Введение
На качество жизни студентов воздействуют эндогенные и экзогенные факторы, такие как учебный процесс, экзаменационные сессии, бытовые и материальные трудности, физические и психологические нагрузки. В связи со значительным объемом учебной нагрузки обучение в медицинском вузе сопровождается интенсивным психоэмоциональным напряжением, которое зачастую приводит к снижению адаптивных возможностей организма, уменьшению психологической устойчивости к стрессовым ситуациям [2]. Для обучающихся в условиях северных территорий дополнительным стрессором выступают суровые климатогеографические условия. Душевный дискомфорт, возникающий в условиях существенных психологических нагрузок, может быть в значительной степени ослаблен при помощи так называемого совладающего со стрессом поведения - копинга. Исходя из этого, целью исследования было изучение качества жизни и копинг-поведения студенток северного медицинского вуза с разным уровнем тревоги.
Материал и методы исследования. Исследование проходило в 2012-2013 учебном году. В нем приняли участие студентки 2 курса лечебного факультета Ханты-Мансийской государственной медицинской академии (n=51), 1993-1994 г.р., не имевшие хронических заболеваний, препятствующих обучению в медицинском вузе.
У студенток определили качество жизни (КЖ) при помощи общего опросника SF-36 [1]. Он включает 36 вопросов, группирующихся в восемь шкал. Из них 4 шкалы характеризуют физический компонент здоровья: физическое функционирование (PF); ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (RP); интенсивность боли (BP); общее состояние здоровья (GH); другие 4 шкалы - психологический компонент здоровья респондентов: жизненная активность (VT); социальное функционирование (SF); ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (RE); психологическое (ментальное) здоровье (MH). Показатели шкал могут варьироваться от 0 (максимальное ограничение жизнедеятельности по соответствующему показателю) до 100 баллов (наибольшее благополучие).
Уровень тревоги определяли при помощи опросника «Госпитальная шкала тревоги-депрессии» [8]. При нормальном уровне тревоги сумма баллов не превышает 7; при «субклинически выраженной» тревоге сумма баллов составляет 8-10; при «клинически выраженной» - 11 и выше. Были сформированы две группы: в 1 вошли девушки с нормальным уровнем тревоги, n=29, во 2 - студентки с «субклинически» и «клинически выраженной» тревогой, n=22.
В 1 и 2 группах были определены стратегии копинг-поведения при помощи опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т.Л. Крюковой [5, цит. по 7, с. 78]. Опросник содержит перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и позволяет выявить три основных стиля копинг-поведения в условиях стресса: проблемно-ориентированная (ПО) стратегия; эмоционально-ориентированная (ЭО) стратегия; копинг-стратегия, ориентированная на избегание (И). Определили также две субшкалы стратегии И: копинг-стратегию отвлечения (О) и копинг-стратегию социального отвлечения (СО).
Статистическая обработка. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием программы SPSS 19.0 для Windows с учетом нормальности распределения признака. Проверка нормальности распределения производилась тремя методами: графическим, Колмогорова-Смирнова с поправкой Лиллиефорса и Шапиро-Уилки. Описание количественных признаков проводилось с использованием непараметрических методов. При сравнении независимых групп с ненормальным распределением значений одного или двух количественных признаков использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Для описания изучаемых признаков в тексте и таблицах использовали среднее значение и стандартное отклонение (M±SD), медиану, 25 и 75 перцентили (Me (Q1 - Q3)). Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости «р» принимался равным 0,05 [3].
Результаты исследования и их обсуждение. Показатели КЖ участвовавших в исследовании девушек с разным уровнем субъективно испытываемой тревоги представлены в таблице 1. Наиболее высокие значения в обеих группах обнаружили по шкале PF; значимых отличий по этому показателю не выявили. Эта шкала позволяет оценить физическую активность, в том числе по самообслуживанию, и возможность выполнения значительных физических нагрузок [1]: состояние здоровья студенток 1 и 2 групп практически не ограничивало их повседневную физическую активность. По шкале RP значимых отличий также не обнаружили, однако в целом физическое состояние в определенной степени ограничивало девушек из обеих групп в выполнении повседневной деятельности. Девушки из 1 группы были значимо более благополучны по двум шкалам физического компонента здоровья: BP (р=0,045) и GH (р=0,045). Шкала BP характеризует силу болевых ощущений и их влияние на жизнедеятельность респондента в домашних условиях и вне дома [1]: представительницы 2 группы демонстрировали большее ограничение своей физической активности болью. Шкала GH характеризует состояние здоровья респондента на момент обследования: повышение уровня тревоги негативно сказывалось на оценке респондентами состояния своего здоровья.
Таблица 1
Показатели КЖ студенток с разным уровнем тревоги
Шкалы SF-36 (баллы) |
1 группа (n=29) |
2 группа (n=22) |
Р |
PF |
90,00 (85,00-100,00) |
90,00 (70,00-96,25) |
0,170 |
RP |
50,00 (25,00-100,00) |
50,00 (25,00-75,00) |
0,507 |
BP |
84,00 (62,00-100,00) |
67,00 (51,75-84,00) * |
0,045 |
GH |
67,00 (60,00-79,50) |
57,00 (41,50-73,25) * |
0,045 |
VT |
65,00 (50,00-72,50) |
45,00 (33,75-56,25) * |
0,004 |
SF |
50,00 (38,00-50,00) |
50,00 (38,00-63,00) |
0,606 |
RE |
67,00 (34,00-100,00) |
34,00 (0,00-67,00) * |
0,008 |
MH |
64,00 (50,00-80,00) |
48,00 (39,00-60,00) * |
0,001 |
Примечания: в таблице указаны Me (Q1-Q3); * - статистически значимые различия независимых выборок при p<0,05.
1 группа - студентки с нормальным уровнем тревоги, 2 группа - студентки с «субклинически» и «клинически выраженной» тревогой.
Студентки из 1 группы были менее ограничены по трем шкалам психологического компонента здоровья. Наибольшие отличия между показателями групп выявили по шкале MH (р=0,001). По этой шкале можно судить о настроении респондента, наличии депрессии, тревоги, положительных эмоций [1]. Представительницы 1 группы чувствовали себя спокойными и умиротворенными значимо более продолжительное время, чем студентки, вошедшие во 2 группу. Это закономерно, так как группы были сформированы на основании уровня субъективно испытываемой респондентами тревоги. Шкала VT показывает, в какой степени респондент ощущает себя полным сил и энергии [1]. Студентки с повышенным уровнем тревоги ощущали себя значимо более усталыми, их жизненная активность была снижена (р=0,004). Значение шкалы RE отражает, в какой степени выполнение работы и повседневной деятельности ограничено эмоциональным состоянием, включая время выполнения, объем и качество [1]. Как оказалось, при повышенном уровне тревоги повседневная активность студенток была значительно ограничена (р=0,008). Независимо от уровня субъективно испытываемой тревоги, жизнедеятельность студенток была существенно ограничена по шкале SF. Данная шкала отражает степень удовлетворенности респондента своей социальной активностью за последние 4 недели (общение с родными, близкими людьми, в коллективе).
Т.Л. Крюкова (2008) [6, с. 148] отмечает, что «существует особый вид социального поведения человека, ...обеспечивающего, либо разрушающего его здоровье и благополучие».
Для выявления взаимосвязей между уровнем тревоги и поведением студенток в стрессовых ситуациях были исследованы стратегии копинг-поведения (таблица 2).
Таблица 2.
Стратегии копинг-поведения студенток с разным уровнем тревоги
Стратегии копинг-поведения |
1 группа (n=29) |
2 группа (n=22) |
Р |
|
Сумма (баллы)
Сумма
|
Проблемно-ориентированная стратегия |
60,00 (55,00-66,00) |
60,16 (52,25-68,25) |
0,768 |
Эмоционально-ориентированная стратегия |
42,00 (35,00-46,00) |
44,50 (40,50-51,50) |
0,058 |
|
Стратегия избегания |
48,00 (41,00-54,00) |
38,50 (34,00-44,45) * |
0,002 |
|
Стратегия отвлечения (субшкала избегания) |
21,00 (17,00-25,50) |
19,00 (14,00-21,25) * |
0,024 |
|
Стратегия социального отвлечения (субшкала избегания) |
17,00 (15,00-18,50) |
14,00 (11,00-16,00) * |
0,001 |
Примечания: в таблице указаны Me (Q1-Q3); * - статистически значимые различия независимых выборок при p<0,05.
1 группа - студентки с нормальным уровнем тревоги; 2 группа - студентки с субклинически и клинически выраженной тревогой.
Как оказалось, представительницы обеих групп примерно в равной степени применяли в стрессовых ситуациях ПО стратегию копинг-поведения, основанную на использовании когнитивных ресурсов для решения сложных вопросов: у представительниц 1 и 2 групп уровень развития этого стиля поведения составил соответственно 60,00 (55,00-66,00) и 60,16 (52,25-68,25). Среднее значение уровня развития проблемно-ориентированной копинг-стратегии составило в 1 группе 60,75±6,4, во 2 - 59,70±10,06; это соответствует среднему уровню развития данного стиля копинг-поведения (53-64 для женщин) [5, цит. по 7, с. 78). Согласно мнению большинства исследователей, ПО копинг-стратегия является адаптивной, способствующей конструктивному разрешению трудностей. Применение ПО копинг-стратегии в значительной мере обусловлено социокультурными и социально-психологическими факторами [6]. Этот стиль является предиктором «успешности деятельности и уровня адаптированности человека» [цит. по 6, с. 150].
Таким образом, студентки с разным уровнем субъективно испытываемой тревоги в равной степени применяли когнитивную ПО стратегию копинг-поведения, что может свидетельствовать о сходных когнитивных возможностях и самооценке представительниц обеих групп, об их стремлении планомерно разрешать возникающие проблемы.
Применение ЭО стратегии копинг-поведения представительницами 1 и 2 групп также значимо не различалось, но наблюдалась тенденция к преобладанию этого стиля поведения у 2 группы (соответственно 42,00 (35,00-46,00) и 44,50 (40,50-51,50) (р=0,058)). В целом средние значения, полученные для уровня развития ЭО копинг-стратегии (1 группа - 40,17±8,14, 2 группа - 45,70±10,41), соответствуют среднему уровню развития данного копинга (38-51 для женщин) [5, цит. по 7, с. 78]. ЭО стратегия основана на позитивной переоценке ситуации, поиске положительных моментов, снижении и обесценивании значимости событий. Есть данные, что к эмоциональным копинг-стратегиям индивиды прибегают тем чаще, чем выше их уровень тревожности [4].
Девушки с нормальным уровнем тревоги значимо чаще (р=0,002) применяли стратегию И. В 1 группе средние значения уровня развития копинг-стратегии И составили 47,71±8,61, во 2 - 39,45±7,83, что соответствует среднему уровню развития этого стиля копинга у женщин (39-49) [5, цит. по 7, с. 78]. Есть данные, что копинг-стратегия И является одной из ведущих при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения [4, с. 157]. Однако в определенных условиях она может носить адаптивный характер.
Из двух субшкал стратегии И наибольшие различия были обнаружены для стратегии СО: студентки из 1 группы значимо чаще применяли эту стратегию (р=0,001). Социальная поддержка выступает в качестве одного из самых важных средовых копинг-ресурсов, информируя индивида, что его любят, ценят и др. Она способствует снижению стрессового влияния, сохранению здоровья и благополучия, успешной адаптации и развитию [4, с. 156]. Однако, наряду с этим, значения шкалы SF КЖ у представительниц обеих групп значимо не различались и были невысоки (50,00 (38,00-50,00) в 1 группе и 50,00 (38,00-63,00) во 2 группе).
Для выявления взаимосвязей между показателями КЖ и стратегиями копинг-поведения при разном уровне тревоги были исследованы корреляционные связи. В 1 группе выявили три значимые корреляционные связи между шкалами опросника SF-36. Так, значение шкалы GH значимо коррелировало с показателем шкалы VT (r=0,408; р=0,014). Было обнаружено, что шкала MH значимо коррелировала со шкалами VT (r=0,649; р=0,001) и RE (r=0,475; р=0,005). Значимых связей между показателями КЖ и стратегиями копинг-поведения в этой группе не выявили.
При увеличении уровня субъективно испытываемой тревоги появляется ряд значимых корреляционных связей; некоторые из них - отрицательные. Так, шкала PF коррелирует со шкалами RP и BP (соответственно r=0,636; р=0,001 и r=0,489; р=0,010). Для показателей шкалы GH выявили связи с VT (r=0,433; р=0,022) и MH (r=0,443; р=0,020). Для шкалы RP выявили положительную корреляцию с RE (r=0,448; р=0,018) и отрицательную - со шкалой SF (r=-0,440; р=0,020). Последнее может свидетельствовать о том, что при вынужденном увеличении общения у девушек с повышенным уровнем субъективно испытываемой тревоги ухудшается ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием. Наличие значимой положительной корреляции между шкалой SF и уровнем развития ПО копинг-стратегии (r=0,491; р=0,010) показывает, что применение данной стратегии способствовало улучшению социальной активности девушек из 2 группы. Применение ПО копинга благоприятно сказывалось также на их психологическом (ментальном) здоровье (r=0,603; р=0,001) и способствовало улучшению КЖ по шкале GH (r=0,460; р=0,016). Напротив, применение стратегии отвлечения (субшкала копинга, направленного на избегание) сопровождается снижением КЖ по шкале GH (r= -0,401; р=0,032).
Заключение. Качество жизни студенток с повышенным уровнем тревоги было значимо ниже, чем КЖ девушек с нормальным уровнем тревоги, по двум показателям физического компонента (шкалы BP и GH) и трем показателям психологического компонента (шкалы VT, RE и MH). Независимо от уровня тревоги, студентки показали сопоставимый уровень развития проблемно-ориентированной и эмоционально-ориентированной стратегий копинг-поведения; однако наблюдалась тенденция к преобладанию последней во 2 группе (р=0,058). Студентки из 1 группы значимо чаще применяли копинг-стратегию избегания. То обстоятельство, что девушки с нормальным уровнем тревоги значимо чаще применяли стратегию социального отвлечения (субшкала избегания), позволяет предположить, что повышение уровня тревоги приводит к ограничению социальных контактов, тем самым снижая социальную поддержку, являющуюся важным средовым копинг-ресурсом. В группе с повышенным уровнем тревоги применение проблемно-ориентированной копинг-стратегии благоприятно сказывалось на психологическом (ментальном) здоровье и общем состоянии здоровья; применение стратегии отвлечения сопровождалось снижением КЖ по GH. Таким образом, формирование адаптивных стратегий поведения в стрессовых ситуациях может способствовать повышению качества жизни студенток.
Рецензенты:
Гудков А.Б., д.м.н., профессор, директор Института гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск.
Нифонтова О.Л., д.б.н., доцент, зав. кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут.
Библиографическая ссылка
Шаламова Е.Ю., Сафонова В.Р. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОК С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОГИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10415 (дата обращения: 10.09.2024).