Решение проблемы профессиональной подготовки учителя-предметника, способного продуктивно осуществлять педагогическую деятельность в условиях социокультурной модернизации образования, является актуальной научной и прикладной задачей.
Одной из тенденций развития отечественного педагогического образования на современном этапе является повышение значимости дополнительного образования и системы повышения квалификации педагогических кадров [8]. В связи с этим изменяется роль традиционного педагогического образования в подготовке кадров, что требует обновления фундаментальных взглядов на систему методической подготовки студентов в высшем учебном заведении. В условиях другой тенденции - постепенного перехода от «специализированной» к «университетской» модели подготовки учителей, методическая подготовка студентов приобретает новые качественные характеристики, становится востребованной и для подготовки студентов «непедагогических» специальностей.
В качестве ориентиров профессиональной подготовки педагогических кадров в вузе выступают инвариантные характеристики профессиональной готовности учителя [3]:
- самообоснование учителем своих действий;
- самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации;
- непрерывный поиск альтернатив существующей практике образования, совместное с учениками осмысление элементов содержания образования; внесение авторских элементов в содержание образования;
- рефлексия своего личностного и профессионального поведения; ответственность за принимаемые решения;
- принятие или непринятие форм деятельности с позиции своего педагогического идеала;
- ориентация на диалог и самоизменение в процессе педагогического общения.
Таким образом, «запуск» внутренних механизмов саморазвития личности педагога становится важнейшей составляющей всей системы профессиональной педагогической подготовки в вузе и методической подготовки в частности. От качества методической подготовки зависит успешность профессиональной деятельности специалиста, его включение в педагогическую профессию.
Анализ образовательных стандартов нескольких поколений показал, что константной составляющей нормативных требований к результатам профессиональной подготовки студентов-биологов в области методической деятельности является использование современных методик, технологий, приемов, методов и средств обучения биологии.
Методическая подготовка студентов современными исследователями рассматривается как важный фактор качества школьного биологического образования, как «специально организованное профессиональное обучение» [10], как система, являющаяся частью профессиональной подготовки [5; 7], совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности [4].
Результатом методической подготовки выступает методическая готовность студентов, которая является показателем качества методической подготовки студентов и включает нравственно-психологическое, содержательно-информационное, оперативно-деятельностное ядро готовности [1].
Процесс становления методической готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности изучался в условиях опытно-экспериментальной работы, сущность которой заключалась в том, что создавались условия для максимального взаимодействия методической подготовки с эколого-образовательной средой региона. В качестве опытно-экспериментального региона выступила Мурманская область. Выбор региональных границ образовательной среды обусловлен тенденцией регионализации в современном образовании, пониманием региона как социальной общности и как определенной территории, отличающейся от других территорий по ряду признаков и обладающей некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов [6; 11].
Экспериментальная работа осуществлялась в следующих направлениях:
- организация системного взаимодействия участников методической подготовки (студентов, преподавателей, внешних специалистов) с целью ее распространения в эколого-образовательную среду региона;
- создание методических ресурсов для обучения студентов;
- разработка контрольно-измерительных материалов для определения качества методической подготовки студентов в условиях ее максимального взаимодействия с эколого-образовательной средой.
Под системным взаимодействием мы понимаем построение сетевой структуры методической подготовки в эколого-образовательной среде региона. Поиск потенциальных учебных площадок (научных, культурных, производственных структур, обладающих образовательным потенциалом в обучении школьников биологии), взаимодействие их сотрудников с преподавателями вуза для проектирования и организации процесса, реализация содержания методической подготовки обеспечивали расширение процесса во внешнюю среду. В результате происходил переход от кластерной к сетевой организационной структуре методической подготовки студентов. «Экологические ниши» эколого-образовательной среды как социокультурной системы постепенно осваивались участниками процесса обучения, что способствовало адаптации системы методической подготовки студентов и эколого-образовательной среды региона.
Разработка методических ресурсов для обучения студентов включала проектирование содержания дисциплин вариативного компонента, объединенных в содержательный блок «Возможности эколого-образовательной среды региона в обучении биологии школьников», создание методических материалов и реализацию процесса методической подготовки студентов.
Содержание методической подготовки студентов в опытно-экспериментальных условиях обогатилось знаниями об эколого-образовательной среде региона и методологии средового подхода к обучению школьников биологии, расширяется за счет понятийного аппарата средового подхода: образовательная среда, потенциал, факторы, ресурсы, структура и экспертиза образовательной среды.
Результаты экспериментальной работы рассматривалась нами в системе «субъект методической подготовки - система методической подготовки - эколого-образовательная среда региона». Для определения уровней усвоения студентами методических знаний в качестве контрольно-измерительных материалов использовались ответы студентов на зачетах и экзаменах, специально разработанные ситуационные задачи, комплексные задания итоговой государственной аттестации.
В результате опытно-экспериментальной работы методическая подготовка студентов расширялась в региональную эколого-образовательную среду, происходили внутренние трансформации компонентов системы, возникали изменения и в самой среде.
Уровень методической готовности студентов-биологов по итогам эксперимента определялся нами в единстве трех составляющих:
- готовности студентов использовать знания об эколого-образовательной среде как источнике развития системы обучения биологии школьников в условиях открытости учебного процесса (содержательно-информационное ядро методической готовности);
- понимании студентами особенностей методической деятельности педагога-биолога в эколого-образовательной среде (оперативно-деятельностное ядро методической готовности);
- отношении студентов к эколого-образовательной среде как ресурсу профессионально-личностного развития педагога-биолога (нравственно-психологическое ядро методической готовности).
В рамках данной статьи рассмотрим только методические знания студентов как содержательно-информационную составляющую методической готовности в условиях опытно-экспериментального обучения.
Уровни усвоения студентами методических знаний определялись на основании уровней усвоения содержания образования по В.П. Беспалько [2].
1 уровень - распознавание (знания-знакомства): узнавание объектов, явлений, процессов и свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации.
2 уровень - репродуктивный (знания-копии): репродуктивное воспроизведение и применение полученной информации.
3 уровень - знания-умения: умение применить полученную информацию в процессе самостоятельной работы.
4 уровень - трансформация (знания-трансформеры): творческое применение полученной информации посредством самостоятельного конструирования собственной деятельности.
В таблице 1 приводятся разработанные нами характеристики знаний студентов в зависимости от перечисленных уровней.
Таблица 1
Уровни усвоения студентами методических знаний
Уровни |
Характеристика знаний студентов |
1 уровень - распознавание - низкий |
Называет известные подходы, методики и технологии обучения биологии школьников |
Перечисляет отдельные элементы подходов, методик и технологий обучения биологии |
|
Описывает сущностные характеристики подходов, методик и технологий обучения биологии |
|
2 уровень - репродуктивный - средний |
Отличает отдельные элементы подходов, методик и технологий обучения биологии |
Описывает некоторые сущностные характеристики подходов, методик и технологий обучения биологии |
|
Понимает сущностные характеристики подходов, методик и технологий обучения биологии |
|
3 уровень - продуктивный - высокий |
Понимает особенности интерпретации подходов, методик и технологий обучения биологии в конкретной ситуации |
Описывает преимущества подходов, методик и технологий обучения биологии |
|
Применяет методологию подходов, методик и технологий обучения биологии в зависимости от ситуации |
|
4 уровень - творческий |
Обосновывает выбор подходов, методик и технологий обучения биологии в зависимости от ситуации |
Комбинирует разные способы решения задачи в новый способ обучения биологии школьников в пространстве эколого-образовательной среды региона |
|
Предлагает нестандартные способы решения ситуационной задачи с опорой на знания теоретических основ методики обучения биологии, практических способов действий; прогнозирует последствия принятия решений в процессе обучения биологии школьников, открытого в эколого-образовательную среду |
Полагаем, что представленные характеристики уровней усвоения студентами методических знаний позволяют адекватно оценивать информационно-содержательный компонент методической готовности студентов-биологов.
Контрольная группа студентов в количестве 125 человек обучалась в условиях традиционных подходов к организации методической подготовки студентов, экспериментальная (110 чел.) - в условиях максимального взаимодействия системы методической подготовки с эколого-образовательной средой региона. Результаты оценки усвоения студентами методических знаний в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни усвоения студентами методических знаний
Уровни усвоения студентами методических знаний |
Количество студентов |
|||
контрольная группа |
экспериментальная группа |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
1 уровень |
17 |
13.5 |
10 |
9 |
2 уровень |
85 |
68 |
72 |
65 |
3 уровень |
18 |
14.5 |
20 |
18 |
4 уровень |
5 |
4 |
8 |
8 |
Итого |
125 |
100 |
110 |
100 |
Статистическую обработку полученных результатов осуществляли методом χ2 [9].
Полученные значения позволяют констатировать, что статистических различий между уровнем усвоения студентами методических знаний в контрольной и экспериментальной группе не выявлено (χф2 = 2,74; α = 5%; k = 3). Однако в экспериментальной группе наблюдалась устойчивая тенденция к уменьшению количества студентов, имеющих 1 и 2 уровни, и повышению количества студентов, освоивших методические знания на 3 и 4 уровнях.
Полученные данные означают, что в результате экспериментального обучения уровень методических знаний студентов не снижается по сравнению с контрольной группой, при этом знания студентов приобретают более осознанный и творческий характер.
Таким образом, качество методической подготовки студентов-биологов в условиях тесного взаимодействия с эколого-образовательной средой региона соответствует нормативным требованиям стандартов и способствует становлению профессиональной готовности учителя-предметника.
Рецензенты:
Левитес Д.Г., д.п.н., профессор, Мурманский государственный гуманитарный университет, г. Мурманск.
Семчук Н.М., д.п.н., профессор, Астраханский государственный университет, г. Астрахань.