Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Фортунатов А.Н. 1
1 Выксунский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Рассмотрена проблема подготовки студентов инженерных специальностей в условиях системы социального партнёрства высших учебных заведений с работодателями, государственными и общественными организациями. В статье предлагается модель подготовки студентов. Цель предложенной модели – подготовка компетентного специалиста. Рассматриваются теоретические основы подготовки студентов и организации системы социального партнёрства. Выделен содержательный, процессуальный и результативный компоненты модели. Приведены этапы реализации модели обучения студентов в условиях социального партнёрства. Рассмотрены педагогические условия реализации модели обучения. Результативный компонент модели позволяет оценить ее эффективность по следующим показателям – профессиональная мотивация, профессионально-значимые личностные качества, востребованность на рынке труда и когнитивно-деятельностный показатель.
компетентностный подход
профессиональное образование
социальное партнёрство
1. Лисачкина В. Н. Подготовка специалистов в условиях государственно-частного партнерства (профессионально-педагогический аспект): Автореферат дисс… д-ра пед. наук. – Самара, 2009.
2. Олейникова О. Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. – Москва, 2005. – Режим доступа http://www.cvets.ru/SPart/SocPartnership.pdf
3. О. Н. Олейникова, доктор пед. наук, А. А. Муравьева, кандидат филологических наук, Центр изучения проблем профессионального образования (Национальная Обсерватория). – Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах европейского союза. – Материалы Образовательного форума, Пермь 11–13 сентября 2006 г. – Режим доступа: http://edu.rspp.ru/site.xp/057052124049050049.html
4. Пути формирования системы социального партнерства в профессиональных колледжах [Текст] / У. А. Уринов // Молодой ученый. – 2011. – № 5. – Т. 2. – С. 165-168. – Ресурс доступа: http://www.moluch.ru/archive/28/3156/
5. Центр изучения проблем профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cvets.ru/deyat0.html

Разработка и усовершенствования системы социального партнёрства между ВУЗом, работодателями, государственными и общественными организациями являются актуальной проблемой при реализации целей обучения студентов технических специальностей.

Создание системы социального партнёрства преследует цель – повышение эффективности подготовки студентов инженерных специальностей в новых условиях отношений учебных заведений, работодателей, государственных и общественных организаций. Целями обучения студентов работодатели называют способности выпускников к производственной, организационно-управленческой, проектно-конструкторской и научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки. Кроме этого выпускник технического ВУЗа должен обладать способностями к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Достижение этих целей возможно при создании системы социального партнёрства между ВУЗом, работодателями, государственными и общественными организациями.

Предложена модель подготовки студентов технических специальностей в условиях социального партнёрства. Целевым компонентом модели является повышение эффективности подготовки студентов инженерных специальностей – их знаний, умений и профессионально значимых качеств, востребованности на рынке труда.

Теоретико-методологическими основаниями модели являются педагогические подходы к обучению студентов. В современных условиях и требованиях к уровню знаний выпускников технических ВУЗов при обучении требуется применять такие методологические подходы, как дифференцированный, компетентностный, личностный, проблемный и интегративный. Предложенные подходы реализуется через совокупность принципов.

Основными принципами организации социального партнёрства в настоящее время становятся: паритетность, гибкость, последовательность, инновационность и социальная направленность. Обучение студентов в условиях системы социального партнёрства должно быть реализовано на принципах научности, системности, связи теории и практики, прочности и доступности знаний, соответствия их современному уровню науки и техники.

Содержательный компонент модели подготовки студентов инженерных специальностей в условиях системы социального партнёрства включает в себя теоретическое обучение (базовый и вариативный блоки), практику, НИР, итоговую аттестацию (выпускная работа или экзамен). Подготовка студентов включает учебную (лекции, лабораторные, практические и др.), внеучебную (домашние задания, курсовое проектирование, методическое обеспечение самостоятельной работы студентов) и инновационно-исследовательскую деятельность (участие студентов в НИР на производстве, в конференциях, конкурсах дипломных проектов).

Базовый блок теоретической части должен включать общегуманитарный, естественнонаучный и общепрофессиональный циклы с дисциплинами, обеспечивающими общую подготовку студента по направлению обучения.

Вариативный блок теоретического обучения дисциплин профиля, по выбору ВУЗа и студента в основных циклах должен соответствовать в большей степени потребностям работодателя. Работодатель может вносить предложения по изменению вариативной части профиля обучения, разработки новых специализированных курсов по выбору студента и ВУЗа, изменения профиля обучения в рамках направления. Согласования производятся при утверждении основной образовательной программы бакалавриата с представителями работодателя. В частности, согласуются компетенции и их содержание, вариативная часть учебного плана. Внесение предложений может происходить участием представителей работодателя в Государственной аттестационной комиссии и проведением анкетных опросов работодателей и студентов.

Подобный подход способствует обеспечению принципов системы социального партнёрства, таких как паритетность, гибкость, последовательность, инновационность и социальная направленность, а также принципу обучения – соответствие современному уровню науки и техники. Также реализуются подходы: дифференцированный, компетентностный и проблемный в обучении студентов.

Процессуальный блок традиционно включает в себя:

- учебную деятельность: лекционные и практические занятия, лабораторные работы, производственную практику (включая экскурсии на производстве);

- внеучебную деятельность – организация самостоятельной работы студентов: домашние задания, подготовка к контрольным мероприятиям, курсовое проектирование, методическое обеспечение самостоятельной работы (методические указания и разработки, электронные ресурсы и др.);

- инновационно-исследовательскую деятельность: метод проектирования, исследовательская деятельность студентов различных видов и форм (НИР, научные конференции, круглые столы и др.), контрольные мероприятия и дипломное проектирование.

Рисунок 1. Модель подготовки студентов инженерных специальностей в условиях системы социального партнёрства

Особое значение в рамках перехода на бакалавриат приобретает организация самостоятельной работы студентов, что требует применение электронно-информационных средств учебного заведения (электронные библиотеки, сайты с материалами и программами проверки знаний студентов по учебным курсам), наглядных материалов, современного программного обеспечения и доступности информации.

С повышением качества образования актуальным становится вопрос о лабораторном обеспечении учебных дисциплин (в том числе вариативной части) теоретического обучения. В рамках социального партнёрства работодатель оказывает содействие в приобретении лабораторного оборудования и специализированных кабинетов.

Реализация системы социального партнёрства включает этапы обучения студентов: мотивационный, общепрофессиональный, вариативный, оценочно-рефлексивный.

Мотивационный этап – это взаимодействие ВУЗа с абитуриентами, проведение профориентационной работы. Работа с первокурсниками, формирование профессиональной и внутриучебной мотивации, в рамках учебной и внеучебной деятельности.

Общепрофессиональный этап – студенты изучают естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины. Создается естественнонаучная база и база технических теорий для изучения дисциплин профиля. На данном этапе изучаемые курсы обеспечиваются лабораторными практикумами как в стенах вуза, так и в подразделениях предприятий-партнеров.

Вариативный этап – изучение дисциплин профиля (по выбору ВУЗа и студента). Вариативная часть учебного плана формируется по согласованию с работодателем и обеспечивает подготовку студентов к работе на конкретном предприятии, конкретном рабочем месте. На этом этапе осуществляется инновационно-исследовательская деятельность студентов, включающая НИР, дипломное и курсовое проектирование, практику на производстве и др.

Оценочно-рефлексивный этап – происходит оценка качества подготовки студентов в условиях социального партнерства преподавателями, работодателями и самооценка студентов. Рассматриваются возможности корректировки системы социального партнёрства.

Особое значение в данной модели имеют педагогические условия взаимодействия учебного заведения с работодателями, государственными и общественными организациями для реализации форм и методов обучения, а также для формирования материально-технической базы. Их можно разделить на следующие виды сотрудничества:

1. Создание организационной структуры системы социального партнерства:

- попечительский совет как орган формирования координации, развития системы социального партнёрства ВУЗа, помогающий в реализации целей и задач обучения студентов;

- взаимодействие с государственными учреждениями и общественными организациями (отделы по организации такого взаимодействия);

- взаимодействие с другими учебными заведениями, научными школами, студенческими сообществами, сообществами молодых специалистов компаний и предприятий региона;

- договора с работодателями на поддержку материальной базы (лабораторной, технической, социальной, информационной и др.), проведение практик, научно-исследовательской работы, стажировки преподавателей на производстве, проведение курсов повышения квалификации и подготовки целевых групп (как по имеющимся программам обучения, так и по дополнительным).

2. Совместная выработка требований к подготовке специалистов:

- проведение анализа рынка труда с целью определения потребностей в специалистах в той или иной области и др.;

- заказ работодателя в рамках направления обучения на подготовку группы специалистов по определённому профилю;

- участие работодателей, общественных, государственных организаций и учебных заведений в формировании компетенций выпускников;

- внесение предложений по изменению вариативной части профиля;

- внесение предложений по тематике выпускных квалификационных работ;

- заказ на дополнительную подготовку групп выпускников бакалавров под заказ предприятия после базового обучения (с целью доведения выпускников бакалавров до уровня специалистов доучивают в течение года).

3. Координация форм и методов и содержания обучения:

- координация содержания вариативной части профессионального блока обучения, разработка новых специализированных курсов по выбору студента и ВУЗа;

- организации практики студентов на производстве;

- привлечение студентов и преподавателей к научно-исследовательским работам предприятия (участие в проектах, конференциях, стажировках и семинарах);

- организация дипломного проектирования по тематике актуальной для предприятия – социального партнера.

4. Обеспечение оптимальной материальной базы обучения:

- помощь в организации материально-технического обеспечения учебного процесса (обеспечение лабораторий, компьютерное обеспечение, включая программное и др.);

- оптимальная организация электронно-информационных средств учебного заведения, современного программного обеспечения и доступности информации.

Актуальной становится вопрос о лабораторном обеспечении учебных дисциплин (в том числе вариативной части) теоретического обучения.

5. Обеспечение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС):

- стажировка преподавателей на производстве с целью знакомства с новейшими достижениями науки и техники, внедряемыми на производстве;

- чтение лекций студентам представителями предприятий.

6. Совместная работа в проектах по научно-исследовательской работе (НИР):

- участие в группах по разработке и внедрению новых технологических процессов, изменения оснастки, рабочего инструмента и режимов работы оборудования при освоении новых видов продукции и др.

7. Наличие обратной связи между ВУЗом и социальными партнёрами:

- отзывы работодателей о выпускниках (обратная связь в процессе обучения);

- проведение курсов для работников предприятий для повышения квалификации.

Взаимодействие участников системы социального партнёрства должно по максимуму помогать в реализации форм и средств обучения. При этом должны обеспечиваться принципы обучения (системность, научность и др.) и рассматриваемые выше методологические подходы [3].

Результатом обучения в условиях системы социального партнёрства должно стать повышение эффективности обучения и профессионально-значимых качеств выпускников, их мотивации, умений, знаний и навыков.

В качестве критериев оценки результатов обучения в условиях системы социального партнёрства выступают: профессиональная мотивация обучаемых, когнитивно-деятельностный показатель, профессионально-значимые личностные качества, востребованность на рынке труда.

Профессиональная мотивация обучаемых может быть оценена по уровню их заинтересованности в будущей профессиональной деятельности. Примером такой оценки может быть конкурс при поступлении студентов на первый курс, анкетирование на различных этапах обучения, уровень успеваемости (рейтинг успеваемости студента и др.).

Оценка уровня знаний студентов и применения их в профессиональной деятельности (когнитивно-деятельностный показатель) формируется на основании аттестации студентов, контроля остаточных знаний, итоговой аттестации (включая мнения ведущих специалистов от предприятий в данной области).

Группа профессионально-значимых личностных качеств определялась путём анкетирования представителей работодателей, в структурах которых работают выпускники ВУЗов, заключений представителей работодателя присутствующих в комиссиях по итоговой аттестации и др. Оценка работодателей профессионально значимых личностных качеств выпускаемых специалистов заключается во мнениях об их трудолюбии, коммуникабельности, умении работать в команде и др.

Одной из важнейших характеристик обучения студентов в условиях системы социального партнёрства являются востребованность на рынке труда и количество выпускников, работающих по специальности.

Рецензенты:

Груздева М. Л., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород.

Картавых М. А., д.п.н.ук, декан естественно-географического факультета, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Фортунатов А.Н. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10274 (дата обращения: 12.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074