Получение образования, развитие и воспитание студентов, подготовка их к сознательному овладению выбранной профессией, а также к творческой трудовой деятельности и труду в полной мере зависят от того, как поставлен учебный процесс в целом (учебные планы, аудиторный фонд, техническое и методическое обеспечение и т.д.). При этом учебный процесс будет эффективным в том случае, когда он заинтересовывает, вызывает и организует собственную активную познавательную деятельность студенчества.
Учебный материал – это педагогически правильно организованная, целесообразная система знаний, которая всецело подлежит усвоению студентами. Содержание любого преподаваемого предмета в вузе должно определять следующие принципы и требования с учетом примерных программ и стандартов профессионального образования:
- соответствие современному состоянию и перспективам развития науки, техники и технологическим процессам, применяемым в соответствующих отраслях;
- правильная постановка воспитательного процесса, развивающего обучение и подготовку квалифицированного специалиста;
- реализация принципов общей и профессиональной дидактики, которые всецело являются научно-технической основой предмета;
- наличие компонентов, развивающих техническое мышление студентов и способствующих интеллектуализации труда будущих специалистов согласно выбранной профессии.
В процессе обучения студентов любой предмет (дисциплина) обеспечивает усвоение студентами необходимых элементов специфических знаний в конкретной сфере деятельности, дает знания об основах современных технологических процессах, машинах, системах и методах оформления и учета технологии производства в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации.
Одно из слабых мест современного образования состоит в догматическом характере преподавания, когда преподаватель излагает материал, не отражая междисциплинарной связи. Студент не получает информации, какие дисциплины учебного плана положены в основу изучаемого предмета и как при освоении последующих дисциплин могут и должны быть использованы полученные на данном этапе знания.
Задача преподавателя так организовать процесс обучения в период ознакомления и изучения предмета, чтобы студенты не только усвоили отдельно взятые темы и весь аспект в целом, но и осмыслили и скорректировали свою позицию в технологических процессах, осознали связь изучаемого предмета с другими дисциплинами учебного плана (межпредметные связи).
Плодотворной работе по установлению межпредметных связей способствует посещение преподавателями занятий по другим предметам. Однако основная работа по реализации этих связей состоит в профессиональной, психологической и методической подготовке самого преподавателя. Смысл в том, что не каждый преподаватель имеет определенный багаж методической подготовки и знание предмета, поэтому не каждый преподаватель пожелает присутствие на своих занятиях других. В этом направлении нужно готовиться или переломить психологический дискомфорт. Практически распалась система повышения квалификации, и поэтому необходимо организовать и проводить целенаправленную работу на повышение самосознания и самосовершенствование преподавателя в учебной и методической работе.
Существует несколько основных направлений, по которым рекомендуется вести и совершенствовать работу в установлении межпредметных связей: это базирование на знаниях, полученных по общеобразовательным дисциплинам с целью анализа тех проблем, которые изучаются по предметам профессионально-технического цикла, т.е. по профилям их будущих специальностей, с которыми они встречаются в повседневной жизни; использование математического аппарата для решения производственных и технологических задач, включая технические средства обучения для проведения расчетов, составления технологических карт, построения графиков и т.д.; разъяснения биологической и физической сущности различных технологических процессов; использование знаний, полученных студентами по общественным, частным дисциплинам при рассмотрении вопросов технологического процесса, экономической эффективности технологии и организации технологического процесса.
В настоящее время осуществление межпредметных связей – один из основных вопросов современной системы обучения, который должен планомерно внедряться в учебный процесс с активным участием руководителей ВУЗа и тех лиц, которые составляют учебные планы. С другой стороны, совершенствование обучения, повышение эффективности и качества учебного процесса - одна из главных задач преподавателя. Он должен обеспечить максимальное использование учебного времени, научность и последовательность изложения материала, с тем чтобы студенты осмысленно его воспринимали, умели анализировать и делать выводы из фактов, доводов и наблюдений. При этом преподаватель должен уметь быстро и объективно определять степень и способность усвоения студентами нового материала.
В качестве примера приведена схема межпредметной связи при изучении студентами электроэнергетического факультета дисциплины «Технологии и технические средства в животноводстве» (рис. 1)
Рисунок 1 – Схема межпредметной связи дисциплины «Технологии и технические средства в животноводстве»
При изучении разделов, связанных с приводными характеристиками рабочих машин, студенты должны владеть знаниями, полученными ими в курсах учебных дисциплин «Физика» и «Механика». При изучении разделов по выбору оборудования для гидромеханических и теплотехнических процессов необходимы знания дисциплин «Гидравлика» и «Теплотехника».
В свою очередь, изучив дисциплину «Технологии и технические средства в животноводстве», студент получает определенный запас знаний, необходимый для освоения специальных дисциплин учебного плана, таких как «Автоматика», «Светотехника», «Электропривод», «Проектирование систем электрификации».
Укреплению и совершенствованию межпредметных связей способствует внедрение в учебный процесс совместных научных разработок ученых факультетов электроэнергетического и механизации сельского хозяйства. Так, разработанный электропульсатор на основе линейного двигателя (рис. 2) и его применение на доильном аппарате (рис. 3) используется в дисциплинах «Технологии и технические средства в животноводстве» и «Применение электроэнергии в сельском хозяйстве».
а)б)
Рисунок 2 – Электропульсатор доильного аппарата на основе линейного двигателя:
а) – схема; б) – общий вид
1 – корпус; 2 – перегородка; 3 – отверстие; 4 – камера постоянного вакуума; 5 – камера переменного вакуума; 6 – шток; 7 – якорь; 8 – магнитопроводящие диски; 9 – немагнитная прослойка; 10 – магнитопроводы; 11, 12 – намагничивающие катушки; 13 – выводы катушек; 14 – кабельный ввод; 15 – конусный клапан; 16 – тарельчатый клапан; 17 – упор;18 – патрубок постоянного вакуума; 19 – патрубок переменного вакуума;
20 – атмосферный канал; 21 – фильтр; 22 – крышка
Рисунок 3 – Доильный аппарат АИД-1 с электропульсатором на основе линейного двигателя
Данная разработка прошла производственную проверку, чем подтверждена ее экономическая целесообразность, и студенты на этом примере прослеживают не только межпредметную связь, но и связь полученных теоретических знаний с производством.
Таким образом, как показывает практика, межпредметные связи в современном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой является овладение обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни.
Рецензенты:
Духина Т.Н., д.соц.н., профессор кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.
Стародубцева Г.П., д.с.-х.н., профессор, заведующая кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.