Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREVALENCE OF ADDICTIONS AMONG TEENAGERS OF THE CITY OF KOMSOMOLSK-ON-AMUR

Inglik T.N. 1 Chernyavskaya N.M. 1 Aybazova L.B. 1
1 FGBOU VPO "The Amur humanitarian and pedagogical state university"
Now development of the Russian society among other negative tendencies is characterized by strengthening of in-terest of children and teenagers to the use of various psychoactive agents. In result of research with application of questioning prevalence of alcohol intake and tobacco smoking among school students of middle and advanced age is studied. It is established that familiarizing of teenagers with addictions happens in initial classes and reaches a maximum in the middle age. During research motives and the risk factors promoting familiarizing of teenagers to smoking of tobacco and alcohol intake are revealed. At the majority of school students the negative relation to addictions isn´t developed. As a result of research it is established that, besides legislative actions in the sphere of prevention of the use of psychoactive agents, it is necessary to use widely family, psychology and pedagogical, ed-ucational technologies and technologies of employment of teenagers.
motivation and risk factors.
distribution epidemiology
tobacco smoking
alcohol
psychoactive agents

Проблема сохранения здоровья школьников становится все более актуальной в современных социально-экономических условиях. Распространенность употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди субъектов образовательного процесса продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем российского общества. Это обусловлено такими сложившимися негативными тенденциями в употреблении ПАВ, как «омоложение» контингента употребляющих наркотические вещества, табак и алкоголь; снижение возраста первой пробы; высокий темп роста детской и подростковой наркомании; полинаркомания; существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков.

Как показывают социологические исследования, употребление алкоголя и курение были и остаются самыми распространенными среди школьников вредными привычками. Так, по данным Центра социологических исследований, в 2010 году в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раза в месяц) составила 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн человек); алкогольные напитки (включая пиво) – 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн человек); курят табачные изделия 45,6% (12,3 млн человек) [4].

При этом употребление алкоголя и табака, помимо выраженного негативного влияния на состояние здоровья человека, является серьезным основанием для перехода к наркотикам, так как у детей первые пробы наркотиков, как правило, происходят на фоне потребления алкогольных напитков и табакокурения. Однако, несмотря на серьезность угрозы, общество по-прежнему относится к курению и употреблению алкоголя как к социально приемлемым привычкам.

Целью настоящего исследования явилось изучение распространенности употребления алкоголя и табакокурения среди учащихся среднего и старшего школьного возраста и выявление мотивов и основных факторов риска, способствующих приобщению подростков к вредным привычкам, с применением анонимного анкетирования. Анкеты включали диагностические и аналитические вопросы с вариантами ответов. Вопросы анкеты сгруппированы в блоки, позволяющие оценить мотивацию, распространенность и интенсивность курения и употребления алкогольных напитков, а также информированность подростков о негативных последствиях вредных привычек.

В исследовании приняли участие 975 учащихся 5-11-х классов средних школ г. Комсомольска-на-Амуре. Обработка полученных результатов проводилась с использованием критерия Стьюдента.

В результате проведенного анализа анкет установлено, что среди опрошенных количество курящих школьников составило 25,6%, в том числе 25,9% девушек и 25,2% юношей. Максимальное количество курящих девушек выявлено в 10-м классе (38,1%), курящих мальчиков – в 9-м классе (35,3%). Средний возраст начала употребления табака составил 12,5±1,9 года. Необходимо отметить, что среди некурящих школьников велика доля тех, кто в прошлом имеет опыт употребления табачных изделий или их пробы. В частности, в этом признались 47,7% некурящих девушек и 40,1% некурящих юношей.

Изучение эпидемического аспекта употребления алкоголя показало, что все опрошенные респонденты употребляли алкогольные напитки. Средний возраст начала употребления алкоголя составил 10,9±2,1 года. В настоящее время употребляют алкогольные напитки 40% подростков. При этом среди употребляющих алкогольные напитки более 2 раз в неделю употребляют алкоголь 7,8% школьников, раз в неделю – 22,6% и 1-2 раза в месяц – 69,6%. Таким крепким напиткам, как водка и коньяк, предпочтение отдают 23% школьников, пиву – 10% школьников. Большинство опрошенных школьников предпочитают ликеры, шампанское и сухие вина (67%).

Для определения когнитивно-ценностного компонента установки против табакокурения и употребления алкоголя респондентам был предложен перечень утверждений, представляющих собой мифы о вредных привычках. Как видно из рисунка 1, самым распространенным мифом среди курящих школьников является ложное представление о том, что курят все (45,7%). Около 40% курящих убеждены, что бросить курить легко, и курение опасно только для того, кто курит. Каждый третий курящий респондент считает, что «все взрослые курят» (30,2%); «курение – безвредное занятие» (26,7%), «курение помогает оставаться стройным» (29,5%) и «курить, не затягиваясь, не вредно» (27,3%).

Рис. 1. Распространенность среди опрошенных мифов о курении

Среди опрошенных некурящих школьников эти мифы менее распространены. Однако около трети респондентов согласны с тем, что «курение опасно только для того, кто курит» (31,1%). Каждый пятый-шестой респондент считает, что все взрослые курят (20,2%) и бросить курить легко (16,9%). Менее 10% некурящих респондентов согласны с тем, что «курят все»; «курение помогает оставаться стройным», «курить, не затягиваясь, не вредно» и «курение – безвредное занятие».

Изучение информированности школьников о негативных последствиях табакокурения показало, что абсолютное большинство как курящих (80%), так и некурящих (92%) школьников знают о том, что курение вызывает рак легкого и пищевода (рис. 2). Однако о риске развития рака губы, языка, гортани и трахеи знают уже 55% курящих и 60% некурящих респондентов. О составе табачного дыма имеют более полное представление только каждый четвертый курящий (24%) и каждый третий некурящий (31%). О негативном влиянии курения на умственную работоспособность и физическое развитие детей информирован только каждый третий респондент (35% курящих и 42% некурящих). О других негативных последствиях табака информирован примерно каждый второй как курящий, так и некурящий школьник.

Рис. 2. Информированность школьников о негативных последствиях табакокурения

Курящие школьники обладают несколько худшими знаниями о негативном влиянии табака на состояние здоровья. Так, осведомлены о том, что курение повышает риск развития рака шейки матки, выкидышей 56% курящих против 67% некурящих. О риске развития заболеваний глаз, слухового аппарата, зубов, десен, крови знают 40% курящих и 55% некурящих. О влиянии курения на кислородное обеспечение головного мозга информированы 49% курящих и 58% некурящих школьников.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что, с одной стороны, знания опрошенных школьников о негативном влиянии табака на состояние здоровья носят недостаточный и фрагментарный характер. С другой стороны, одинаковый уровень осведомленности о вреде употребления табака у курящих и некурящих подростков подтверждает распространившуюся в последние годы среди специалистов по проблемам формирования здорового образа жизни точку зрения, согласно которой информированность о вреде для здоровья, причиняемом употреблением психоактивных веществ, не выполняет по отношению к ним защитной функции, что не способствует формированию позитивных мотиваций относительно курения [5]. Следовательно, программы формирования здорового образа жизни, основанные только на проведении санитарно-просветительской работы, не могут дать ожидаемого эффекта. Тем не менее, осведомленность о вреде курения является необходимой частью антиникотиновой установки.

Результаты изучения этиологических факторов риска табакокурения представлены в таблице 1. В структуре причин приобщения подростков к табакокурению, по мнению курящих респондентов, первые ранговые места занимают такие, как «за компанию» (75%) и «баловство» (63%). Около 50% курящих школьников отметили следующие причины: «от нечего делать», «модно», «хочется быть взрослым», «снятие напряжения» и «любопытство». Каждый третий курящий респондент считает, что мотивами приобщения подростков к курению являются «повышение настроения» и «возможность похудеть».

Таблица 1

Факторы приобщения подростков к табакокурению

Факторы приобщения к табакокурению

Количество, %

курящие

некурящие

Социальные факторы приобщения к табакокурению

1. От нечего делать

52

27

2. За компанию

75

75

3. Модно

48

41

Психолого-физиологические факторы приобщения к табакокурению

1. Для снятия напряжения

55

22

2. Повышение настроения

34

11

3. Баловство

63

50

4. Любопытство

54

38

5. Хочется быть взрослым

51

62

6. Помогает похудеть

32

5

7. Просто так

44

20

По мнению некурящих респондентов, первые ранговые места в структуре причин приобщения подростков к табакокурению занимают такие, как «за компанию» (75%), «хочется быть взрослым» (62%) и «баловство» (50%). Количество некурящих школьников, считающих, что подростки курят «от нечего делать», для снятия напряжения, повышения настроения и «просто так», составило в 2-3 раза меньше, чем количество курящих респондентов.

Для определения отношения к курению респондентам был предложен перечень высказываний, по отношению к которым требовалось выразить степень согласия по пятибалльной шкале. В результате исследования установлено, что, к сожалению, только у 7% некурящих юношей сформирован антиникотиновый барьер, они не одобряют процесс курения. У 50% курящих и некурящих юношей отношение к курению не выработано, а 50% курящих и 43% некурящих юношей положительно относятся к курению. Среди девушек отношение к курению не выработано у 75% курящих и у 67% некурящих. Положительно относятся к курению 25% курящих девушек и 33% некурящих. Следовательно, подростки, не начавшие употребление табака до сих пор, имеют высокие шансы приобщиться к курению в ближайшие годы.

Анализ ответов на утверждения показал различия в степени согласия с отдельными высказываниями у курящих и некурящих подростков (табл. 2).

Таблица 2

Степень согласия подростков с высказываниями о курении (средние баллы)

Утверждение

Курящие

Некурящие

Д

Ю

Д

Ю

Не курить – это круто

2,6

2,7

1,9

4,1

Курение – это напрасная трата денег

2,5

2,8

1,8

4,1

Курение – это интересное времяпрепровождение

3,3

2,9

4,3

1,9

В курении есть особый шик

3,1

3,1

4,2

2,3

Курить - это круто

3,3

3,1

4,5

1,5

Курение делает подростков и молодых людей более интересными

3

2,8

4,5

1,8

Курение дает возможность собраться с мыслями

2,9

2,8

4,2

1,9

Курение - это приятные ощущения

2,9

2,8

4,3

1,8

Курение повышает авторитет среди товарищей

2,8

2,9

3,7

4,2

Курение – это символ преуспевания в делах и жизни

3,2

3

4,1

3,6

Курить – это модно и современно

3,3

3,2

4,4

3,8

Мне нравится реклама курения

3,3

3

4,5

3,9

Курят многие люди, и с их здоровьем ничего не происходит

3,1

2,9

4,2

4

Если родители курят, то и мне можно начать курить

3

3,4

4,5

4,3

Я уже взрослый и могу попробовать курить

2,8

2,7

4,5

4,2

Я бы значительно возвысился в глазах сверстников, если бы начал курить

3,2

3,2

4

4

Я не стану по-настоящему взрослым, если не отведаю вкус табака

3,1

3,4

4,6

4,4

Примечательно, что курящие подростки более сдержанны в своем согласии/несогласии с положительными и отрицательными утверждениями о курении. Возможно, это связано с тем, что они уже на собственном опыте знают, что курение не делает жизнь интересней, а курильщика – более привлекательным в глазах окружающих. Некурящие же подростки, особенно девушки, склонны романтизировать курение, придавая ему особую значимость. Они полагают, что в курении есть шик, что курить – это круто, что курение делает подростков и молодых людей более интересными, дарит приятные ощущения. По их мнению, курить – модно и современно, а курение является символом преуспевания в делах и жизни. Им кажется, что можно существенно возвыситься в глазах сверстников, начав курить, что, закурив, они станут взрослее. Таким образом, для некурящих подростков курение, сигарета в руках является символом взрослости и привлекательности. Вероятно, такое представление сформировано благодаря средствам массовой информации, а также наблюдениям в обыденной жизни.

Результаты проведенного исследования показали также неоднозначное отношение респондентов к употреблению алкоголя и недостаточные знания о последствиях злоупотребления алкоголем. Из числа опрошенных респондентов 86% считают алкоголь злом, не придерживаются такого мнения 14% школьников. С сочувствием относятся к алкоголикам 18% опрошенных школьников; с неприязнью – 43%; безразлично – 7% и осуждают – 32%. Количество школьников, считающих, что современное застолье может обойтись без алкоголя, составило 72%. Однако 28% опрошенных школьников считают, что современное застолье не может обойтись без алкоголя. Тем не менее, трезвость общества для 57% опрошенных школьников является иллюзией, а для 43% – реальностью.

Количество школьников, считающих, что алкоголизм излечим, составило 54%. Неизлечимой болезнью алкоголизм считают 21% школьников, затруднились с ответом 25%. При этом 53% школьников полагают, что алкоголик сам, без посторонней помощи может бросить пить. 22% школьников полагают, что алкоголик сам, без посторонней помощи не может бросить пить. Затруднились с ответом 25% школьников.

Изучение мотивов приобщения детей и подростков к алкоголю показало, что основной причиной употребления алкоголя являются дни рождения и праздники (79% респондентов). Помимо традиционных причин, 21% школьников принимают алкогольные напитки для веселья, развлечений и снятия эмоционального напряжения. Не могут отказаться от угощения 10% опрошенных респондентов.

Рис. 3. Количество курящих родителей

Немаловажным фактором приобщения подростков к курению и употреблению алкоголя является наличие вредных привычек у родителей. Как видно из рисунка 3, из числа опрошенных школьников количество курящих отцов составило 72,8%; курящих матерей – 44,4%. Наименьшее количество курящих матерей и отцов выявлено в семьях некурящих девушек. В каждой второй семье курит дедушка (43,2%). 61% опрошенных школьников видели своих родителей в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, распространенность вредных привычек среди близких людей является для детей провоцирующим моментом к началу курения и употреблению алкоголя, что коррелирует с общими тенденциями распространения вредных привычек [1-3].

Распространение вредных привычек среди респондентов, несомненно, обусловлено сложившимся толерантным отношением к табакокурению и употреблению алкоголя населения России. Анализ мнений подростков о целесообразности различных мероприятий по профилактике вредных привычек показал, что 87% курящих девушек и 77% курящих юношей считают необходимым запрет продажи сигарет (вообще или людям до 21 года). Запрет рекламы сигарет и введение штрафов за курение в общественных местах считает целесообразным только половина курящих респондентов.

Положительно относятся к рекламе спиртных напитков 4% опрошенных школьников, отрицательно – 32%, равнодушно – 64%. Количество школьников, которые положительно относятся к запрету на продажу алкоголя в ночное время, составило 32%; отрицательно – 18% безразлично – 50%. Количество школьников, которые положительно относятся к рекламе пива на телевидении, составило 14%; отрицательно – 47%, безразлично – 39%.

Таким образом, у большинства опрошенных респондентов не сформировано активное негативное поведение в отношении вредных привычек, о чем свидетельствует наличие школьников, не одобряющих или равнодушно относящихся к принятым в последние годы законодательным документам в области профилактики употребления психоактивных веществ в российском обществе. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости применения, помимо законодательных мероприятий, семейных, психолого-педагогических, образовательных технологий и технологий занятости подростков для организации мероприятий первичной и вторичной профилактики вредных привычек среди школьников.

Рецензенты:

Шумейко А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Минобрнауки России, г. Комсомольск-на-Амуре.

Тяжелков А.П., д.п.н., профессор, главный врач КГБУЗ «Горбольница № 7» Министерства здравоохранения, г. Комсомольск-на-Амуре.