Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА

Шаронова Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Качественная профессиональная подготовка будущего учителя возможна при условии его профессиональной воспитанности. Социально-экологическое воспитание является одним из направлений воспитания, которое должно быть реализовано в системе высшего профессионального образования. Социально-экологическое воспитание способствует формированию социально-экологической компетентности будущего учителя, которая в свою очередь включает компетенцию в области взаимодействия с природной и социальной средой и компетенцию в области социально-экологического воспитания школьников. В статье представлена структура воспитательной системы вуза по реализации социально-экологического воспитания будущего учителя, рассмотрены компоненты воспитательной системы, дана их характеристика, обоснована необходимость взаимодействия всех компонентов воспитательной системы вуза в решении задач социально-экологического воспитания будущего учителя.
будущий учитель
социально-экологическая компетентность
социально-экологическое воспитание
компоненты воспитательной системы
воспитательная система
1. Программа и логика воспитания школьников / под. ред. Ю. П. Сокольникова. - Чебоксары: Чув. гос. пед. ун-т, 2001. - 217 с.
2. Саввиди, Т. В. Воспитательная деятельность вуза как пространство для самореализации личности студента / Т. В. Саввиди // Теории и технологии общего и профессионального образования: сб. науч. трудов / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: МГОУ, 2011. - С.82-88.
3. Сокольников, Ю. П. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педагогической науки на современном этапе / Ю. П. Сокольников. - Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. - 24 с.
4. Шаронова, Е. Г. Технология социально-экологического воспитания учащейся молодежи в Чувашской Республике / Е. Г. Шаронова. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 150 с.
5. Шаронова, Е. Г. Модель социально-экологического воспитания будущего учителя / Е. Г. Шаронова // Педагогика. - 2012. - № 4 . - С. 38-44.

Процесс социально-экологического воспитания реализуется в воспитательной системе вуза. Воспитательные системы, как и педагогические, относятся к группе социальных систем, которые включают в себя индивидов и общности людей, объединенных разнообразными связями и отношениями. Основной компонент таких систем - человек как социальное существо, как «элементарный носитель социального системного качества». Л. И. Новикова определяет воспитательную систему как целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Нами проанализирована концепция системного понимания воспитания Ю. П. Сокольникова [3], предметом научного поиска которой выступает воспитательная система. По утверждению автора [1], общество на определенном этапе своего развития создает специальные воспитательные системы, назначение которых - подготовка подрастающего поколения к жизни и труду, обеспечение преемственности в жизни поколений. Анализ содержания и сущностной характеристики понятия «воспитательная система» показал, что она представляет собой педагогическую систему образовательного учреждения как относительно самостоятельную систему и включает воспитательные цели, субъекты деятельности по реализации поставленных целей, отношения между участниками воспитательной системы, содержание и способы деятельности субъектов воспитательной системы, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. Воспитание студенчества в настоящее время происходит в обстановке идеологического демократизма, расширения свободы действий, увеличения возможностей для самостоятельности и инициативы. Воспитательный процесс осуществляется в воспитательной системе вуза и является органической составляющей процесса качественной профессиональной подготовки [2, 82-88].

Социально-экологическое воспитание будущего учителя - это процесс, обеспечивающий усвоение будущим учителем части общечеловеческой культуры и опыта взаимодействия с природной (естественной и антропоестественной, антропогенной) и социальной средой (общество, общественные отношения), направленный на реализацию идей биосферосовместимого развития, а также на формирование готовности к социально-экологическому воспитанию школьников. Социально-экологическое воспитание способствует формированию социально-экологической компетентности, включающей компетенцию в области взаимодействия с природной и социальной средой и компетенции в области социально-экологического воспитания школьников [4].

В нашем исследовании мы рассматриваем воспитательную систему педагогического вуза. Целью воспитательной системы является создание условий для реализации процесса социально-экологического воспитания будущего учителя и формирования социально-экологической компетентности. Субъектами воспитательной системы являются воспитатели (преподаватели вуза, кураторы групп) и воспитанники (будущие учителя). Отношение субъектов воспитательной системы проявляется через взаимодействие с другими субъектами и управленческим звеном воспитательной системы, а определяется решаемыми задачами. Рассмотрим взаимодействие субъектов воспитательной системы вуза и задачи социально-экологического воспитания, решаемые ими.

  1. Преподаватели дисциплин различных циклов решают следующие задачи: планирование и разработка содержания тем социально-экологической направленности в курсе преподаваемых дисциплин; передача знаний, умений и навыков, позволяющих формировать социально-экологическую компетентность будущего учителя.
  2. Кураторы групп обеспечивают участие студентов в мероприятиях разного уровня по социально-экологическому воспитанию; осуществляют планирование мероприятий социально-экологического направления в группах; организацию и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов: конференции, конкурсы, круглые столы, семинары, беседы, кинолектории и др.
  3. Студенческий совет решает следующие задачи: планирование мероприятий социально-экологического направления на факультете, в группах, подгруппах; осуществляет организацию студентов к участию в мероприятиях разного уровня; обеспечивает взаимодействие с организациями, ведомствами, общественными объединениями, решающими вопросы социально-экологического воспитания будущего учителя.

Воспитанники как субъекты воспитательной системы также решают ряд задач: освоение знаний, умений и навыков социально-экологического содержания; применение полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности социально-экологического направления; участие в мероприятиях социально-экологической направленности разного уровня; овладение компетенциями социально-экологической компетентности.

Содержание деятельности субъектов воспитательной системы определяется через деятельность воспитателя и воспитанников по формированию компетенций в области взаимодействия с природной и социальной средой и компетенции в области социально-экологического воспитания школьников.

Деятельность воспитателей (преподавателей и кураторов групп) и будущих учителей по формированию компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой представлена ниже.

Деятельность воспитателей направлена на:

  • формирование ценностных ориентаций социально-экологического содержания: ценности собственного здоровья и здоровья своих близких, ценности природы и общества;
  • развитие у студентов мотивации к социально-экологической деятельности и поведению; убежденность в собственной причастности к защите окружающей среды; понимание общественной значимости социально-экологической деятельности; потребность активного участия в экологической деятельности; ответственность за результаты своей экологической деятельности; стремление и готовность к постоянному социально-экологическому самообразованию;
  • создание условий для успешного овладения системой социально-экологических понятий, знаний в области дисциплин социально-экологической направленности;
  • формирование у студентов умений адекватно взаимодействовать с социоприродной средой;
  • формирование личностных характеристик: экологическая активность; экологическая инициативность; экологическая ответственность по отношению к окружающей социоприродной среде.

Деятельность будущих учителей направлена на:

  • усвоение и культивацию социально-экологических ценностей;
  • поддержание интереса к существующим социально-экологическим процессам и проблемам, потребности к их учету в процессе собственной жизни и деятельности, мотивацию к активной социально-экологической деятельности; осознание необходимости получения социально-экологических знаний и использования их в повседневной практической деятельности;
  • овладение системой знаний в области дисциплин социально-экологической направленности;
  • овладение умениями адекватного взаимодействия с социоприродной средой;
  • развитие и саморазвитие личностных характеристик: экологическая активность; экологическая инициативность; экологическая ответственность по отношению к окружающей социоприродной среде.

Рассмотрим деятельность воспитателей (преподавателей и кураторов групп) и будущих учителей по формированию компетенции в области социально-экологического воспитания школьников.

Деятельность воспитателя направлена на:

  • формирование положительной мотивации к профессионально-педагогической социально-экологической деятельности, развитие профессионального интереса к организации социально-экологического воспитания школьников, потребности в работе с детьми по социально-экологическому воспитанию;
  • формирование ценностных ориентаций к профессионально-педагогической деятельности, направленной на социально-экологическое воспитание школьников;
  • создание условий для успешного овладения профессионально-педагогическими знаниями социально-экологической направленности;
  • овладение умениями и навыками организации и проведения социально-экологического воспитания школьников;
  • формирование профессионально-педагогических личностных характеристик (лидерские качества; коммуникативность; организованность).

Деятельность будущего учителя направлена на:

  • развитие и поддержание положительной мотивации к профессионально-педагогической социально-экологической деятельности, поддержание профессионального интереса к организации социально-экологического воспитания школьников, потребность в работе с детьми по социально-экологическому воспитанию;
  • осознание необходимости саморазвития и культивирования ценностных ориентаций к профессионально-педагогической деятельности, направленной на социально-экологическое воспитание школьников;
  • овладение профессионально-педагогическими знаниями социально-экологической направленности;
  • овладение умениями и навыками организации и проведения социально-экологического воспитания школьников;
  • развитие и саморазвитие данных личностных характеристик.

Для организации процесса социально-экологического воспитания субъекты воспитательной системы вуза используют фронтальные, групповые, индивидуальные формы, методы обучении и воспитания, материальные и идеальные средства.

Воспитательная система образовательного учреждения включает управленческую деятельность. Мы определили объекты управления воспитательной системой и деятельность, проводимую каждым объектом управления. Управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы включает:

  1. Ректорат (ректор, проректор по воспитательной и социальной работе). Деятельность по социально-экологическому воспитанию: нормативно-правовое, методическое, информационное обеспечение процесса воспитания будущего учителя; изучение системы воспитательной работы на факультетах, в том числе и социально-экологической направленности; стимулирование участия студентов в мероприятиях социально-экологического направления.
  2. Отдел воспитательной и социальной работы. Деятельность данного структурного подразделения: организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; проведение обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссионных площадок по социально-экологическому воспитанию для заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов групп, преподавателей, студдеканов и членов студсоветов.
  3. Факультеты (деканаты, заместитель декана по воспитательной работе) осуществляют контроль и координацию внеаудиторной воспитательной работы: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; анализ и корректировка воспитательной деятельности социально-экологического направления на факультете (в рамках экологического воспитания студентов).
  4. Совет факультета (заместитель декана по воспитательной работе, зав. кафедрами) осуществляет контроль и координацию внеаудиторной воспитательной работы: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; анализ и корректировка воспитательной деятельности социально-экологического направления на факультете (в рамках экологического воспитания студентов).
  5. Кафедры (зав. кафедрой) осуществляют следующие виды деятельности: проведение обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссионных площадок по социально-экологическому воспитанию для кураторов групп, преподавателей; организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя.
  6. Кураторы групп осуществляют следующие виды деятельности: организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов групп: конференции, конкурсы, круглые столы, семинары, беседы, кинолектории и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; участие студентов в мероприятиях разного уровня по социально-экологическому воспитанию будущего учителя.
  7. Студенческий совет: организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов групп: конференции, конкурсы, круглые столы, семинары, беседы, кинолектории и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; обеспечивают участие студентов в мероприятиях разного уровня по социально-экологическому воспитанию будущего учителя.

Еще одним компонентом воспитательной системы учреждения высшего профессионального образования является освоенная внешняя среда [5]. Рассматривая освоенную воспитательной системой образовательного учреждения социальную среду, мы опирались на совокупность социальных институтов, которая представляет собой взаимодействие с людьми, организациями, министерствами и ведомствами, решающими вопросы социально-экологического воспитания будущего учителя.

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Научно исследовательский институт «Экологии» Минприроды Чувашской республики: конференции, семинары, круглые столы по таким темам, как «Социально-экологическая активность молодежи»; «Экологическая культура будущего учителя»; проведение республиканских акций по охране и воспроизводству природы; участие студентов в проектах Министерства; участие студентов в проектах; научно-исследовательская работа студентов по проблемам антропогенного воздействия на природу и влияния загрязнений на здоровье человека.
  2. Городские комитеты по экологии: экологические субботники, акции, участие студентов в проектах Городского комитета (озеленение города, экологический дизайн).
  3. Общественная организация МЭД (молодежная экологическая дружина): участие студентов педагогических специальностей в составе дружины, реализация программ.
  4. АУ Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования ЧР и Центр дополнительного образования детей «Юнитэкс»: привлечение студентов в состав жюри конкурсов, олимпиад, научно-исследовательских работ школьников, педагогическая практика студентов; практическая деятельность совместно со школьниками по охране природы и рациональному природопользованию.
  5. Общеобразовательные учреждения республики: проведение мероприятий социально-экологического направления, участие в совместных конкурсах профессионально-педагогического мастерства «Экология детства», конференциях, педагогическая практика студентов.
  6. Детские оздоровительные лагеря (Краснодарский край, Чувашия, Подмосковье): реализация программ экологического и социально-экологического направления, мастер-классы.

Внешняя среда, кроме социальной среды, включает природную среду, которая оказывает воспитательное воздействие на субъекты воспитательной системы. По Н. Ф. Реймерсу, природная среда представляет собой элементы естественного, антропоестественного и антропогенного происхождения, прямо или косвенно воздействующие на отдельного человека или человеческие общности, человечество в целом. В рамках нашего исследования мы рассматриваем влияние природной среды на процесс социально-экологического воспитания будущего учителя.

  1. Естественная природная среда: влияние эстетических характеристик окружающей естественной среды на процесс воспитания студентов; влияние состояния естественной среды (загрязненности, загазованности) на здоровье, психофизическое состояние будущего учителя; использование возможностей естественной природной среды в процессе воспитания студентов и их профессиональной подготовки к социально-экологическому воспитанию школьников.
  2. Антропоестественная природная среда. А) Элементы антропоестественного происхождения, способные к системному самоподдержанию: влияние плотности населения, урбанизированной среды на психическое состояние будущего учителя и процесс воспитания. Б) Элементы антропоестественного происхождения, не способные к системному самоподдержанию - квазиприрода: формирование студентами культурных ландшафтов и деятельность по их поддержанию; озеленение близлежащих территорий; уход за домашними животными и комнатными растениями; использование квазиприроды в процессе социально-экологического воспитания школьников
  3. Антропогенная (искусственная) природная среда - артеприрода: влияние артеприроды на психофизическое и физиологическое состояние будущего учителя; влияние эстетических и физико-химических характеристик артеприродной среды на процесс воспитания студентов; использование возможностей артеприродной среды в социально-экологическом воспитании школьников.

Воспитательная система образовательного учреждения высшего профессионального образования способна обеспечить эффективность процесса социально-экологического воспитания будущего учителя только в случае взаимосвязи всех компонентов воспитательной системы: воспитательных целей, субъектов деятельности по реализации поставленных целей, отношений между участниками (субъектами) воспитательной системы, содержанием и способами деятельности субъектов воспитательной системы, освоенной среды (природной и социальной) и управленческой деятельности.

Статья подготовлена в рамках исследования РГНФ. Грант 12-16-21003а.

Рецензенты:

Емельянова М. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары.

Кириллова О. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», г.Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Шаронова Е.Г. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10124 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074