become productive forces. These components are inseparable from the media, human. In the framework of the subject of labour capacity is the person who has certain abilities to work and forces that are further implemented in their work. Thus, the place of man in the course of employment indicates the degree of use of a specific employee capabilities, on the basis of the labor potential for development and professional growth, development of several related professions.
labour potential
man
work

Введение

Главным богатством любого общества являются люди, а основным показателем экономического прогресса и роста выступает мера развития человека по удовлетворению его потребностей. Процессы интенсивного развития и быстрого обновления технологической основы постиндустриальной экономики вызывают существенные преобразования всех сторон, приводят к изменению места и роли человека в процессе общественного воспроизводства. В данном процессе выделяются основные тенденции:

  • стремительное развитие потребительского сектора экономики и сферы услуг, индивидуализации средств производства, что обеспечивает новый уровень и качество жизни;
  • развитие форм интеллектуальной деятельности;
  • интеллектуальное развитие людей, создание всесторонней информационной системы.

Центральным элементом трудовой деятельности, направленной на создание материальных ценностей, является труд.

Ряд авторов, Л.И. Абалкина, О.В. Романов, подчеркивают сторону труда, связанную с удовлетворением потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

Б.М. Генкин обращает внимание на труд, как на управленческую деятельность, связанную с мотивами, побуждающими человека трудиться [1].

А.Я. Кибанов рассматривает труд как процесс, совершаемый на основе разделения и кооперации труда, сознательно, целесообразно преобразующий материальные и интеллектуальные ресурсы в продукт, необходимый для удовлетворения потребностей личности и общества в благах, находящихся в частной собственности [4].

И.М. Кулинцов определяет труд как целесообразную деятельность человека по производству продукции и услуг и всегда связывается с физическими и психологическими затратами энергии.

По мнению М.Г. Завельского, И. Кулинцева, Л. Владимирова труд определяется как «связанные с тратами физической, умственной и нервной энергии усилия, которые люди прилагают для удовлетворения разных своих нужд».

Разделяя данную точку зрения, мы рассматриваем труд как целесообразную энергозатратную деятельность людей по созданию благ, удовлетворяющую потребности индивидуума и общества в целом.

Главным носителем способностей и возможностей к труду является «человек». В словаре русского языка Ожегова А.И.«Человек» – это «живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда» [3].

По словам Ефремова Т.Н., «Человек является носителем качеств» [2].

Альфред Адлер акцентирует внимание на том, что каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей.

Человек с рождения обладает набором определенных способностей в комплексе с приобретенными в процессе обучения знаниями, жизненным опытом и навыками, которые используются в трудовой деятельности.

Для формирования и использования человека как важнейшего компонента трудовой деятельности необходимо определить его место в системе экономических категорий, традиционно используемых в российской экономической науке (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь понятий, используемых в трудовой деятельности

Основным понятием, характеризующим способности человека к труду, в отечественной науке выступает «рабочая сила». Большинство авторов в настоящее время придерживаются трактовки этого понятия, данной К. Марксом, так как она полностью учитывает способности (духовные и физические), которыми обладает индивидуум, и в полной мере отвечает условиям административно-командной экономики.

Наряду с категорией «рабочая сила» в отечественной экономической науке широко используется категория «трудовые ресурсы», впервые предложенная академиком С. Г. Струмилиным.

Б. Генкин для характеристики человеческого фактора и способности человека к труду использует категорию «трудовой потенциал». Она характеризует не только используемые, но и неиспользуемые возможности, которые при необходимости способны обогатить процесс производства.

По мнению ряда ученых, понятие «человеческий капитал» неотделимо от самого человека и состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которые могут использоваться в процессе труда.

В условиях постиндустриальной экономики существенно изменяются факторы, влияющие на отношение человека и организации как работодателя и работника, который выступает активным субъектом рынка [6].

Е.И. Макринова выделяет фактор, обусловивший повышение роли человека в постиндустриальном обществе: повышение образовательного и культурного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности, формирование нового типа личности работника, который стремится найти в трудовом процессе смысл жизни, стать активным соучастником производства [5].

Рис. 2. Авторское представление человека в трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека, построенная на разделении и кооперации труда, направлена на изменение формы и содержания энергии, информации (предмета труда) с применением оборудований и инструментов (средств труда) в управленческом процессе, разделенном на отдельные операции (процесс труда) для получения услуг (продукта труда).

Б.М. Генкин для характеристики способности человека к труду использует категорию «трудовой потенциал». Трудовой потенциал человека, по мнению Б.М. Генкина, состоит из следующих компонентов: здоровье; нравственность; творческий потенциал; активность; организованность; образование; профессионализм; ресурсы рабочего времени (рис. 3).

Рис. 3. Систематизация составляющих трудового потенциала

Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта [7].

В основе понятия «трудовой потенциал» акцент делается на личностные свойства человека, как врожденные, так и приобретенные, выраженные в качественном и количественном измерении, которые могут быть приведены в действие в процессе трудовой деятельности человека в соответствии с непосредственными должностными обязанностями и целями.

Объектом трудового потенциала выступают качества и способности человека, которые в конечном итоге превращаются в труд, окончательно становятся производительными силами. Эти составляющие неотделимы от носителя, человека.

В рамках субъекта трудового потенциала выступает человек, который обладает определенными способностями к труду и силами, которые в дальнейшем реализуются в его трудовой деятельности.

Таким образом, место человека в процессе трудовой деятельности указывает на степень использования конкретным работником возможностей, на основе составляющих трудового потенциала для развития и профессионального роста, освоения нескольких смежных профессий.

Рецензенты:

Макринова Е.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой сервиса и туризма АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород.

Плотников В.А., д.э.н., профессор кафедры общей экономической теории ФГБОУ ВПО «Санкт- Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.