Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF CHILDREN IN CHILD CARE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Semenova N.V. 1 Scherba E.V. 1
1 Omsk state medical academy
In article the analysis of features of psychological health of children of preschool age is carried out. Natural hygienic experiment according to visual thinking and level of uneasiness taped influence of intra environmental factors on mental health of children of three and six years in child care educational institutions. The technique of "pointless drawing" found prevalence of children with low level of development of color, lines and forms, and also augmentation of uneasiness and frequency of neurotic reactions in children of three years of group of observation. Integrated application of techniques allow to carry out diagnostics and prophylaxis of changes in mental health at a stage of preschool education. Search of new perspective technologies of protection and strengthening of mental health of children of preschool age is actual. Achievement of positive shifts in mental health of children possibly only on the basis of close integration of medical workers, representatives of a prokfilaktic link of medicine with pedagogic service.
preschool educational institutions
children
psychological health

Введение

В настоящее время, общественное здравоохранение придает большое значение психическому здоровью детей, осознавая ответственность за здоровое общество будущего. Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде[4]. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.
Психическое здоровье ребенка - это больше, чем просто отсутствие нервно-психических расстройств. Общеизвестно, что психическое здоровье ребенка зависит от окружающей среды, как на уровне семьи, так и на уровне общества. Поддержание психического и физического здоровья детей, в свою очередь, является детерминантой здоровья на протяжении всей жизни. Важно, чтобы цели и традиции укрепления физического здоровья детей, могли бы так же эффективно применяться в области охраны психического здоровья детей [5,6].

В настоящее время в России наблюдается прогресси­рующее ухудшение психического здоровья детей уже в ранние периоды детства. Неутешителен рост пограничных нервно-психических расстройств у детей - состояний, ко­торые нельзя зарегистрировать как заболевания, являю­щихся связующим звеном между «здоровьем» и «болез­нью». Поэтому актуален поиск чувствительных методик для ранней диагностики и профилактики психологической дезадаптации детей, поступающих в образовательные уч­реждения и обучающихся в них [4,5].

Материалы и методы исследования. Оценка психического здоровья была проведена у детей трех и шести лет контрольной группы и группы наблюдения. Изучалось развитие визуального мышления методом «беспредметного рисования» [1,9] и уровень тревожности посредством те­ста Люшера [3,7]. Предварительно детские дошкольные уч­реждения, участвовавшие в естественном гигиеническом эксперименте, были распределены согласно критериям оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополу­чия образовательного учреждения [8]. Исследование фак­торов среды дошкольных учреждений проводилось по ма­териалам санитарно-эпидемиологической службы за 2001— 2003 гг. и по результатам собственных изысканий. Детские дошкольные учреждения, в которых впоследствии формировалась группа наблюдения, были отнесены ко второму уровню санитарно-эпидемиологического благополучия, а учреждения, где была сформирована контрольная группа, - к первому.

В каждую группу входило по 45 человек. Исследования проводились в два этапа (весна, осень).

Дети, выбранные для участия в естественном гигие­ническом эксперименте, родились и проживали в г. Омске, имели схожие показатели здоровья. Было взято преиму­щественно равное количество девочек и мальчиков во всех группах. Число детей было рассчитано по формуле необхо­димого количества наблюдений для оценки средних вели­чин. Полученные результаты обрабатывались с примене­нием методик статистического анализа: дисперсионного анализа, метода Ньюмена-Кейлса, коэффициента сопряжен­ности Пирсона, информационной статистики Кульбака [2]. Для статистической обработки результатов исследований были использованы электронные таблицы Microsoft Excel и стандартный пакет статистических программ Statistica 6.

Целью исследования было установление влияния внутрисредовых факторов в детских образовательных учреждениях на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей.

Результаты исследования и их обсуждение

В детских садах второй группы санитарно-эпидемиологического бла­гополучия наиболее значимыми показателями, характери­зующими это благополучие, были условия и организация учебно-воспитательного процесса (56 баллов), условия и организация физического воспитания (61 балл), организа­ция медицинского обеспечения (64 балла), организация пи­тания (65 баллов). В учреждении «начальная школа - детс­кий сад» такими факторами были организация питания (58 баллов), учебно-воспитательного процесса (62 балла), медицинского обеспечения (64 балла). При этом риск раз­вития патологии у детей был слабо выражен.

При оценке изменений в психическом здоровье детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения, было выявлено, что уровень освоения цвета, линий и форм у детей трех лет во всех группах был ниже среднего, при­чем в контрольной группе наблюдались более благоприят­ные показатели. Такая же тенденция отмечалась и у детей шести лет, но был зарегистрирован средний уровень осво­ения цвета, линий и форм (более половины обследован­ных).

Весной в группе наблюдения тревожность чаще отме­чалась у детей трех лет (треть исследуемых). Высокий уровень тревожности регистрировался в основном, среди девочек шести лет. Были зарегистрированы невротичес­кие реакции. В контрольной группе тревожность у детей трех лет была в два раза больше, чем у детей шести лет, но здесь изменения носили обратимый характер (особенно у детей трех лет). Устойчивость к стрессам на данном эта­пе была выше в контрольной группе, преимущественно у мальчиков.

Осенью в группе наблюдения отмечалось увеличение тревожности у детей трех и шести лет, по сравнению с весенним этапом, причем у детей шести лет более выра­женное (невротические реакции, малая обратимость из­менений, снижение устойчивости к стрессам). В конт­рольной группе тревожность у детей всех возрастов зна­чительно снизилась (на 16% - в три года, на 11 % - в шесть лет).

При определении влияния внутрисредовых факторов в дошкольных учреждениях на формирование изме­нений в нервно-психическом здоровье детей, нами было установ­лено, что в группе наблюдения был более высокий уровень пограничных нервно-психических состояний. Это свиде­тельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологичес­кого благополучия дошкольного образовательного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей. Чем лучше был уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (больше количество баллов интегрального показателя санитарно-эпидемиологического благополучия), тем меньше регистрировалось пограничных нервно-пси­хических состояний среди детей. Было выявлено сезонное (поэтапное) увеличение уровня пограничных нервно-пси­хических состояний, более высокий уровень наблюдался осенью. Чаще данные пограничные состояния регистриро­вались у детей трех лет. В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего освоением цвета, линий и форм была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). У мальчиков значительная доля прихо­дилась на освоение цвета, линий и форм ниже среднего, по остальным градациям показатели были выше у девочек. Различия были статистически значимы (φ = 0,16, 2Î = 9,3, р = 0,03).

В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего уровня освоением цвета, линий и форм (рис.), была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). В контрольной группе было более равномерное распределение по соответствующим градациям, чем в группе наблюдения. Это, также, свиде­тельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологичес­кого благополучия детского дошкольного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей.

Была проведена оценка влияния возрастного фактора (в соответствии с критическими периодами роста и раз­вития) на уровень освоения цвета, линий и форм. Уста­новлена связь средней силы (φ = 0,58, 2Î = 136,0, р = 0,000) между освоением цвета, линий и форм у детей трех и ше­сти лет. К шести годам происходило улучшение показате­лей освоения цвета, линий и форм детьми, посещавшими детские дошкольные учреждения, что свидетельствует об адаптации психики ребенка к действию внутрисредовых факторов в детских дошкольных учреждениях. В три года преобладало освоение цвета, линий и форм низкое и ниже среднего, а в шесть лет - ниже среднего и среднее.

Выводы

Естественный гигиенический эксперимент по оценке визуального мышления и уровня тревожности выя­вил влияние внутрисредовых факторов на психическое здоровье детей трех и шести лет в детских образовательных учреждениях, методика «беспредметного рисования» об­наружила преобладание детей с низким уровнем освоения цвета, линий и форм, а также увеличение тревожности и частоты невротических реакций у детей трех лет группы наблюдения.

Таким образом, в ходе проведения есте­ственного гигиенического эксперимента, нами было уста­новлено влияние комплекса внутрисредовых факторов на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей, посещавших детские образовательные учреждения. Актуальным является поиск новых перспективных технологий охраны и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста. Достижение позитивных сдвигов в психичес­ком здоровье детей возможно только на основе тесной интеграции медицинских работников, представителей про­филактического звена медицины с психолого-педагогичес­кой службой.

Укрепление психического здоровья детей, в целом, и психического здоровья ребенка, в частности, должно вестись как на государственном уровне, так и в каждой конкретной семье. Применению подлежат разнообразные стратегии, каждая из которых должна оказывать положительное воздействие на психическое здоровье детей. Родители, со своей стороны, с целью укрепления психического здоровья ребенка, обязаны обеспечить атмосферу защищенности и свободы. А государство должно им в этом содействовать: создавать благоприятные жизненные условия и окружающую среду. Ведь здоровые дети – здоровое будущее.

Рецензенты:

Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии, г.Омск.

Турчанинов Д.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания Омской государственной медицинской академии, г.Омск.