Курс на кардинальную модернизацию российской экономики требует подготовки современных квалифицированных работников технического профиля, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. С учётом вызовов современности необходимость подготовки таких специалистов декларируется в содержании «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Национальной доктрины образования до 2025 года», модели «Российское образование - 2020». Содержание этих документов нацеливает на внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Эффективное решение этой социально-педагогической задачи возможно в условиях образовательного учреждения, представляющего собой многоуровневый образовательный комплекс и обеспечивающего разный уровень профессиональной подготовки в зависимости от потребностей, как самих будущих работников, так и работодателей предприятий региона.
Одним из условий успешного осуществления такой подготовки кадров является наличие разработанной концепции развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе. Разработанная и предлагаемая нами к рассмотрению Концепция как система взглядов и научных идей характеризует замысел проектирования непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе и отражает этап современного развития понятийно-терминологического аппарата, цель, ведущие принципы, тенденции и основные направления деятельности в области непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе. Далее остановимся подробнее на её характеристике.
К числу ведущих тенденций развития образования на современном этапе относится его непрерывность. Современные отечественные исследователи представляют систему непрерывного образования как комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи воспитания, образовательной, профессиональной подготовки каждого человека с учётом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни (В.М. Зуев, Б.С. Гершунский, Н.Э. Касаткина, С.Н. Чистякова, В.Е. Яценко).
Наиболее благоприятные условия для реализации стратегии непрерывного образования складываются в вузах как многоуровневых образовательных комплексах, представляющих собой открытую многофункциональную образовательную систему, интегрирующую учреждения профессионального образования и образовательные подразделения разного уровня с преемственностью и взаиморазвитием в содержании и технологиях образования при реализации вариативных образовательных программ среднего, высшего, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования (С.Г. Разуваев) [2].
Многоуровневое профессиональное образование на современном этапе предполагает: обеспечение условий для последовательного восхождения по ступеням образования, каждая из которых решает свой, относительно самостоятельный, комплекс профессиональных задач; возможность поэтапного обучения по образовательным программам, как без перерыва, так и с разрывом во времени; создание возможностей на время выйти из образовательного процесса по каким-либо причинам и вернуться в него вновь; возможность выбора индивидуальной траектории в образовательном пространстве; возможность не только продолжения, но и смены типа и профиля образования, исходя из интересов и потребностей личности, а также с учётом динамики экономики и социальной сферы региона.
Непрерывное образование в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе на современном этапе обеспечивает эффективное решение задач подготовки высококвалифицированных кадров, воспитания социально значимой личности для обеспечения инновационного развития экономики региона на основе: интеграции образования, научных исследований и бизнеса; совмещения теоретического и производственно-практического обучения; формирования у обучающихся профессиональных компетенций и производственного опыта в области современных промышленных, информационных и управленческих технологий; развития инновационного и творческого потенциала. В этой связи стратегическими целями технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса являются: удовлетворение потребностей личности, общества и государства в качественном техническом и технологическом образовании; его реализация в соответствии с требованиями модернизации и инновационного развития общества и экономики региона; качественная подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров; приоритетность и расширение масштабов научной и инновационной деятельности путем сотрудничества с бизнесом и создания инновационных предприятий на базе вуза.
Условием достижения поставленных стратегических задач выступает настоящая Концепция, целью которой является определение основных принципов и направлений организации, содержания, технологий и механизмов осуществления непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе для качественной профессиональной подготовки конкурентоспособных и востребованных на региональном рынке труда инженерно-технических кадров.
Задачами Концепции выступают:
- совершенствование системы управления техническим вузом как многоуровневым образовательным комплексом;
- развитие инновационной образовательной среды как условие профессиональной подготовки современных инженерно-технических кадров;
- совершенствование инновационной и научно-исследовательской деятельности на основе интеграции образования - науки - бизнеса;
- развитие личности обучающегося, создание условий для его самоопределения и социализации; качественное кадровое обеспечение образовательного процесса;
- создание образовательного пространства, учитывающего запросы личности, общества, государства, потребности регионального рынка труда.
Концепция реализуется через совокупность принципов. Так, принцип многоуровневости и непрерывности образования является систематизирующим. Он предполагает наличие многих уровней и преемственных ступеней образования, а также относительную устойчивость в развитии интеграционной системы и завершенность каждого этапа. Принцип интеграции заключается в объединении ранее разрозненных подсистем непрерывного образования и их превращении в многоуровневый образовательный комплекс на основе взаимозависимости и взаимодополняемости как структуры, так и содержания реализуемых образовательных программ. Принцип соответствия и качества предполагает учёт специфических особенностей направлений подготовки высококвалифицированных рабочих, а также специалистов со средним специальным и высшим профессиональным образованием для реального сектора экономики с целью оптимизации данного процесса. Достижение качества образовательных услуг выражается в постоянном соответствии показателей деятельности подразделений всех уровней образования учебного заведения критериальным значениям государственной аккредитации. Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с меняющимися потребностями производства, общества, человека. Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрой перестройки учреждений системы непрерывного образования в соответствии с нуждами общественной практики, мобильного обновления их деятельности, активного использования новых технологий подготовки будущих кадров. Принцип открытости системы непрерывного образования обязывает технический вуз как многоуровневый образовательный комплекс расширять деятельность путём привлечения к обучению и повышению квалификации научно-педагогических кадров вуза, представителей и специалистов промышленных предприятий, являющихся заказчиками профессиональной подготовки кадров. Открытость обеспечивается с помощью разнообразных по уровню, содержанию и направленности научных, образовательных и воспитательных программ. Принцип социального партнёрства и обратной связи предполагает готовность субъектов многуровневого образовательного комплекса к формированию эффективных стратегических отношений, основанных на соглашении о корпоративном партнерстве в области подготовки будущих квалифицированных кадров в рамках интегрированного образовательного учреждения, подкрепленного нормативно-правовой базой. Всё это предполагает эффективное использование внешних и внутренних ресурсов: кадрового, научно-информационного потенциала вуза и предприятий, финансов, инфраструктуры, образовательных технологий, технических средств обучения, учебно-научных лабораторий, учебных мастерских и иных средств.
Основными направлениями деятельности в области непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе выступают: организационно-управленческое, учебное и организационно-методическое, научно-исследовательское, воспитательное, профессионально-педагогическое.
Организационно-управленческое направление реализуется через комплекс следующих мер: разработку и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей и регламентирующей функционирование вуза как многоуровневого образовательного комплекса; разработку и реализацию мер по взаимодействию всех структурных подразделений и управленческих структур, обеспечивающих эффективное функционирование многоуровневого вуза; анализ эффективности действующих форм и механизмов управления и самоуправления; развитие интегрированных учебно-научных лабораторных комплексов, обслуживающих все уровни профессионального образования в техническом вузе; обеспечение гарантии плановых изменений материальных и финансовых ресурсов вуза в меняющихся внешних и внутренних условиях развивающегося рынка; развитие автоматизированной системы управления вузом; внедрение и развитие электронного документооборота на всех уровнях организационной структуры; развитие кадрового резерва по всем управленческим должностям вуза.
Учебное и организационно-методическое направление включает в себя следующий комплекс реализуемых мер: разработку содержания интегрированных образовательных программ и механизмов их реализации на разных уровнях непрерывного образования; качественное обновление структуры и содержания учебных планов и программ профессиональной подготовки, обеспечивающих востребованное опережающее образование и мобильность будущих инженеров; использование горизонтальных и вертикальных связей в процессе организации образовательного процесса; организация и осуществление параллельного освоения основных образовательных программ СПО и ВПО с целью подготовки социально мобильного выпускника, интегрирующего практикоориентированную и фундаментальную подготовку в рамках образовательной вертикали укрупнённой группы специальностей; активное использование вариативной части учебных планов в рамках реализации образовательных программ СПО и ВПО под социальный заказ конкретного работодателя; повышение практикоориентированного характера профессиональной подготовки обучающихся в образовательном процессе на каждом уровне его осуществления; организация обучения без отрыва от производства, в том числе с использованием дистанционных технологий; разработка и внедрение дополнительных образовательных программ, предоставляющих возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ с учётом имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности; внедрение современных педагогических и информационных технологий в образовательный процесс, в том числе разработка интерактивных мультимедийных учебных комплексов, моделирующих современные технические разработки и технологические процессы на производстве; разработка учебно-методического обеспечения в соответствии с содержанием интегрированных образовательных программ; совершенствование мониторинга качества обучения на основе организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии на каждом уровне непрерывного образования в техническом вузе.
Научно-исследовательское направление реализуется через: организацию научно-исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса на основе доминирования исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; соотнесение направлений инновационной и научно-исследовательской деятельности с потребностями базовых отраслей экономики и регионального рынка труда; создание эффективных условий для инновационной и научно-исследовательской деятельности на базе научно-образовательных центров, инновационных структур и промышленных предприятий; разработку механизмов продвижения научных проектов и разработок на производство; развитие в вузе инновационных, внедренческих структур совместно с научно-производственными объединениями и инновационными структурами региона; совершенствование форм научно-исследовательского взаимодействия вуза с образовательными организациями общего образования и предприятиями региона; разработку механизмов стимулирования и мотивации субъектов образовательного процесса к участию в научно-исследовательской деятельности; развитие в вузе инновационных, внедренческих структур совместно с научно-производственными объединениями и инновационными структурами региона; организацию совместных с крупными научными организациями всероссийского уровня научно-исследовательских структур, реализующих фундаментальные и прикладные научные исследования; анализ, обобщение и апробацию научно-исследовательских разработок и опыта [1].
Воспитательное направление реализуется через: организацию и проведение мониторинга эффективности воспитательной работы в вузе; разработку и внедрение в образовательный процесс комплекса мероприятий профориентационного характера; формирование социальных компетентностей обучающихся; разработку и реализацию программы педагогического сопровождения адаптации обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса; организацию и осуществление мастерами производственного обучения, наставниками и тьюторами мониторинга, прогнозирования, планирования, проведения, оценки и коррекции системы воспитательной работы с обучающимися; совершенствование системы студенческого самоуправления; организацию и осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях и этапах непрерывного образования в вузе; разработку комплексного методического и информационного обеспечения воспитательной работы [3; 4; 5; 6].
Профессионально-педагогическое направление реализуется через следующий комплекс мер: совершенствование методологии педагогической деятельности в условиях развития интегрированной образовательной среды технического вуза; построение для каждого педагога «вертикали развития»; разработка и реализация системы мероприятий в вузе, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов; совершенствование форм и технологий повышения квалификации научно-педагогических кадров; вовлечение профессорско-преподавательского состава в инновационные, внедренческие (трансферные) структуры; совершенствование системы рейтинга педагогов и научно-педагогических кадров на основе анализа их профессиональной деятельности [6].
Социально-координационное направление реализуется посредством: совершенствования системы взаимодействия «Школа-ССУЗ-ВУЗ» (разработка концепции профессиональной ориентации школьников, ориентированных на технические специальности; организация профильного обучения школьников с использованием материальной базы вуза); совершенствования системы взаимодействия «ССУЗ-ВУЗ-Предприятие» (внедрение в образовательную практику вуза требований к содержанию профессиональной подготовки работодателей; развитие системы корпоративного обучения, переподготовки и повышения квалификации инженерно-технических работников и рабочих кадров на базе НОЦ, учебных центров, базовых кафедр; реализация долгосрочной целевой контрактной подготовки кадров на конкретные рабочие места за счёт средств предприятий региона); анализа востребованности выпускников на региональном рынке труда и формирования пакета адекватных образовательных услуг; создания информационной базы об оказываемых вузом образовательных услугах; проведения круглых столов, стажировочных площадок, телемостов, конференций с представителями школ, производства, региональной власти, науки и бизнеса.
Сформулированные в Концепции цели и задачи, а также обозначенные основные принципы, стратегические направления организации деятельности и механизмы будут основополагающими для организации и осуществления экспериментальной работы по развитию непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе.
Рецензенты:
Полукаров В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.
Варникова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11257 (дата обращения: 21.11.2024).