Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДОВОГО ПОДХОДА

Митина Е.Г. 1
1 ФБГОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет»
Проведен анализ проблемы методической подготовки студентов-биологов в условиях современных тенденций развития педагогического образования. Рассмотрены нормативные требования к методической деятельности выпускников разных поколений образовательных стандартов. Установлено, что их константной составляющей является готовность применять современные методики, технологии, методы, приемы и средства обучения биологии. В качестве результата методической подготовки студентов рассматривается методическая готовность как составляющая профессиональной готовности педагога-предметника. Предложена и внедрена опытно-экспериментальная модель системы методической подготовки, открытой в эколого-образовательную среду региона, функционирующая и развивающаяся в ней. Уровни методических знаний по В.П. Беспалько адаптированы к исследованию. Установлено, что результаты обучения студентов в экспериментальной группе не выявили достоверной разницы по сравнению с контрольной. Однако в экспериментальной группе наблюдалась тенденция к повышению количества студентов, продемонстрировавших более осознанный и творческий характер знаний по сравнению с контрольной группой.
методическая готовность.
методические знания
эколого-образовательная среда региона
методическая подготовка
1. Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе : монография. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 111 с.
2. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. - 1968. - № 4. - С. 52-69.
3. Болотов В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2001. - 47 с.
4. Боровских Т.А. Методическая подготовка учителя в педвузе // Педагогика. - 2008. - № 7. - С. 59-65.
5. Верещагина Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. - СПб., 2012. - 46 с. - Режим доступа: http://sigla.rsl.ru/.
6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики : учебник для студентов высших учебных заведений. - М. : Изд-во ГУВШЭ, 2003. - 495 с.
7. Земцова В.И. Система методической подготовки учителя: структура и содержание // Наука и школа. - 2002. - № 3. - С. 2-7.
8. Калинникова Н.Г. Основные тенденции развития непрерывного педагогического образования на современном этапе // Преподаватель 21 век. - 2005. - № 4. - С. 2-9.
9. Лакин Г.Ф. Биометрия : учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1990. - 351 с.
10. Позняк С.Н. Проектирование содержания методической подготовки учителя географии в контексте требований компетентностного подхода [Электронный ресурс] // Педагогическое образование. - 2009. - № 3. - С. 60-67. - Режим доступа: journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2009/ped_3_2009_7.pdf.
11. Сагайдачная В.В. Культурно-антропологический подход к регионализации содержания школьного естественно-научного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Мурманск : Изд-во МГПУ, 2008. - 24 с.

Решение проблемы профессиональной подготовки учителя-предметника, способного продуктивно осуществлять педагогическую деятельность в условиях социокультурной модернизации образования, является актуальной научной и прикладной задачей.

Одной из тенденций развития отечественного педагогического образования на современном этапе является повышение значимости дополнительного образования и системы повышения квалификации педагогических кадров [8]. В связи с этим изменяется роль традиционного педагогического образования в подготовке кадров, что требует обновления фундаментальных взглядов на систему методической подготовки студентов в высшем учебном заведении. В условиях другой тенденции - постепенного перехода от «специализированной» к «университетской» модели подготовки учителей, методическая подготовка студентов приобретает новые качественные характеристики, становится востребованной и для подготовки студентов «непедагогических» специальностей.

В качестве ориентиров профессиональной подготовки педагогических кадров в вузе выступают инвариантные характеристики профессиональной готовности учителя [3]:

  • самообоснование учителем своих действий;
  • самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации;
  • непрерывный поиск альтернатив существующей практике образования, совместное с учениками осмысление элементов содержания образования; внесение авторских элементов в содержание образования;
  • рефлексия своего личностного и профессионального поведения; ответственность за принимаемые решения;
  • принятие или непринятие форм деятельности с позиции своего педагогического идеала;
  • ориентация на диалог и самоизменение в процессе педагогического общения.

Таким образом, «запуск» внутренних механизмов саморазвития личности педагога становится важнейшей составляющей всей системы профессиональной педагогической подготовки в вузе и методической подготовки в частности. От качества методической подготовки зависит успешность профессиональной деятельности специалиста, его включение в педагогическую профессию.

Анализ образовательных стандартов нескольких поколений показал, что константной составляющей нормативных требований к результатам профессиональной подготовки студентов-биологов в области методической деятельности является использование современных методик, технологий, приемов, методов и средств обучения биологии.

Методическая подготовка студентов современными исследователями рассматривается как важный фактор качества школьного биологического образования, как «специально организованное профессиональное обучение» [10], как система, являющаяся частью профессиональной подготовки [5; 7], совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности [4].

Результатом методической подготовки выступает методическая готовность студентов, которая является показателем качества методической подготовки студентов и включает нравственно-психологическое, содержательно-информационное, оперативно-деятельностное ядро готовности [1].

Процесс становления методической готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности изучался в условиях опытно-экспериментальной работы, сущность которой заключалась в том, что создавались условия для максимального взаимодействия методической подготовки с эколого-образовательной средой региона. В качестве опытно-экспериментального региона выступила Мурманская область. Выбор региональных границ образовательной среды обусловлен тенденцией регионализации в современном образовании, пониманием региона как социальной общности и как определенной территории, отличающейся от других территорий по ряду признаков и обладающей некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов [6; 11].

Экспериментальная работа осуществлялась в следующих направлениях:

  • организация системного взаимодействия участников методической подготовки (студентов, преподавателей, внешних специалистов) с целью ее распространения в эколого-образовательную среду региона;
  • создание методических ресурсов для обучения студентов;
  • разработка контрольно-измерительных материалов для определения качества методической подготовки студентов в условиях ее максимального взаимодействия с эколого-образовательной средой.

Под системным взаимодействием мы понимаем построение сетевой структуры методической подготовки в эколого-образовательной среде региона. Поиск потенциальных учебных площадок (научных, культурных, производственных структур, обладающих образовательным потенциалом в обучении школьников биологии), взаимодействие их сотрудников с преподавателями вуза для проектирования и организации процесса, реализация содержания методической подготовки обеспечивали расширение процесса во внешнюю среду. В результате происходил переход от кластерной к сетевой организационной структуре методической подготовки студентов. «Экологические ниши» эколого-образовательной среды как социокультурной системы постепенно осваивались участниками процесса обучения, что способствовало адаптации системы методической подготовки студентов и эколого-образовательной среды региона.

Разработка методических ресурсов для обучения студентов включала проектирование содержания дисциплин вариативного компонента, объединенных в содержательный блок «Возможности эколого-образовательной среды региона в обучении биологии школьников», создание методических материалов и реализацию процесса методической подготовки студентов.

Содержание методической подготовки студентов в опытно-экспериментальных условиях обогатилось знаниями об эколого-образовательной среде региона и методологии средового подхода к обучению школьников биологии, расширяется за счет понятийного аппарата средового подхода: образовательная среда, потенциал, факторы, ресурсы, структура и экспертиза образовательной среды.

Результаты экспериментальной работы рассматривалась нами в системе «субъект методической подготовки - система методической подготовки - эколого-образовательная среда региона». Для определения уровней усвоения студентами методических знаний в качестве контрольно-измерительных материалов использовались ответы студентов на зачетах и экзаменах, специально разработанные ситуационные задачи, комплексные задания итоговой государственной аттестации.

В результате опытно-экспериментальной работы методическая подготовка студентов расширялась в региональную эколого-образовательную среду, происходили внутренние трансформации компонентов системы, возникали изменения и в самой среде.

Уровень методической готовности студентов-биологов по итогам эксперимента определялся нами в единстве трех составляющих:

  • готовности студентов использовать знания об эколого-образовательной среде как источнике развития системы обучения биологии школьников в условиях открытости учебного процесса (содержательно-информационное ядро методической готовности);
  • понимании студентами особенностей методической деятельности педагога-биолога в эколого-образовательной среде (оперативно-деятельностное ядро методической готовности);
  • отношении студентов к эколого-образовательной среде как ресурсу профессионально-личностного развития педагога-биолога (нравственно-психологическое ядро методической готовности).

В рамках данной статьи рассмотрим только методические знания студентов как содержательно-информационную составляющую методической готовности в условиях опытно-экспериментального обучения.

Уровни усвоения студентами методических знаний определялись на основании уровней усвоения содержания образования по В.П. Беспалько [2].

1 уровень - распознавание (знания-знакомства): узнавание объектов, явлений, процессов и свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации.

2 уровень - репродуктивный (знания-копии): репродуктивное воспроизведение и применение полученной информации.

3 уровень - знания-умения: умение применить полученную информацию в процессе самостоятельной работы.

4 уровень - трансформация (знания-трансформеры): творческое применение полученной информации посредством самостоятельного конструирования собственной деятельности.

В таблице 1 приводятся разработанные нами характеристики знаний студентов в зависимости от перечисленных уровней.

Таблица 1

Уровни усвоения студентами методических знаний

Уровни

Характеристика знаний студентов

1 уровень - распознавание - низкий

Называет известные подходы, методики и технологии обучения биологии школьников

Перечисляет отдельные элементы подходов, методик и технологий обучения биологии

Описывает сущностные характеристики подходов, методик и технологий обучения биологии

2 уровень - репродуктивный - средний

Отличает отдельные элементы подходов, методик и технологий обучения биологии

Описывает некоторые сущностные характеристики подходов, методик и технологий обучения биологии

Понимает сущностные характеристики подходов, методик и технологий обучения биологии

3 уровень - продуктивный - высокий

Понимает особенности интерпретации подходов, методик и технологий обучения биологии в конкретной ситуации

Описывает преимущества подходов, методик и технологий обучения биологии

Применяет методологию подходов, методик и технологий обучения биологии в зависимости от ситуации

4 уровень - творческий

Обосновывает выбор подходов, методик и технологий обучения биологии в зависимости от ситуации

Комбинирует разные способы решения задачи в новый способ обучения биологии школьников в пространстве эколого-образовательной среды региона

Предлагает нестандартные способы решения ситуационной задачи с опорой на знания теоретических основ методики обучения биологии, практических способов действий; прогнозирует последствия принятия решений в процессе обучения биологии школьников, открытого в эколого-образовательную среду

Полагаем, что представленные характеристики уровней усвоения студентами методических знаний позволяют адекватно оценивать информационно-содержательный компонент методической готовности студентов-биологов.

Контрольная группа студентов в количестве 125 человек обучалась в условиях традиционных подходов к организации методической подготовки студентов, экспериментальная (110 чел.) - в условиях максимального взаимодействия системы методической подготовки с эколого-образовательной средой региона. Результаты оценки усвоения студентами методических знаний в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни усвоения студентами методических знаний

Уровни усвоения студентами методических знаний

Количество студентов

контрольная группа

экспериментальная группа

чел.

%

чел.

%

1 уровень

17

13.5

10

9

2 уровень

85

68

72

65

3 уровень

18

14.5

20

18

4 уровень

5

4

8

8

Итого

125

100

110

100

Статистическую обработку полученных результатов осуществляли методом χ2 [9].

Полученные значения позволяют констатировать, что статистических различий между уровнем усвоения студентами методических знаний в контрольной и экспериментальной группе не выявлено (χф2 = 2,74; α = 5%; k = 3). Однако в экспериментальной группе наблюдалась устойчивая тенденция к уменьшению количества студентов, имеющих 1 и 2 уровни, и повышению количества студентов, освоивших методические знания на 3 и 4 уровнях.

Полученные данные означают, что в результате экспериментального обучения уровень методических знаний студентов не снижается по сравнению с контрольной группой, при этом знания студентов приобретают более осознанный и творческий характер.

Таким образом, качество методической подготовки студентов-биологов в условиях тесного взаимодействия с эколого-образовательной средой региона соответствует нормативным требованиям стандартов и способствует становлению профессиональной готовности учителя-предметника.

Рецензенты:

Левитес Д.Г., д.п.н., профессор, Мурманский государственный гуманитарный университет, г. Мурманск.

Семчук Н.М., д.п.н., профессор, Астраханский государственный университет, г. Астрахань.


Библиографическая ссылка

Митина Е.Г. МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДОВОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10808 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674