Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Атанов И.В. 1 Капустин И.В. 1 Никитенко Г.В. 1 Скрипкин В.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
Эффективность учебного процесса зависит от того, насколько преподаватель заинтересовывает, вызывает и организует активную познавательную деятельность студенчества. Дисциплина должна обеспечивать усвоение студентами необходимых элементов специфических знаний в конкретной сфере деятельности, дает знания об основах современных технологических процессах, машинах, системах и методах оформления и учета технологии производства в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации. Кроме того, важной задачей представления дисциплины является то, чтобы студенты не только усвоили отдельно взятые темы, но и осмыслили и скорректировали свою позицию в технологических процессах, осознали связь изучаемого предмета с другими дисциплинами учебного плана (межпредметные связи). Рассмотрены вопросы повышения эффективности учебного процесса в высшей школе образования, одним из направлений которого является развитие и совершенствование межпредметных связей.
межпредметные связи
учебный материал
учебный процесс
1. Атанов И.В., Капустин И.В., Данилов М.В. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составляющая учебного процесса // Вестник АПК Ставрополья». – 2012. - № 1(5).
2. Безгина Ю.А., Черницова М.А. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения и формирования компетенций у студентов ВПО // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – 2013. – Т. 19. - № 1. – С. 61-65.
3. Использование естественных факторов стимуляции защитных систем организма в учебном процессе по физической культуре / Осыченко М.В., Скрипкин В.С. // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. – Т. 22. - №3. – С. 69-72.
4. Капустина Е.И. Методические основы организации учебного процесса при двухуровневой системе образования // Инновационные векторы современного образования: сб. трудов по материалам научно-методической конференции/ Ставропольский государственный аграрный университет. – Ставрополь: АГРУС, 2012. – 136 с.
5. К проблеме совершенствования учебного процесса по физической культуре в вузах нефизкультурного профиля / Скрипкин В.С., Осыченко М.В. // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. – Т. 22. - №3. – С. 72-75.
6. Нестандартные учебные занятия как движущий фактор эволюции учебного процесса / Черницова М.А., Безгина Ю.А., Погарская Н.В., Францева Н.Н., Волосова Е.В. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 2. – С. 255-255.
7. Никитенко Г.В. Электропривод производственных механизмов: учебное пособие / Г.В. Никитенко; Ставропольский ГАУ. – Ставрополь: АГРУС, 2012.– 240 с.
8. Осыченко М. В., Скрипкин, В. С. Реализация вариативного компонента дисциплины «Физическая культура» на основе современных фитнес-технологий / М.В. Осыченко, В.С. Скрипкин // Теория и практика физической культуры – 2013. - № 9. – С. 11-14.
9. Система воспитательной работы в вузе: традиции качества / Трухачев В.И., Тарасова С.И., Хохлова Е.В., Федиско О.Н. // Высшее образование в России. – 2010. - № 10. – С. 72-80.
10. Технологии и технические средства в животноводстве / В.И. Трухачев, И.В. Капустин, О.Г. Ангилеев, В.И. Гребенник. – Ставрополь: АГРУС, 2005. – 304 с.
11. Технологическое и техническое обеспечение процессов машинного доения коров, обработки и переработки молока / В.И. Трухачев, И.В.Капустин, В.И. Будков, Д.И. Грицай. – Ставрополь, АГРУС, 2012. – 300 с.
12. Патент 2370874 RU, МПК8 H 02 K 33/12. Линейный двигатель / Г.В. Никитенко, В.А. Гринченко; заявитель и патентообладатель СтГАУ. – №2008112342/09; заявл. 31.03.08; опубл. 20.10.09.
13. Управление качеством самостоятельной работы студента вуза / Трухачев В.И., Хохлова Е.В., Скрипкин В.С., Галеев Е.В., Федиско О.Н. // Современные проблемы воспитания молодежи: сборник материалов конференции. – Ставрополь, 2011. – С. 14-23.
14. ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» качество, профессионализм, международное сотрудничество / Трухачев В.И. // Стандарты и качество. – 2010. - № 9. – С. 106-107.
15. Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем: автореф. дис. … канд. филос. наук / М.В. Осыченко. – Ставрополь, 2007.– 22 с.
16. Эффективность нестандартных форм проведения занятий для усвоения учебного материала / Черницова М.А., Безгина Ю.А., Погарская Н.В., Францева Н.Н., Волосова Е.В. // В сборнике: Применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК, 2013. – С. 264-268.

Получение образования, развитие и воспитание студентов, подготовка их к сознательному овладению выбранной профессией, а также к творческой трудовой деятельности и труду в полной мере зависят от того, как поставлен учебный процесс в целом (учебные планы, аудиторный фонд, техническое и методическое обеспечение и т.д.). При этом учебный процесс будет эффективным в том случае, когда он заинтересовывает, вызывает и организует собственную активную познавательную деятельность студенчества.

Учебный материал – это педагогически правильно организованная, целесообразная система знаний, которая всецело подлежит усвоению студентами. Содержание любого преподаваемого предмета в вузе должно определять следующие принципы и требования с учетом примерных программ и стандартов профессионального образования:

  • соответствие современному состоянию и перспективам развития науки, техники и технологическим процессам, применяемым в соответствующих отраслях;
  • правильная постановка воспитательного процесса, развивающего обучение и подготовку квалифицированного специалиста;
  • реализация принципов общей и профессиональной дидактики, которые всецело являются научно-технической основой предмета;
  • наличие компонентов, развивающих техническое мышление студентов и способствующих интеллектуализации труда будущих специалистов согласно выбранной профессии.

В процессе обучения студентов любой предмет (дисциплина) обеспечивает усвоение студентами необходимых элементов специфических знаний в конкретной сфере деятельности, дает знания об основах современных технологических процессах, машинах, системах и методах оформления и учета технологии производства в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации.

Одно из слабых мест современного образования состоит в догматическом характере преподавания, когда преподаватель излагает материал, не отражая междисциплинарной связи. Студент не получает информации, какие дисциплины учебного плана положены в основу изучаемого предмета и как при освоении последующих дисциплин могут и должны быть использованы полученные на данном этапе знания.

Задача преподавателя так организовать процесс обучения в период ознакомления и изучения предмета, чтобы студенты не только усвоили отдельно взятые темы и весь аспект в целом, но и осмыслили и скорректировали свою позицию в технологических процессах, осознали связь изучаемого предмета с другими дисциплинами учебного плана (межпредметные связи).

Плодотворной работе по установлению межпредметных связей способствует посещение преподавателями занятий по другим предметам. Однако основная работа по реализации этих связей состоит в профессиональной, психологической и методической подготовке самого преподавателя. Смысл в том, что не каждый преподаватель имеет определенный багаж методической подготовки и знание предмета, поэтому не каждый преподаватель пожелает присутствие на своих занятиях других. В этом направлении нужно готовиться или переломить психологический дискомфорт. Практически распалась система повышения квалификации, и поэтому необходимо организовать и проводить целенаправленную работу на повышение самосознания и самосовершенствование преподавателя в учебной и методической работе.

Существует несколько основных направлений, по которым рекомендуется вести и совершенствовать работу в установлении межпредметных связей: это базирование на знаниях, полученных по общеобразовательным дисциплинам с целью анализа тех проблем, которые изучаются по предметам профессионально-технического цикла, т.е. по профилям их будущих специальностей, с которыми они встречаются в повседневной жизни; использование математического аппарата для решения производственных и технологических задач, включая технические средства обучения для проведения расчетов, составления технологических карт, построения графиков и т.д.; разъяснения биологической и физической сущности различных технологических процессов; использование знаний, полученных студентами по общественным, частным дисциплинам при рассмотрении вопросов технологического процесса, экономической эффективности технологии и организации технологического процесса.

В настоящее время осуществление межпредметных связей – один из основных вопросов современной системы обучения, который должен планомерно внедряться в учебный процесс с активным участием руководителей ВУЗа и тех лиц, которые составляют учебные планы. С другой стороны, совершенствование обучения, повышение эффективности и качества учебного процесса - одна из главных задач преподавателя. Он должен обеспечить максимальное использование учебного времени, научность и последовательность изложения материала, с тем чтобы студенты осмысленно его воспринимали, умели анализировать и делать выводы из фактов, доводов и наблюдений. При этом преподаватель должен уметь быстро и объективно определять степень и способность усвоения студентами нового материала.

В качестве примера приведена схема межпредметной связи при изучении студентами электроэнергетического факультета дисциплины «Технологии и технические средства в животноводстве» (рис. 1)

Рисунок 1 – Схема межпредметной связи дисциплины «Технологии и технические средства в животноводстве»

При изучении разделов, связанных с приводными характеристиками рабочих машин, студенты должны владеть знаниями, полученными ими в курсах учебных дисциплин «Физика» и «Механика». При изучении разделов по выбору оборудования для гидромеханических и теплотехнических процессов необходимы знания дисциплин «Гидравлика» и «Теплотехника».

В свою очередь, изучив дисциплину «Технологии и технические средства в животноводстве», студент получает определенный запас знаний, необходимый для освоения специальных дисциплин учебного плана, таких как «Автоматика», «Светотехника», «Электропривод», «Проектирование систем электрификации».

Укреплению и совершенствованию межпредметных связей способствует внедрение в учебный процесс совместных научных разработок ученых факультетов электроэнергетического и механизации сельского хозяйства. Так, разработанный электропульсатор на основе линейного двигателя (рис. 2) и его применение на доильном аппарате (рис. 3) используется в дисциплинах «Технологии и технические средства в животноводстве» и «Применение электроэнергии в сельском хозяйстве».

а)б)

Рисунок 2 – Электропульсатор доильного аппарата на основе линейного двигателя:

а) – схема; б) – общий вид

1 – корпус; 2 – перегородка; 3 – отверстие; 4 – камера постоянного вакуума; 5 – камера переменного вакуума; 6 – шток; 7 – якорь; 8 – магнитопроводящие диски; 9 – немагнитная прослойка; 10 – магнитопроводы; 11, 12 – намагничивающие катушки; 13 – выводы катушек; 14 – кабельный ввод; 15 – конусный клапан; 16 – тарельчатый клапан; 17 – упор;18 – патрубок постоянного вакуума; 19 – патрубок переменного вакуума;

20 – атмосферный канал; 21 – фильтр; 22 – крышка

Рисунок 3 – Доильный аппарат АИД-1 с электропульсатором на основе линейного двигателя

Данная разработка прошла производственную проверку, чем подтверждена ее экономическая целесообразность, и студенты на этом примере прослеживают не только межпредметную связь, но и связь полученных теоретических знаний с производством.

Таким образом, как показывает практика, межпредметные связи в современном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой является овладение обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни.

Рецензенты:

Духина Т.Н., д.соц.н., профессор кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.

Стародубцева Г.П., д.с.-х.н., профессор, заведующая кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Атанов И.В., Капустин И.В., Никитенко Г.В., Скрипкин В.С. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11614 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674