Введение. Для успешной организации совместной коллективной и групповой деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, средств общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию и согласованности действий участников [1]. На большое значение высокого уровня игровой коммуникации спортсменов указывали [2,3,4]. Занимая особое место в структуре игры, игровая коммуникация является по своему содержанию контратакующим процессом в установлении взаимопонимания, практически обеспечивающие успех команды в соревновательном поединке [3,4,5].
Подчеркивается, что современный баскетбол настоятельно выдвигает требования повышения эффективности своевременной и точной передачи информации о реализуемой программе тактических действий, соответствия параметров общения специфическим условиям деятельности, адекватности и компетентности средств коммуникации для каждого члена команды.
Вместе с тем многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблемы развития коммуникативного взаимодействия баскетболистов не дают однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативных свойств игрока в возрастном аспекте.
Цель исследования - уточнить понятие «коммуникативное взаимодействие» и разработать методику ее формирования у баскетболистов подросткового возраста.
Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, педагогическое наблюдение, экспертиза эффективности соревновательной деятельности, оценка деятельности игроков, методы математической статистики.
В формирующем эксперименте приняли участие игроки школьной команды г. Орла в количестве 20 человек: в возрасте от 13 до 15 лет (1998-2000 годов рождения); 10 человек команды ДЮСШ № 6 и 10 человек 1998-2000 годов рождения средней школы № 16 п. Первомайского.
В вопросе о соотношении понятий «коммуникация» и «деятельность» мы исходим из того, что существует зависимость между этими явлениями и недопустимо отрывать их друг от друга. Общение осуществляется в процессе взаимодействия людей, поскольку объект деятельности (предметная деятельность) рассматривается как условие общения, а субъект деятельности (межличностное общение) есть элемент деятельности, проявляемое в специфическом виде деятельности - коммуникативной. Командный характер игры обусловливает повышенные требования к качеству взаимодействия игроков в процессе соревновательной деятельности, к эффективной коммуникации с партнерами по команде и противником, с тренерами и судьями, наконец, со зрителями. В коммуникативном взаимодействии спортсмены игровых видов спорта осваивают коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности; максимально обеспечивать эффективность взаимодействия и согласованную деятельность посредством обоснованного выбора системы сигналов [3,4,5].
Разработанная нами методика формирования коммуникативного взаимодействия в различных периодах тренировки построена на формировании образов игровых ситуаций у баскетболистов 13-15 лет, максимально приближенных и взаимно дополняющих друг друга, благодаря: общению на одном разговорном языке; сглаживанию серьезных психологических разногласий; совместных обсуждений и совершенствования технико-тактических действий, их кинематических, динамических и информационных составляющих; трансформации вербальных и двигательных образов на этапах совершенствования (продукт для другого - совместная деятельность в форме сотрудничества и кооперации - коллективная деятельность).
Основными составляющими компонентами методики формирования коммуникативного взаимодействия баскетболистов являются информационный, эмоционально-перцептивный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент предполагает обмен мыслями, знаниями, идеями, т.е. информацией. Ясное понимание психологических механизмов развития рефлексии и самосознания подростка позволяет обеспечивать условия формирования важных личностно-психологических качеств, необходимых в спортивной подготовке в той ее части, которая касается понимания, осмысления, принятия и передачи информации, выравнивания различий в исходной информированности участников учебно-тренировочного процесса.
Средствами общения являются сигналы, сознательно и намеренно применяемые одним игроком для передачи некоторой информации и воздействия на другого (команду). В совокупности все разработанные и применяемые в соответствии с определенными правилами сигналы и способы общения составляют код или систему кодов конкретной команды. Средства общения, организованные в чистый (языковый) или смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей деятельности и состояниях, намерениях участников деятельности и преобразовывать сообщения из одной формы в другую.
Социально-психологический климат в команде, отражающий эмоционально-перцептивный компонент, способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств игрока, обеспечивать определенную готовность к умению действовать в экстремальных ситуациях игровой деятельности и брать на себя ответственность за принятие нестандартных решений, инициативности и предприимчивости, готовности к непрерывному повышению индивидуального мастерства.
При возникновении спорных ситуаций, когда следует выбрать одно действие, но самое эффективное, или синтезировать несколько предложений более высокие шансы имеют игроки, владеющие приемами логического доказательства. Любой спор - это диалог, где периоды красноречия сменяются напряженным вниманием к доказательствам и доводам партнера.
Учиться технике общения игроки начинают на основе наблюдений и участия в конкретном общении с последующим анализом. Обязательным условием профессионального становления техники невербального общения является активное участие в проведении разбора действий игроков команды в учебно-тренировочном процессе и закрепляется в соревновательной деятельности, в которой анализируются методическая, организационная и коммуникативная подготовленность игроков. Каждый акт такого общения, каждое восприятие и осмысление как положительного, так и негативного опыта в поведении игрока, обеспечивает профессиональный и личностный рост.
К концу игрового сезона в ряде показателей наступила так называемая психофизиологическая совместимость, которая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности игроков, определяемая как близкая по параметрам выносливость членов команды, скорость мышления, особенности восприятия, внимания, что следует учитывать при распределении физических нагрузок как в самой игре, так и при выборе тактики игры.
Установлено, что взаимопонимание внутри команды, определяемое наличием (либо отсутствием) одобрения, взаимной поддержки и других проявлений психологических связей вне площадки, по мере выступлений в соревнованиях, имеет различную динамику. Так, место, занимаемое конкретным игроком в системе «близость - дистанция», меняется в зависимости от удовлетворенности совместной деятельностью (выигрыш), наличие внешних стрессоров (успешное выступление других команд, игроков), а также возможный неуспех команды в целом.
Рассматривая коммуникативное взаимодействие, учитывали его деятельностный компонент. Решение коммуникативных задач осуществляется в продуктивных видах игрового взаимодействия и объективируется в продукте ее решения - технико-тактических действиях отдельного игрока и команды. Другими словами, технико-тактические действия являются тем базисом, на основе которых может быть надстроена коммуникация игроков.
Выполняя игровые действия в процессе соревновательной деятельности, игрок побуждает тем самым своих партнеров по команде также выполнять их в строго определенном согласовании в пространстве и времени, обусловленные логикой и требованиями соревновательных задач. При этом участники игровой деятельности маскируют свои истинные намерения, снижают информативность предметных действий, т.е. искажают контекст ситуации для противника.
В результате анализа литературных источников, результатов педагогического наблюдения и педагогического эксперимента установлено, что на первом этапе формирования коммуникативного взаимодействия у игроков подросткового возраста деятельность игрока выступает как продукт для другого участника команды и не носит характера подлинно совместной деятельности. Этому уровню соответствует коммуникация, представляющая собой передачу и принятие информации с целью выравнивания различий в исходной информированности участников коммуникации. Взаимные отношения на данном уровне задаются ролями говорящего и слушающего, показывающего и смотрящего, и выступают в виде антиципации со стороны коммуникатора и декодирования отношения партнера по команде к передаваемой информации со стороны реципиента.
На втором этапе коммуникация выступает как совместная, выраженная в форме сотрудничества и кооперации взаимодействие; она характеризуется отношениями взаимоответственности между участниками. Коммуникация на данном уровне приобретает взаимный характер и представляет собой взаимную передачу и принятие значений.
На третьем этапе формирования коммуникативного взаимодействия совместная деятельность приобретает характер деятельности коллективной, сознательно общественной. При этом коммуникация в соревновательной деятельности направлена на формирование общей оценки целей, средств и результатов совместной деятельности и имеет характер сопоставления, противопоставления мнений, диалога (отличается тематической направленностью и двусторонним характером взаимодействия партнеров) и т.п. Третий уровень коммуникации связан с коллективным характером взаимных отношений. Стремление участников к взаимно разделяемой оценке достигнутых результатов способствует формированию коллективных отношений в группе, которые, в свою очередь, создают условия для взаимного согласования оценки между всеми участниками совместной деятельности.
При этом процесс тренировки юных баскетболистов предусматривает ряд последовательных действий: получение исходной информации о состоянии и подготовленности спортсменов; определение сильных и слабых сторон; уточнение общей и частных задач; ознакомление с модельными характеристиками, обеспечивающими достижение целевого показателя; ориентация на модельные показатели для достижения более гармоничного развития и избегания преждевременного форсирования подготовки.
В учебно-тренировочном процессе коммуникативное взаимодействие формировалось на основе ряда методических приемов и решения усложняемых задач. Так, методический прием «подражание» использовался для передачи смыслов выполняемого действия с последующим воспроизведением реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта.
Диалоговые действия использовались при сформированности субъект-субъектных отношений, которые носят творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «мы». Партнеры по команде сменяли друг друга в роли коммуниканта и реципиента. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться в поведении реципиента спустя много времени.
Наиболее сложной формой формирования коммуникативного взаимодействия игроков является управление как со стороны тренера, так и ведущего игрока команды (обычно - разыгрывающего). Такое коммуникационное действие имеет место быть, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект (обычно тренер) имеет властные полномочия, дает информацию в форме внушения, убеждения, имеет право дать приказ, реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи. Особой формой управленческого коммуникационного действия является заражение, выражаемое эмоциональным накалом и агрессивностью, которое стихийно возникает в соревновательной обстановке. Для формирования заражения использовались определенные, принятые только в этой команде ритуалы, ораторское мастерство тренера, а иногда и создание условий для возникновения спортивного азарта (использование соревновательного метода).
Таким образом, коммуникативное взаимодействие баскетболистов подросткового возраста определяется нами как сложная многоканальная система взаимодействия двух и более игроков, наделенных способностью к инициативному общению, налаживанию контакта в процессе решения задач соревновательной деятельности, в основе которой лежат целостные системы взаимных действий и реакций, включающие обмен мыслями, знаниями, идеями, т.е. информацией (информационный компонент); процесс восприятия игроками друг друга (эмоционально перцептивный компонент), обмен действиями (деятельностный компонент).
Методика формирования коммуникативного взаимодействия в различных периодах тренировки построена на формировании образов игровых ситуаций у баскетболистов 13-15 лет, максимально приближенных и взаимно дополняющих друг друга, благодаря: общению на одном разговорном языке; сглаживанию серьезных психологических разногласий; совместными обсуждениями и совершенствованием технико-тактических действий, их кинематических, динамических и информационных составляющих; трансформацией вербальных и двигательных образов на этапах совершенствования (продукт для другого - совместная деятельность в форме сотрудничества и кооперации - коллективная деятельность).
Рецензенты:
Калашников А.Ф., д.п.н., профессор кафедры социологии, культурологии, политологии, ФГБОУ ВПО « Государственный университет-учебно-научно-производственный комплекс» Министерства образования России, г. Орел.
Бобылев Б.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой русского языка и педагогики ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», г. Орел.