Проблема сохранения здоровья школьников становится все более актуальной в современных социально-экономических условиях. Распространенность употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди субъектов образовательного процесса продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем российского общества. Это обусловлено такими сложившимися негативными тенденциями в употреблении ПАВ, как «омоложение» контингента употребляющих наркотические вещества, табак и алкоголь; снижение возраста первой пробы; высокий темп роста детской и подростковой наркомании; полинаркомания; существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков.
Как показывают социологические исследования, употребление алкоголя и курение были и остаются самыми распространенными среди школьников вредными привычками. Так, по данным Центра социологических исследований, в 2010 году в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раза в месяц) составила 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн человек); алкогольные напитки (включая пиво) – 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн человек); курят табачные изделия 45,6% (12,3 млн человек) [4].
При этом употребление алкоголя и табака, помимо выраженного негативного влияния на состояние здоровья человека, является серьезным основанием для перехода к наркотикам, так как у детей первые пробы наркотиков, как правило, происходят на фоне потребления алкогольных напитков и табакокурения. Однако, несмотря на серьезность угрозы, общество по-прежнему относится к курению и употреблению алкоголя как к социально приемлемым привычкам.
Целью настоящего исследования явилось изучение распространенности употребления алкоголя и табакокурения среди учащихся среднего и старшего школьного возраста и выявление мотивов и основных факторов риска, способствующих приобщению подростков к вредным привычкам, с применением анонимного анкетирования. Анкеты включали диагностические и аналитические вопросы с вариантами ответов. Вопросы анкеты сгруппированы в блоки, позволяющие оценить мотивацию, распространенность и интенсивность курения и употребления алкогольных напитков, а также информированность подростков о негативных последствиях вредных привычек.
В исследовании приняли участие 975 учащихся 5-11-х классов средних школ г. Комсомольска-на-Амуре. Обработка полученных результатов проводилась с использованием критерия Стьюдента.
В результате проведенного анализа анкет установлено, что среди опрошенных количество курящих школьников составило 25,6%, в том числе 25,9% девушек и 25,2% юношей. Максимальное количество курящих девушек выявлено в 10-м классе (38,1%), курящих мальчиков – в 9-м классе (35,3%). Средний возраст начала употребления табака составил 12,5±1,9 года. Необходимо отметить, что среди некурящих школьников велика доля тех, кто в прошлом имеет опыт употребления табачных изделий или их пробы. В частности, в этом признались 47,7% некурящих девушек и 40,1% некурящих юношей.
Изучение эпидемического аспекта употребления алкоголя показало, что все опрошенные респонденты употребляли алкогольные напитки. Средний возраст начала употребления алкоголя составил 10,9±2,1 года. В настоящее время употребляют алкогольные напитки 40% подростков. При этом среди употребляющих алкогольные напитки более 2 раз в неделю употребляют алкоголь 7,8% школьников, раз в неделю – 22,6% и 1-2 раза в месяц – 69,6%. Таким крепким напиткам, как водка и коньяк, предпочтение отдают 23% школьников, пиву – 10% школьников. Большинство опрошенных школьников предпочитают ликеры, шампанское и сухие вина (67%).
Для определения когнитивно-ценностного компонента установки против табакокурения и употребления алкоголя респондентам был предложен перечень утверждений, представляющих собой мифы о вредных привычках. Как видно из рисунка 1, самым распространенным мифом среди курящих школьников является ложное представление о том, что курят все (45,7%). Около 40% курящих убеждены, что бросить курить легко, и курение опасно только для того, кто курит. Каждый третий курящий респондент считает, что «все взрослые курят» (30,2%); «курение – безвредное занятие» (26,7%), «курение помогает оставаться стройным» (29,5%) и «курить, не затягиваясь, не вредно» (27,3%).
Рис. 1. Распространенность среди опрошенных мифов о курении
Среди опрошенных некурящих школьников эти мифы менее распространены. Однако около трети респондентов согласны с тем, что «курение опасно только для того, кто курит» (31,1%). Каждый пятый-шестой респондент считает, что все взрослые курят (20,2%) и бросить курить легко (16,9%). Менее 10% некурящих респондентов согласны с тем, что «курят все»; «курение помогает оставаться стройным», «курить, не затягиваясь, не вредно» и «курение – безвредное занятие».
Изучение информированности школьников о негативных последствиях табакокурения показало, что абсолютное большинство как курящих (80%), так и некурящих (92%) школьников знают о том, что курение вызывает рак легкого и пищевода (рис. 2). Однако о риске развития рака губы, языка, гортани и трахеи знают уже 55% курящих и 60% некурящих респондентов. О составе табачного дыма имеют более полное представление только каждый четвертый курящий (24%) и каждый третий некурящий (31%). О негативном влиянии курения на умственную работоспособность и физическое развитие детей информирован только каждый третий респондент (35% курящих и 42% некурящих). О других негативных последствиях табака информирован примерно каждый второй как курящий, так и некурящий школьник.
Рис. 2. Информированность школьников о негативных последствиях табакокурения
Курящие школьники обладают несколько худшими знаниями о негативном влиянии табака на состояние здоровья. Так, осведомлены о том, что курение повышает риск развития рака шейки матки, выкидышей 56% курящих против 67% некурящих. О риске развития заболеваний глаз, слухового аппарата, зубов, десен, крови знают 40% курящих и 55% некурящих. О влиянии курения на кислородное обеспечение головного мозга информированы 49% курящих и 58% некурящих школьников.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что, с одной стороны, знания опрошенных школьников о негативном влиянии табака на состояние здоровья носят недостаточный и фрагментарный характер. С другой стороны, одинаковый уровень осведомленности о вреде употребления табака у курящих и некурящих подростков подтверждает распространившуюся в последние годы среди специалистов по проблемам формирования здорового образа жизни точку зрения, согласно которой информированность о вреде для здоровья, причиняемом употреблением психоактивных веществ, не выполняет по отношению к ним защитной функции, что не способствует формированию позитивных мотиваций относительно курения [5]. Следовательно, программы формирования здорового образа жизни, основанные только на проведении санитарно-просветительской работы, не могут дать ожидаемого эффекта. Тем не менее, осведомленность о вреде курения является необходимой частью антиникотиновой установки.
Результаты изучения этиологических факторов риска табакокурения представлены в таблице 1. В структуре причин приобщения подростков к табакокурению, по мнению курящих респондентов, первые ранговые места занимают такие, как «за компанию» (75%) и «баловство» (63%). Около 50% курящих школьников отметили следующие причины: «от нечего делать», «модно», «хочется быть взрослым», «снятие напряжения» и «любопытство». Каждый третий курящий респондент считает, что мотивами приобщения подростков к курению являются «повышение настроения» и «возможность похудеть».
Таблица 1
Факторы приобщения подростков к табакокурению
Факторы приобщения к табакокурению |
Количество, % |
|
курящие |
некурящие |
|
Социальные факторы приобщения к табакокурению |
||
1. От нечего делать |
52 |
27 |
2. За компанию |
75 |
75 |
3. Модно |
48 |
41 |
Психолого-физиологические факторы приобщения к табакокурению |
||
1. Для снятия напряжения |
55 |
22 |
2. Повышение настроения |
34 |
11 |
3. Баловство |
63 |
50 |
4. Любопытство |
54 |
38 |
5. Хочется быть взрослым |
51 |
62 |
6. Помогает похудеть |
32 |
5 |
7. Просто так |
44 |
20 |
По мнению некурящих респондентов, первые ранговые места в структуре причин приобщения подростков к табакокурению занимают такие, как «за компанию» (75%), «хочется быть взрослым» (62%) и «баловство» (50%). Количество некурящих школьников, считающих, что подростки курят «от нечего делать», для снятия напряжения, повышения настроения и «просто так», составило в 2-3 раза меньше, чем количество курящих респондентов.
Для определения отношения к курению респондентам был предложен перечень высказываний, по отношению к которым требовалось выразить степень согласия по пятибалльной шкале. В результате исследования установлено, что, к сожалению, только у 7% некурящих юношей сформирован антиникотиновый барьер, они не одобряют процесс курения. У 50% курящих и некурящих юношей отношение к курению не выработано, а 50% курящих и 43% некурящих юношей положительно относятся к курению. Среди девушек отношение к курению не выработано у 75% курящих и у 67% некурящих. Положительно относятся к курению 25% курящих девушек и 33% некурящих. Следовательно, подростки, не начавшие употребление табака до сих пор, имеют высокие шансы приобщиться к курению в ближайшие годы.
Анализ ответов на утверждения показал различия в степени согласия с отдельными высказываниями у курящих и некурящих подростков (табл. 2).
Таблица 2
Степень согласия подростков с высказываниями о курении (средние баллы)
Утверждение |
Курящие |
Некурящие |
||
Д |
Ю |
Д |
Ю |
|
Не курить – это круто |
2,6 |
2,7 |
1,9 |
4,1 |
Курение – это напрасная трата денег |
2,5 |
2,8 |
1,8 |
4,1 |
Курение – это интересное времяпрепровождение |
3,3 |
2,9 |
4,3 |
1,9 |
В курении есть особый шик |
3,1 |
3,1 |
4,2 |
2,3 |
Курить - это круто |
3,3 |
3,1 |
4,5 |
1,5 |
Курение делает подростков и молодых людей более интересными |
3 |
2,8 |
4,5 |
1,8 |
Курение дает возможность собраться с мыслями |
2,9 |
2,8 |
4,2 |
1,9 |
Курение - это приятные ощущения |
2,9 |
2,8 |
4,3 |
1,8 |
Курение повышает авторитет среди товарищей |
2,8 |
2,9 |
3,7 |
4,2 |
Курение – это символ преуспевания в делах и жизни |
3,2 |
3 |
4,1 |
3,6 |
Курить – это модно и современно |
3,3 |
3,2 |
4,4 |
3,8 |
Мне нравится реклама курения |
3,3 |
3 |
4,5 |
3,9 |
Курят многие люди, и с их здоровьем ничего не происходит |
3,1 |
2,9 |
4,2 |
4 |
Если родители курят, то и мне можно начать курить |
3 |
3,4 |
4,5 |
4,3 |
Я уже взрослый и могу попробовать курить |
2,8 |
2,7 |
4,5 |
4,2 |
Я бы значительно возвысился в глазах сверстников, если бы начал курить |
3,2 |
3,2 |
4 |
4 |
Я не стану по-настоящему взрослым, если не отведаю вкус табака |
3,1 |
3,4 |
4,6 |
4,4 |
Примечательно, что курящие подростки более сдержанны в своем согласии/несогласии с положительными и отрицательными утверждениями о курении. Возможно, это связано с тем, что они уже на собственном опыте знают, что курение не делает жизнь интересней, а курильщика – более привлекательным в глазах окружающих. Некурящие же подростки, особенно девушки, склонны романтизировать курение, придавая ему особую значимость. Они полагают, что в курении есть шик, что курить – это круто, что курение делает подростков и молодых людей более интересными, дарит приятные ощущения. По их мнению, курить – модно и современно, а курение является символом преуспевания в делах и жизни. Им кажется, что можно существенно возвыситься в глазах сверстников, начав курить, что, закурив, они станут взрослее. Таким образом, для некурящих подростков курение, сигарета в руках является символом взрослости и привлекательности. Вероятно, такое представление сформировано благодаря средствам массовой информации, а также наблюдениям в обыденной жизни.
Результаты проведенного исследования показали также неоднозначное отношение респондентов к употреблению алкоголя и недостаточные знания о последствиях злоупотребления алкоголем. Из числа опрошенных респондентов 86% считают алкоголь злом, не придерживаются такого мнения 14% школьников. С сочувствием относятся к алкоголикам 18% опрошенных школьников; с неприязнью – 43%; безразлично – 7% и осуждают – 32%. Количество школьников, считающих, что современное застолье может обойтись без алкоголя, составило 72%. Однако 28% опрошенных школьников считают, что современное застолье не может обойтись без алкоголя. Тем не менее, трезвость общества для 57% опрошенных школьников является иллюзией, а для 43% – реальностью.
Количество школьников, считающих, что алкоголизм излечим, составило 54%. Неизлечимой болезнью алкоголизм считают 21% школьников, затруднились с ответом 25%. При этом 53% школьников полагают, что алкоголик сам, без посторонней помощи может бросить пить. 22% школьников полагают, что алкоголик сам, без посторонней помощи не может бросить пить. Затруднились с ответом 25% школьников.
Изучение мотивов приобщения детей и подростков к алкоголю показало, что основной причиной употребления алкоголя являются дни рождения и праздники (79% респондентов). Помимо традиционных причин, 21% школьников принимают алкогольные напитки для веселья, развлечений и снятия эмоционального напряжения. Не могут отказаться от угощения 10% опрошенных респондентов.
Рис. 3. Количество курящих родителей
Немаловажным фактором приобщения подростков к курению и употреблению алкоголя является наличие вредных привычек у родителей. Как видно из рисунка 3, из числа опрошенных школьников количество курящих отцов составило 72,8%; курящих матерей – 44,4%. Наименьшее количество курящих матерей и отцов выявлено в семьях некурящих девушек. В каждой второй семье курит дедушка (43,2%). 61% опрошенных школьников видели своих родителей в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, распространенность вредных привычек среди близких людей является для детей провоцирующим моментом к началу курения и употреблению алкоголя, что коррелирует с общими тенденциями распространения вредных привычек [1-3].
Распространение вредных привычек среди респондентов, несомненно, обусловлено сложившимся толерантным отношением к табакокурению и употреблению алкоголя населения России. Анализ мнений подростков о целесообразности различных мероприятий по профилактике вредных привычек показал, что 87% курящих девушек и 77% курящих юношей считают необходимым запрет продажи сигарет (вообще или людям до 21 года). Запрет рекламы сигарет и введение штрафов за курение в общественных местах считает целесообразным только половина курящих респондентов.
Положительно относятся к рекламе спиртных напитков 4% опрошенных школьников, отрицательно – 32%, равнодушно – 64%. Количество школьников, которые положительно относятся к запрету на продажу алкоголя в ночное время, составило 32%; отрицательно – 18% безразлично – 50%. Количество школьников, которые положительно относятся к рекламе пива на телевидении, составило 14%; отрицательно – 47%, безразлично – 39%.
Таким образом, у большинства опрошенных респондентов не сформировано активное негативное поведение в отношении вредных привычек, о чем свидетельствует наличие школьников, не одобряющих или равнодушно относящихся к принятым в последние годы законодательным документам в области профилактики употребления психоактивных веществ в российском обществе. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости применения, помимо законодательных мероприятий, семейных, психолого-педагогических, образовательных технологий и технологий занятости подростков для организации мероприятий первичной и вторичной профилактики вредных привычек среди школьников.
Рецензенты:
Шумейко А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Минобрнауки России, г. Комсомольск-на-Амуре.
Тяжелков А.П., д.п.н., профессор, главный врач КГБУЗ «Горбольница № 7» Министерства здравоохранения, г. Комсомольск-на-Амуре.
Библиографическая ссылка
Инглик Т.Н., Чернявская Н.М., Айбазова Л.Б. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11436 (дата обращения: 01.04.2023).