Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

QUALITY OF LIFE AND COPING BEHAVIOUR OF FEMALE STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF ANXIETY

Shalamova E.Yu. 1 Safonova V.R. 1
1 State Educational Institution of Khanty-Mansiysk State Medical Academy
Исследовано качество жизни (КЖ) и стратегии копинг-поведения студенток 2 курса лечебного факультета Ханты-Мансийской государственной медицинской академии, имеющих разный уровень субъективно испытываемой тревоги. Независимо от уровня тревоги, студентки показали средний уровень развития проблемно-ориентированной и эмоционально-ориентированной стратегий копинг-поведения. Студентки с нормальным уровнем тревоги значимо чаще применяли копинг-стратегию избегания. Из двух субшкал копинг-стратегии избегания наибольшие различия были обнаружены для стратегии поиска социальной поддержки: девушки с нормальным уровнем тревоги значимо чаще применяли эту стратегию. В группе с повышенным уровнем тревоги применение проблемно-ориентированной копинг-стратегии способствовало увеличению значений шкалы GH, а использование стратегии отвлечения сопровождалось снижением КЖ по этому показателю.
It was investigated the quality of life (QOL), its major components and strategies of coping behavior of 2nd year female students of the medical faculty of Khanty-Mansiysk State Medical Academy, with different levels of subjectively experienced anxiety. Leading component of QOL in women with normal levels of anxiety acted scale MH, with an increased level of anxiety - RP. Regardless of the level of anxiety, students showed an average level of problem-focused and emotion-focused coping strategies of behavior. Students with a normal level of anxiety was more frequently used coping strategy of avoidance. Of the two subscales of coping strategies of avoidance, the largest differences were found for the search strategy of social support: a girl with a normal level of anxiety were more often used the same strategy. In the group with high levels of anxiety use of problem-focused coping strategies contributed to the increase in the scale of values of GH, and the use of distraction strategies associated with decreased QOL for this indicator.
anxiety.
students
coping-behavior
quality of life

Введение

На качество жизни студентов воздействуют эндогенные и экзогенные факторы, такие как учебный процесс, экзаменационные сессии, бытовые и материальные трудности, физические и психологические нагрузки. В связи со значительным объемом учебной нагрузки обучение в медицинском вузе сопровождается интенсивным психоэмоциональным напряжением, которое зачастую приводит к снижению адаптивных возможностей организма, уменьшению психологической устойчивости к стрессовым ситуациям [2]. Для обучающихся в условиях северных территорий дополнительным стрессором выступают суровые климатогеографические условия. Душевный дискомфорт, возникающий в условиях существенных психологических нагрузок, может быть в значительной степени ослаблен при помощи так называемого совладающего со стрессом поведения - копинга. Исходя из этого, целью исследования было изучение качества жизни и копинг-поведения студенток северного медицинского вуза с разным уровнем тревоги.

Материал и методы исследования. Исследование проходило в 2012-2013 учебном году. В нем приняли участие студентки 2 курса лечебного факультета Ханты-Мансийской государственной медицинской академии (n=51), 1993-1994 г.р., не имевшие хронических заболеваний, препятствующих обучению в медицинском вузе.

У студенток определили качество жизни (КЖ) при помощи общего опросника SF-36 [1]. Он включает 36 вопросов, группирующихся в восемь шкал. Из них 4 шкалы характеризуют физический компонент здоровья: физическое функционирование (PF); ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (RP); интенсивность боли (BP); общее состояние здоровья (GH); другие 4 шкалы - психологический компонент здоровья респондентов: жизненная активность (VT); социальное функционирование (SF); ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (RE); психологическое (ментальное) здоровье (MH). Показатели шкал могут варьироваться от 0 (максимальное ограничение жизнедеятельности по соответствующему показателю) до 100 баллов (наибольшее благополучие).

Уровень тревоги определяли при помощи опросника «Госпитальная шкала тревоги-депрессии» [8]. При нормальном уровне тревоги сумма баллов не превышает 7; при «субклинически выраженной» тревоге сумма баллов составляет 8-10; при «клинически выраженной» - 11 и выше. Были сформированы две группы: в 1 вошли девушки с нормальным уровнем тревоги, n=29, во 2 - студентки с «субклинически» и «клинически выраженной» тревогой, n=22.

В 1 и 2 группах были определены стратегии копинг-поведения при помощи опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т.Л. Крюковой [5, цит. по 7, с. 78]. Опросник содержит перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и позволяет выявить три основных стиля копинг-поведения в условиях стресса: проблемно-ориентированная (ПО) стратегия; эмоционально-ориентированная (ЭО) стратегия; копинг-стратегия, ориентированная на избегание (И). Определили также две субшкалы стратегии И: копинг-стратегию отвлечения (О) и копинг-стратегию социального отвлечения (СО).

Статистическая обработка. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием программы SPSS 19.0 для Windows с учетом нормальности распределения признака. Проверка нормальности распределения производилась тремя методами: графическим, Колмогорова-Смирнова с поправкой Лиллиефорса и Шапиро-Уилки. Описание количественных признаков проводилось с использованием непараметрических методов. При сравнении независимых групп с ненормальным распределением значений одного или двух количественных признаков использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Для описания изучаемых признаков в тексте и таблицах использовали среднее значение и стандартное отклонение (M±SD), медиану, 25 и 75 перцентили (Me (Q1 - Q3)). Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости «р» принимался равным 0,05 [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели КЖ участвовавших в исследовании девушек с разным уровнем субъективно испытываемой тревоги представлены в таблице 1. Наиболее высокие значения в обеих группах обнаружили по шкале PF; значимых отличий по этому показателю не выявили. Эта шкала позволяет оценить физическую активность, в том числе по самообслуживанию, и возможность выполнения значительных физических нагрузок [1]: состояние здоровья студенток 1 и 2 групп практически не ограничивало их повседневную физическую активность. По шкале RP значимых отличий также не обнаружили, однако в целом физическое состояние в определенной степени ограничивало девушек из обеих групп в выполнении повседневной деятельности. Девушки из 1 группы были значимо более благополучны по двум шкалам физического компонента здоровья: BP (р=0,045) и GH (р=0,045). Шкала BP характеризует силу болевых ощущений и их влияние на жизнедеятельность респондента в домашних условиях и вне дома [1]: представительницы 2 группы демонстрировали большее ограничение своей физической активности болью. Шкала GH характеризует состояние здоровья респондента на момент обследования: повышение уровня тревоги негативно сказывалось на оценке респондентами состояния своего здоровья.

Таблица 1

Показатели КЖ студенток с разным уровнем тревоги

Шкалы SF-36 (баллы)

1 группа (n=29)

2 группа (n=22)

Р

PF

90,00 (85,00-100,00)

90,00 (70,00-96,25)

0,170

RP

50,00 (25,00-100,00)

50,00 (25,00-75,00)

0,507

BP

84,00 (62,00-100,00)

67,00 (51,75-84,00) *

0,045

GH

67,00 (60,00-79,50)

57,00 (41,50-73,25) *

0,045

VT

65,00 (50,00-72,50)

45,00 (33,75-56,25) *

0,004

SF

50,00 (38,00-50,00)

50,00 (38,00-63,00)

0,606

RE

67,00 (34,00-100,00)

34,00 (0,00-67,00) *

0,008

MH

64,00 (50,00-80,00)

48,00 (39,00-60,00) *

0,001

Примечания: в таблице указаны Me (Q1-Q3); * - статистически значимые различия независимых выборок при p<0,05.

1 группа - студентки с нормальным уровнем тревоги, 2 группа - студентки с «субклинически» и «клинически выраженной» тревогой.

Студентки из 1 группы были менее ограничены по трем шкалам психологического компонента здоровья. Наибольшие отличия между показателями групп выявили по шкале MH (р=0,001). По этой шкале можно судить о настроении респондента, наличии депрессии, тревоги, положительных эмоций [1]. Представительницы 1 группы чувствовали себя спокойными и умиротворенными значимо более продолжительное время, чем студентки, вошедшие во 2 группу. Это закономерно, так как группы были сформированы на основании уровня субъективно испытываемой респондентами тревоги. Шкала VT показывает, в какой степени респондент ощущает себя полным сил и энергии [1]. Студентки с повышенным уровнем тревоги ощущали себя значимо более усталыми, их жизненная активность была снижена (р=0,004). Значение шкалы RE отражает, в какой степени выполнение работы и повседневной деятельности ограничено эмоциональным состоянием, включая время выполнения, объем и качество [1]. Как оказалось, при повышенном уровне тревоги повседневная активность студенток была значительно ограничена (р=0,008). Независимо от уровня субъективно испытываемой тревоги, жизнедеятельность студенток была существенно ограничена по шкале SF. Данная шкала отражает степень удовлетворенности респондента своей социальной активностью за последние 4 недели (общение с родными, близкими людьми, в коллективе).

Т.Л. Крюкова (2008) [6, с. 148] отмечает, что «существует особый вид социального поведения человека, ...обеспечивающего, либо разрушающего его здоровье и благополучие».

Для выявления взаимосвязей между уровнем тревоги и поведением студенток в стрессовых ситуациях были исследованы стратегии копинг-поведения (таблица 2).

Таблица 2.

Стратегии копинг-поведения студенток с разным уровнем тревоги

Стратегии копинг-поведения

1 группа (n=29)

2 группа (n=22)

Р

Сумма (баллы)

 

 

 

Сумма

 

 

 

Проблемно-ориентированная стратегия

60,00

(55,00-66,00)

60,16

(52,25-68,25)

0,768

Эмоционально-ориентированная стратегия

42,00

(35,00-46,00)

44,50

(40,50-51,50)

0,058

Стратегия избегания

48,00

(41,00-54,00)

38,50

(34,00-44,45) *

0,002

Стратегия отвлечения (субшкала избегания)

21,00

(17,00-25,50)

19,00

(14,00-21,25) *

0,024

Стратегия социального отвлечения (субшкала избегания)

17,00

(15,00-18,50)

14,00

(11,00-16,00) *

0,001

Примечания: в таблице указаны Me (Q1-Q3); * - статистически значимые различия независимых выборок при p<0,05.

1 группа - студентки с нормальным уровнем тревоги; 2 группа - студентки с субклинически и клинически выраженной тревогой.

Как оказалось, представительницы обеих групп примерно в равной степени применяли в стрессовых ситуациях ПО стратегию копинг-поведения, основанную на использовании когнитивных ресурсов для решения сложных вопросов: у представительниц 1 и 2 групп уровень развития этого стиля поведения составил соответственно 60,00 (55,00-66,00) и 60,16 (52,25-68,25). Среднее значение уровня развития проблемно-ориентированной копинг-стратегии составило в 1 группе 60,75±6,4, во 2 - 59,70±10,06; это соответствует среднему уровню развития данного стиля копинг-поведения (53-64 для женщин) [5, цит. по 7, с. 78). Согласно мнению большинства исследователей, ПО копинг-стратегия является адаптивной, способствующей конструктивному разрешению трудностей. Применение ПО копинг-стратегии в значительной мере обусловлено социокультурными и социально-психологическими факторами [6]. Этот стиль является предиктором «успешности деятельности и уровня адаптированности человека» [цит. по 6, с. 150].

Таким образом, студентки с разным уровнем субъективно испытываемой тревоги в равной степени применяли когнитивную ПО стратегию копинг-поведения, что может свидетельствовать о сходных когнитивных возможностях и самооценке представительниц обеих групп, об их стремлении планомерно разрешать возникающие проблемы.

Применение ЭО стратегии копинг-поведения представительницами 1 и 2 групп также значимо не различалось, но наблюдалась тенденция к преобладанию этого стиля поведения у 2 группы (соответственно 42,00 (35,00-46,00) и 44,50 (40,50-51,50) (р=0,058)). В целом средние значения, полученные для уровня развития ЭО копинг-стратегии (1 группа - 40,17±8,14, 2 группа - 45,70±10,41), соответствуют среднему уровню развития данного копинга (38-51 для женщин) [5, цит. по 7, с. 78]. ЭО стратегия основана на позитивной переоценке ситуации, поиске положительных моментов, снижении и обесценивании значимости событий. Есть данные, что к эмоциональным копинг-стратегиям индивиды прибегают тем чаще, чем выше их уровень тревожности [4].

Девушки с нормальным уровнем тревоги значимо чаще (р=0,002) применяли стратегию И. В 1 группе средние значения уровня развития копинг-стратегии И составили 47,71±8,61, во 2 - 39,45±7,83, что соответствует среднему уровню развития этого стиля копинга у женщин (39-49) [5, цит. по 7, с. 78]. Есть данные, что копинг-стратегия И является одной из ведущих при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения [4, с. 157]. Однако в определенных условиях она может носить адаптивный характер.

Из двух субшкал стратегии И наибольшие различия были обнаружены для стратегии СО: студентки из 1 группы значимо чаще применяли эту стратегию (р=0,001). Социальная поддержка выступает в качестве одного из самых важных средовых копинг-ресурсов, информируя индивида, что его любят, ценят и др. Она способствует снижению стрессового влияния, сохранению здоровья и благополучия, успешной адаптации и развитию [4, с. 156]. Однако, наряду с этим, значения шкалы SF КЖ у представительниц обеих групп значимо не различались и были невысоки (50,00 (38,00-50,00) в 1 группе и 50,00 (38,00-63,00) во 2 группе).

Для выявления взаимосвязей между показателями КЖ и стратегиями копинг-поведения при разном уровне тревоги были исследованы корреляционные связи. В 1 группе выявили три значимые корреляционные связи между шкалами опросника SF-36. Так, значение шкалы GH значимо коррелировало с показателем шкалы VT (r=0,408; р=0,014). Было обнаружено, что шкала MH значимо коррелировала со шкалами VT (r=0,649; р=0,001) и RE (r=0,475; р=0,005). Значимых связей между показателями КЖ и стратегиями копинг-поведения в этой группе не выявили.

При увеличении уровня субъективно испытываемой тревоги появляется ряд значимых корреляционных связей; некоторые из них - отрицательные. Так, шкала PF коррелирует со шкалами RP и BP (соответственно r=0,636; р=0,001 и r=0,489; р=0,010). Для показателей шкалы GH выявили связи с VT (r=0,433; р=0,022) и MH (r=0,443; р=0,020). Для шкалы RP выявили положительную корреляцию с RE (r=0,448; р=0,018) и отрицательную - со шкалой SF (r=-0,440; р=0,020). Последнее может свидетельствовать о том, что при вынужденном увеличении общения у девушек с повышенным уровнем субъективно испытываемой тревоги ухудшается ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием. Наличие значимой положительной корреляции между шкалой SF и уровнем развития ПО копинг-стратегии (r=0,491; р=0,010) показывает, что применение данной стратегии способствовало улучшению социальной активности девушек из 2 группы. Применение ПО копинга благоприятно сказывалось также на их психологическом (ментальном) здоровье (r=0,603; р=0,001) и способствовало улучшению КЖ по шкале GH (r=0,460; р=0,016). Напротив, применение стратегии отвлечения (субшкала копинга, направленного на избегание) сопровождается снижением КЖ по шкале GH (r= -0,401; р=0,032).

Заключение. Качество жизни студенток с повышенным уровнем тревоги было значимо ниже, чем КЖ девушек с нормальным уровнем тревоги, по двум показателям физического компонента (шкалы BP и GH) и трем показателям психологического компонента (шкалы VT, RE и MH). Независимо от уровня тревоги, студентки показали сопоставимый уровень развития проблемно-ориентированной и эмоционально-ориентированной стратегий копинг-поведения; однако наблюдалась тенденция к преобладанию последней во 2 группе (р=0,058). Студентки из 1 группы значимо чаще применяли копинг-стратегию избегания. То обстоятельство, что девушки с нормальным уровнем тревоги значимо чаще применяли стратегию социального отвлечения (субшкала избегания), позволяет предположить, что повышение уровня тревоги приводит к ограничению социальных контактов, тем самым снижая социальную поддержку, являющуюся важным средовым копинг-ресурсом. В группе с повышенным уровнем тревоги применение проблемно-ориентированной копинг-стратегии благоприятно сказывалось на психологическом (ментальном) здоровье и общем состоянии здоровья; применение стратегии отвлечения сопровождалось снижением КЖ по GH. Таким образом, формирование адаптивных стратегий поведения в стрессовых ситуациях может способствовать повышению качества жизни студенток.

Рецензенты:

Гудков А.Б., д.м.н., профессор, директор Института гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск.

Нифонтова О.Л., д.б.н., доцент, зав. кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут.