Человеческое общество не стоит на месте, оно развивается. С развитием деятельности растут проблемы, обусловленные напряженностью возникающих экологически непростых ситуаций в различных уголках Земли. В современном мире возрастает количество глобальных и региональных экологических проблем. Растет число экологических катастроф. На ум приходит лишь один вопрос: Кто в этом виноват? Развивая технику и технологии жизнедеятельности, человек, с одной стороны, все дальше отдаляется от природы, а с другой, все теснее с нею связывается.
В настоящее время у всего населения, в том числе и у учащихся, преобладает утилитарный подход к природе, отношение к ней не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений, поэтому и формируется пассивно-потребительский уровень экологической культуры. Сегодня особо актуальными являются вопросы формирования экологической культуры на всех ступенях образовательной системы.
Природа является источником не только материального, но и духовного удовлетворения человека, отвечая естественным интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.
В педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания –отношения – поведение». При этом более актуальными для школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с природным объектом, а также разнообразная деятельность в ней [1].
Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практико-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Недостаточность и неполнота исследований, посвященных изучению состояния, и низкие результаты экологического воспитания детей младшего школьного возраста определили проблему исследования: выявить педагогически действенные формы и методы формирования экологической воспитанности детей младшего школьного возраста, разработать соответствующие практические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ и дополнительных образовательных учреждений [2].
Базой исследования стали общеобразовательные школы города Кургана: МБОУ СОШ № 42, МБОУ СОШ № 32, МБОУ СОШ № 11, а также учреждение по дополнительному образованию детей города Кургана – Детский (подростковый) центр «Луч-П» (Луч и подросток). В исследовании приняли участие 121 обучающийся младших классов данных школ. Исследование проводилось с 2009 г. по 2012 год.
Цель исследования: выявить педагогические условия и разработать методическую систему педагогического сопровождения формирования экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности.
Основная задача: обосновать, разработать и реализовать учебно-воспитательную программу занятий кружка для формирования экологической воспитанности младших школьников.
Объект исследования – образовательный процесс в младшем звене общеобразовательной школы и дополнительного образовательного учреждения.
Предмет исследования – формирование экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка эколого-биологического направления в общеобразовательной школе и дополнительном образовательном учреждении.
Основным принципом, на который опирается исследование, является один из важнейших принципов экологического образования – принцип непрерывности, смысл которого заключается во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. При этом первоочередной задачей педагога является развитие личности обучающегося. Для достижения данной задачи необходимо выстраивать занятия так, чтобы обучающимся было интересно, а занятия были познавательными и активно деятельностными. Каждое занятие должно быть четко сконструировано.
Деятельностный и личностно-ориентированный подходы легли в основу нашей разработки конструктивного подхода в образовании детей младшего школьного возраста.
Конструктивный подход – это отношение человека к объекту действий, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить «вещь в себе» в «вещь для нас». Его следует отличать от неконструктивного подхода, отличающегося тем, что субъект при работе с объектом пытается выразить собственное отношение или собственные априорные представления о явлении и не интересуется его сутью [5]. В то же время конструктивный подход – это совокупность приемов (способов), позволяющих проникнуть и изучить суть явлений окружающего мира. Он включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся [3].
Конструктивный подход ориентирован на подбор методик, отвечающих таким условиям, как:
- учет возрастной характеристики каждого обучающегося;
- учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- учет интересов обучающихся;
- учет образовательных условий начальных классов школы.
Таким образом, конструктивный подход в образовании позволяет расширить границы понимания окружающего мира по средствам занятий-конструкций (игр-конструкций). Конструкции способствуют всестороннему развитию личности обучающихся, ориентируют на экологическую деятельность, следовательно, формируют экологическую воспитанность.
В наше время остро стоит вопрос о воспитании культурной, высокоморальной, гуманной, всесторонне развитой личности. Современная личность должна включать в себя следующие качества: образованность, воспитанность, как в социальном плане, так и в экологическом.
А что означает «воспитанный человек», и что такое «воспитанность»?
Воспитанный человек – это тот человек, который умеет себя вежливо и культурно вести как в социокультурной, так и в природной среде. Следовательно, воспитанность – это уровень культуры, выраженной в хороших манерах, умении себя вести, благонравии, интеллигентности, благовоспитанности, предупредительности.
Экологическая воспитанность – это показатель экологической культуры, умение вести себя гуманно как с окружающими людьми (в социальной среде), так и с окружающей природной средой.
Экологическая воспитанность – это качество интегральной личности, оно является необходимым основанием развития экологической культуры детей (рис.1).
Экологическая воспитанность личности включает в себя:
Рис. 1. Компоненты экологической воспитанности
Формирование экологической воспитанности детей младшего школьного возраста лучше всего осуществлять через игровую деятельность. Дети младшего школьного возраста добровольно и с интересом играют в игры различного характера.
В процессе исследования нами разработаны несколько видов конструкций занятий, каждая из которых соответствует, в первую очередь, возрасту учащихся.
Конструкция «Ступеньки» предназначена для детей 1–2 классов. С опорой на личностно-ориентированный и деятельностный подход позволяет уделять внимание каждому ученику, тем самым способствовать усвоению ЗУН каждого ученика, его развитию, смотивировать и заинтересовать каждого ребенка (рис. 2).
Учитель в данной конструкции выступает в роли наставника и консультанта.
Рис. 2. Конструкция «Ступени»
Базовая ступень опирается на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. На основе данных подходов строятся занятия, которые позволяют педагогу ориентироваться конкретно на каждого ученика, учитывать возможности, способности и интересы каждого обучающегося.
Ступень взаимодействия – это ступень отношений между учителем и учеником, так как в учебно-воспитательном процессе немалую роль играет взаимодействие учителя и ученика. Ее задача состоит в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении совместной деятельности.
Высшая ступень – ступень игры. Представляет собой игровую деятельность с постепенным введением элементов усложнения, но посильных для каждого ученика.
В начальной школе со второго – третьего класса (в зависимости от программы школы) можно постепенно вводить исследовательскую (проектную) деятельность обучающихся. Проектная деятельность позволит ученикам лучше разбираться в вопросах охраны окружающей среды, а также способствует развитию экологического мировоззрения, сознания, экологически сообразного поведения и деятельности.
Конструкция «Этажи» предназначена для организации занятий с детьми 3–4 классов (рис.3).
Базой данной конструкции служит та же основа, что и в конструкции «Ступени». В основе лежит личностно-ориентированный и деятельностный подход, также доверительные отношения учителя и ученика.
Реализация конструктивного подхода. Апробация проведена в школах города с детьми младших классов.
Программа кружка «Махаон» является авторской, комплексной, образовательной, развивающей мышление, воображение, фантазию и творческие способности каждого обучающегося. Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей детей. Деятельностный и личностно-ориентированный подход к планированию занятий определяет содержание программы.
Основной формой занятия в кружке «Махаон» является игра. Игра позволяет развить интерес к познавательной деятельности в области охраны окружающей среды на примере родного края. В качестве педагогического сопровождения предлагаются конструкции занятий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Рис. 3. Конструкция «Этажи»
Рис. 4. Степень заинтересованности в экологических играх, проведенных на занятиях кружка среди начальных классов школ города Кургана
В конце занятий проводилась рефлексия. По результатам рефлексии можно сказать, что большинству ученикам понравилась форма занятия, и они активно принимали участие в играх и выполняли предложенные им задания (рис.4).
Ученикам первых классов понравились игры чуть больше (88,2 %), чем остальным (второ- и третьеклассникам). Возможно, учащиеся первых классов более заинтересовано изучают материал и посредством игры накапливают новые знания и умения.
Рис. 5. Распределение интереса к определенной игре среди учащихся начальных классов школ города Кургана
По результатам диагностики видно, что больше всего понравилась экологическая тропа «В гостях у природы» (52 %) (рис. 5).
По полученным результатам можно сделать вывод, что применение игр на занятиях позволяет увлечь детей в экологическую деятельность, развить познавательный интерес к природе, а также сформировать экологическую воспитанность личности.
Применение игр с проектной деятельностью в начальной школе позволяет сформировать четкое представление о природных объектах и явлениях, также развить образное мышление и фантазию.
Рецензенты:
Криволапова Н.А., д.п.н., профессор, первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности государственного автономного образовательного учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологии», г. Курган.
Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.