Введение. Состояние здоровья детей и молодежи в настоящем во многом определяет будущее страны, ее социально-экономическое благополучие и культурное развития. Одним из основных показателей состояния здоровья подрастающего поколения является физическое развитие. Возрастно-половые морфологические особенности были и остаются объектом изучения и анализа, составляя основу различных региональных комплексных и целевых программ охраны здоровья, профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания и условий жизнедеятельности [1,2,5].
Оценка показателей физического развития - инструмент первичного контроля за состоянием здоровья ребенка. Унифицированный (стандартизированный) подход позволит оценить показатели роста и развития каждого ребенка, а при суммировании данных - провести оценку физического развития детей отдельных коллективов (детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и др.), выделить из детей, имеющих отклонения в физическом развитии, и наметить пути их оздоровления. Динамика показателей физического развития является основным критерием качества и эффективности работы медицинских организаций, врачей и медицинских сестер образовательных учреждений, а также деятельности санитарно-эпидемиологической службы [3,4].
Цель исследования: на основе изучения исторического опыта в оценке физического развития детей и молодежи в прошлом (в Казанской губернии) и настоящем (в Республике Татарстан) разработать стандарты физического развития девушек и юношей - студентов медицинского вуза, оценить динамику изменений антропометрических показателей в процессе обучения в университете.
Методы и материал исследований. В работе применялись клинические, социально-гигиенические, статистический и исторические методы исследования. Изучалась медицинская литература прошлых лет. Объект исследования - более полутора тысяч студентов Казанского медицинского университета в возрасте 18-23 лет. Из расчетов были исключены антропометрические показатели студентов, имеющих хронические заболевания, врожденные и приобретенные морфологические дефекты и др.
Результаты исследования и их обсуждение. Первым ученым, использовавшим научные методы в изучении физического развития населения, является бельгийский врач Кетле (Cuetlet) (середина XIX столетия). В конце XIX и в начале XX вв. появились первые в России работы по изучению физического развития детей раннего возраста и школьников (А.А. Руссов, 1879; И.И. Жуковский, 1880; С.М. Васильев, 1881; А.Дик,1883, А.П. Бондырев, 1902; А.О. Карницкий, 1903). Физическое развитие и состояние здоровья детей школьного возраста изучали Ф.Ф. Эрисман (1870), П.А. Песков (1881), П.Ф. Лесгафт (1877), Н. Гундобин (1906) и др. В 1926 г. Наркомздравом РСФСР была разработана антропометрическая парита с целью создания унифицированной методики изучения физического развития и организовано центральное антропометрическое бюро.
В Казанской губернии в 70-х XIX века Н.М. Малиев изучал антропометрические показатели башкир, А.А. Сухарев - рост призывников Казанского уезда, И. Благовидов (1886) - физическое развитие татар в возрасте 8-20 лет. В первой половине XX века физическое развитие и состояние здоровья детей в Татарстане изучали А.И. Алексеева-Козьмина (1926), А.В. Левицкий и А.В. Самойлова (1929), М.Н. Мухамедов (1931), Ф.Т. Мухамедьяров (1932), В.В. Трейман (1935), О.М. Войршова (1935), О.М. Войдинова (1936), В.А. Трейман (1944), С.Н. Якубова (1959) и другие.
Несмотря на довольно большое количество исследований по изучению физического развития и состояния здоровья детей в Татарии, до 1962 г. не были разработаны местные стандарты для оценки физического развития. Первые стандарты физического развития дошкольников в г. Казани были составлены Р.В. Тухватуллиной-Хамидуллиной (1962), школьников в возрасте 8-17 лет Р.С. Чувашаевым (1964). Физическое развитие дошкольников села изучалось Э.М. Асабаевой, в 1971 г. ею были составлены «Оценочные таблицы детей-дошкольников сельских районов Татарской АССР». В 1982-1983 гг. под руководством А.Х. Яруллина были разработаны региональные стандарты физического развития детей в возрасте 0-7 лет русской и татарской национальности г. Казани и г. Набережные Челны. В 1993 г. были составлены «Стандарты физического развития детей в возрасте 0-7 лет и учащихся 8-17 лет г. Казани».
Кардинальные изменения социально-экономического развития нашей страны в конце XX века обусловили проявления негативных тенденций в состоянии здоровья детей и подростков. С начала 90-х годов появились публикации о замедлении акселерации процессов роста и развития в различных регионах Российской Федерации. Это явилось мотивационной составляющей для принятия программы «Дети России - 2000», одним из разделов которой был анализ материалов по физическому развитию детей и подростков городов и сел Российской Федерации с учетом этнического разнообразия населения (от «а» - адыгейцев до «я» - якутов) (под. редакцией Т. М. Максимовой, Л. Г. Подуновой). В данную программу были включены и показатели физического развития детей татарской и русской национальности, проживающих в г. Казани, которые в дальнейшем были представлены в методическом пособие «Стандартах физического развития детей г. Казани в возрасте от 0 до 17 лет» (Э.Н. Мингазова с соавт., 2002).
В 2013 году были разработаны и изданы «Клинические рекомендации по оценке физического развития детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) г. Казани» (Э.Н. Мингазова, Е. В. Белякова, Л.А. Имамов) и «Клинические рекомендации по оценке физического развития детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) сельских районов Республики Татарстана» (Э.Н. Мингазова, Т.В. Сабурская). Эти стандарты были составлены с учетом отсутствия статистически достоверных различий в современных росто-весовых показателях детей и подростков двух основных по численности населения национальностей Республики Татарстан - русской и татарской.
Исследования по оценке физического развития обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего образования г. Казани начались в рамках изучения соматического и репродуктивного здоровья девушек-учащихся профессионально-технических училищ Э.Н. Мингазовой, в 1991 г. были разработаны «Стандарты физического и полового развития девушек-учащихся ПТУ легкой промышленности». В 1999 г. В.Ю. Батясов, а 2005 году Валиуллина Л Ф. разработали стандарты физического развития студентов в возрасте 17-25 лет КГПУ и КГТУ (Казанского государственного педагогического и Казанского государственного технологического университетов).
По результатам настоящих исследований были разработаны стандарты физического развития студентов-медиков - девушек и юношей (табл.1,2).
Таблица 1
Стандарты физического развития девушек-студенток 18-23 лет г. Казани
Признаки |
Возраст |
N |
М±m |
Σ |
V |
r±m |
Ry/m |
±σR |
Длина тела в см |
18-19
|
90 |
164,97±0,38 |
6,46 |
3,92 |
|
|
|
20-21
|
119 |
165,15±0,54 |
5,86 |
,55 |
|
|
|
|
22-23
|
154 |
165,62±0,60 |
7,41 |
4,47 |
|
|
|
|
Масса тела в кг |
18-19
|
290 |
55,94±0,44 |
7,48 |
13,37 |
0,49± 0,045 |
0,57 |
6,51 |
20-21
|
119 |
55,29±0,69 |
7,48 |
13,53 |
0,56± 0,063 |
0,72 |
6,19 |
|
22-23
|
154 |
55,87±0,73 |
9,04 |
16,18 |
0,61± 0,051 |
0,74 |
7,19 |
Таблица 2
Стандарты физического развития юношей-студентов 18-23 лет г. Казани
Признаки |
Возраст |
N |
М±m |
Σ |
V |
r±m |
Ry/m |
±σR |
Длина тела в см |
18-19
|
119 |
173,82±0,68 |
7,39 |
4,25 |
|
|
|
20-21
|
106 |
177,58±0,62 |
6,41 |
3,61 |
|
|
|
|
22-23
|
218 |
178,06±0,54 |
8,02 |
4,50 |
|
|
|
|
Масса тела в кг |
18-19
|
119 |
65,20±0,89 |
9,74 |
14,94 |
0,54± 0,065 |
0,71 |
8,22 |
20-21
|
106 |
72,11±0,95 |
9,80 |
13,59 |
0,35± 0,085 |
0,53 |
9,20 |
|
22-23
|
218 |
72,76±0,82 |
12,14 |
16,69 |
0,72± 0,033 |
1,08 |
8,49 |
Заключение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что в динамике обучения отмечается увеличение показателей роста и веса у юношей, тогда как в антропометрических показателях девушек определяется стабилизация параметров. Это отражает закономерности возрастных ростовых процессов юношей и объясняет особенности развития патологических нарушений в состоянии их здоровья. Результаты настоящих исследований составили основу утвержденных Министерством здравоохранения Республики Татарстан «Клинических рекомендаций по оценке физического развития студентов медицинского университета» (Э.Н. Мингазова, А.И. Зиатдинов, 2013).
Рецензенты:
Амиров Н.Х., д.м.н., профессор кафедры гигиены, медицины труда Казанского государственного медицинского университета, г. Казань.
Галиуллин А.Н., д.м.н., профессор кафедры, менеджмента в здравоохранении ФПК и ППС Казанского государственного медицинского университета, г. Казань.