Введение
Главным богатством любого общества являются люди, а основным показателем экономического прогресса и роста выступает мера развития человека по удовлетворению его потребностей. Процессы интенсивного развития и быстрого обновления технологической основы постиндустриальной экономики вызывают существенные преобразования всех сторон, приводят к изменению места и роли человека в процессе общественного воспроизводства. В данном процессе выделяются основные тенденции:
- стремительное развитие потребительского сектора экономики и сферы услуг, индивидуализации средств производства, что обеспечивает новый уровень и качество жизни;
- развитие форм интеллектуальной деятельности;
- интеллектуальное развитие людей, создание всесторонней информационной системы.
Центральным элементом трудовой деятельности, направленной на создание материальных ценностей, является труд.
Ряд авторов, Л.И. Абалкина, О.В. Романов, подчеркивают сторону труда, связанную с удовлетворением потребностей каждого индивидуума и общества в целом.
Б.М. Генкин обращает внимание на труд, как на управленческую деятельность, связанную с мотивами, побуждающими человека трудиться [1].
А.Я. Кибанов рассматривает труд как процесс, совершаемый на основе разделения и кооперации труда, сознательно, целесообразно преобразующий материальные и интеллектуальные ресурсы в продукт, необходимый для удовлетворения потребностей личности и общества в благах, находящихся в частной собственности [4].
И.М. Кулинцов определяет труд как целесообразную деятельность человека по производству продукции и услуг и всегда связывается с физическими и психологическими затратами энергии.
По мнению М.Г. Завельского, И. Кулинцева, Л. Владимирова труд определяется как «связанные с тратами физической, умственной и нервной энергии усилия, которые люди прилагают для удовлетворения разных своих нужд».
Разделяя данную точку зрения, мы рассматриваем труд как целесообразную энергозатратную деятельность людей по созданию благ, удовлетворяющую потребности индивидуума и общества в целом.
Главным носителем способностей и возможностей к труду является «человек». В словаре русского языка Ожегова А.И.«Человек» – это «живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда» [3].
По словам Ефремова Т.Н., «Человек является носителем качеств» [2].
Альфред Адлер акцентирует внимание на том, что каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей.
Человек с рождения обладает набором определенных способностей в комплексе с приобретенными в процессе обучения знаниями, жизненным опытом и навыками, которые используются в трудовой деятельности.
Для формирования и использования человека как важнейшего компонента трудовой деятельности необходимо определить его место в системе экономических категорий, традиционно используемых в российской экономической науке (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь понятий, используемых в трудовой деятельности
Основным понятием, характеризующим способности человека к труду, в отечественной науке выступает «рабочая сила». Большинство авторов в настоящее время придерживаются трактовки этого понятия, данной К. Марксом, так как она полностью учитывает способности (духовные и физические), которыми обладает индивидуум, и в полной мере отвечает условиям административно-командной экономики.
Наряду с категорией «рабочая сила» в отечественной экономической науке широко используется категория «трудовые ресурсы», впервые предложенная академиком С. Г. Струмилиным.
Б. Генкин для характеристики человеческого фактора и способности человека к труду использует категорию «трудовой потенциал». Она характеризует не только используемые, но и неиспользуемые возможности, которые при необходимости способны обогатить процесс производства.
По мнению ряда ученых, понятие «человеческий капитал» неотделимо от самого человека и состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которые могут использоваться в процессе труда.
В условиях постиндустриальной экономики существенно изменяются факторы, влияющие на отношение человека и организации как работодателя и работника, который выступает активным субъектом рынка [6].
Е.И. Макринова выделяет фактор, обусловивший повышение роли человека в постиндустриальном обществе: повышение образовательного и культурного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности, формирование нового типа личности работника, который стремится найти в трудовом процессе смысл жизни, стать активным соучастником производства [5].
Рис. 2. Авторское представление человека в трудовой деятельности
Трудовая деятельность человека, построенная на разделении и кооперации труда, направлена на изменение формы и содержания энергии, информации (предмета труда) с применением оборудований и инструментов (средств труда) в управленческом процессе, разделенном на отдельные операции (процесс труда) для получения услуг (продукта труда).
Б.М. Генкин для характеристики способности человека к труду использует категорию «трудовой потенциал». Трудовой потенциал человека, по мнению Б.М. Генкина, состоит из следующих компонентов: здоровье; нравственность; творческий потенциал; активность; организованность; образование; профессионализм; ресурсы рабочего времени (рис. 3).
Рис. 3. Систематизация составляющих трудового потенциала
Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта [7].
В основе понятия «трудовой потенциал» акцент делается на личностные свойства человека, как врожденные, так и приобретенные, выраженные в качественном и количественном измерении, которые могут быть приведены в действие в процессе трудовой деятельности человека в соответствии с непосредственными должностными обязанностями и целями.
Объектом трудового потенциала выступают качества и способности человека, которые в конечном итоге превращаются в труд, окончательно становятся производительными силами. Эти составляющие неотделимы от носителя, человека.
В рамках субъекта трудового потенциала выступает человек, который обладает определенными способностями к труду и силами, которые в дальнейшем реализуются в его трудовой деятельности.
Таким образом, место человека в процессе трудовой деятельности указывает на степень использования конкретным работником возможностей, на основе составляющих трудового потенциала для развития и профессионального роста, освоения нескольких смежных профессий.
Рецензенты:
Макринова Е.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой сервиса и туризма АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород.
Плотников В.А., д.э.н., профессор кафедры общей экономической теории ФГБОУ ВПО «Санкт- Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Мухина М.Г. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА РОЛЬ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11695 (дата обращения: 04.11.2024).