Курс на кардинальную модернизацию российской экономики требует подготовки современных квалифицированных работников технического профиля, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. С учётом вызовов современности необходимость подготовки таких специалистов декларируется в содержании «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Национальной доктрины образования до 2025 года», модели «Российское образование - 2020». Содержание этих документов нацеливает на внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Эффективное решение этой социально-педагогической задачи возможно в условиях образовательного учреждения, представляющего собой многоуровневый образовательный комплекс и обеспечивающего разный уровень профессиональной подготовки в зависимости от потребностей, как самих будущих работников, так и работодателей предприятий региона.
Одним из условий успешного осуществления такой подготовки кадров является наличие разработанной концепции развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе. Разработанная и предлагаемая нами к рассмотрению Концепция как система взглядов и научных идей характеризует замысел проектирования непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе и отражает этап современного развития понятийно-терминологического аппарата, цель, ведущие принципы, тенденции и основные направления деятельности в области непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе. Далее остановимся подробнее на её характеристике.
К числу ведущих тенденций развития образования на современном этапе относится его непрерывность. Современные отечественные исследователи представляют систему непрерывного образования как комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи воспитания, образовательной, профессиональной подготовки каждого человека с учётом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни (В.М. Зуев, Б.С. Гершунский, Н.Э. Касаткина, С.Н. Чистякова, В.Е. Яценко).
Наиболее благоприятные условия для реализации стратегии непрерывного образования складываются в вузах как многоуровневых образовательных комплексах, представляющих собой открытую многофункциональную образовательную систему, интегрирующую учреждения профессионального образования и образовательные подразделения разного уровня с преемственностью и взаиморазвитием в содержании и технологиях образования при реализации вариативных образовательных программ среднего, высшего, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования (С.Г. Разуваев) [2].
Многоуровневое профессиональное образование на современном этапе предполагает: обеспечение условий для последовательного восхождения по ступеням образования, каждая из которых решает свой, относительно самостоятельный, комплекс профессиональных задач; возможность поэтапного обучения по образовательным программам, как без перерыва, так и с разрывом во времени; создание возможностей на время выйти из образовательного процесса по каким-либо причинам и вернуться в него вновь; возможность выбора индивидуальной траектории в образовательном пространстве; возможность не только продолжения, но и смены типа и профиля образования, исходя из интересов и потребностей личности, а также с учётом динамики экономики и социальной сферы региона.
Непрерывное образование в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе на современном этапе обеспечивает эффективное решение задач подготовки высококвалифицированных кадров, воспитания социально значимой личности для обеспечения инновационного развития экономики региона на основе: интеграции образования, научных исследований и бизнеса; совмещения теоретического и производственно-практического обучения; формирования у обучающихся профессиональных компетенций и производственного опыта в области современных промышленных, информационных и управленческих технологий; развития инновационного и творческого потенциала. В этой связи стратегическими целями технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса являются: удовлетворение потребностей личности, общества и государства в качественном техническом и технологическом образовании; его реализация в соответствии с требованиями модернизации и инновационного развития общества и экономики региона; качественная подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров; приоритетность и расширение масштабов научной и инновационной деятельности путем сотрудничества с бизнесом и создания инновационных предприятий на базе вуза.
Условием достижения поставленных стратегических задач выступает настоящая Концепция, целью которой является определение основных принципов и направлений организации, содержания, технологий и механизмов осуществления непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе для качественной профессиональной подготовки конкурентоспособных и востребованных на региональном рынке труда инженерно-технических кадров.
Задачами Концепции выступают:
- совершенствование системы управления техническим вузом как многоуровневым образовательным комплексом;
- развитие инновационной образовательной среды как условие профессиональной подготовки современных инженерно-технических кадров;
- совершенствование инновационной и научно-исследовательской деятельности на основе интеграции образования - науки - бизнеса;
- развитие личности обучающегося, создание условий для его самоопределения и социализации; качественное кадровое обеспечение образовательного процесса;
- создание образовательного пространства, учитывающего запросы личности, общества, государства, потребности регионального рынка труда.
Концепция реализуется через совокупность принципов. Так, принцип многоуровневости и непрерывности образования является систематизирующим. Он предполагает наличие многих уровней и преемственных ступеней образования, а также относительную устойчивость в развитии интеграционной системы и завершенность каждого этапа. Принцип интеграции заключается в объединении ранее разрозненных подсистем непрерывного образования и их превращении в многоуровневый образовательный комплекс на основе взаимозависимости и взаимодополняемости как структуры, так и содержания реализуемых образовательных программ. Принцип соответствия и качества предполагает учёт специфических особенностей направлений подготовки высококвалифицированных рабочих, а также специалистов со средним специальным и высшим профессиональным образованием для реального сектора экономики с целью оптимизации данного процесса. Достижение качества образовательных услуг выражается в постоянном соответствии показателей деятельности подразделений всех уровней образования учебного заведения критериальным значениям государственной аккредитации. Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с меняющимися потребностями производства, общества, человека. Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрой перестройки учреждений системы непрерывного образования в соответствии с нуждами общественной практики, мобильного обновления их деятельности, активного использования новых технологий подготовки будущих кадров. Принцип открытости системы непрерывного образования обязывает технический вуз как многоуровневый образовательный комплекс расширять деятельность путём привлечения к обучению и повышению квалификации научно-педагогических кадров вуза, представителей и специалистов промышленных предприятий, являющихся заказчиками профессиональной подготовки кадров. Открытость обеспечивается с помощью разнообразных по уровню, содержанию и направленности научных, образовательных и воспитательных программ. Принцип социального партнёрства и обратной связи предполагает готовность субъектов многуровневого образовательного комплекса к формированию эффективных стратегических отношений, основанных на соглашении о корпоративном партнерстве в области подготовки будущих квалифицированных кадров в рамках интегрированного образовательного учреждения, подкрепленного нормативно-правовой базой. Всё это предполагает эффективное использование внешних и внутренних ресурсов: кадрового, научно-информационного потенциала вуза и предприятий, финансов, инфраструктуры, образовательных технологий, технических средств обучения, учебно-научных лабораторий, учебных мастерских и иных средств.
Основными направлениями деятельности в области непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе выступают: организационно-управленческое, учебное и организационно-методическое, научно-исследовательское, воспитательное, профессионально-педагогическое.
Организационно-управленческое направление реализуется через комплекс следующих мер: разработку и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей и регламентирующей функционирование вуза как многоуровневого образовательного комплекса; разработку и реализацию мер по взаимодействию всех структурных подразделений и управленческих структур, обеспечивающих эффективное функционирование многоуровневого вуза; анализ эффективности действующих форм и механизмов управления и самоуправления; развитие интегрированных учебно-научных лабораторных комплексов, обслуживающих все уровни профессионального образования в техническом вузе; обеспечение гарантии плановых изменений материальных и финансовых ресурсов вуза в меняющихся внешних и внутренних условиях развивающегося рынка; развитие автоматизированной системы управления вузом; внедрение и развитие электронного документооборота на всех уровнях организационной структуры; развитие кадрового резерва по всем управленческим должностям вуза.
Учебное и организационно-методическое направление включает в себя следующий комплекс реализуемых мер: разработку содержания интегрированных образовательных программ и механизмов их реализации на разных уровнях непрерывного образования; качественное обновление структуры и содержания учебных планов и программ профессиональной подготовки, обеспечивающих востребованное опережающее образование и мобильность будущих инженеров; использование горизонтальных и вертикальных связей в процессе организации образовательного процесса; организация и осуществление параллельного освоения основных образовательных программ СПО и ВПО с целью подготовки социально мобильного выпускника, интегрирующего практикоориентированную и фундаментальную подготовку в рамках образовательной вертикали укрупнённой группы специальностей; активное использование вариативной части учебных планов в рамках реализации образовательных программ СПО и ВПО под социальный заказ конкретного работодателя; повышение практикоориентированного характера профессиональной подготовки обучающихся в образовательном процессе на каждом уровне его осуществления; организация обучения без отрыва от производства, в том числе с использованием дистанционных технологий; разработка и внедрение дополнительных образовательных программ, предоставляющих возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ с учётом имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности; внедрение современных педагогических и информационных технологий в образовательный процесс, в том числе разработка интерактивных мультимедийных учебных комплексов, моделирующих современные технические разработки и технологические процессы на производстве; разработка учебно-методического обеспечения в соответствии с содержанием интегрированных образовательных программ; совершенствование мониторинга качества обучения на основе организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии на каждом уровне непрерывного образования в техническом вузе.
Научно-исследовательское направление реализуется через: организацию научно-исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса на основе доминирования исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; соотнесение направлений инновационной и научно-исследовательской деятельности с потребностями базовых отраслей экономики и регионального рынка труда; создание эффективных условий для инновационной и научно-исследовательской деятельности на базе научно-образовательных центров, инновационных структур и промышленных предприятий; разработку механизмов продвижения научных проектов и разработок на производство; развитие в вузе инновационных, внедренческих структур совместно с научно-производственными объединениями и инновационными структурами региона; совершенствование форм научно-исследовательского взаимодействия вуза с образовательными организациями общего образования и предприятиями региона; разработку механизмов стимулирования и мотивации субъектов образовательного процесса к участию в научно-исследовательской деятельности; развитие в вузе инновационных, внедренческих структур совместно с научно-производственными объединениями и инновационными структурами региона; организацию совместных с крупными научными организациями всероссийского уровня научно-исследовательских структур, реализующих фундаментальные и прикладные научные исследования; анализ, обобщение и апробацию научно-исследовательских разработок и опыта [1].
Воспитательное направление реализуется через: организацию и проведение мониторинга эффективности воспитательной работы в вузе; разработку и внедрение в образовательный процесс комплекса мероприятий профориентационного характера; формирование социальных компетентностей обучающихся; разработку и реализацию программы педагогического сопровождения адаптации обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса; организацию и осуществление мастерами производственного обучения, наставниками и тьюторами мониторинга, прогнозирования, планирования, проведения, оценки и коррекции системы воспитательной работы с обучающимися; совершенствование системы студенческого самоуправления; организацию и осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях и этапах непрерывного образования в вузе; разработку комплексного методического и информационного обеспечения воспитательной работы [3; 4; 5; 6].
Профессионально-педагогическое направление реализуется через следующий комплекс мер: совершенствование методологии педагогической деятельности в условиях развития интегрированной образовательной среды технического вуза; построение для каждого педагога «вертикали развития»; разработка и реализация системы мероприятий в вузе, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов; совершенствование форм и технологий повышения квалификации научно-педагогических кадров; вовлечение профессорско-преподавательского состава в инновационные, внедренческие (трансферные) структуры; совершенствование системы рейтинга педагогов и научно-педагогических кадров на основе анализа их профессиональной деятельности [6].
Социально-координационное направление реализуется посредством: совершенствования системы взаимодействия «Школа-ССУЗ-ВУЗ» (разработка концепции профессиональной ориентации школьников, ориентированных на технические специальности; организация профильного обучения школьников с использованием материальной базы вуза); совершенствования системы взаимодействия «ССУЗ-ВУЗ-Предприятие» (внедрение в образовательную практику вуза требований к содержанию профессиональной подготовки работодателей; развитие системы корпоративного обучения, переподготовки и повышения квалификации инженерно-технических работников и рабочих кадров на базе НОЦ, учебных центров, базовых кафедр; реализация долгосрочной целевой контрактной подготовки кадров на конкретные рабочие места за счёт средств предприятий региона); анализа востребованности выпускников на региональном рынке труда и формирования пакета адекватных образовательных услуг; создания информационной базы об оказываемых вузом образовательных услугах; проведения круглых столов, стажировочных площадок, телемостов, конференций с представителями школ, производства, региональной власти, науки и бизнеса.
Сформулированные в Концепции цели и задачи, а также обозначенные основные принципы, стратегические направления организации деятельности и механизмы будут основополагающими для организации и осуществления экспериментальной работы по развитию непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе.
Рецензенты:
Полукаров В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.
Варникова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.