Введение
В настоящее время, общественное здравоохранение придает большое значение психическому здоровью детей, осознавая ответственность за здоровое общество будущего. Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде[4]. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.
Психическое здоровье ребенка - это больше, чем просто отсутствие нервно-психических расстройств. Общеизвестно, что психическое здоровье ребенка зависит от окружающей среды, как на уровне семьи, так и на уровне общества. Поддержание психического и физического здоровья детей, в свою очередь, является детерминантой здоровья на протяжении всей жизни. Важно, чтобы цели и традиции укрепления физического здоровья детей, могли бы так же эффективно применяться в области охраны психического здоровья детей [5,6].
В настоящее время в России наблюдается прогрессирующее ухудшение психического здоровья детей уже в ранние периоды детства. Неутешителен рост пограничных нервно-психических расстройств у детей - состояний, которые нельзя зарегистрировать как заболевания, являющихся связующим звеном между «здоровьем» и «болезнью». Поэтому актуален поиск чувствительных методик для ранней диагностики и профилактики психологической дезадаптации детей, поступающих в образовательные учреждения и обучающихся в них [4,5].
Материалы и методы исследования. Оценка психического здоровья была проведена у детей трех и шести лет контрольной группы и группы наблюдения. Изучалось развитие визуального мышления методом «беспредметного рисования» [1,9] и уровень тревожности посредством теста Люшера [3,7]. Предварительно детские дошкольные учреждения, участвовавшие в естественном гигиеническом эксперименте, были распределены согласно критериям оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательного учреждения [8]. Исследование факторов среды дошкольных учреждений проводилось по материалам санитарно-эпидемиологической службы за 2001— 2003 гг. и по результатам собственных изысканий. Детские дошкольные учреждения, в которых впоследствии формировалась группа наблюдения, были отнесены ко второму уровню санитарно-эпидемиологического благополучия, а учреждения, где была сформирована контрольная группа, - к первому.
В каждую группу входило по 45 человек. Исследования проводились в два этапа (весна, осень).
Дети, выбранные для участия в естественном гигиеническом эксперименте, родились и проживали в г. Омске, имели схожие показатели здоровья. Было взято преимущественно равное количество девочек и мальчиков во всех группах. Число детей было рассчитано по формуле необходимого количества наблюдений для оценки средних величин. Полученные результаты обрабатывались с применением методик статистического анализа: дисперсионного анализа, метода Ньюмена-Кейлса, коэффициента сопряженности Пирсона, информационной статистики Кульбака [2]. Для статистической обработки результатов исследований были использованы электронные таблицы Microsoft Excel и стандартный пакет статистических программ Statistica 6.
Целью исследования было установление влияния внутрисредовых факторов в детских образовательных учреждениях на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей.
Результаты исследования и их обсуждение
В детских садах второй группы санитарно-эпидемиологического благополучия наиболее значимыми показателями, характеризующими это благополучие, были условия и организация учебно-воспитательного процесса (56 баллов), условия и организация физического воспитания (61 балл), организация медицинского обеспечения (64 балла), организация питания (65 баллов). В учреждении «начальная школа - детский сад» такими факторами были организация питания (58 баллов), учебно-воспитательного процесса (62 балла), медицинского обеспечения (64 балла). При этом риск развития патологии у детей был слабо выражен.
При оценке изменений в психическом здоровье детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения, было выявлено, что уровень освоения цвета, линий и форм у детей трех лет во всех группах был ниже среднего, причем в контрольной группе наблюдались более благоприятные показатели. Такая же тенденция отмечалась и у детей шести лет, но был зарегистрирован средний уровень освоения цвета, линий и форм (более половины обследованных).
Весной в группе наблюдения тревожность чаще отмечалась у детей трех лет (треть исследуемых). Высокий уровень тревожности регистрировался в основном, среди девочек шести лет. Были зарегистрированы невротические реакции. В контрольной группе тревожность у детей трех лет была в два раза больше, чем у детей шести лет, но здесь изменения носили обратимый характер (особенно у детей трех лет). Устойчивость к стрессам на данном этапе была выше в контрольной группе, преимущественно у мальчиков.
Осенью в группе наблюдения отмечалось увеличение тревожности у детей трех и шести лет, по сравнению с весенним этапом, причем у детей шести лет более выраженное (невротические реакции, малая обратимость изменений, снижение устойчивости к стрессам). В контрольной группе тревожность у детей всех возрастов значительно снизилась (на 16% - в три года, на 11 % - в шесть лет).
При определении влияния внутрисредовых факторов в дошкольных учреждениях на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей, нами было установлено, что в группе наблюдения был более высокий уровень пограничных нервно-психических состояний. Это свидетельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологического благополучия дошкольного образовательного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей. Чем лучше был уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (больше количество баллов интегрального показателя санитарно-эпидемиологического благополучия), тем меньше регистрировалось пограничных нервно-психических состояний среди детей. Было выявлено сезонное (поэтапное) увеличение уровня пограничных нервно-психических состояний, более высокий уровень наблюдался осенью. Чаще данные пограничные состояния регистрировались у детей трех лет. В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего освоением цвета, линий и форм была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). У мальчиков значительная доля приходилась на освоение цвета, линий и форм ниже среднего, по остальным градациям показатели были выше у девочек. Различия были статистически значимы (φ = 0,16, 2Î = 9,3, р = 0,03).
В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего уровня освоением цвета, линий и форм (рис.), была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). В контрольной группе было более равномерное распределение по соответствующим градациям, чем в группе наблюдения. Это, также, свидетельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологического благополучия детского дошкольного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей.
Была проведена оценка влияния возрастного фактора (в соответствии с критическими периодами роста и развития) на уровень освоения цвета, линий и форм. Установлена связь средней силы (φ = 0,58, 2Î = 136,0, р = 0,000) между освоением цвета, линий и форм у детей трех и шести лет. К шести годам происходило улучшение показателей освоения цвета, линий и форм детьми, посещавшими детские дошкольные учреждения, что свидетельствует об адаптации психики ребенка к действию внутрисредовых факторов в детских дошкольных учреждениях. В три года преобладало освоение цвета, линий и форм низкое и ниже среднего, а в шесть лет - ниже среднего и среднее.
Выводы
Естественный гигиенический эксперимент по оценке визуального мышления и уровня тревожности выявил влияние внутрисредовых факторов на психическое здоровье детей трех и шести лет в детских образовательных учреждениях, методика «беспредметного рисования» обнаружила преобладание детей с низким уровнем освоения цвета, линий и форм, а также увеличение тревожности и частоты невротических реакций у детей трех лет группы наблюдения.
Таким образом, в ходе проведения естественного гигиенического эксперимента, нами было установлено влияние комплекса внутрисредовых факторов на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей, посещавших детские образовательные учреждения. Актуальным является поиск новых перспективных технологий охраны и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста. Достижение позитивных сдвигов в психическом здоровье детей возможно только на основе тесной интеграции медицинских работников, представителей профилактического звена медицины с психолого-педагогической службой.
Укрепление психического здоровья детей, в целом, и психического здоровья ребенка, в частности, должно вестись как на государственном уровне, так и в каждой конкретной семье. Применению подлежат разнообразные стратегии, каждая из которых должна оказывать положительное воздействие на психическое здоровье детей. Родители, со своей стороны, с целью укрепления психического здоровья ребенка, обязаны обеспечить атмосферу защищенности и свободы. А государство должно им в этом содействовать: создавать благоприятные жизненные условия и окружающую среду. Ведь здоровые дети – здоровое будущее.
Рецензенты:
Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии, г.Омск.
Турчанинов Д.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания Омской государственной медицинской академии, г.Омск.