Процесс социально-экологического воспитания реализуется в воспитательной системе вуза. Воспитательные системы, как и педагогические, относятся к группе социальных систем, которые включают в себя индивидов и общности людей, объединенных разнообразными связями и отношениями. Основной компонент таких систем - человек как социальное существо, как «элементарный носитель социального системного качества». Л. И. Новикова определяет воспитательную систему как целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Нами проанализирована концепция системного понимания воспитания Ю. П. Сокольникова [3], предметом научного поиска которой выступает воспитательная система. По утверждению автора [1], общество на определенном этапе своего развития создает специальные воспитательные системы, назначение которых - подготовка подрастающего поколения к жизни и труду, обеспечение преемственности в жизни поколений. Анализ содержания и сущностной характеристики понятия «воспитательная система» показал, что она представляет собой педагогическую систему образовательного учреждения как относительно самостоятельную систему и включает воспитательные цели, субъекты деятельности по реализации поставленных целей, отношения между участниками воспитательной системы, содержание и способы деятельности субъектов воспитательной системы, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. Воспитание студенчества в настоящее время происходит в обстановке идеологического демократизма, расширения свободы действий, увеличения возможностей для самостоятельности и инициативы. Воспитательный процесс осуществляется в воспитательной системе вуза и является органической составляющей процесса качественной профессиональной подготовки [2, 82-88].
Социально-экологическое воспитание будущего учителя - это процесс, обеспечивающий усвоение будущим учителем части общечеловеческой культуры и опыта взаимодействия с природной (естественной и антропоестественной, антропогенной) и социальной средой (общество, общественные отношения), направленный на реализацию идей биосферосовместимого развития, а также на формирование готовности к социально-экологическому воспитанию школьников. Социально-экологическое воспитание способствует формированию социально-экологической компетентности, включающей компетенцию в области взаимодействия с природной и социальной средой и компетенции в области социально-экологического воспитания школьников [4].
В нашем исследовании мы рассматриваем воспитательную систему педагогического вуза. Целью воспитательной системы является создание условий для реализации процесса социально-экологического воспитания будущего учителя и формирования социально-экологической компетентности. Субъектами воспитательной системы являются воспитатели (преподаватели вуза, кураторы групп) и воспитанники (будущие учителя). Отношение субъектов воспитательной системы проявляется через взаимодействие с другими субъектами и управленческим звеном воспитательной системы, а определяется решаемыми задачами. Рассмотрим взаимодействие субъектов воспитательной системы вуза и задачи социально-экологического воспитания, решаемые ими.
- Преподаватели дисциплин различных циклов решают следующие задачи: планирование и разработка содержания тем социально-экологической направленности в курсе преподаваемых дисциплин; передача знаний, умений и навыков, позволяющих формировать социально-экологическую компетентность будущего учителя.
- Кураторы групп обеспечивают участие студентов в мероприятиях разного уровня по социально-экологическому воспитанию; осуществляют планирование мероприятий социально-экологического направления в группах; организацию и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов: конференции, конкурсы, круглые столы, семинары, беседы, кинолектории и др.
- Студенческий совет решает следующие задачи: планирование мероприятий социально-экологического направления на факультете, в группах, подгруппах; осуществляет организацию студентов к участию в мероприятиях разного уровня; обеспечивает взаимодействие с организациями, ведомствами, общественными объединениями, решающими вопросы социально-экологического воспитания будущего учителя.
Воспитанники как субъекты воспитательной системы также решают ряд задач: освоение знаний, умений и навыков социально-экологического содержания; применение полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности социально-экологического направления; участие в мероприятиях социально-экологической направленности разного уровня; овладение компетенциями социально-экологической компетентности.
Содержание деятельности субъектов воспитательной системы определяется через деятельность воспитателя и воспитанников по формированию компетенций в области взаимодействия с природной и социальной средой и компетенции в области социально-экологического воспитания школьников.
Деятельность воспитателей (преподавателей и кураторов групп) и будущих учителей по формированию компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой представлена ниже.
Деятельность воспитателей направлена на:
- формирование ценностных ориентаций социально-экологического содержания: ценности собственного здоровья и здоровья своих близких, ценности природы и общества;
- развитие у студентов мотивации к социально-экологической деятельности и поведению; убежденность в собственной причастности к защите окружающей среды; понимание общественной значимости социально-экологической деятельности; потребность активного участия в экологической деятельности; ответственность за результаты своей экологической деятельности; стремление и готовность к постоянному социально-экологическому самообразованию;
- создание условий для успешного овладения системой социально-экологических понятий, знаний в области дисциплин социально-экологической направленности;
- формирование у студентов умений адекватно взаимодействовать с социоприродной средой;
- формирование личностных характеристик: экологическая активность; экологическая инициативность; экологическая ответственность по отношению к окружающей социоприродной среде.
Деятельность будущих учителей направлена на:
- усвоение и культивацию социально-экологических ценностей;
- поддержание интереса к существующим социально-экологическим процессам и проблемам, потребности к их учету в процессе собственной жизни и деятельности, мотивацию к активной социально-экологической деятельности; осознание необходимости получения социально-экологических знаний и использования их в повседневной практической деятельности;
- овладение системой знаний в области дисциплин социально-экологической направленности;
- овладение умениями адекватного взаимодействия с социоприродной средой;
- развитие и саморазвитие личностных характеристик: экологическая активность; экологическая инициативность; экологическая ответственность по отношению к окружающей социоприродной среде.
Рассмотрим деятельность воспитателей (преподавателей и кураторов групп) и будущих учителей по формированию компетенции в области социально-экологического воспитания школьников.
Деятельность воспитателя направлена на:
- формирование положительной мотивации к профессионально-педагогической социально-экологической деятельности, развитие профессионального интереса к организации социально-экологического воспитания школьников, потребности в работе с детьми по социально-экологическому воспитанию;
- формирование ценностных ориентаций к профессионально-педагогической деятельности, направленной на социально-экологическое воспитание школьников;
- создание условий для успешного овладения профессионально-педагогическими знаниями социально-экологической направленности;
- овладение умениями и навыками организации и проведения социально-экологического воспитания школьников;
- формирование профессионально-педагогических личностных характеристик (лидерские качества; коммуникативность; организованность).
Деятельность будущего учителя направлена на:
- развитие и поддержание положительной мотивации к профессионально-педагогической социально-экологической деятельности, поддержание профессионального интереса к организации социально-экологического воспитания школьников, потребность в работе с детьми по социально-экологическому воспитанию;
- осознание необходимости саморазвития и культивирования ценностных ориентаций к профессионально-педагогической деятельности, направленной на социально-экологическое воспитание школьников;
- овладение профессионально-педагогическими знаниями социально-экологической направленности;
- овладение умениями и навыками организации и проведения социально-экологического воспитания школьников;
- развитие и саморазвитие данных личностных характеристик.
Для организации процесса социально-экологического воспитания субъекты воспитательной системы вуза используют фронтальные, групповые, индивидуальные формы, методы обучении и воспитания, материальные и идеальные средства.
Воспитательная система образовательного учреждения включает управленческую деятельность. Мы определили объекты управления воспитательной системой и деятельность, проводимую каждым объектом управления. Управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы включает:
- Ректорат (ректор, проректор по воспитательной и социальной работе). Деятельность по социально-экологическому воспитанию: нормативно-правовое, методическое, информационное обеспечение процесса воспитания будущего учителя; изучение системы воспитательной работы на факультетах, в том числе и социально-экологической направленности; стимулирование участия студентов в мероприятиях социально-экологического направления.
- Отдел воспитательной и социальной работы. Деятельность данного структурного подразделения: организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; проведение обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссионных площадок по социально-экологическому воспитанию для заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов групп, преподавателей, студдеканов и членов студсоветов.
- Факультеты (деканаты, заместитель декана по воспитательной работе) осуществляют контроль и координацию внеаудиторной воспитательной работы: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; анализ и корректировка воспитательной деятельности социально-экологического направления на факультете (в рамках экологического воспитания студентов).
- Совет факультета (заместитель декана по воспитательной работе, зав. кафедрами) осуществляет контроль и координацию внеаудиторной воспитательной работы: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; анализ и корректировка воспитательной деятельности социально-экологического направления на факультете (в рамках экологического воспитания студентов).
- Кафедры (зав. кафедрой) осуществляют следующие виды деятельности: проведение обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссионных площадок по социально-экологическому воспитанию для кураторов групп, преподавателей; организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя.
- Кураторы групп осуществляют следующие виды деятельности: организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов групп: конференции, конкурсы, круглые столы, семинары, беседы, кинолектории и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; участие студентов в мероприятиях разного уровня по социально-экологическому воспитанию будущего учителя.
- Студенческий совет: организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов групп: конференции, конкурсы, круглые столы, семинары, беседы, кинолектории и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; обеспечивают участие студентов в мероприятиях разного уровня по социально-экологическому воспитанию будущего учителя.
Еще одним компонентом воспитательной системы учреждения высшего профессионального образования является освоенная внешняя среда [5]. Рассматривая освоенную воспитательной системой образовательного учреждения социальную среду, мы опирались на совокупность социальных институтов, которая представляет собой взаимодействие с людьми, организациями, министерствами и ведомствами, решающими вопросы социально-экологического воспитания будущего учителя.
- Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Научно исследовательский институт «Экологии» Минприроды Чувашской республики: конференции, семинары, круглые столы по таким темам, как «Социально-экологическая активность молодежи»; «Экологическая культура будущего учителя»; проведение республиканских акций по охране и воспроизводству природы; участие студентов в проектах Министерства; участие студентов в проектах; научно-исследовательская работа студентов по проблемам антропогенного воздействия на природу и влияния загрязнений на здоровье человека.
- Городские комитеты по экологии: экологические субботники, акции, участие студентов в проектах Городского комитета (озеленение города, экологический дизайн).
- Общественная организация МЭД (молодежная экологическая дружина): участие студентов педагогических специальностей в составе дружины, реализация программ.
- АУ Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования ЧР и Центр дополнительного образования детей «Юнитэкс»: привлечение студентов в состав жюри конкурсов, олимпиад, научно-исследовательских работ школьников, педагогическая практика студентов; практическая деятельность совместно со школьниками по охране природы и рациональному природопользованию.
- Общеобразовательные учреждения республики: проведение мероприятий социально-экологического направления, участие в совместных конкурсах профессионально-педагогического мастерства «Экология детства», конференциях, педагогическая практика студентов.
- Детские оздоровительные лагеря (Краснодарский край, Чувашия, Подмосковье): реализация программ экологического и социально-экологического направления, мастер-классы.
Внешняя среда, кроме социальной среды, включает природную среду, которая оказывает воспитательное воздействие на субъекты воспитательной системы. По Н. Ф. Реймерсу, природная среда представляет собой элементы естественного, антропоестественного и антропогенного происхождения, прямо или косвенно воздействующие на отдельного человека или человеческие общности, человечество в целом. В рамках нашего исследования мы рассматриваем влияние природной среды на процесс социально-экологического воспитания будущего учителя.
- Естественная природная среда: влияние эстетических характеристик окружающей естественной среды на процесс воспитания студентов; влияние состояния естественной среды (загрязненности, загазованности) на здоровье, психофизическое состояние будущего учителя; использование возможностей естественной природной среды в процессе воспитания студентов и их профессиональной подготовки к социально-экологическому воспитанию школьников.
- Антропоестественная природная среда. А) Элементы антропоестественного происхождения, способные к системному самоподдержанию: влияние плотности населения, урбанизированной среды на психическое состояние будущего учителя и процесс воспитания. Б) Элементы антропоестественного происхождения, не способные к системному самоподдержанию - квазиприрода: формирование студентами культурных ландшафтов и деятельность по их поддержанию; озеленение близлежащих территорий; уход за домашними животными и комнатными растениями; использование квазиприроды в процессе социально-экологического воспитания школьников
- Антропогенная (искусственная) природная среда - артеприрода: влияние артеприроды на психофизическое и физиологическое состояние будущего учителя; влияние эстетических и физико-химических характеристик артеприродной среды на процесс воспитания студентов; использование возможностей артеприродной среды в социально-экологическом воспитании школьников.
Воспитательная система образовательного учреждения высшего профессионального образования способна обеспечить эффективность процесса социально-экологического воспитания будущего учителя только в случае взаимосвязи всех компонентов воспитательной системы: воспитательных целей, субъектов деятельности по реализации поставленных целей, отношений между участниками (субъектами) воспитательной системы, содержанием и способами деятельности субъектов воспитательной системы, освоенной среды (природной и социальной) и управленческой деятельности.
Статья подготовлена в рамках исследования РГНФ. Грант 12-16-21003а.
Рецензенты:
Емельянова М. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары.
Кириллова О. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», г.Чебоксары.