Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ 13–15 ЛЕТ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Луганский К.А. 1 Макеева В.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Государственный университет-учебно-научно-производственный комплекс» Министерства образования России
Рассматриваются перспективы проектирования учебно-тренировочного процесса баскетболистов 13–15 лет. Раскрываются вопросы методики формирования коммуникативного взаимодействия баскетболи-стов 13–15 лет, включающей компоненты взаимодействия (информационный, эмоционально-перцептивный и деятельностный), этапы формирования, методы, методические приемы с целью реали-зации в учебно-тренировочном процессе, способствующие эффективности игрового взаимодействия бас-кетболистов в соревнованиях. Уточняется понятие «коммуникативное взаимодействие» как многока-нальная система взаимодействия двух и более игроков, наделенных способностью к инициативному об-щению (обмен мыслями, знаниями, идеями, действиями) в условиях соревновательной деятельности. Дается характеристика методов и методических приемов его формирования в учебно-тренировочном процессе на основе подражания, заражения, диалога, управления.
управление
диалог
принятие
передача
игровая деятельность
перцепция
эмоции
информация
коммуникация
1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С.29.
2. Гогунов Е. Н. Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. посо-бие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
3. Девяткина Е.Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости игроков: авто-реф. дисс. канд. пед. наук. – Омск, 2005. – 22 с.
4. Кричевский Р. Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психо-логии // Вопросы психологии. – 1973. – № 3. – С.174-184.
5. Михеева Т.М. Развитие коммуникативных способностей юных баскетболистов подростко-вого возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2004. – 24 c.

Введение. Для успешной организации совместной коллективной и групповой деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, средств общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию и согласованности действий участников [1]. На большое значение высокого уровня игровой коммуникации спортсменов указывали [2,3,4]. Занимая особое место в структуре игры, игровая коммуникация является по своему содержанию контратакующим процессом в установлении взаимопонимания, практически обеспечивающие успех команды в соревновательном поединке [3,4,5].

Подчеркивается, что современный баскетбол настоятельно выдвигает требования повышения эффективности своевременной и точной передачи информации о реализуемой программе тактических действий, соответствия параметров общения специфическим условиям деятельности, адекватности и компетентности средств коммуникации для каждого члена команды.

Вместе с тем многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблемы развития коммуникативного взаимодействия баскетболистов не дают однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативных свойств игрока в возрастном аспекте.

Цель исследования - уточнить понятие «коммуникативное взаимодействие» и разработать методику ее формирования у баскетболистов подросткового возраста.

Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, педагогическое наблюдение, экспертиза эффективности соревновательной деятельности, оценка деятельности игроков, методы математической статистики.

В формирующем эксперименте приняли участие игроки школьной команды г. Орла в количестве 20 человек: в возрасте от 13 до 15 лет (1998-2000 годов рождения); 10 человек команды ДЮСШ № 6 и 10 человек 1998-2000 годов рождения средней школы № 16 п. Первомайского.

В вопросе о соотношении понятий «коммуникация» и «деятельность» мы исходим из того, что существует зависимость между этими явлениями и недопустимо отрывать их друг от друга. Общение осуществляется в процессе взаимодействия людей, поскольку объект деятельности (предметная деятельность) рассматривается как условие общения, а субъект деятельности (межличностное общение) есть элемент деятельности, проявляемое в специфическом виде деятельности - коммуникативной. Командный характер игры обусловливает повышенные требования к качеству взаимодействия игроков в процессе соревновательной деятельности, к эффективной коммуникации с партнерами по команде и противником, с тренерами и судьями, наконец, со зрителями. В коммуникативном взаимодействии спортсмены игровых видов спорта осваивают коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности; максимально обеспечивать эффективность взаимодействия и согласованную деятельность посредством обоснованного выбора системы сигналов [3,4,5].

Разработанная нами методика формирования коммуникативного взаимодействия в различных периодах тренировки построена на формировании образов игровых ситуаций у баскетболистов 13-15 лет, максимально приближенных и взаимно дополняющих друг друга, благодаря: общению на одном разговорном языке; сглаживанию серьезных психологических разногласий; совместных обсуждений и совершенствования технико-тактических действий, их кинематических, динамических и информационных составляющих; трансформации вербальных и двигательных образов на этапах совершенствования (продукт для другого - совместная деятельность в форме сотрудничества и кооперации - коллективная деятельность).

Основными составляющими компонентами методики формирования коммуникативного взаимодействия баскетболистов являются информационный, эмоционально-перцептивный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент предполагает обмен мыслями, знаниями, идеями, т.е. информацией. Ясное понимание психологических механизмов развития рефлексии и самосознания подростка позволяет обеспечивать условия формирования важных личностно-психологических качеств, необходимых в спортивной подготовке в той ее части, которая касается понимания, осмысления, принятия и передачи информации, выравнивания различий в исходной информированности участников учебно-тренировочного процесса.

Средствами общения являются сигналы, сознательно и намеренно применяемые одним игроком для передачи некоторой информации и воздействия на другого (команду). В совокупности все разработанные и применяемые в соответствии с определенными правилами сигналы и способы общения составляют код или систему кодов конкретной команды. Средства общения, организованные в чистый (языковый) или смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей деятельности и состояниях, намерениях участников деятельности и преобразовывать сообщения из одной формы в другую.

Социально-психологический климат в команде, отражающий эмоционально-перцептивный компонент, способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств игрока, обеспечивать определенную готовность к умению действовать в экстремальных ситуациях игровой деятельности и брать на себя ответственность за принятие нестандартных решений, инициативности и предприимчивости, готовности к непрерывному повышению индивидуального мастерства.

При возникновении спорных ситуаций, когда следует выбрать одно действие, но самое эффективное, или синтезировать не­сколько предложений более высокие шансы имеют игроки, владеющие приемами логического доказательства. Любой спор - это диалог, где периоды красноречия сменяются напряженным вниманием к доказательствам и доводам партнера.

Учиться технике общения игроки начинают на основе наблюдений и участия в конкретном общении с последующим анализом. Обязательным условием профессионального становления техники невербального общения является активное участие в проведении разбора действий игроков команды в учебно-тренировочном процессе и закрепляется в соревновательной деятельности, в которой анализируются методическая, организационная и коммуникативная подготовленность игроков. Каж­дый акт такого общения, каждое восприятие и осмысление как положительного, так и негативного опыта в поведении игрока, обеспечивает профессиональный и личностный рост.

К концу игрового сезона в ряде показателей наступила так называемая психофизиологическая совместимость, которая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности игроков, определяемая как близкая по параметрам выносливость членов команды, скорость мышления, особенности восприятия, внимания, что следует учитывать при распределении физических нагрузок как в самой игре, так и при выборе тактики игры.

Установлено, что взаимопонимание внутри команды, определяемое наличием (либо отсутствием) одобрения, взаимной поддержки и других проявлений психологических связей вне площадки, по мере выступлений в соревнованиях, имеет различную динамику. Так, место, занимаемое конкретным игроком в системе «близость - дистанция», меняется в зависимости от удовлетворенности совместной деятельностью (выигрыш), наличие внешних стрессоров (успешное выступление других команд, игроков), а также возможный неуспех команды в целом.

Рассматривая коммуникативное взаимодействие, учитывали его деятельностный компонент. Решение коммуникативных задач осуществляется в продуктивных видах игрового взаимодействия и объективируется в продукте ее решения - технико-тактических действиях отдельного игрока и команды. Другими словами, технико-тактические действия являются тем базисом, на основе которых может быть надстроена коммуникация игроков.

Выполняя игровые действия в процессе соревновательной деятельности, игрок побуждает тем самым своих партнеров по команде также выполнять их в строго определенном согласовании в пространстве и времени, обусловленные логикой и требованиями соревновательных задач. При этом участники игровой деятельности маскируют свои истинные намерения, снижают информативность предметных действий, т.е. искажают контекст ситуации для противника.

В результате анализа литературных источников, результатов педагогического наблюдения и педагогического эксперимента установлено, что на первом этапе формирования коммуникативного взаимодействия у игроков подросткового возраста деятельность игрока выступает как продукт для другого участника команды и не носит характера подлинно совместной деятельности. Этому уровню соответствует коммуникация, представляющая собой передачу и принятие информации с целью выравнивания различий в исходной информированности участников коммуникации. Взаимные отношения на данном уровне задаются ролями говорящего и слушающего, показывающего и смотрящего, и выступают в виде антиципации со стороны коммуникатора и декодирования отношения партнера по команде к передаваемой информации со стороны реципиента.

На втором этапе коммуникация выступает как совместная, выраженная в форме сотрудничества и кооперации взаимодействие; она характеризуется отношениями взаимоответственности между участниками. Коммуникация на данном уровне приобретает взаимный характер и представляет собой взаимную передачу и принятие значений.

На третьем этапе формирования коммуникативного взаимодействия совместная деятельность приобретает характер деятельности коллективной, сознательно общественной. При этом коммуникация в соревновательной деятельности направлена на формирование общей оценки целей, средств и результатов совместной деятельности и имеет характер сопоставления, противопоставления мнений, диалога (отличается тематической направленностью и двусторонним характером взаимодействия партнеров) и т.п. Третий уровень коммуникации связан с коллективным характером взаимных отношений. Стремление участников к взаимно разделяемой оценке достигнутых результатов способствует формированию коллективных отношений в группе, которые, в свою очередь, создают условия для взаимного согласования оценки между всеми участниками совместной деятельности.

При этом процесс тренировки юных баскетболистов предусматривает ряд последовательных действий: получение исходной информации о состоянии и подготовленности спортсменов; определение сильных и слабых сторон; уточнение общей и частных задач; ознакомление с модельными характеристиками, обеспечивающими достижение целевого показателя; ориентация на модельные показатели для достижения более гармоничного развития и избегания преждевременного форсирования подготовки.

В учебно-тренировочном процессе коммуникативное взаимодействие формировалось на основе ряда методических приемов и решения усложняемых задач. Так, методический прием «подражание» использовался для передачи смыслов выполняемого действия с последующим воспроизведением реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта.

Диалоговые действия использовались при сформированности субъект-субъектных отношений, которые носят творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «мы». Партнеры по команде сменяли друг друга в роли коммуниканта и реципиента. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться в поведении реципиента спустя много времени.

Наиболее сложной формой формирования коммуникативного взаимодействия игроков является управление как со стороны тренера, так и ведущего игрока команды (обычно - разыгрывающего). Такое коммуникационное действие имеет место быть, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект (обычно тренер) имеет властные полномочия, дает информацию в форме внушения, убеждения, имеет право дать приказ, реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи. Особой формой управленческого коммуникационного действия является заражение, выражаемое эмоциональным накалом и агрессивностью, которое стихийно возникает в соревновательной обстановке. Для формирования заражения использовались определенные, принятые только в этой команде ритуалы, ораторское мастерство тренера, а иногда и создание условий для возникновения спортивного азарта (использование соревновательного метода).

Таким образом, коммуникативное взаимодействие баскетболистов подросткового возраста определяется нами как сложная многоканальная система взаимодействия двух и более игроков, наделенных способностью к инициативному общению, налаживанию контакта в процессе решения задач соревновательной деятельности, в основе которой лежат целостные системы взаимных действий и реакций, включающие обмен мыслями, знаниями, идеями, т.е. информацией (информационный компонент); процесс восприятия игроками друг друга (эмоционально перцептивный компонент), обмен действиями (деятельностный компонент).

Методика формирования коммуникативного взаимодействия в различных периодах тренировки построена на формировании образов игровых ситуаций у баскетболистов 13-15 лет, максимально приближенных и взаимно дополняющих друг друга, благодаря: общению на одном разговорном языке; сглаживанию серьезных психологических разногласий; совместными обсуждениями и совершенствованием технико-тактических действий, их кинематических, динамических и информационных составляющих; трансформацией вербальных и двигательных образов на этапах совершенствования (продукт для другого - совместная деятельность в форме сотрудничества и кооперации - коллективная деятельность).

Рецензенты:

Калашников А.Ф., д.п.н., профессор кафедры социологии, культурологии, политологии, ФГБОУ ВПО « Государственный университет-учебно-научно-производственный комплекс» Министерства образования России, г. Орел.

Бобылев Б.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой русского языка и педагогики ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», г. Орел.


Библиографическая ссылка

Луганский К.А., Макеева В.С. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ 13–15 ЛЕТ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10539 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074