Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ - МЕДИКОВ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ТРАДИЦИЙ В РЕГИОНЕ

Зиатдинов А.И. 1 Мингазова Э.Н. 2
1 ГАУЗ «Городская поликлиника № 4 «Студенческая»
2 ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России»
Показатели физического развития – инструмент первичного контроля за состоянием здоровья ребенка. Сравнительный анализ статистических данных, полученных в разные годы, позволяет установить сдвиги в физическом развитии подрастающего поколения во временном и возрастном аспектах, своевременно прогнозировать изменения в росте и развитии детей. Учет традиций и применение новых подходов в разработке региональных стандартов физического развития детей и подростков позволит осуществлять социально-гигиенический мониторинг с учетом как изменяющихся показателей среды обитания, так и современных морфологических особенностей детской и подростковой популяции. Результаты настоящих исследований свидетельствуют о том, что в динамике обучения отмечается увеличение показателей роста и веса у юношей, тогда как в антропометрических показателях девушек определяется стабилизация параметров. Это отражает закономерности возрастных ростовых процессов юношей и объясняет особенности развития патологических нарушений в состоянии их здоровья.
студенты-медики
антропометрические показатели
физическое развитие
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2008. - 216 с.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. - М., 2008. - 437 с.
3. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения - среда обитания». - М., 2003. - 316 с.
4. Мингазова Э.Н., Сабурская Т.В. Физическое развитие детей и подростков в возрасте 7-17 лет Республики Татарстан / Сб. мат-лов «Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации, под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. - М., 2013. - С.135-147.
5. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников - жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки: Автореф. дисс. ... д-ра биол. наук. - М., 2000. - 76 с.

Введение. Состояние здоровья детей и молодежи в настоящем во многом определяет будущее страны, ее социально-экономическое благополучие и культурное развития. Одним из основных показателей состояния здоровья подрастающего поколения является физическое развитие. Возрастно-половые морфологические особенности были и остаются объектом изучения и анализа, составляя основу различных региональных комплексных и целевых программ охраны здоровья, профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания и условий жизнедеятельности [1,2,5].

Оценка показателей физического развития - инструмент первичного контроля за состоянием здоровья ребенка. Унифицированный (стандартизированный) подход позволит оценить показатели роста и развития каждого ребенка, а при суммировании данных - провести оценку физического развития детей отдельных коллективов (детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и др.), выделить из детей, имеющих отклонения в физическом развитии, и наметить пути их оздоровления. Динамика показателей физического развития является основным критерием качества и эффективности работы медицинских организаций, врачей и медицинских сестер образовательных учреждений, а также деятельности санитарно-эпидемиологической службы [3,4].

Цель исследования: на основе изучения исторического опыта в оценке физического развития детей и молодежи в прошлом (в Казанской губернии) и настоящем (в Республике Татарстан) разработать стандарты физического развития девушек и юношей - студентов медицинского вуза, оценить динамику изменений антропометрических показателей в процессе обучения в университете.

Методы и материал исследований. В работе применялись клинические, социально-гигиенические, статистический и исторические методы исследования. Изучалась медицинская литература прошлых лет. Объект исследования - более полутора тысяч студентов Казанского медицинского университета в возрасте 18-23 лет. Из расчетов были исключены антропометрические показатели студентов, имеющих хронические заболевания, врожденные и приобретенные морфологические дефекты и др.

Результаты исследования и их обсуждение. Первым ученым, использовавшим научные методы в изучении физического развития населения, является бельгийский врач Кетле (Cuetlet) (середина XIX столетия). В конце XIX и в начале XX вв. появились первые в России работы по изучению физического развития детей раннего возраста и школьников (А.А. Руссов, 1879; И.И. Жуковский, 1880; С.М. Васильев, 1881; А.Дик,1883, А.П. Бондырев, 1902; А.О. Карницкий, 1903). Физическое развитие и состояние здоровья детей школьного возраста изучали Ф.Ф. Эрисман (1870), П.А. Песков (1881), П.Ф. Лесгафт (1877), Н. Гундобин (1906) и др. В 1926 г. Наркомздравом РСФСР была разработана антропометрическая парита с целью создания унифицированной методики изучения физического развития и организовано центральное антропометрическое бюро.

В Казанской губернии в 70-х XIX века Н.М. Малиев изучал антропометрические показатели башкир, А.А. Сухарев - рост призывников Казанского уезда, И. Благовидов (1886) - физическое развитие татар в возрасте 8-20 лет. В первой половине XX века физическое развитие и состояние здоровья детей в Татарстане изучали А.И. Алексеева-Козьмина (1926), А.В. Левицкий и А.В. Самойлова (1929), М.Н. Мухамедов (1931), Ф.Т. Мухамедьяров (1932), В.В. Трейман (1935), О.М. Войршова (1935), О.М. Войдинова (1936), В.А. Трейман (1944), С.Н. Якубова (1959) и другие.

Несмотря на довольно большое количество исследований по изучению физического развития и состояния здоровья детей в Татарии, до 1962 г. не были разработаны местные стандарты для оценки физического развития. Первые стандарты физического развития дошкольников в г. Казани были составлены Р.В. Тухватуллиной-Хамидуллиной (1962), школьников в возрасте 8-17 лет Р.С. Чувашаевым (1964). Физическое развитие дошкольников села изучалось Э.М. Асабаевой, в 1971 г. ею были составлены «Оценочные таблицы детей-дошкольников сельских районов Татарской АССР». В 1982-1983 гг. под руководством А.Х. Яруллина были разработаны региональные стандарты физического развития детей в возрасте 0-7 лет русской и татарской национальности г. Казани и г. Набережные Челны. В 1993 г. были составлены «Стандарты физического развития детей в возрасте 0-7 лет и учащихся 8-17 лет г. Казани».

Кардинальные изменения социально-экономического развития нашей страны в конце XX века обусловили проявления негативных тенденций в состоянии здоровья детей и подростков. С начала 90-х годов появились публикации о замедлении акселерации процессов роста и развития в различных регионах Российской Федерации. Это явилось мотивационной составляющей для принятия программы «Дети России - 2000», одним из разделов которой был анализ материалов по физическому развитию детей и подростков городов и сел Российской Федерации с учетом этнического разнообразия населения (от «а» - адыгейцев до «я» - якутов) (под. редакцией Т. М. Максимовой, Л. Г. Подуновой). В данную программу были включены и показатели физического развития детей татарской и русской национальности, проживающих в г. Казани, которые в дальнейшем были представлены в методическом пособие «Стандартах физического развития детей г. Казани в возрасте от 0 до 17 лет» (Э.Н. Мингазова с соавт., 2002).

В 2013 году были разработаны и изданы «Клинические рекомендации по оценке физического развития детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) г. Казани» (Э.Н. Мингазова, Е. В. Белякова, Л.А. Имамов) и «Клинические рекомендации по оценке физического развития детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) сельских районов Республики Татарстана» (Э.Н. Мингазова, Т.В. Сабурская). Эти стандарты были составлены с учетом отсутствия статистически достоверных различий в современных росто-весовых показателях детей и подростков двух основных по численности населения национальностей Республики Татарстан - русской и татарской.

Исследования по оценке физического развития обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего образования г. Казани начались в рамках изучения соматического и репродуктивного здоровья девушек-учащихся профессионально-технических училищ Э.Н. Мингазовой, в 1991 г. были разработаны «Стандарты физического и полового развития девушек-учащихся ПТУ легкой промышленности». В 1999 г. В.Ю. Батясов, а 2005 году Валиуллина Л Ф. разработали стандарты физического развития студентов в возрасте 17-25 лет КГПУ и КГТУ (Казанского государственного педагогического и Казанского государственного технологического университетов).

По результатам настоящих исследований были разработаны стандарты физического развития студентов-медиков - девушек и юношей (табл.1,2).

Таблица 1

Стандарты физического развития девушек-студенток 18-23 лет г. Казани

Признаки

Возраст

N

М±m

Σ

V

r±m

Ry/m

±σR

Длина тела

в см

18-19

 

90

164,97±0,38

6,46

3,92

 

 

 

20-21

 

119

165,15±0,54

5,86

,55

 

 

 

22-23

 

154

165,62±0,60

7,41

4,47

 

 

 

Масса

тела

в кг

18-19

 

290

55,94±0,44

7,48

13,37

0,49±

0,045

0,57

6,51

20-21

 

119

55,29±0,69

7,48

13,53

0,56±

0,063

0,72

6,19

22-23

 

154

55,87±0,73

9,04

16,18

0,61±

0,051

0,74

7,19

Таблица 2

Стандарты физического развития юношей-студентов 18-23 лет г. Казани

Признаки

Возраст

N

М±m

Σ

V

r±m

Ry/m

±σR

Длина тела

в см

18-19

 

119

173,82±0,68

7,39

4,25

 

 

 

20-21

 

106

177,58±0,62

6,41

3,61

 

 

 

22-23

 

218

178,06±0,54

8,02

4,50

 

 

 

Масса тела

в кг

18-19

 

119

65,20±0,89

9,74

14,94

0,54±

0,065

0,71

8,22

20-21

 

106

72,11±0,95

9,80

13,59

0,35±

0,085

0,53

9,20

 

22-23

 

218

72,76±0,82

12,14

16,69

0,72±

0,033

1,08

8,49

Заключение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что в динамике обучения отмечается увеличение показателей роста и веса у юношей, тогда как в антропометрических показателях девушек определяется стабилизация параметров. Это отражает закономерности возрастных ростовых процессов юношей и объясняет особенности развития патологических нарушений в состоянии их здоровья. Результаты настоящих исследований составили основу утвержденных Министерством здравоохранения Республики Татарстан «Клинических рекомендаций по оценке физического развития студентов медицинского университета» (Э.Н. Мингазова, А.И. Зиатдинов, 2013).

Рецензенты:

Амиров Н.Х., д.м.н., профессор кафедры гигиены, медицины труда Казанского государственного медицинского университета, г. Казань.

Галиуллин А.Н., д.м.н., профессор кафедры, менеджмента в здравоохранении ФПК и ППС Казанского государственного медицинского университета, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Зиатдинов А.И., Мингазова Э.Н. РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ - МЕДИКОВ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ТРАДИЦИЙ В РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11326 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674