Введение
Форсайт сегодня определяют как систему методов оценки зон стратегических исследований и технологических прорывов, которые способны принести наибольшую выгоду в будущем, оказывать максимальное воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочном периоде. Технология форсайт-исследований является во многих странах одним из ключевых инструментов выявления перспективных направлений развития, а также начинает широко использоваться в России на разных уровнях экономики. В частности, исследователями высоко оценивается роль форсайта в повышении конкурентоспособности и развитии регионов [4]. Однако результаты регионального форсайта не всегда однозначно положительны, и результативность форсайта зависит от многих факторов. Проделанный нами анализ 12-ти европейских и 2-х российских региональных форсайт-проектов показал, что в проведении форсайта имеются общие для разных регионов проблемы и барьеры, и позволил объединить их в три группы проблем, характерных как для зарубежных, так и российских форсайтов.
Первая группа проблем связана с интеграцией мнений экспертов, выявлением общности мнений экспертов. В ходе Дельфи опроса – наиболее широко применяемого метода форсайта – определяется среднее (медиана) и наиболее часто повторяющееся мнение (мода). В то же время мнения экспертов могут отличаться одновременно по нескольким позициям. В рамках указанного метода объединение в группы мнений по нескольким признакам весьма затруднительно.
Вторая значительная группа проблем связана с управлением проектом форсайта. Это проблемы организации и мотивирования участников, конфликтов в орггруппе, доступе к участию в форсайте; проблема качества экспертов, привлекаемых к форсайту; проблема организации взаимодействия экспертов и других вопросов проекта.
Третья группа проблем связана с оцениванием результативности форсайта и обеспечением его привлекательности для возможных инвесторов. Оценивание результативности требуется и для принятия решений о последующих циклах форсайта и для корректировки действий для повышения эффективности, и для принятия решения – проводить или не проводить форсайт.
Для выделения схожих позиций экспертов при проведении Дельфи-опроса автором предложено использовать обработку результатов Дельфи-опроса с помощью кластерного анализа. Целью кластерного анализа является образование групп схожих между собой объектов – кластеров. Кластерный анализ приводит к разбиению на группы с учетом всех группирующих признаков одновременно, позволяя не только определить моду и медиану, что характерно для Дельфи-опроса, но и выделить наличие групп экспертов, имеющих схожие позиции по нескольким признакам [2].
Для решения двух других групп проблем предлагается использовать методологию управления проектами. В данной статье обосновывается возможность и необходимость применения проектного подхода к разработке и проведению форсайта, в том числе использования такого элемента проектного подхода, как оценка проекта с учетом особенностей форсайта.
В исследованиях форсайта вопрос о применении проектного подхода к форсайту поставлен исследователями форсайта, но сравнительно недавно [9], и вопрос не разработан. Особенно сложным вопросом является оценивание форсайта. Потребность в оценке возникает в связи с желанием и необходимостью понять результативность и воздействие форсайта на политику, формирование консенсуса по выбору приоритетов, стимулирование процесса передачи знаний, на развитие технологий. Однако еще в 2009 г. известный исследователь форсайта М. Кинэн писал о невозможности оценки форсайта в связи с его отдаленными последствиями. В 2012 г. журнале «Форсайт» появилась первая серьезная аналитическая статья, посвященная оценке фосрайта [6] и проведены семинары, посвященные проблеме оценивания форсайта [10].
В имеющихся примерах оценивания форсайта оценка проводилась примерно через год после завершения форсайта, для того чтобы определить нужность проведения следующего цикла форсайта и учесть ошибки и недочеты предыдущего цикла. При оценивании форсайта применяются методы оценки проектами качественного характера, такие как критерии SMART (конкретность, измеримость, достижимость; релевантность, исполнимость по времени), правило ABCD (целевая аудитория, ее поведение, условия, степень реализации) и др. методы.
Данная статья обосновывает элементы методологии управления проектами, включая оценивание, модель и методика которого предлагается.
Анализ возможности применения методологии управления проектами к форсайту
Проект в международном стандарте PMBOK рассматривается «как временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов» [7]. Проект также определяется как «последовательность взаимосвязанных событий, имеющих место в определенный период времени и направленных на достижение уникального и в то же время определенного результата» [1]. Проект включает: замысел, средства реализации; результаты. В широком смысле проект – это то, что способно что-либо изменить в жизни, мире. С этой точки зрения результаты проекта могут быть конкретными (продукция, объекты и т.д.) и абстрактными (планы, методы, знания, опыт и т.д.).
Форсайтам присущи основные признаки проекта: наличие специфической цели, ограниченность во времени и ресурсах, уникальность продукта (создаваемые сценарии, дорожные карты, перечни критических технологий, рекомендации, сети экспертов и отношения). Проведение форсайта на любом уровне экономической системы может быть рассмотрено как инновационный организационный проект, направленный на разработку видения перспектив и горизонтов технологического и социально-экономического развития, представленного в совокупности документов и других результатов форсайта и служащего основой для разработки стратегий, планов, направлений исследований и инвестиций и других способов его использования.
Мы рассматриваем форсайт как определенную социогуманитарную организационную технологию [4], которая является ценным инструментом стратегического развития, которая позволяет сформировать согласованное представление о направлениях развития, обеспечивает взаимное диалоговое обучение экономических агентов, стимулирующее развитие инноваций, и содержит потенциал самореализации выработанного совместно представления о будущем. Прогрессивность технологии форсайта состоит в том, что она соответствует характеру экономики, основанной на знаниях, где все более важными становятся процессы изучения (learning) – не в аспекте образовании, а в аспекте вовлечения разных экономических структур в процессы взаимного изучения и получения знаний. Этот аспект диалогового сотрудничества является новым элементом общества, основанного на знаниях, а способность организовывать взаимодействие для получения новых знаний становится сама по себе важным ресурсом, что о чем еще в 2004 г. было написано в [5]. Сложность проекта форсайта состоит в том, что необходимо определить и соорганизовать различные сферы деятельности в форсайте, а не только провести сам процесс предвидения и зафиксировать его результаты в отчетах и сценариях (т.е. осуществить технологию предвидения). Кроме того, реализация потенциала форсайта как инструмента стратегического управления зависит от авторитетности и влиятельности его участников. Авторитетные участники сами являются проводниками разработанного предвидения в жизнь, что позволяет не только прогнозировать, но и способствует реализации разработанного видения будущего. Однако это требует тщательного управления процессом создания предвидения для реализации заложенного в технологии форсайта потенциала.
Для управления процессами с высокой степенью неопределенности и новизны разработана методология управления проектами, в которой имеется системный подход к управлению. К проекту форсайта возможно и следует применять следующие элементы управления проектами: жизненный цикла проекта, фазы проекта, разработка процессов проекта, создание системы управления проектом форсайта, определение и реализация функций управления проектом, управление подсистемами проекта; а также следующие методы: декомпозиции проекта, составление расписания проекта и Диаграмма Гантта.
Последовательность осуществления проекта форсайта, в соответствии с методами управления проектами, будет включать следующие процессы: инициация, разработка проекта, планирование, выполнение, оценки и контроль, завершение проекта. При принятии решения об инициации следует учитывать ситуацию в стране, в регионе, возможности финансирования проекта, учесть случайные события, которые могут повлиять на результат проект (уход ключевых лиц проекта, исчезновение финансирования, риски, связанные с низкой мотивацией участников при инициативных проектах).
К разработке относится:
- обоснование основных этапов и целей проекта;
- декомпозиция проекта, т.е. разбиение на составные части по различным парамерам: по целям, по составу работ, по ресурсам всех видов (определение видов и величины требуемых ресурсов), по времени и длительности этапов и работ, по стоимости – определение стоимости операций и оценка бюджета;
- разработка критериев оценки исполнения проекта.
Планирование включает основные элементы:
- составление календарного графика выполнения работ;
- определение последовательности, длительности и распределение во времени работ, операций и потребностей;
- разработка плана выполнения проекта – составление плана исполнения проекта с учетом результатов остальных подпроцессов.
Дополнительные элементы планирования в управлении проектами: планирование качества работ и результатов; распределение ролей между участниками проекта, степени их ответственности, разработка структуры подчинения; назначение персонала на работы по выполнению проектов; планирование взаимодействия – определение информационных каналов и способов взаимодействия участников проекта; определение рисков и способов их снижения; планирование поставок и требований к ним.
Необходимо также оценивать риски проекта форсайта: возможность смены лиц, принимающих решения, изменения финансирования, выбытия ключевых для форсайта фигур и др.
Выделим факторы успешности форсайта, которые следуют из анализа опыта форсайта и проблем/барьеров форсайта:
- Четкое определение целей форсайта и их фиксирование. Нельзя пытаться решить одним форсайт-проектом множество разных целей, что чрезмерно усложняет проект.
- Разработка технологии форсайта и ее документирование.
- Применение принципов и методов управления проектами к проведению проекта форсайта.
- Фиксирование не только целей, но и результатов форсайта и проведение «работы над ошибками» в любом, даже успешном проекте.
- Эти результаты включают не только непосредственные полученные результаты (отчеты, сценарии, базы данных), но и влияние форсайта на разные стороны выбранной сферы. Детализация применения указанных элементов методологии форсайта происходит в каждом проекте форсайта, разрабатываемом индивидуально для каждого регионального форсайта с учетом внутренних и внешних факторов
Разработка модели и методики оценивания форсайта
Теоретический подход, заложенный нами в основу разработки модели оценивания, состоит в том, что эффективность форсайта определяется качеством всех элементов форсайта. В форсайте важен не только сам процесс разработки предвидения, но и система управления проектом форсайта. Кроме того, успешность форсайта включает гармоничное использование методов форсайта, вовлечение стейкхолдеров – это элементы технологии форсайта. Наконец, показателем успешности являются сами результаты форсайта (дорожные карты, сценарии и др.), а также его влиятельность – использование его в стратегии, новые проекты, повышение известности и влиятельности региона.
Этапы разработки методики оценивания будут следующими:
- Выявление наиболее важных элементов технологии форсайта.
- Выявление наиболее важных элементов управлениям проектом форсайта.
- Анализ опыта оценивания форсайта в странах, где он применялся.
- Разработка модели для оценивания форсайта.
- Выбор методов оценивания.
- Выработка критериев оценки.
- Разработка анкеты для оценивания форсайта.
- Выбор экспертов и проведение опроса.
- Обработка опроса и анализ результатов.
Для разработки методики нами выделены составные части проекта форсайта, влияющие на его эффективность: основные элементы технологии форсайта (система методов форсайта и взаимодействие со стейкхолдерами); управление самим проектом форсайта; результаты и влияние форсайта. Схематичное представление модели оценивания форсайта представлено на рис.1.
Рис.1. Схема оценивания форсайта
Математическая модель оценки форсайта будет выглядеть следующим образом:
Efor = f (t1, t2, t3, t4,t5, t6, t7,m1,m2, m3, m4, m5, p1, p2, p3, p4, p5,I1,I2,I3,I4) , (1)
где Ef – эффективность форсайта,
t1, t2, t3, t4, t5, t6,t7– оценка технологии форсайта (technology), в том числе: - оценка участия стейкхолдеров: t1– привлечение участников из ключевых организаций, t2 – наличие представителей ключевых стейкхолдеоров;
- оценка применяемой методологии: t3 – применены методы прогнозирования (Дельфи, сценарии, дорожное картирование) t4 – применены методы анализа SWOT,STEPV, др., t5 – применены креативные методы (мозговой штурм, майнд-мэппы, др.), t6 – применены экспертные панели, симпозиумы, фьючерсные семинары, t7 – применены доказательные методы (анализ перекрестных влияний, анализ перекрестного влияния и др.);
m1, m2, m3, m4 – оценка управления проектом ф. (management), в том числе:
m1 – качество управление целями (рациональность, доступность, непротиворечивость, четкость целей), m2 – управление коммуникациями (взаимодействие команды проекта с заказчиком, взаимодействие команды проекта с экспертами, наличие конфликтов и их разрешение), m3 – команда проекта (компетентность участников команды, взаимодействие между членами команды, наличие конфликтов и противоречий), m4 – управление ресурсами (привлечение ресурсов, достаточность ресурсов, эффективность использования ресурсов),
p1, p2, p3, p4,p5 – оценка результата форсайта (product), в том числе:
p1 – наличие отчетного доклада; p2 – разработанные сценарии развития, p3 – дорожная карта развития региона, p4 – создание базы данных экспертов, p5 – создание базы данных технологий.
I 1,I 2, I 3, I 4 – оценка влияния форсайта (influence), в том числе:
I1 – использование результатов форсайта в стратегиях, I2 – наличие новых инвестиционных проектов, I3 – повышение известности региона в стране, I3 повышение известности региона и за рубежом.
Оценивание проводится с помощью метода экспертных оценок с привлечением ряда других методов (SMART, BSС). Для оценки указанных элементов форсайта автором разработана анкета, в которой каждый вопрос предназначен для оценки выбранных элементов проекта форсайта. Вопросы призваны выявить экспертное мнение по каждому из элементов проекта форсайта по группам показателей.
Для оценки применяется шкала: 1 (плохо), 2 – (хорошо), 3 – (отлично). Итоговая оценка определяется как:
где E– средняя оценка проекта по анализируемым показателям, i – номер показателя, j – группа показателя. При I ≥ 2 проект признается удовлетворительным, при I< 2 – неудовлетворительным.
Методика оценки может быть применена как для оценивания форсайта на стадии инициации и разработки проекта форсайта, так и для оценивания проведенного форсайта через определенный период после его проведения.
Для реализации предложенного подхода разработана анкета, идея которой состоит в оценке всех факторов успешности форсайта в проекте форсайта; анкета отвечает на вопросы о разработанности всех элементов форсайта; а также учитывает результативность форсайта.
Предложенная методика применена для оценивания проекта Иркутского регионального форсайта 2006 г., опыт которого изложен в [8].
Выводы
Форсайт сегодня все больше приобретает черты технологического инструмента стратегического управления. Для повышения степени технологичности и на этой основе повышения эффективности форсайта следует применять методологию управления проектами для разработки и управления проектом форсайта. Предложенная методика оценивания форсайта может послужить ориентиром для оценки проектов форсайт-исследований и дальнейшего совершенствования системы оценивания форсайта.
Рецензенты:
Пешков В.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экспертизы и управления недвижимостью ФБГОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет», г. Иркутск.
Архипкин О.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой коммерции и логистики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Международный институт экономики и лингвистики им. Конфуция, г. Иркутск.