Разработка и усовершенствования системы социального партнёрства между ВУЗом, работодателями, государственными и общественными организациями являются актуальной проблемой при реализации целей обучения студентов технических специальностей.
Создание системы социального партнёрства преследует цель – повышение эффективности подготовки студентов инженерных специальностей в новых условиях отношений учебных заведений, работодателей, государственных и общественных организаций. Целями обучения студентов работодатели называют способности выпускников к производственной, организационно-управленческой, проектно-конструкторской и научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки. Кроме этого выпускник технического ВУЗа должен обладать способностями к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Достижение этих целей возможно при создании системы социального партнёрства между ВУЗом, работодателями, государственными и общественными организациями.
Предложена модель подготовки студентов технических специальностей в условиях социального партнёрства. Целевым компонентом модели является повышение эффективности подготовки студентов инженерных специальностей – их знаний, умений и профессионально значимых качеств, востребованности на рынке труда.
Теоретико-методологическими основаниями модели являются педагогические подходы к обучению студентов. В современных условиях и требованиях к уровню знаний выпускников технических ВУЗов при обучении требуется применять такие методологические подходы, как дифференцированный, компетентностный, личностный, проблемный и интегративный. Предложенные подходы реализуется через совокупность принципов.
Основными принципами организации социального партнёрства в настоящее время становятся: паритетность, гибкость, последовательность, инновационность и социальная направленность. Обучение студентов в условиях системы социального партнёрства должно быть реализовано на принципах научности, системности, связи теории и практики, прочности и доступности знаний, соответствия их современному уровню науки и техники.
Содержательный компонент модели подготовки студентов инженерных специальностей в условиях системы социального партнёрства включает в себя теоретическое обучение (базовый и вариативный блоки), практику, НИР, итоговую аттестацию (выпускная работа или экзамен). Подготовка студентов включает учебную (лекции, лабораторные, практические и др.), внеучебную (домашние задания, курсовое проектирование, методическое обеспечение самостоятельной работы студентов) и инновационно-исследовательскую деятельность (участие студентов в НИР на производстве, в конференциях, конкурсах дипломных проектов).
Базовый блок теоретической части должен включать общегуманитарный, естественнонаучный и общепрофессиональный циклы с дисциплинами, обеспечивающими общую подготовку студента по направлению обучения.
Вариативный блок теоретического обучения дисциплин профиля, по выбору ВУЗа и студента в основных циклах должен соответствовать в большей степени потребностям работодателя. Работодатель может вносить предложения по изменению вариативной части профиля обучения, разработки новых специализированных курсов по выбору студента и ВУЗа, изменения профиля обучения в рамках направления. Согласования производятся при утверждении основной образовательной программы бакалавриата с представителями работодателя. В частности, согласуются компетенции и их содержание, вариативная часть учебного плана. Внесение предложений может происходить участием представителей работодателя в Государственной аттестационной комиссии и проведением анкетных опросов работодателей и студентов.
Подобный подход способствует обеспечению принципов системы социального партнёрства, таких как паритетность, гибкость, последовательность, инновационность и социальная направленность, а также принципу обучения – соответствие современному уровню науки и техники. Также реализуются подходы: дифференцированный, компетентностный и проблемный в обучении студентов.
Процессуальный блок традиционно включает в себя:
- учебную деятельность: лекционные и практические занятия, лабораторные работы, производственную практику (включая экскурсии на производстве);
- внеучебную деятельность – организация самостоятельной работы студентов: домашние задания, подготовка к контрольным мероприятиям, курсовое проектирование, методическое обеспечение самостоятельной работы (методические указания и разработки, электронные ресурсы и др.);
- инновационно-исследовательскую деятельность: метод проектирования, исследовательская деятельность студентов различных видов и форм (НИР, научные конференции, круглые столы и др.), контрольные мероприятия и дипломное проектирование.
Рисунок 1. Модель подготовки студентов инженерных специальностей в условиях системы социального партнёрства
Особое значение в рамках перехода на бакалавриат приобретает организация самостоятельной работы студентов, что требует применение электронно-информационных средств учебного заведения (электронные библиотеки, сайты с материалами и программами проверки знаний студентов по учебным курсам), наглядных материалов, современного программного обеспечения и доступности информации.
С повышением качества образования актуальным становится вопрос о лабораторном обеспечении учебных дисциплин (в том числе вариативной части) теоретического обучения. В рамках социального партнёрства работодатель оказывает содействие в приобретении лабораторного оборудования и специализированных кабинетов.
Реализация системы социального партнёрства включает этапы обучения студентов: мотивационный, общепрофессиональный, вариативный, оценочно-рефлексивный.
Мотивационный этап – это взаимодействие ВУЗа с абитуриентами, проведение профориентационной работы. Работа с первокурсниками, формирование профессиональной и внутриучебной мотивации, в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Общепрофессиональный этап – студенты изучают естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины. Создается естественнонаучная база и база технических теорий для изучения дисциплин профиля. На данном этапе изучаемые курсы обеспечиваются лабораторными практикумами как в стенах вуза, так и в подразделениях предприятий-партнеров.
Вариативный этап – изучение дисциплин профиля (по выбору ВУЗа и студента). Вариативная часть учебного плана формируется по согласованию с работодателем и обеспечивает подготовку студентов к работе на конкретном предприятии, конкретном рабочем месте. На этом этапе осуществляется инновационно-исследовательская деятельность студентов, включающая НИР, дипломное и курсовое проектирование, практику на производстве и др.
Оценочно-рефлексивный этап – происходит оценка качества подготовки студентов в условиях социального партнерства преподавателями, работодателями и самооценка студентов. Рассматриваются возможности корректировки системы социального партнёрства.
Особое значение в данной модели имеют педагогические условия взаимодействия учебного заведения с работодателями, государственными и общественными организациями для реализации форм и методов обучения, а также для формирования материально-технической базы. Их можно разделить на следующие виды сотрудничества:
1. Создание организационной структуры системы социального партнерства:
- попечительский совет как орган формирования координации, развития системы социального партнёрства ВУЗа, помогающий в реализации целей и задач обучения студентов;
- взаимодействие с государственными учреждениями и общественными организациями (отделы по организации такого взаимодействия);
- взаимодействие с другими учебными заведениями, научными школами, студенческими сообществами, сообществами молодых специалистов компаний и предприятий региона;
- договора с работодателями на поддержку материальной базы (лабораторной, технической, социальной, информационной и др.), проведение практик, научно-исследовательской работы, стажировки преподавателей на производстве, проведение курсов повышения квалификации и подготовки целевых групп (как по имеющимся программам обучения, так и по дополнительным).
2. Совместная выработка требований к подготовке специалистов:
- проведение анализа рынка труда с целью определения потребностей в специалистах в той или иной области и др.;
- заказ работодателя в рамках направления обучения на подготовку группы специалистов по определённому профилю;
- участие работодателей, общественных, государственных организаций и учебных заведений в формировании компетенций выпускников;
- внесение предложений по изменению вариативной части профиля;
- внесение предложений по тематике выпускных квалификационных работ;
- заказ на дополнительную подготовку групп выпускников бакалавров под заказ предприятия после базового обучения (с целью доведения выпускников бакалавров до уровня специалистов доучивают в течение года).
3. Координация форм и методов и содержания обучения:
- координация содержания вариативной части профессионального блока обучения, разработка новых специализированных курсов по выбору студента и ВУЗа;
- организации практики студентов на производстве;
- привлечение студентов и преподавателей к научно-исследовательским работам предприятия (участие в проектах, конференциях, стажировках и семинарах);
- организация дипломного проектирования по тематике актуальной для предприятия – социального партнера.
4. Обеспечение оптимальной материальной базы обучения:
- помощь в организации материально-технического обеспечения учебного процесса (обеспечение лабораторий, компьютерное обеспечение, включая программное и др.);
- оптимальная организация электронно-информационных средств учебного заведения, современного программного обеспечения и доступности информации.
Актуальной становится вопрос о лабораторном обеспечении учебных дисциплин (в том числе вариативной части) теоретического обучения.
5. Обеспечение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС):
- стажировка преподавателей на производстве с целью знакомства с новейшими достижениями науки и техники, внедряемыми на производстве;
- чтение лекций студентам представителями предприятий.
6. Совместная работа в проектах по научно-исследовательской работе (НИР):
- участие в группах по разработке и внедрению новых технологических процессов, изменения оснастки, рабочего инструмента и режимов работы оборудования при освоении новых видов продукции и др.
7. Наличие обратной связи между ВУЗом и социальными партнёрами:
- отзывы работодателей о выпускниках (обратная связь в процессе обучения);
- проведение курсов для работников предприятий для повышения квалификации.
Взаимодействие участников системы социального партнёрства должно по максимуму помогать в реализации форм и средств обучения. При этом должны обеспечиваться принципы обучения (системность, научность и др.) и рассматриваемые выше методологические подходы [3].
Результатом обучения в условиях системы социального партнёрства должно стать повышение эффективности обучения и профессионально-значимых качеств выпускников, их мотивации, умений, знаний и навыков.
В качестве критериев оценки результатов обучения в условиях системы социального партнёрства выступают: профессиональная мотивация обучаемых, когнитивно-деятельностный показатель, профессионально-значимые личностные качества, востребованность на рынке труда.
Профессиональная мотивация обучаемых может быть оценена по уровню их заинтересованности в будущей профессиональной деятельности. Примером такой оценки может быть конкурс при поступлении студентов на первый курс, анкетирование на различных этапах обучения, уровень успеваемости (рейтинг успеваемости студента и др.).
Оценка уровня знаний студентов и применения их в профессиональной деятельности (когнитивно-деятельностный показатель) формируется на основании аттестации студентов, контроля остаточных знаний, итоговой аттестации (включая мнения ведущих специалистов от предприятий в данной области).
Группа профессионально-значимых личностных качеств определялась путём анкетирования представителей работодателей, в структурах которых работают выпускники ВУЗов, заключений представителей работодателя присутствующих в комиссиях по итоговой аттестации и др. Оценка работодателей профессионально значимых личностных качеств выпускаемых специалистов заключается во мнениях об их трудолюбии, коммуникабельности, умении работать в команде и др.
Одной из важнейших характеристик обучения студентов в условиях системы социального партнёрства являются востребованность на рынке труда и количество выпускников, работающих по специальности.
Рецензенты:
Груздева М. Л., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород.
Картавых М. А., д.п.н.ук, декан естественно-географического факультета, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород.