Введение
На современном этапе развития нашего общества в качестве одной из приоритетных задач системы образования в нашей стране выступает формирование у обучающихся ценности здорового и безопасного образа жизни [6]. Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, и охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни согласно пункту 4 статьи 41 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании».
Указанные выше документы направлены на преодоление чрезвычайной ситуации ухудшения состояния здоровья школьников в нашей стране, поскольку научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, научного центра здоровья детей РАМН установлено, что за последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья обучающихся [2].
К одним из основных причин такого резкого ухудшения состояния здоровья школьников исследователи (М.М. Безруких, Н.И. Дуброва, Н.Н. Куинджи, Г.В. Лавриенко, М.М. Степанова, Л.М. Сухарева, и др.) относят интенсивную учебную нагрузку, недостаточный учет возрастных особенностей школьников и др.
Поэтому актуальным для современной школы становится поиск путей формирования ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, обеспечивающих возможности сохранения здоровья, успешной учебы, рационального планирования своего времени и т.д.
Проблема изучения и формирования ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся освещена в работах психологов (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Н.Г. Никифоров, В.М. Мясищев и др.), педагогов (Н.К. Смирнов, Л.Г. Татарникова, О.В. Хухлаева и др.), методистов (А.А. Столяр, Ю.М. Колягин и др.).
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся необходимо осуществлять средствами каждого учебного предмета. При этом учебные предметы обладают различными возможностями и дидактическим потенциалом.
Математика - уникальная наука и должна внести свой вклад в формирование ценности здорового и безопасного образа жизни школьников. Математика способствует выработке адекватного представления и понимания знания, обладает огромным воспитательным потенциалом.
Известный ученый А.Я. Хинчин в статье «О воспитательном эффекте уроков математики» отмечал, что специфическая для математики логическая строгость, стройность умозаключений призваны воспитывать общую логическую культуру мышления, а предметно-содержательное оснащение математических задач при надлежащем его выборе дает широкий простор для сообщения цифр и данных, позволяющих значительно расширить кругозор, поднять культурный уровень школьников.
Кроме того, математика через решение теоретических и практических задач учит выделять проблему, находить ее решение, реализовывать его, давать оценку, что является важнейшим фактором при формировании ценности здорового и безопасного образа жизни.
Математика, как никакой другой учебный предмет, позволяет не просто решать сформулированную задачу, а делать это различными способами. А.Я. Хинчин подчеркивает, что математика учит добиваться поставленной цели, и не останавливаясь перед трудностями.
Математика развивает воображение и интуицию, вкус к исследованию и творчеству, решение математической задачи предполагает изобретение специально ведущего к поставленной цели рассуждения и тем самым становится творческим актом [7].
Однако, несмотря на то, что ведется работа психологами (Л.Б. Дыхан, Д.И. Фельдштейн и др.), педагогами (Н.П. Абаскалова, В.В. Колбанов, С.Г. Сериков и др.) по формированию ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, она содержит больше гигиенический и лечебно-оздоровительный характер. В процессе обучения математике обучающихся 5-6-х классов эта проблема рассмотрена недостаточно эффективно и требует особого внимания.
Поскольку подростковый возраст занимает важное место в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры, состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании как нравственных представлений, в том числе здорового и безопасного образа жизни, так и социальных установок.
Возраст обучающихся 5-6-х классов характеризуется как период, в котором, с одной стороны, происходит формирование нравственных ценностей, учебная деятельность и общение приобретают личностный смысл, возрастает потребность в получении новых впечатлений, ощущений, с другой стороны, это период адаптации, повышенной чувствительности, раздражительности, влияющий на успеваемость школьников по учебным предметам, в том числе и по математике.
В связи с чем возрастает необходимость формирования ценности здорового и безопасного образа жизни школьников, обеспечивающей успешную учебу и жизнедеятельность.
Впервые о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся как одном из личностных требований отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения (пункт 8, с. 4). Кроме того, согласно приказу от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [3, с. 5] отмечено:
1) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников;
2) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни школьников;
3) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни школьников);
4) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни школьников;
5) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни, здоровью на различных ступенях, уровнях образования.
Одним из путей решения проблемы формирования ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике в исследовании является разработка методики обучения математике, применение которой обеспечивает формирование рассматриваемой ценности, посредством дидактического потенциала и различных возможностей.
Разрабатываемая методика включает целевой, содержательный, операционный, результативный компоненты. Остановимся подробно на содержательном компоненте разрабатываемой методики. Содержательный компонент включает математические задачи по темам: натуральные числа, проценты, обыкновенные дроби, десятичные дроби и др., фабула которых содержит информацию о ценности здорового и безопасного образа жизни, раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах [4].
Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают подобные задачи. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму [5], поэтому сама постановка задачи уже интересна школьникам.
Кроме того, при решении математических задач, как указывал А. Я. Хинчин, воспитывается правильное мышление, и прежде всего учащиеся приучаются к полноценной аргументации. Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития учащихся, глубины усвоения имеющихся у них знаний.
Так, в частности, на базе научно-образовательной лаборатории методических исследований ФГБОУ ВПО СФ «БГУ», под руководством профессора С.С. Салаватовой в ходе опытно-экспериментальной работы нами составлен комплекс математических задач по темам школьного курса математики 5-6 классов.
Во внеурочное время прикладные задачи включались в содержание факультативных, кружковых занятий по математике. В связи с ограниченными рамками настоящей статьи не предоставляется возможности привести примеры задач по всем разделам. Ниже, в качестве примеров приведены задачи по некоторым темам.
Задача 1. Сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?
Задача 2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Задача 3. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 16 сигарет?
Задача 4. На зеленый свет светофора перешли дорогу 27 школьников, на желтый свет в 3 раза меньше, а на красный свет перебежали дорогу на 7 ребят меньше, чем на желтый. Сколько ребят подвергли свою жизнь опасности?
Задача 5. Детям рекомендуется находиться за компьютером не больше 1 часа в день. Ваня утром играл в компьютерную игру в течение 45 минут, вечером еще 1 ч 30 минут. На сколько больше Ваня находился за компьютером, чем рекомендуется?
В ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках научно-образовательной лаборатории методических исследований СГПА им. З. Биишевой на базе ряда школ города Стерлитамак и Стерлитамакского района Республики Башкортостан, мы получили, что в результате применения разработанной методики у школьников сформировалось ценность здорового и безопасного образа жизни, одними из основных средств выступали математические задачи по темам: натуральные числа, проценты, обыкновенные дроби, десятичные дроби и др., фабула которых содержит информацию о ценности здорового и безопасного образа жизни, раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах [1, с. 84], что подтверждают следующие данные эксперимента: высокий уровень составляет 58,6 % школьников, средний уровень - 38,7 % школьников, низкий уровень - 2,7 % школьников.
Благодаря включению в содержание задач материала здоровьесберегающего характера, математические задачи представляются учащимся не такими бесполезными и ненужными, у школьников активизируется жизненная позиция, повышается познавательный интерес. Интересным для учащихся является и процесс сотавления задач, что позволяет им теснее общаться с родителями, активизирует их познавательную деятельность, повышает интерес к урокам математики.
Рецензенты:
Воронина Л.В., д.п.н., УрГПУ, г. Екатеринбург.
Дорофеев А.В., д.п.н., профессор, СФ ФГБОУ ВПО «БГУ», г. Стерлитамак.