Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Семенова Н.В. 1 Щерба Е.В. 1
1 ГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Минздрава РФ
В статье проведен анализ особенностей нервно-психического здоровья детей дошкольного возраста. Естественный гигиенический эксперимент по оценке визуального мышления и уровня тревожности выявил влияние внутрисредовых факторов на психическое здоровье детей трех и шести лет в детских образовательных учреждениях. Методика «беспредметного рисования» обнаружила преобладание детей с низким уровнем освоения цвета, линий и форм, а также увеличение тревожности и частоты невротических реакций у детей трех лет группы наблюдения. Интегральное применение методик позволяет осуществлять диагностику и профилактику изменений в психическом здоровье на этапе дошкольного образования. Актуальным является поиск новых перспективных технологий охраны и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста. Достижение позитивных сдвигов в психическом здоровье детей возможно только на основе тесной интеграции медицинских работников, представителей профилактического звена медицины с психолого-педагогической службой.
дошкольные образовательные учреждения
дети
нервно-психическое здоровье
1. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психоло¬го-педагогического обследования детей в медико-педаго¬гических комиссиях / С.Д. Забрамная. - М., 1981.- 257 с.
2. Закс Л. Статистическое оценивание/Л. Закс.-М.: Статистика. -1976. - 537 с.
3. Иванов А.В. Критерии донозологической диагнос¬тики пограничных нервно-психических расстройств у де¬тей младшего школьного возраста /А. В. Иванов, А. А. Ко-ролев, О. Р.Шакулова // Гигиена и санитария. - 2001.- №1 .-С. 68-70.
4. Ляпин В.А. Социально-значимая патология детского населения промышленного центра Западной Сибири / В.А. Ляпин // Сибирь-Восток. – 2005. – № 3 (87). – С. 9-11.
5. Новикова И.И. Социально-гигиенические и экологические аспекты сохранения популяционного здоровья детей и подростков / И.И. Новикова, Г.А. Оглезнев, В.А. Ляпин // Здоровье населения и среда обитания: информ. бюллетень. – 2005. – № 6 (147). – С. 4-12.
6. Семенова Н.В. Болезни органов пищеварения у детей дошкольного возраста в крупном промышленном городе Сибири/Н.В. Семенова, Е.В.Щерба, Л.В.Демакова//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. - С. 139.
7. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера /Л.Н. Собчик - СПб., 2003.- 112с.
8. Сухарев А.Г. Методика комплексной оценки усло¬вий воспитания и обучения в общеобразовательном уч¬реждении / А.Г. Сухарев [и др.] // Гигиена детей и подрост¬ков на пороге третьего тысячелетия. Основные направле¬ния развития: Материалы конференции. -М., 1999. -С.7.
9. Томашева А.А. Основы музыкального восприятия: программа, содержание и обоснование курса «Слушание музыки 1 года обучения» / А. А. Томашева - Омск, 2003.-44с.

Введение

В настоящее время, общественное здравоохранение придает большое значение психическому здоровью детей, осознавая ответственность за здоровое общество будущего. Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде[4]. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.
Психическое здоровье ребенка - это больше, чем просто отсутствие нервно-психических расстройств. Общеизвестно, что психическое здоровье ребенка зависит от окружающей среды, как на уровне семьи, так и на уровне общества. Поддержание психического и физического здоровья детей, в свою очередь, является детерминантой здоровья на протяжении всей жизни. Важно, чтобы цели и традиции укрепления физического здоровья детей, могли бы так же эффективно применяться в области охраны психического здоровья детей [5,6].

В настоящее время в России наблюдается прогресси­рующее ухудшение психического здоровья детей уже в ранние периоды детства. Неутешителен рост пограничных нервно-психических расстройств у детей - состояний, ко­торые нельзя зарегистрировать как заболевания, являю­щихся связующим звеном между «здоровьем» и «болез­нью». Поэтому актуален поиск чувствительных методик для ранней диагностики и профилактики психологической дезадаптации детей, поступающих в образовательные уч­реждения и обучающихся в них [4,5].

Материалы и методы исследования. Оценка психического здоровья была проведена у детей трех и шести лет контрольной группы и группы наблюдения. Изучалось развитие визуального мышления методом «беспредметного рисования» [1,9] и уровень тревожности посредством те­ста Люшера [3,7]. Предварительно детские дошкольные уч­реждения, участвовавшие в естественном гигиеническом эксперименте, были распределены согласно критериям оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополу­чия образовательного учреждения [8]. Исследование фак­торов среды дошкольных учреждений проводилось по ма­териалам санитарно-эпидемиологической службы за 2001— 2003 гг. и по результатам собственных изысканий. Детские дошкольные учреждения, в которых впоследствии формировалась группа наблюдения, были отнесены ко второму уровню санитарно-эпидемиологического благополучия, а учреждения, где была сформирована контрольная группа, - к первому.

В каждую группу входило по 45 человек. Исследования проводились в два этапа (весна, осень).

Дети, выбранные для участия в естественном гигие­ническом эксперименте, родились и проживали в г. Омске, имели схожие показатели здоровья. Было взято преиму­щественно равное количество девочек и мальчиков во всех группах. Число детей было рассчитано по формуле необхо­димого количества наблюдений для оценки средних вели­чин. Полученные результаты обрабатывались с примене­нием методик статистического анализа: дисперсионного анализа, метода Ньюмена-Кейлса, коэффициента сопряжен­ности Пирсона, информационной статистики Кульбака [2]. Для статистической обработки результатов исследований были использованы электронные таблицы Microsoft Excel и стандартный пакет статистических программ Statistica 6.

Целью исследования было установление влияния внутрисредовых факторов в детских образовательных учреждениях на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей.

Результаты исследования и их обсуждение

В детских садах второй группы санитарно-эпидемиологического бла­гополучия наиболее значимыми показателями, характери­зующими это благополучие, были условия и организация учебно-воспитательного процесса (56 баллов), условия и организация физического воспитания (61 балл), организа­ция медицинского обеспечения (64 балла), организация пи­тания (65 баллов). В учреждении «начальная школа - детс­кий сад» такими факторами были организация питания (58 баллов), учебно-воспитательного процесса (62 балла), медицинского обеспечения (64 балла). При этом риск раз­вития патологии у детей был слабо выражен.

При оценке изменений в психическом здоровье детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения, было выявлено, что уровень освоения цвета, линий и форм у детей трех лет во всех группах был ниже среднего, при­чем в контрольной группе наблюдались более благоприят­ные показатели. Такая же тенденция отмечалась и у детей шести лет, но был зарегистрирован средний уровень осво­ения цвета, линий и форм (более половины обследован­ных).

Весной в группе наблюдения тревожность чаще отме­чалась у детей трех лет (треть исследуемых). Высокий уровень тревожности регистрировался в основном, среди девочек шести лет. Были зарегистрированы невротичес­кие реакции. В контрольной группе тревожность у детей трех лет была в два раза больше, чем у детей шести лет, но здесь изменения носили обратимый характер (особенно у детей трех лет). Устойчивость к стрессам на данном эта­пе была выше в контрольной группе, преимущественно у мальчиков.

Осенью в группе наблюдения отмечалось увеличение тревожности у детей трех и шести лет, по сравнению с весенним этапом, причем у детей шести лет более выра­женное (невротические реакции, малая обратимость из­менений, снижение устойчивости к стрессам). В конт­рольной группе тревожность у детей всех возрастов зна­чительно снизилась (на 16% - в три года, на 11 % - в шесть лет).

При определении влияния внутрисредовых факторов в дошкольных учреждениях на формирование изме­нений в нервно-психическом здоровье детей, нами было установ­лено, что в группе наблюдения был более высокий уровень пограничных нервно-психических состояний. Это свиде­тельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологичес­кого благополучия дошкольного образовательного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей. Чем лучше был уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (больше количество баллов интегрального показателя санитарно-эпидемиологического благополучия), тем меньше регистрировалось пограничных нервно-пси­хических состояний среди детей. Было выявлено сезонное (поэтапное) увеличение уровня пограничных нервно-пси­хических состояний, более высокий уровень наблюдался осенью. Чаще данные пограничные состояния регистриро­вались у детей трех лет. В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего освоением цвета, линий и форм была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). У мальчиков значительная доля прихо­дилась на освоение цвета, линий и форм ниже среднего, по остальным градациям показатели были выше у девочек. Различия были статистически значимы (φ = 0,16, 2Î = 9,3, р = 0,03).

В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего уровня освоением цвета, линий и форм (рис.), была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). В контрольной группе было более равномерное распределение по соответствующим градациям, чем в группе наблюдения. Это, также, свиде­тельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологичес­кого благополучия детского дошкольного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей.

Была проведена оценка влияния возрастного фактора (в соответствии с критическими периодами роста и раз­вития) на уровень освоения цвета, линий и форм. Уста­новлена связь средней силы (φ = 0,58, 2Î = 136,0, р = 0,000) между освоением цвета, линий и форм у детей трех и ше­сти лет. К шести годам происходило улучшение показате­лей освоения цвета, линий и форм детьми, посещавшими детские дошкольные учреждения, что свидетельствует об адаптации психики ребенка к действию внутрисредовых факторов в детских дошкольных учреждениях. В три года преобладало освоение цвета, линий и форм низкое и ниже среднего, а в шесть лет - ниже среднего и среднее.

Выводы

Естественный гигиенический эксперимент по оценке визуального мышления и уровня тревожности выя­вил влияние внутрисредовых факторов на психическое здоровье детей трех и шести лет в детских образовательных учреждениях, методика «беспредметного рисования» об­наружила преобладание детей с низким уровнем освоения цвета, линий и форм, а также увеличение тревожности и частоты невротических реакций у детей трех лет группы наблюдения.

Таким образом, в ходе проведения есте­ственного гигиенического эксперимента, нами было уста­новлено влияние комплекса внутрисредовых факторов на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей, посещавших детские образовательные учреждения. Актуальным является поиск новых перспективных технологий охраны и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста. Достижение позитивных сдвигов в психичес­ком здоровье детей возможно только на основе тесной интеграции медицинских работников, представителей про­филактического звена медицины с психолого-педагогичес­кой службой.

Укрепление психического здоровья детей, в целом, и психического здоровья ребенка, в частности, должно вестись как на государственном уровне, так и в каждой конкретной семье. Применению подлежат разнообразные стратегии, каждая из которых должна оказывать положительное воздействие на психическое здоровье детей. Родители, со своей стороны, с целью укрепления психического здоровья ребенка, обязаны обеспечить атмосферу защищенности и свободы. А государство должно им в этом содействовать: создавать благоприятные жизненные условия и окружающую среду. Ведь здоровые дети – здоровое будущее.

Рецензенты:

Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии, г.Омск.

Турчанинов Д.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания Омской государственной медицинской академии, г.Омск.


Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Щерба Е.В. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10247 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674