Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Несговорова Н.П. 1 Богданова Е.П. 1 Савельев В.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО Курганский государственный университет
Развивая технологии жизнедеятельности, человек связывается с природой более сложными связями. Утилитарный подход к природе требует формирования нового отношения к ней. Сегодня особо актуальными являются вопросы формирования экологической культуры на всех ступенях образовательной системы. Воспитание экологической культуры у младших школьников – насущная проблема. Конструктивный подход в педагогике – это совокупность приемов (способов), позволяющих проникнуть и изучить суть явлений окружающего мира. Он включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся. Конструктивный подход к организации и проведению экологически направленных занятий с детьми с опорой на принцип непрерывности, деятельностный и личностно ориентированный подходы позволят повысить эффективность педагогических усилий по формированию экологической воспитанности у младших школьников.
конструктивный подход
экологическая воспитанность младших школьников
экологическая культура
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.
2. Курносова С. А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе // Педагогика. – 2008. – № 2 (55). – С. 42-47.
3. Несговорова Н. П. Экологическое образование. Введение в предмет: уч. пособ. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. – 163 с.
4. Несговорова Н. П. Теоретико-методологические основания подготовки педагогов-экологов. – М.: Курган: Сфера, 2011. – 160 с.
5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 445 с.

Человеческое общество не стоит на месте, оно развивается. С развитием деятельности растут проблемы, обусловленные напряженностью возникающих экологически непростых ситуаций в различных уголках Земли. В современном мире возрастает количество глобальных и региональных экологических проблем. Растет число экологических катастроф. На ум приходит лишь один вопрос: Кто в этом виноват? Развивая технику и технологии жизнедеятельности, человек, с одной стороны, все дальше отдаляется от природы, а с другой, все теснее с нею связывается.

В настоящее время у всего населения, в том числе и у учащихся, преобладает утилитарный подход к природе, отношение к ней не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений, поэтому и формируется пассивно-потребительский уровень экологической культуры. Сегодня особо актуальными являются вопросы формирования экологической культуры на всех ступенях образовательной системы.

Природа является источником не только материального, но и духовного удовлетворения человека, отвечая естественным интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

В педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания –отношения – поведение». При этом более актуальными для школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с природным объектом, а также разнообразная деятельность в ней [1].

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практико-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Недостаточность и неполнота исследований, посвященных изучению состояния, и низкие результаты экологического воспитания детей младшего школьного возраста определили проблему исследования: выявить педагогически действенные формы и методы формирования экологической воспитанности детей младшего школьного возраста, разработать соответствующие практические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ и дополнительных образовательных учреждений [2].

Базой исследования стали общеобразовательные школы города Кургана: МБОУ СОШ № 42, МБОУ СОШ № 32, МБОУ СОШ № 11, а также учреждение по дополнительному образованию детей города Кургана – Детский (подростковый) центр «Луч-П» (Луч и подросток). В исследовании приняли участие 121 обучающийся младших классов данных школ. Исследование проводилось с 2009 г. по 2012 год.

Цель исследования: выявить педагогические условия и разработать методическую систему педагогического сопровождения формирования экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности.

Основная задача: обосновать, разработать и реализовать учебно-воспитательную программу занятий кружка для формирования экологической воспитанности младших школьников.

Объект исследования – образовательный процесс в младшем звене общеобразовательной школы и дополнительного образовательного учреждения.

Предмет исследования – формирование экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка эколого-биологического направления в общеобразовательной школе и дополнительном образовательном учреждении.

Основным принципом, на который опирается исследование, является один из важнейших принципов экологического образования – принцип непрерывности, смысл которого заключается во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. При этом первоочередной задачей педагога является развитие личности обучающегося. Для достижения данной задачи необходимо выстраивать занятия так, чтобы обучающимся было интересно, а занятия были познавательными и активно деятельностными. Каждое занятие должно быть четко сконструировано.

Деятельностный и личностно-ориентированный подходы легли в основу нашей разработки конструктивного подхода в образовании детей младшего школьного возраста.

Конструктивный подход – это отношение человека к объекту действий, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить «вещь в себе» в «вещь для нас». Его следует отличать от неконструктивного подхода, отличающегося тем, что субъект при работе с объектом пытается выразить собственное отношение или собственные априорные представления о явлении и не интересуется его сутью [5]. В то же время конструктивный подход – это совокупность приемов (способов), позволяющих проникнуть и изучить суть явлений окружающего мира. Он включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся [3].

Конструктивный подход ориентирован на подбор методик, отвечающих таким условиям, как:

  • учет возрастной характеристики каждого обучающегося;
  • учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • учет интересов обучающихся;
  • учет образовательных условий начальных классов школы.

Таким образом, конструктивный подход в образовании позволяет расширить границы понимания окружающего мира по средствам занятий-конструкций (игр-конструкций). Конструкции способствуют всестороннему развитию личности обучающихся, ориентируют на экологическую деятельность, следовательно, формируют экологическую воспитанность.

В наше время остро стоит вопрос о воспитании культурной, высокоморальной, гуманной, всесторонне развитой личности. Современная личность должна включать в себя следующие качества: образованность, воспитанность, как в социальном плане, так и в экологическом.

А что означает «воспитанный человек», и что такое «воспитанность»?

Воспитанный человек – это тот человек, который умеет себя вежливо и культурно вести как в социокультурной, так и в природной среде. Следовательно, воспитанность – это уровень культуры, выраженной в хороших манерах, умении себя вести, благонравии, интеллигентности, благовоспитанности, предупредительности.

Экологическая воспитанность – это показатель экологической культуры, умение вести себя гуманно как с окружающими людьми (в социальной среде), так и с окружающей природной средой.

Экологическая воспитанность – это качество интегральной личности, оно является необходимым основанием развития экологической культуры детей (рис.1).

Экологическая воспитанность личности включает в себя:

Рис. 1. Компоненты экологической воспитанности

Формирование экологической воспитанности детей младшего школьного возраста лучше всего осуществлять через игровую деятельность. Дети младшего школьного возраста добровольно и с интересом играют в игры различного характера.

В процессе исследования нами разработаны несколько видов конструкций занятий, каждая из которых соответствует, в первую очередь, возрасту учащихся.

Конструкция «Ступеньки» предназначена для детей 1–2 классов. С опорой на личностно-ориентированный и деятельностный подход позволяет уделять внимание каждому ученику, тем самым способствовать усвоению ЗУН каждого ученика, его развитию, смотивировать и заинтересовать каждого ребенка (рис. 2).

Учитель в данной конструкции выступает в роли наставника и консультанта.

Рис. 2. Конструкция «Ступени»

Базовая ступень опирается на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. На основе данных подходов строятся занятия, которые позволяют педагогу ориентироваться конкретно на каждого ученика, учитывать возможности, способности и интересы каждого обучающегося.

Ступень взаимодействия – это ступень отношений между учителем и учеником, так как в учебно-воспитательном процессе немалую роль играет взаимодействие учителя и ученика. Ее задача состоит в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении совместной деятельности.

Высшая ступень – ступень игры. Представляет собой игровую деятельность с постепенным введением элементов усложнения, но посильных для каждого ученика.

В начальной школе со второго – третьего класса (в зависимости от программы школы) можно постепенно вводить исследовательскую (проектную) деятельность обучающихся. Проектная деятельность позволит ученикам лучше разбираться в вопросах охраны окружающей среды, а также способствует развитию экологического мировоззрения, сознания, экологически сообразного поведения и деятельности.

Конструкция «Этажи» предназначена для организации занятий с детьми 3–4 классов (рис.3).

Базой данной конструкции служит та же основа, что и в конструкции «Ступени». В основе лежит личностно-ориентированный и деятельностный подход, также доверительные отношения учителя и ученика.

Реализация конструктивного подхода. Апробация проведена в школах города с детьми младших классов.

Программа кружка «Махаон» является авторской, комплексной, образовательной, развивающей мышление, воображение, фантазию и творческие способности каждого обучающегося. Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей детей. Деятельностный и личностно-ориентированный подход к планированию занятий определяет содержание программы.

Основной формой занятия в кружке «Махаон» является игра. Игра позволяет развить интерес к познавательной деятельности в области охраны окружающей среды на примере родного края. В качестве педагогического сопровождения предлагаются конструкции занятий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Рис. 3. Конструкция «Этажи»

Рис. 4. Степень заинтересованности в экологических играх, проведенных на занятиях кружка среди начальных классов школ города Кургана

В конце занятий проводилась рефлексия. По результатам рефлексии можно сказать, что большинству ученикам понравилась форма занятия, и они активно принимали участие в играх и выполняли предложенные им задания (рис.4).

Ученикам первых классов понравились игры чуть больше (88,2 %), чем остальным (второ- и третьеклассникам). Возможно, учащиеся первых классов более заинтересовано изучают материал и посредством игры накапливают новые знания и умения.

Рис. 5. Распределение интереса к определенной игре среди учащихся начальных классов школ города Кургана

По результатам диагностики видно, что больше всего понравилась экологическая тропа «В гостях у природы» (52 %) (рис. 5).

По полученным результатам можно сделать вывод, что применение игр на занятиях позволяет увлечь детей в экологическую деятельность, развить познавательный интерес к природе, а также сформировать экологическую воспитанность личности.

Применение игр с проектной деятельностью в начальной школе позволяет сформировать четкое представление о природных объектах и явлениях, также развить образное мышление и фантазию.

Рецензенты:

Криволапова Н.А., д.п.н., профессор, первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности государственного автономного образовательного учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологии», г. Курган.

Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.


Библиографическая ссылка

Несговорова Н.П., Богданова Е.П., Савельев В.Г. КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10325 (дата обращения: 10.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074