Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА РОЛЬ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мухина М.Г. 1
1 АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»
Авторами представлена научная полемика относительно категории «труд», «человек». Предложена авторская трактовка понятия «труд» – целесообразная энергозатратная деятельность людей по созданию благ, удовлетворяющая потребности индивидуума и общества в целом. Выявлено место человека в трудовой деятельности, акцентировано внимание на психофизиологических свойствах (темперамент, возраст, способности, энергия) и квалификации (общепрофессиональные знания и умения, практикоориентированные знания). Представлено авторское видение модели трудового процесса. Представлены факторы, обуславливающие повышение роли человека в постиндустриальном обществе, в перспективной модели экономики: повышение образовательного и культурного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности, формирование нового типа личности работника, который стремится найти в трудовом процессе смысл жизни, стать активным соучастником производства. Объектом трудового потенциала выступают качества и способности человека, которые в конечном итоге превращаются в труд, окончательно становятся производительными силами. Эти составляющие неотделимы от носителя, человека. В рамках субъекта трудового потенциала выступает человек, который обладает определенными способностями к труду и силами, которые в дальнейшем реализуются в его трудовой деятельности. Таким образом, место человека в процессе трудовой деятельности указывает на степень использования конкретным работником возможностей, на основе составляющих трудового потенциала для развития и профессионального роста, освоения нескольких смежных профессий.
трудовой потенциал
человек
труд
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. – М.: НОРМА: ИНФРА – М, 1999.
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: свыше 136000 словар. статей, ок. 250000 семант. единиц. В 2 т. / Т. Ф. Ефремова. – 2-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 2001.
3. Кибанов А.Я. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А.Я. Кибанов, Н.А. Баткаева, Г.П. Гагаринская. – Самара: СГТУ, 2001.
4. Макринова Е.И. Формирование и регулирование рынка труда специалистов потребительской кооперации: диссертация / Макринова Е.И. – Белгород: [s. n.], 1999. – 202 с.
5. Макринова Е.И. Профессионализация управления персоналом как фактор развития организаций потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2007. – № 2. – С.155-264.
6. Марченкова Л.М., Плотников В.А., Рудакова О.В. Человеческий и интеллектуальный капитал как основа инновационного развития промышленности // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 1–2. – С. 205-210.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 2001.

Введение

Главным богатством любого общества являются люди, а основным показателем экономического прогресса и роста выступает мера развития человека по удовлетворению его потребностей. Процессы интенсивного развития и быстрого обновления технологической основы постиндустриальной экономики вызывают существенные преобразования всех сторон, приводят к изменению места и роли человека в процессе общественного воспроизводства. В данном процессе выделяются основные тенденции:

  • стремительное развитие потребительского сектора экономики и сферы услуг, индивидуализации средств производства, что обеспечивает новый уровень и качество жизни;
  • развитие форм интеллектуальной деятельности;
  • интеллектуальное развитие людей, создание всесторонней информационной системы.

Центральным элементом трудовой деятельности, направленной на создание материальных ценностей, является труд.

Ряд авторов, Л.И. Абалкина, О.В. Романов, подчеркивают сторону труда, связанную с удовлетворением потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

Б.М. Генкин обращает внимание на труд, как на управленческую деятельность, связанную с мотивами, побуждающими человека трудиться [1].

А.Я. Кибанов рассматривает труд как процесс, совершаемый на основе разделения и кооперации труда, сознательно, целесообразно преобразующий материальные и интеллектуальные ресурсы в продукт, необходимый для удовлетворения потребностей личности и общества в благах, находящихся в частной собственности [4].

И.М. Кулинцов определяет труд как целесообразную деятельность человека по производству продукции и услуг и всегда связывается с физическими и психологическими затратами энергии.

По мнению М.Г. Завельского, И. Кулинцева, Л. Владимирова труд определяется как «связанные с тратами физической, умственной и нервной энергии усилия, которые люди прилагают для удовлетворения разных своих нужд».

Разделяя данную точку зрения, мы рассматриваем труд как целесообразную энергозатратную деятельность людей по созданию благ, удовлетворяющую потребности индивидуума и общества в целом.

Главным носителем способностей и возможностей к труду является «человек». В словаре русского языка Ожегова А.И.«Человек» – это «живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда» [3].

По словам Ефремова Т.Н., «Человек является носителем качеств» [2].

Альфред Адлер акцентирует внимание на том, что каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей.

Человек с рождения обладает набором определенных способностей в комплексе с приобретенными в процессе обучения знаниями, жизненным опытом и навыками, которые используются в трудовой деятельности.

Для формирования и использования человека как важнейшего компонента трудовой деятельности необходимо определить его место в системе экономических категорий, традиционно используемых в российской экономической науке (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь понятий, используемых в трудовой деятельности

Основным понятием, характеризующим способности человека к труду, в отечественной науке выступает «рабочая сила». Большинство авторов в настоящее время придерживаются трактовки этого понятия, данной К. Марксом, так как она полностью учитывает способности (духовные и физические), которыми обладает индивидуум, и в полной мере отвечает условиям административно-командной экономики.

Наряду с категорией «рабочая сила» в отечественной экономической науке широко используется категория «трудовые ресурсы», впервые предложенная академиком С. Г. Струмилиным.

Б. Генкин для характеристики человеческого фактора и способности человека к труду использует категорию «трудовой потенциал». Она характеризует не только используемые, но и неиспользуемые возможности, которые при необходимости способны обогатить процесс производства.

По мнению ряда ученых, понятие «человеческий капитал» неотделимо от самого человека и состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которые могут использоваться в процессе труда.

В условиях постиндустриальной экономики существенно изменяются факторы, влияющие на отношение человека и организации как работодателя и работника, который выступает активным субъектом рынка [6].

Е.И. Макринова выделяет фактор, обусловивший повышение роли человека в постиндустриальном обществе: повышение образовательного и культурного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности, формирование нового типа личности работника, который стремится найти в трудовом процессе смысл жизни, стать активным соучастником производства [5].

Рис. 2. Авторское представление человека в трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека, построенная на разделении и кооперации труда, направлена на изменение формы и содержания энергии, информации (предмета труда) с применением оборудований и инструментов (средств труда) в управленческом процессе, разделенном на отдельные операции (процесс труда) для получения услуг (продукта труда).

Б.М. Генкин для характеристики способности человека к труду использует категорию «трудовой потенциал». Трудовой потенциал человека, по мнению Б.М. Генкина, состоит из следующих компонентов: здоровье; нравственность; творческий потенциал; активность; организованность; образование; профессионализм; ресурсы рабочего времени (рис. 3).

Рис. 3. Систематизация составляющих трудового потенциала

Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта [7].

В основе понятия «трудовой потенциал» акцент делается на личностные свойства человека, как врожденные, так и приобретенные, выраженные в качественном и количественном измерении, которые могут быть приведены в действие в процессе трудовой деятельности человека в соответствии с непосредственными должностными обязанностями и целями.

Объектом трудового потенциала выступают качества и способности человека, которые в конечном итоге превращаются в труд, окончательно становятся производительными силами. Эти составляющие неотделимы от носителя, человека.

В рамках субъекта трудового потенциала выступает человек, который обладает определенными способностями к труду и силами, которые в дальнейшем реализуются в его трудовой деятельности.

Таким образом, место человека в процессе трудовой деятельности указывает на степень использования конкретным работником возможностей, на основе составляющих трудового потенциала для развития и профессионального роста, освоения нескольких смежных профессий.

Рецензенты:

Макринова Е.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой сервиса и туризма АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород.

Плотников В.А., д.э.н., профессор кафедры общей экономической теории ФГБОУ ВПО «Санкт- Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Мухина М.Г. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА РОЛЬ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11695 (дата обращения: 04.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674