Введение
В последние годы в России отмечается снижение общей физической активности населения. В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8-10 % населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 %. С течением времени в России физическая подготовленность и физическое развитие молодежи имеют тенденцию к снижению. Реальный объем их двигательной активности не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья наиболее трудоспособной части населения [5].
По данным статистики, за последние 5 лет уровень первичной заболеваемости в стране вырос на 12 %, а общей заболеваемости - на 15 %. При этом более половины населения, особенно городских жителей, проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, что дополнительно ведет к росту его патологической отягощенности. В этой связи все более насущнее встает вопрос об использовании огромного социального потенциала физической культуры и спорта на благо процветания России как наименее затратного и наиболее эффективного средства форсированного морального и физического оздоровления российского народа, достижения его долголетия, сплочения семьи, формирования здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижения травматизма и первичной заболеваемости [5,9].
Важным элементом поддержания гомеостаза внутренней среды в целом и системы крови в частности являются тромбоциты [12,13]. Важное значение в оценке активности кровяных пластинок имеет регистрация их агрегационной способности, обеспечивающейся во многом за счет синтеза в них большого количества биологически активных веществ. При многих заболеваниях повышается тромбоцитарная активность, значимо ухудшая их течение и отягощая прогноз [10]. Наибольший интерес в плане изучения особенностей функциональной активности тромбоцитарного гемостаза представляет оценка влияния на нее наиболее естественного для организма воздействия - физической нагрузки, являющейся одним из регуляторов функциональной готовности гемостаза в целом [10,12].
Вместе с тем, в случае длительных регулярных интенсивных физических нагрузок у лиц первого зрелого возраста остаются не до конца выяснены особенности активности тромбоцитов in vitro и in vivo и выраженность функционирования механизмов, реализующих их агрегационную функцию. По этой причине была намечена цель проведенного исследования: установить активность тромбоцитов у здоровых кандидатов и мастеров спорта по легкой атлетике в первом зрелом возрасте.
Материалы и методы
В группу наблюдения были включены непрерывно регулярно интенсивно тренирующиеся не реже 3 раза в неделю 59 кандидатов и мастеров спорта по легкой атлетике 26-35 лет (22 человека 26-27 лет, 18 человек 30-31 год, 19 человек 34-35 лет).
У всех кандидатов и мастеров спорта определялось внутритромбоцитарное перекисное окисление липидов (ПОЛ) по величине базального уровня малонового диальдегида (МДА) в реакции восстановления тиобарбитуровой кислоты [4] и по концентрации ацилгидроперекисей (АГП) [1]. Регистрировалась функциональная готовность внутритромбоцитарных каталазы и супероксиддисмутазы (СОД) [11].
У наблюдаемых устанавливали содержание тромбоцитов в капиллярной крови при помощи камеры Горяева. Состояние внутрисосудистой активности тромбоцитов (ВАТ) выяснилось при помощи фазовоконтрастного микроскопа [13]. Статистическая обработка полученных результатов проведена t-критерием Стьюдента.
Результаты исследования
У обследованных спортсменов учитываемые физиологические и биохимические величины входили в границы физиологической нормы.
Количество первичных продуктов ПОЛ-АГП в тромбоцитах кандидатов и мастеров спорта 26-27 лет, регулярно тренировавшихся до 22 лет, составляло 1,73±0,16 Д233/109тр., достоверно не меняясь к 34-35 годам (1,80±0,24 Д233/109тр). Вместе с тем уровень МДА в тромбоцитах у 26-27 летних обследованных составил 0,41±0,22 нмоль/109тр., также оставаясь неизменным до 34-35 лет жизни (0,44±0,30 нмоль/109тр.).
Состояние активности каталазы и СОД в кровяных пластинках у спортсменов достоверно не отличалось между возрастами, не меняясь с 26-27 лет (9920,0±218,6 МЕ/109тр. и 2000,0±20,1 МЕ/109тр., соответственно), до 34-35 лет (9850,0±196,0 МЕ/109тр., 1920,0±17,5 МЕ/109тр., соответственно).
Уровень в крови тромбоцитов дискоидной формы у 26-27 летних спортсменов составлял 85,1±0,12 %, достоверно не отличаясь от аналогичного уровня у обследуемых более старших возрастов. Количество активных форм тромбоцитов, их суммарное количество также оставалось стабильным в их кровотоке с 26 до 35 лет (табл.). В крови наблюдаемых спортсменов первого зрелого возраста, регулярно тренирующихся, уровни свободноциркулирующих малых и больших агрегатов тромбоцитов не испытывали достоверной динамики, составляя в 34-35 лет 2,5±0,28 и 0,08±0,039 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, соответственно. Содержание тромбоцитов, вовлеченных в процесс агрегатообразования, у наблюдаемых кандидатов и мастеров спорта также не изменялось между 26 до 35 годами, составляя в конечном учитываемом возрасте 5,9±0,22 %.
Обсуждение
Интенсивная мышечная деятельность, особенно в молодом возрасте, способствует максимальной адаптации организма к ней всех органов, систем и организма в целом. Видная роль в адекватном приспособлении организма к воздействию физической нагрузки принадлежит системе крови, во многом лимитирующей выраженность кислородного обеспечения работающих органов [8]. На фоне однократной физической нагрузки увеличивается объем и скорость кровотока, может увеличиваться сосудистое сопротивление, меняются реологические свойства крови, влияя на уровень доставки кислорода тканям. При длительных, регулярных и посильных физических нагрузках отмечается оптимизация гемореологических [2,3,7], гемостатических показателей [6], изученных недостаточно, особенно в части тромбоцитарного звена гемостаза. В доступной научной литературе содержится недостаточно сведений о влиянии длительных регулярных наиболее распространенных видов физических тренировок на гемостатические тромбоцитарные функции. Так, мало изучены изменения агрегационной способности кровяных пластинок in vivo и in vitro и механизмов ее реализующих у людей, регулярно тренировавшихся физически в первом зрелом возрасте. Не выяснена степень реакции тромбоцитов на различные индукторы и их сочетания, не оценена морфологически степень активации тромбоцитов в просвете сосудов и активность внутритромбоцитарных механизмов у здоровых людей юношеского и первого зрелого возраста, не испытывающих в течение жизни значимых регулярных физических нагрузок.
Действие регулярной выраженной физической нагрузки на организм во многом основано на его адаптации к гипоксии и сопровождается значительными физико-биохимическими сдвигами в органах. Деятельность организма в условиях тканевой гипоксии и ацидоза протекает при неизбежном повышении функциональных возможностей всех ведущих систем и органов, лимитирующих его физическую работоспособность [8]. Адаптация к регулярной физической нагрузке в организме приводит к позитивным изменениям в системе гемокоагуляции и, в первую очередь, в его начальном звене - тромбоцитарном гемостазе [10].
Снижение ПОЛ и повышение антиоксидантного потенциала плазмы крови у регулярно тренирующихся сохранялось на достаточном уровне в течение всего срока наблюдения.
Понижение интенсивности ПОЛ крови у регулярно тренирующихся при наличии мотивации к определенным спортивным достижениям способствовало снижению перекисной модификации липидов с минимизацией атерогенной опасности. Одним из возможных механизмов понижения ПОЛ можно считать ослабление НАДФН/НАДН оксидаз, что уменьшает выработку супероксиданиона.
Регулярные физические нагрузки оказались способны обеспечить снижение образования в тромбоцитах проагрегантных простагландинов с оптимизацией степени лабилизации липидов мембран кровяных пластинок, способствуя поддержанию невысокой активности тромбопластина и удлинению времени его генерации на поверхности кровяных пластинок у кандидатов и мастеров спорта, сохраняясь на достигнутом уровне у всех обследуемых.
Можно считать, что позитивные сдвиги функции тромбоцитов обуславливают снижение «напряженности» коагуляционного гемостаза при любых регулярных физических нагрузках, в конечном счете, обеспечивая уменьшение тромбинообразования и агрегацию тромбоцитов.
Торможение ВАТ при взаимопотенциирующем действии индукторов на тромбоциты на фоне физических нагрузок отражает позитивные сдвиги тромбоцитарных функций in vivo. Это стало возможным в результате мембранных перестроек кровяных пластинок, снижения активности внутритромбоцитарных факторов реализации агрегации тромбоцитов через фосфолипазы С и А2 и понижение экспрессии фибриногеновых рецепторов (GвIIв-IIIa) на их мембранах.
Известно, что мембранные рецепторы тромбоцитов чутко реагируют на воздействия извне и через G-протеины способны изменять активность ионных каналов и насосов плазматической мембраны, вызывая нарастание концентрации внутри тромбоцитов цАМФ и цГМФ, повышая тем самым их функциональную готовность. При этом при длительных физических тренировках в тромбоцитах усиливается распад фосфоинозитолдифосфата и освобождается связанный Са2+, который активирует протеинкиназу С, регулирующую уровень активности тромбоцитов [6].
Можно думать, что адаптационный процесс тромбоцитарного звена гемостаза затрагивает многие механизмы функционирования кровяных пластинок, в основе которых лежит оптимизация активности рецепторов мембраны тромбоцитов с соответствующими белками. В процессе адаптации к регулярным физическим нагрузкам изменяются и внутритромбоцитарные механизмы, что, несомненно, имеет большое значение для улучшения реологии крови в сосудистом русле и оптимизации кислородообеспечения организма в целом [10].
Основой эффектов физических нагрузок на гемостаз у здоровых спортсменов первого зрелого возраста являются рецепторные перестройки мембран тромбоцитов, обусловливающие повышение порога их чувствительности к экзогенным стимулирующим влияниям. Этим и обеспечивается уменьшение числа активированных свободно циркулирующих форм тромбоцитов и их агрегатов всех размеров, что способствует минимизации травмирования сосудистой стенки и доступности субэндотелиальных структур, способствуя улучшению микроциркуляции в органах.
Таким образом, длительные регулярные физические нагрузки в первом зрелом возрасте стабильно обеспечивают оптимальный уровень функционирования параметров тромбоцитарного гемостаза в течение всего их выполнения.
Выводы
1) У регулярно тренирующихся кандидатов и мастеров спорта по легкой атлетике в первом зрелом возрасте регистрируется высокая активность антиоксидантных ферментов тромбоцитов и низкая выраженность в них ПОЛ.
2) На протяжении всего периода регулярных тренировок у кандидатов и мастеров спорта по легкой атлетике первого зрелого возраста отмечается низкая внутрисосудистая активность тромбоцитов, поддерживающая в их крови количество свободноциркулирующих агрегатов кровяных пластинок на оптимальном уровне.
Таблица. Интраваскулярная активность тромбоцитов у кандидатов и мастеров спорта по легкой атлетике
Учитываемые показатели |
Кандидаты и мастера спорта, n=66, М±m |
||
26-27 лет, n=22 |
30-31 год, n=18 |
34-35 лет, n=19 |
|
Дискоциты, % |
85,1± 0,12 |
84,2± 0,16 |
84,4± 0,19 |
Диско-эхиноциты, % |
9,2± 0,18 |
10,1± 0,20 |
10,2± 0,32 |
Сфероциты, % |
2,6± 0,17 |
2,8± 0,15 |
2,6± 0,19 |
Сферо-эхиноциты, % |
1,8± 0,12 |
1,9± 0,22 |
1,7± 0,16 |
Биполярные формы, % |
1,3± 0,14 |
1,0± 0,12 |
1,1± 0,17 |
Сумма активных форм, % |
14,9± 0,14 |
15,8± 0,24 |
15,6± 0,27 |
Число тромбоцитов в агрегатах, % |
5,3± 0,14 |
5,6± 0,19 |
5,9± 0,22 |
Число малых агрегатов по 2-3 тромбоцита, на 100 свободно лежащих тромбоцитов |
2,4± 0,22 |
2,6± 0,34 |
2,5± 0,28 |
Число средних и больших агрегатов, 4 и более тромбоцита, на 100 свободно лежащих тромбоцитов |
0,07± 0,022 |
0,09± 0,034 |
0,08± 0,039 |
Примечание: достоверности между оцениваемыми группами обследованных выявлено не было.
Рецензенты:
Смахтин М.Ю., д.б.н., профессор, профессор кафедры биохимии Курского государственного медицинского университета, г. Курск.
Фурман Ю.В., д.б.н., профессор, зав. кафедрой истории, теории и технологии социальной работы Курского института социального образования (филиал) РГСУ, г. Курск.